Смешанная борьба с чуваком связала. Единоборки в старину.Начало ХХ столетия
Содержание
- 1 Смешанная борьба с чуваком связала. Единоборки в старину.Начало ХХ столетия
- 1.1 Борьба и ликвидация беспризорности в 20-30-е годы ХХ века (стр. 1 из 4)
- 1.2 Содержание
- 1.3 Литература
- 1.4 Возникновение женских единоборств
- 1.5 Кулачные бои женщин: в каких случаях их проводили на Руси
- 1.6 Судебные поединки
- 1.7 На Масленицу и другие праздники
- 1.8 Бабушка Прасковья
- 1.9 Матрена против Василихи
- 1.10 Непримиримые разногласия
Борьба и ликвидация беспризорности в 20-30-е годы ХХ века (стр. 1 из 4)
Федеральное агентство по образованию
Омский государственный педагогический университет
Факультет психологии и педагогики
Борьба и ликвидация беспризорности в 20-30-е годы ХХ века
студентка 5 курса,
специальности “социальная педагогика”
Содержание
1. Беспризорность в 20-30-е годы ХХ века
2. Трудовые колонии и трудовые коммуны для трудновоспитуемых и беспризорных детей
3. Пионерское движение – способ воспитания социальной активности детей
Литература
К началу XX века система детского призрения, пройдя многовековую историю, включила в себя 4 основных института: государство (в лице его ведомств), церковь, общественные благотворительные учреждения и индивидуальные благотворители. В России сложились 3 основные категории детских учреждений, занимавшихся призрением детей:
– воспитательные дома, детские приюты и колонии, профессиональные школы и мастерские;
– дневные приюты, ночлежные дома, заведения для бесплатного пропитания детей;
– заведения, дающие помощь детям деньгами и вещами вне учреждения.
Таким образом, до революции в России сложилась достаточно развитая система социального призрения детей, базировавшаяся в основном на частной благотворительности, действовавшей под строгим контролем государства.
За годы советской власти был накоплен большой опыт в организации системы социальной защиты детей-сирот и работы с безнадзорными детьми. Наша страна неоднократно переживала пики беспризорности в периоды между Первой мировой и Гражданской войнами; в голод и эпидемии 30-х годов; как последствия сталинских репрессий 37-го года и Второй мировой войны.
Угрожающие размеры беспризорность приняла после революции 1917 года. Сказались хозяйственная разруха, голод, эпидемии, вызванные империалистической и последовавшей за ней гражданской войнами. Ни одна страна в мире не знала в XX веке таких социальных потрясений, как Россия.
Новая власть, пришедшая в октябре 1917 года, включила в свою идеологическую доктрину наиболее радикальное из имевшихся тогда предложений об устройстве социального обеспечения детей. Оно заключалось в передаче всей ответственности за призрение малолетних детей государству.
В феврале 1917 года было образовано Министерство социальной помощи, в составе которого работало управление помощи беспризорным детям и нуждающимся. В ноябре того же года его функции перешли к Наркомату государственного призрения, на который в числе прочих были возложены обязанности охраны материнства и детства и помощи несовершеннолетним (в апреле 1918 года переименован в Наркомат социального обеспечения).
В феврале 1919 года был создан Совет защиты детей, куда вошли представителя различных наркоматов — просвещения (председатель), соцобеспечения, здравоохранения, продовольствия и труда. Совет должен был заниматься снабжением детей пищей, одеждой, помещениями, эвакуацией их в хлебородные губернии. Помимо советских государственных органов, с осени 1918 года во многих городах России действовала общественная Лига спасения детей, которая не делала различий между детьми красных и белых.
1. Беспризорность в 20-30-е годы ХХ века
В начале 20-х гг. беспризорность в стране продолжала носить массовый характер. Поэтому советское правительство продолжало создавать новые детские дома, открывать ночлежки для беспризорных детей, трудовые коммуны, детские социальные инспекции, которые вели борьбу с беспризорностью, защищали права детей.
