Советы по уменьшению влияния телевизора на детей. Влияние телевизора на детей

Влияние телевизора на развитие детей

«Убедительно просим увести ваших детей от наших голубых экранов» – говорит диктор телевидения в знаменитом мультфильме про Карлсона. А между тем, жизнь современных детей почти невозможно представить без телевизора. Признаемся честно, нам, дорогие родители, так просто удобно – дети вроде бы чем-то заняты, они не мешают нам делать домашние дела и вообще просто не мешают отдохнуть после тяжелого рабочего дня. Порою мы практически не разговариваем со своими детьми. При общении с ними используем односложные слова типа: «Поставь!», «Отойди!», «Молодец», «Быстрее!», «Не трогай!» и т.д. Но при этом от своих детей мы ждем, чтобы они были вежливыми, успешными в учебе, чтобы их было видно, но не слышно! Чтобы понять, стоит ли «ящик» делать собеседником и воспитателем наших детей, важно посмотреть, как же влияет телевизор на наших любимых чад. Оставляя в стороне вопрос о качестве современной кинопродукции и ее влиянии на ценности и модели поведения детей (это тема отдельного разговора), посмотрим, как регулярный просмотр телевизора, в том числе в режиме видео, влияет на физическое состояние, умственное и психическое развитие детей.

Воздействие ТВ на здоровье ребенка

Мозговые способности ребенка наиболее активно формируются в период от рождения до трех лет. В первые 6 месяцев после рождения мозг достигает 50% своего взрослого потенциала, а к трем годам – 80%. Таким образом, видно, что у малышей огромный объем памяти, и только от взрослых, которые их окружают, зависит, чем заполнится этот объем. Посиделки перед телевизором – это первый шаг к нарушению функции зрения вашего малыша. Причем, угнетаются не только глазки ребенка, но и его нервная система. Врачи давно бьют тревогу и пытаются донести до родителей чреватость длительного пребывания у телевизора. Малоподвижный образ жизни – это прямой путь к гиподинамии, а, следовательно, и к развитию многочисленных сердечно-сосудистых, нервных, эндокринных, а также костно-мышечных заболеваний.

Влияние телевизора на речь и психическое развитие

Западные ученые установили, что дети, которых в раннем детстве «воспитывал » телевизор страдают недоразвитием речи, эмоций и заторможенностью психического развития в целом. Одна моя знакомая жаловалась на то, что ее ребенку уже четвертый год, а речь все еще отсутствует. Выяснилось, что телевизор дома был включен, как правило, в течение всего времени бодрствования ребенка. Эксперт по речи доктор Салли Ворд (Британия) говорит о том, что за последние 20 лет резко увеличилось количество детей, которые умеют воспринимать только зрительную информацию. Слова проходят мимо них. «Телевоспитанники» не могут в школе усваивать на слух информацию и испытывают большие затруднения со сменой привычного визуального восприятия на вербальное, ведь обучает их не телевизор, а живой учитель, которого они не способны услышать. Общение с другими детьми также может вызвать у них сложности. Примеров, подтверждающих справедливость этого утверждения, масса. Подруга недавно поделилась своими наблюдениями за своими двумя детьми 5 и 8 лет. Свободное от занятий и соответственно учебы время они, как правило, проводили перед телевизором. По причине ремонта телевизор в течение 2 дней не включался. И каково же было ее удивление, когда ее дети, которые не всегда могли находить общий язык друг с другом, начали больше общаться, вместе играть, рисовать. Телевизор просто крал это время общения, поэтому и общение складывалось не всегда продуктивно и правильно.