В 1920 году на смену Совета по защите детей была создана Комиссия по улучшению жизни детей при ВЦИКе РСФСР. Ее первым председателем стал Ф.Э. Дзержинский. Комиссия включала представителей наркоматов просвещения, здравоохранения, продовольствия, труда, рабоче-крестьянской инспекции, ВЧК и Всероссийского центра профсоюзов. Комиссия имела на местах специальных уполномоченных, а затем и свои отделы при губернских Советах депутатов. Она имела право вносить законодательные предложения по улучшению жизни детей. В задачи Комиссии входило:
– оказание помощи продовольствием, жильем, топливом, одеждой учреждениям, ведающим охраной жизни и здоровья детей, прежде всего беспризорных;
– издание в пределах своих полномочий и на основе действующих законов и постановлений центральной власти распоряжений, касающихся охраны жизни и здоровья детей;
– внесение в центральные органы власти предложений по изданию новых законов и постановлений, относящихся к сфере деятельности Комиссии.
Голод 1921 года в Поволжье внес существенные коррективы в планы работы с детьми. Помимо имеющихся 5 миллионов беспризорных, в сфере голода оказались 8 миллионов детей, многие из которых потеряли своих родителей. В этих условиях Комиссия вынуждена была заниматься только неотложными мерами по спасению детей. Был найден единственно правильный в тех условиях способ — массовое открытие детских домов, где дети могли получать питание и медицинский уход. Были также организованы по предложению Комиссии массовые перевозки детей из районов, пораженных голодом, в другие регионы, где спешно создавались новые детские дома. В одной Киргизии, например, было создано детских домов на 55 тысяч воспитанников.
Тем не менее, беспризорность продолжала носить массовый характер, и к 1922 году, по официальным данным, насчитывалось около 7 миллионов беспризорных детей. Детские дома к этому времени содержали свыше 540 тысяч детей. Началась работа по реэвакуации детей в родные места, поиску их родителей и родственников, закреплению за детскими домами шефов из числа промышленных предприятий, воинских частей, профсоюзных организаций и т.д.
В то же время Наркомат народного просвещения и его отделы на местах пытались в этот период найти какие-то новые формы и методы работы с детьми или возродить дореволюционные. Так, Московский отдел народного образования, опираясь на помощь фабричных и заводских комитетов, открывал клубы для беспризорных, прежде всего правонарушителей, ночлежки для беспризорных детей, трудовые коммуны — временные коллективы детей, объединявшихся для выполнения каких-либо работ и т.п. Для более эффективного ведения работы с детьми были созданы при местных органах народного образования детские социальные инспекции, которые ставили целью борьбу с беспризорностью несовершеннолетних, а также защиту прав детей.
Важным средством улучшения жизни детей в 20-е гг. стало привлечение к этой работе общественности. В 1923 г. возникло общество “Друг детей” (ОДД) — добровольное общество по воспитанию детей. Оно проводило широкую культурно-массовую работу с детьми и подростками, организовывало педагогическое просвещение населения, осуществляло общественный контроль над детскими воспитательными учреждениями. К 1926 г. такие общества имелись в каждой губернии. Работали они под руководством местных отделов народного образования или деткомиссий губисполкомов. Средства ОДД состояли из членских взносов добровольных пожертвований, доходов от платных концертов, лекций, а в некоторых регионах — даже из доходов от работы буфетов, торгующих спиртными напитками. Общество издавало журнал “Друг детей”.
Во второй половине 20-х гг. число беспризорных пошло на убыль, и данное явление перестало быть наследием только гражданской войны и только голода в Поволжье. Приток новых беспризорных происходил теперь (1925—1926 гг.) из городских семей с тяжелым материальным положением, вызванным безработицей. Решено было помешать таких детей в семьи ремесленников, кустарей, крестьян и предоставлять этим семьям определенные льготы. Однако данная система не оправдывала себя, так как получить льготы семьям, бравшим ребенка на воспитание, из-за бюрократических проволочек было очень трудно. Кроме того, происходило сокращение детских домов. Поэтому проблема беспризорности, несмотря на ряд важных правительственных решений (1926, 1927 гг.), оставалась неразрешенной.
В 1925-1926 годах обстановка с беспризорностью в стране несколько улучшилась за счет сокращения числа беспризорных детей. В то же время социологические исследования того периода, опубликованные в журнале “Друг детей” (№ 7 за 1926 г.), показывают, что беспризорники уже перестали быть “наследием гражданской войны” и даже голода в Поволжье, хотя влияние этих событий и продолжало сказываться. Приток новых беспризорных в 1925-1926 годах происходил в основном из городских семей (до этого из деревни) и, более того, из семей рабочих. Дети покидали свои дома вследствие сиротства, неблагоприятных отношений с родителями, тяжелого материального положения семей, связанного с безработицей.
В этой ситуации для разгрузки детских домов и обеспечения мест для приема новых детей правительство наметило ряд мер: помещать детей в семьи ремесленников, кустарей, крестьян с предоставлением этим семьям соответствующих льгот: в результате в 1926 году удалось разместить свыше 20 тысяч ребят, из которых 5 тысяч были отданы на патронаж в семьи. Предполагалось при этом, что штаты детских домов останутся неизменными, чтобы обеспечить прием новых воспитанников. Однако местные власти, чтобы сохранить финансы, проводили линию на сокращение штатов воспитателей и преподавателей, а также воспитанников. В результате такого подхода число детских домов и находившихся в них детей постоянно сокращалось (1923 г. —3971 детский дом и 253237 детей в них, 1927/28 гг. — 1922 детских дома и 158554 воспитанников в них).
Процесс сокращения числа детских домов происходил при сохранении достаточно высокого уровня беспризорности — даже по официальным данным в 1928 году в РСФСР насчитывалось до 100 тысяч беспризорников (неофициальные подсчеты давали цифру в 650-700 тысяч). Система патронажа не дала желаемых результатов, поскольку получение льгот для семей, берущих ребенка на воспитание, было связано с многочисленными бюрократическими формальностями и после 1926 года крестьяне перестали брать себе детей из детских домов.
Возникновение женских единоборств
1.2 Возникновение женских единоборств
Если рассмотреть продолжительную историю человечества, насыщенную непрекращающейся физической борьбой (вооруженной и рукопашной), и выделить в ней раздел, посвященный единоборствам, то участие в них женщин составит мизерную долю. Испокон веков женщины боролись и дрались очень редко.
Достоверные факты реальных женских единоборств до XVIII века очень редки (гораздо больше мифологии и художественного вымысла). К таким фактам можно отнести обучение спартанских девочек борьбе, женскую ритуальную борьбу у туарегов в Северной Африке (и у некоторых других кочевых племен), участие женщин в гладиаторских боях в Древнем Риме, и, наконец, женскую борьбу на ярмарочных помостах в средневековой Европе (не ясно, правда, являлась ли она реальной). К истории женских единоборств относятся также женские дуэли, упоминаний о которых немало, хотя не все из них достоверны или могут быть классифицированы как единоборства. Участие женщин в вооруженной борьбе и военных действиях также не носило массового характера. [3, c. 125]
В литературе женщины-воительницы – весьма популярный образ (от Брунгильды до знатных дам-дуэлянток в куртуазных французских романах). К мифологическим воительницам мы бы отнесли и древних амазонок. Борющиеся женщины встречаются в живописи и скульптуре (Ренуар, Писарро, Карпо, Роден). На тему женщин-воительниц рисовали Хосе де Рибера и Рубенс. На наш взгляд, одной из причин появления этих образов в литературе и искусстве является тайное пристрастие многих мужчин к фантазиям о женском поединке.
Что касается бытовых драк женщин, то они, безусловно, случались всегда, хотя всегда же и служили исключением из правила. Женские драки-поединки в прошлом были (как и сейчас) явлением относительно редким, а по причине их незначительности для истории человечества, в анналы они не попали, так, что информацию по этому поводу можно черпать в основном только из фильмов, художественной литературы, фольклора и домысливать. Кроме того, как мы уже отмечали, далеко не любую ссору с элементами насильственных действий можно причислить к единоборствам. Те красочные, визгливые и яростные женские драки (кошачьи бои), которые можно в обилии увидеть на видеокассетах, в кинофильмах и на интернетовских сайтах, не более чем театрализованные представления.