Известно также, что экран телевизора производит на ребенка гипнотический эффект. Ведь экран светится. Его мерцание, которое человек воспринимает помимо своей воли, имеет определенный ритм. А мерцающий свет, ритм и определенным образом подобранные шумы гипнотически воздействуют на психику. В результате маленький человечек впадает в транс и уже совершенно некритично воспринимает все, что льется с экрана, притягивается к нему. Жизнь маленького ребенка, от природы любознательного и непоседливого, проходит в постоянном исследовании окружающего мира. Он стремится все потрогать, повертеть, попробовать, изучить. Большинство детей быстро учатся включать и выключать телевизор или видеомагнитофон, тем более, что пульт дистанционного управления со множеством разноцветных кнопок обладает для них сверхпритягательной силой. Постоянно меняющиеся картинки на экране телевизора настолько притягивают малыша, что ему становится неинтересным и скучным то, что происходит вокруг него в реальной жизни. Даже не углубляясь в медицинские аспекты раннего приобщения ребенка к телевидению (неподвижность, вялость мышц, угроза нарушения зрения), нельзя не сказать о перегрузке органов чувств, в результате чего у ребенка могут появляться различные страхи, неоправданные агрессии, проблемы со сном. Поток информации, идущий с экрана, во много раз превышает возможность ребенка воспринимать его и самостоятельно переработать. Он выхватывает то одно, то другое и не может установить связь между изображением и услышанным текстом, из-за чего его мозг начинает мыслить отрывочно. Именно поэтому можно с уверенностью сказать, что раннее приобщение малыша к просмотру телевизионных передач отрицательно влияет на развитие ребенка, значительно понижает его любознательность и делает его пассивным. Тем более, что в фильмах, мультфильмах и особенно в рекламе так много агрессивных цветов, резких, пугающих звуков! Все это действует на психику ребенка крайне негативно.

Читать еще:  Топ рекомендаций по правильному воспитанию двойняшек. Советы родителям по воспитанию двойняшек

Воздействие СМИ на мышление

Изучая характер воздействия на маленьких зрителей различных средств массовой информации, руководитель Центра коммуникативных исследований Института социально-экономических проблем народонаселения РАН Н.Е Маркова пришла к следующим выводам.

§ У детей, рано начавших смотреть телевизор и проводящих у него более часа в день, снижается уровень наглядно-образного мышления и уменьшается объем памяти. Интерес детей к предметам, фактам и событиям неглубок, речь примитивна, читать они начинают позже, неохотно и плохо пересказывают.

§ Развитие воли, стремление добиться поставленной задачи нарушено, потому что, сидя перед экраном, ребенок не совершает активных действий. Любые творческие позывы не стимулируются, а подавляются.

Есть ли безопасный минимум?

По рекомендациям специалистов, ребенок в возрасте до семи лет должен проводить у телевизора не более 30-40 минут в день! В старшем возрасте это время можно увеличить до 1,5-3 часов, разбив его на интервалы по 30-40 минут. В возрасте до двух лет ребенку вообще нельзя сидеть перед телевизором!Фредерик Циммерманиз Университета Вашингтона в Сиэтле, говоря о том, сколько времени маленький ребенок в возрасте одного-трех лет может проводить перед телевизором, отметил: «Каждый час – дополнительный риск, можно сказать, что нет безопасного минимума».

Пути решения проблемы

Вариантов масса, просто надо их пытаться найти, приложив немного фантазии и желания.

§ Поставьте простую и реалистичную цель, например, ограничьте время просмотра двумя мультфильмами в день.

§ Приучите детей обходиться без телевизора. Возможно, вначале вы встретите некоторое сопротивление, однако в таком раннем возрасте дети легко примут новые правила игры.

§ Предлагайте ему регулярно те интересные занятия, которые оказывают наибольшее влияние на развитие структур головного мозга, а именно: 1) разнообразные виды речи (устная, письменная), например, читайте с ребенком книги, рассказывайте сказки, учите скороговорки; 2) упражнения по координации движения кисти (лепка, рисование, конструкторы и т.д.). Европейская академия педиатрии считает эти занятия наиболее важными.

§ Попросите ребенка помочь вам по дому: маленькие дети любят помогать маме в мытье посуды, уборке комнаты и других домашних делах. Ваше доверие им только польстит.

§ Почаще пойте вместе с ребенком – это развивает его речевые навыки и слух.

§ Играйте с ребенком в подвижные игры.