Достоверные свидетельства о женских единоборствах спортивной и зрелищной направленности появились в XVIII веке с распространением в Европе и США местной прессы. После изобретения английскими аристократами современного бокса, в Великобритании стали устраивать и женские бои, участницы которых были далеко не аристократками, а принадлежали к «дну общества». Особо славились ирландские боксерши. Во Франции до конца XIX века бокса не знали, зато устраивали женские борцовские схватки перед публикой. На картине Шама 1868 г. запечетлен эпизод женской борьбы. Есть упоминания о женских матчах по борьбе и боксу и в Северной Америке XVIII–XIX веках. [4, c. 177]
Подлинная же история женских единоборств начинается лишь в конце XIX – начале ХХ века. К событиям этого периода относятся: движение за равноправие женщин и мужчин во всех видах деятельности, в том числе, и в спорте; временное включение женской борьбы и бокса в олимпийские игры (правда, в качестве показательных выступлений); развитие женской цирковой борьбы, в которой, например, участвовала супруга прославленного борца Ивана Поддубного и многие другие женщины. К середине ХХ века старая цирковая борьба прекратила свое существование и трансформировалась в так называемый «кетч» (catch), или «рестлинг» (wrestling) – популярнейшее амриканское срежиссированное акробатическое боевое представление, в котором участвуют и женщины.
В конце XIX – начале XX веков многие феминистки у суффражистки пытались культивировать среди женщин «мужские виды спорта», в том числе, борьбу и бокс. В 1901 году изобретатель Эдисон сумел заснять на только что изобретенный киноаппарат показательный матч по боксу между сестрами Гордон. Особо активные дамы устраивали дружеские поединки. Но в те времена такие виды спорта не получили широкого распространения.
Бурный всплеск в развитии женских единоборств (как развлекательного, так и спортивного направлений) начался с 60-х и 70-x годов XX века (в особенности, после признания женского дзюдо официальным видом спорта). Это и первые боксерши, пытающиеся добиться разрешения выступать на ринге, и развитие женского кикбоксинга, таеквандо, других восточных единоборств. В 60–70-е годы в богатых американских домах стали устраивать борцовские поединки между специально подготовленными борчихами. Затем увлечение борьбой перекинулось на самих богатых дам, целый день скучающих без мужей, а позднее это увлечение распространилось среди женщин разных слоев общества (идеологом и практиком этого увлечения является Барбара «Доктор»). Наконец, в последнем десятилетии XX века начинается бурное развитие женского бокса и женской вольной борьбы, которые вскоре станут олимпийскими видами спорта. Как апофеоз полного равноправия женщин можно рассматривать их участие в боях «без правил», где для победы над соперницей допускаются практически любые удары и захваты. То есть, женские единоборства фактически превратились в зеркальное отражение мужских и летопись единоборств пишется теперь совместными усилиями обоих полов. [5, c. 185]
В последние десятилетия интерес к женским единоборствам принял настолько массовый характер, что эпизоды с женскими поединками буквально заполонили телевидение, кино и сеть Интернет. Уже снято несколько фильмов, целиком посвященных женщинам-бойцам и женщинам-воительницам, а распространение видеокассет и видеоклипов с женскими единоборствами стало прибыльным бизнесом. Популярность женского профессионального бокса в настоящее время огромна, а представления с женской борьбой можно увидеть практически в любом городе России. Такова не очень богатая, но весьма динамичная история женских единоборств.
1.3 Единоборство и пол
Известно, что у большинства двуполых биологических существ имеют место ритуальные поединки самцов за обладание самками, за достижение власти в стае и т.д. Это проявление отбора именно среди самцов объясняется их меньшей, чем у самок, биологической ценностью – один самец может оплодотворить многих самок, тогда как самка способна зачать существенно меньшее число раз. В статье В.Р. Дольника «Жизнь – разгадка пола или пол – разгадка жизни» это явление называется «принципом незаменимости самки». Ритуальные поединки самцов – неотъемлемый атрибут биологической жизни видов. Они совершенно необходимы для правильного выбора самками своих партнеров, а значит и для поддержания жизнеспособности потомства. Таким образом, одна из причин широкого распространения драк и поединков среди мужчин – проявление биологического стремления к внутривидовой борьбе.
Проявления агрессивности самок и их участие в драках, как правило, связаны с защитой потомства или самозащитой – в ритуальных боях самки обычно не участвуют. Ритуальный поединок отличается от драки тем, что в нем выявляется физически более сильный и выносливый противник (своего рода армрестлинг), но не ставится цель убить более слабого или нанести ему увечья. [5, c. 188]
В «Агрессии» Конрада Лоренца описан интересный пример того, что драки между самками также могут служить средством реализации естественного отбора. Самцы и самки зеленой ящерицы селятся и живут независимо друг от друга (вступают в контакт только для совокупления). При этом и самцы, и самки не терпят присутствия других представителей своего пола на «собственной» территории, но индифферентно относятся к присутствию представителей противоположного пола. Соперничество между самками (и между самцами) за наиболее удобные места проживания приводят к тому, что наиболее сильные представители каждого пола занимают наилучшие места (оказываются рядом друг с другом). Вследствие этого, они с большей вероятностью производят совместное потомство. Но это нарушение принципа незаменимости самки является, скорее, исключением из правила. У высших животных, по крайней мере, у млекопитающих, самки не вступают в единоборство между собой. Это утверждение справедливо и для приматов, у многих видов которых самки совершенно бесправны. [4, c. 186]
Во-первых (согласно феминисткам), женщины доказали, что способны заниматься любыми видами деятельности, издревле считавшимися исключительно мужскими. «Так почему же им не побороться и не побоксировать? Почему бы иногда не выяснить отношения с помощью рук и ног, как это частенько делают мужчины? И кто сказал, что стремление к насилию и разрушению – чисто мужская черта? Разве это не один из мифов, навязанных социальной средой, в которой долго и незаслуженно доминировали мужчины?» Сейчас заметно явное стремление многих женщин преодолеть различные табу и стереотипы, одним из которых является утверждение, что «женщины не дерутся».
Во-вторых, роль цивилизации и эмансипации состоит в том, что женщины (хотят они этого или нет) занимают социальную нишу, освобождаемую для них мужчинами (тоже не всегда по их собственной воле). Женщины берут на себя традиционно мужские функции, среди которых основной была защита и отстаивание интересов семьи. Грубо говоря, женщины становятся сильнее, а мужчины – слабее. Несколько примеров. В Древней Руси и в средневековой Европе возникавшие споры часто (и вполне официально) решались с помощью судебных поединков (божий суд), так как считалось, что правому поможет сам Бог. Если одной из сторон в споре являлась женщина, то за нее мог выйти на поединок ее муж, сын, отец, брат или специально нанятый боец (была и такая профессия). Споры крестьян за землю на меже часто заканчивались свирепыми драками мужиков со смертельным исходом. Про бесчисленные войны и говорить не приходится. Каждый мужчина должен был обладать умением драться и иметь специфическое мироощущение бойца, которое постоянно поддерживалось участием в потешных кулачных боях. Пока мужчины постоянно дрались и воевали, у женщин не было никакой возможности и стимула «встревать» в эту сферу деятельности. С наступлением современной цивилизации уменьшается необходимость в применении непосредственного физического насилия – споры чаще решаются в судах, да и войны почти что уже не ведутся врукопашную. Мужчины все меньше и меньше дерутся, и все чаще это желание возникает у женщин (ведь кто-то должен иногда проявить решительность – свято место пусто не бывает). [10, c. 108]
Кулачные бои женщин: в каких случаях их проводили на Руси
Женщины могут подраться, и это никак не зависит от страны или эпохи. Но иногда поединки с участием представительниц прекрасного пола устраивали специально. Поступали так и на Руси. Причем, цели у женских кулачных боев могли быть самыми разнообразными: от разрешения судебных споров до повышения урожая льна и конопли. Проводились такие побоища и на потеху публике.
Судебные поединки
Доктор исторических наук Вадим Долгов в своей статье «Поединки в древнерусской воинской культуре» написал об участии представительниц прекрасного пола в судебных боях. Они проводились на Руси с незапамятных времен вплоть до XVI века, если между людьми возникал гражданско-правовой конфликт. Например, соседи никак не могут поделить участок земли или речь идет о защите чести и достоинства.
Как правило, большинство разногласий разрешалось без поединков, но если установить истину никак не удавалось, то дело могло дойти до прямого столкновения на «поле» – так называлось место судебных ристалищ. Порядок проведения таких боев был строго регламентирован. Например, Псковская Судная грамота (нормативно-правовой документ, первая редакция которого была принята на народном вече в 1397 году) запрещала поединки между мужчинами и женщинами, поскольку ни один из противников не должен был находиться в заведомо проигрышном положении.
Если разногласия возникли между представительницами прекрасного пола, то и на бой они должны были выйти друг против друга. Но если соперником оказывался мужчина, за честь женщины должен был постоять кто-то из родственников или специально нанятый боец. Некоторые удалые молодцы подрабатывали участием в таких поединках.
Впрочем, согласно Псковской Судной грамоте, бойцов имели право нанять и пожилые люди, инвалиды, священнослужители, подростки. В-общем, все кто не мог сам постоять за себя.
Поединки проводились в особом месте в присутствии недельщика (своеобразный аналог современного судебного пристава). Часто противники использовали оружие. Дрались с ним и женщины.
Так, австрийский дипломат Сигизмунд фон Герберштейн в книге «Записки о Московии» (1549 год издания) изложил свои воспоминания о двух посольских миссиях в Россию, состоявшихся в 1517 и 1526 годах. Автор указал, как были экипированы участники судебного поединка: «Обыкновенно они имеют продолговатые латы, иногда двойные, кольчугу, наручи, шлем, копьё, топор и какое-то железо в руке наподобие кинжала, однако заострённое с того и другого краю; они держат его одной рукой и употребляют так ловко, что при каком угодно столкновении оно не препятствует и не выпадает из руки».
На Масленицу и другие праздники
Кулачные бои традиционно проводились на Масленицу и другие праздники. Изначально они были посвящены верховному богу славян Перуну, покровителю воинов. Иногда подобные забавы устраивались на свадьбах, отсюда произошла поговорка: «Какая свадьба без драки?» Считалось, что разудалое веселье и лихой бой – это не только возможность продемонстрировать молодецкую удаль, но и дань уважения языческим силам природы, которые в ответ обязательно проявят благосклонность к людям.
Известный исследователь древних боевых традиций Алексей Мандзяк в книге «Славянские воинские искусства: От культа земли к воинскому поединку» (Минск, 2006 год издания) отметил, что в масленичных кулачных забавах могли принимать участие девушки и женщины.
В книге говорится: «В некоторых местах Саратовской губернии существовал обычай женских боев. Например, женщины села Окатная Маза в определенные дни собирались на вершине холма и состязались в рукопашном единоборстве. Начинались бои с поединка двух зачинщиц, а затем потом в бой вступали другие, и разгоралась массовая драка».
Этнографы связывают данный обычай с древними языческими верованиями, согласно которым женские поединки и состязания на Масленицу способствуют повышению урожая конопли и льна. Эти культуры народное сознание напрямую связывало с проявлениями природной энергии представительниц прекрасного пола.
И все же, повсеместной традицией на Руси девичьи и бабьи схватки никогда не были. Порой, наблюдая за своими мужчинами, сошедшимися «стенка на стенку», женщины тоже входили в раж, устраивали шуточную толкотню, потасовки. Они хватали друг друга за одежду, боролись. И редко дрались как мужчины, обычно не доводя дела до обмена кулачными ударами. Не случайно в Толковом словаре живого великорусского языка В.И. Даля есть поговорка: «Мужики дерутся врасходку, бабы всвалку».
Бабушка Прасковья
Наша современница Ксения Горская в 2012 году опубликовала на портале «Клуб женских единоборств» воспоминания бабушки своей бабушки, которую звали Прасковья. Эта женщина родилась в 80-е годы XIX века во Владимирской губернии. Ее рассказы были записаны в личных дневниках внучкой, которую звали Дарья Никитична.
Прасковья жила в селе Горки, что находится на берегу реки Малый Киржач. А напротив стояла деревня Новинки Горские. С заречными мужиками и бабами часто на Крещенье и Масленицу и сходились сельчане. Одни назывались «горские», а другие «новинские». Случались потасовки и с жителями других соседних сел: Соколово, Никольское и Андреевское.
В Новинках в ту пору (начало ХХ века) образовалась дружная девичья компания, которую возглавляли две бойкие и крепкие сестрицы: Алевтина (по прозвищу Стружка – из-за кудрявых волос) и Глаша. Однажды Прасковья и ее младшая сестра Груша пожаловались матери на воинственных зареченских девушек, и та научила своих дочерей некоторым приемам женской борьбы, которые знала с юных лет.
После нескольких месяцев регулярных тренировок во время очередных зимних кулачных забав Параша с Грушей хорошо «отметелили» своих соперниц, что привлекло к ним внимание парней. Были потом и другие состязания с девушками из Никольского, Соколово и Андреевского, что остались в памяти бабушки Прасковьи.
Впрочем, скорое замужество и домашние хлопоты быстро отвлекли деревенских заводил от подобных развлечений. Судя по всему, женские бои были больше похожи на современное дзюдо или самбо, чем на бокс. Многочисленные захваты за одежду и попытки свалить противницу с ног – эта техника боя сильно отличается от традиционных мужских кулачных поединков.
Матрена против Василихи
Эссе «Русские кулачки» Матвея Домрачева содержит воспоминания дедушки Прохора о женских поединках, которые проходили в Тамбовской губернии еще в начале ХХ века. Однажды случилось так, что во время масленичных боев молодой парень Прохор одолел известного бойца Василия. И от обиды жена побежденного, которую все звали Василихой, стала задирать супругу победителя Матрену.
Пришлось Прохору научить свою невысокую юную женушку искусству борьбы «на кулачках», чтобы в следующий раз Матрена смогла дать отпор дородной бабе Василихе. Так и получилось. И воодушевившись примером победительницы, другие представительницы прекрасного пола стали участвовать в масленичных забавах.
Правда, начавшаяся вскоре Первая мировая война навсегда положила конец подобным развлечениям. Трагически сложилась судьба и у Матрены, она умерла от тифа, когда ее муж был на фронте. Вернувшись, Прохор так и не женился.
Непримиримые разногласия
Но далеко не всегда женские бои проводились на публике. Порой представительниц прекрасного пола заставляли драться непримиримые разногласия. При этом дамы обычно не хотели, чтобы о поединке кому-либо стало известно.
Причин для конфликтов у женщин может быть немало: соперничество за мужчину; имущественный спор; необдуманные слова и обиды. Если соседка распускает сплетни, если коллега ведет себя высокомерно, если продавщица утаивает сдачу – все это и многое другое может привести к физическому противостоянию.
Часто в русских деревнях женщины дрались в банях, поскольку их обычно строят вдали от домов. Эти помещения закрываются изнутри, а что там происходит: мужикам знать не положено.
Сергей Великанов в своем рассказе «Банька» привел описание драки между двумя взрослыми бабами, которую случайно подсмотрели 11-летние мальчики, заглянувшие в щелку из любопытства. Две дородные противницы били друг друга кулаками совсем по-мужски, стараясь ударить посильнее. Причем, обе предварительно разделись, чтобы не запачкать и не порвать одежду.
Поскольку в рассказе победительница гордо заявила проигравшей: «Так что, подходила и буду подходить», можно сделать вывод, что дрались бабы из-за некого представителя сильного пола. И одна из них, видимо, ранее потребовала от соперницы не приближаться к этому мужчине, но не смогла отстоять свою правоту в ходе поединка.
Вот так по-разному дрались на Руси женщины. Одни – ради победы в судебной тяжбе, другие – ради парня или мужика, третьи – ради урожая конопли или простой забавы.
Источники:
http://mirznanii.com/a/173894/borba-i-likvidatsiya-besprizornosti-v-20-30-e-gody-khkh-veka
http://www.kazedu.kz/referat/95684/2
http://cyrillitsa.ru/history/81307-kulachnye-boi-zhenshhin-v-kakikh-sluchayakh-ikh.html