Выводы

Итак, дорогие читатели, подведем некоторые итоги. Оставляя своих детей у телевизора, мы не только доверяем их воспитание чужим дядям и тетям, не только наносим урон их здоровью, провоцируя задержку моторного развития, гиподинамию и ухудшение зрения; у голубого экрана мы рискуем навсегда похоронить их яркую уникальную личность с ее способностью познавать мир через собственный опыт, с ее умением полноценно общаться и строить взаимоотношения со сверстниками, с ее творческим потенциалом и умением ставить жизненные цели и достигать их. Телевизор «помогает» нам сформировать у детей пассивность и инертность характера, посредственность мышления. День за днем, незаметно методом накопительного эффекта наш уникальный ребенок становится частью толпы, серой и посредственной. Не случайно ведущие научные коллективы университетов мира бьют тревогу: умственная деградация целого поколения неизбежна при таком объеме воздействия кинопродукции на детей. И при этом главная ответственность лежит на нас, родителях. Кто-то однажды сказал: «Родился оригиналом, не стань копией». Пусть наши дети будут завтра среди тех, кто будет проектировать оригинальные здания, делать уникальные операции, делать яркие репортажи и ставить новые мировые рекорды. Но сегодня для начала нужно просто выключить телевизор и помочь своим детям сохранить свою неповторимую уникальность.

Что важно знать о телевизоре и телепередачах!

10 часов телесеансов в неделю снижают творческий потенциал человека на 25%.

Воздействие сказки (часто одной и той же любимой), рассказанной мамой или папой ребенку перед сном значительно сильнее, чем сказки, просмотренной по телевизору.

Результаты исследований английской ученой Салли Ворд показали:

– Если родители надеялись на электронные средства (телевизор, компьютер), как на нянь, то в 20% случаев уже 9-месячные дети отставали в развитии!

– Если дети продолжали смотреть телевизор, слушать приемники и пластинки, то в трехлетнем возрасте наблюдались задержки в развитии на целый год.

– Если родители отставших в своем развитии 9-месячных детей изымали из их поля зрения электронную технику и начинали непосредственно общаться с ребенком, то через 4 месяца ребенок догонял детей с нормальным развитием.

Советы по уменьшению влияния телевизора на детей. Влияние телевизора на детей

В наше время тяжело найти семью, у которой нет телевизора. Скорее в доме можно обнаружить не один, а два или три телевизора. Для взрослых телевидение – это нормальное повседневное явление. Мы смотрим фильмы, новости, различные телепередачи. Часто телевизор просто работает фоном, пока мы ужинаем или делаем работу по дому.

А как же телевизор влияет на детей? Можно ли детям смотреть телевизор? Сколько часов ребенок может смотреть телевизор, не нарушая психику? Чем занять ребенка кроме мультиков? В статье “Влияние телевизора на детей” вы найдете ответы на интересующие вас вопросы.

Читать еще:  Что лучше от трещин на сосках. При кормлении появляются трещины на сосках: что делать, как лечить, мази, крема, профилактика

Можно ли смотреть детям телевизор?

  • малыши до 2-х лет . Деткам до двух лет не стоит вообще смотреть и слушать телевизор. Даже, если вы считаете, что ребенок его не смотрит. Ваш ребенок его слышит и впитывает как губка каждое слово, увиденное изображение, услышанный звук…

Многие мамы сажают детей за просмотр мультика, чтобы быстрее покормить или заняться своими делами. Но в итоге от этого больше вреда, чем пользы.

Ребенок должен постоянно активно двигаться, осваивать новые предметы, рисовать, лепить, строить, пересыпать, переливать. Во время просмотра телевизора ребенок пассивен, он не развивается.

  • дети от 2-ух до 3-х лет. Разрешается смотреть телевизор не более 15 минут в день. Внимательно выбирайте материал, который будет смотреть ваш малыш. Избегайте просмотра мультиков без звуков, так как это может негативно отразиться на развитии речи ребенка. Если вы включаете телевизор, оставайтесь вместе с ребенком и комментируйте увиденное на экране. Ребенок должен правильно воспринимать и усваивать информацию, показанную по телевизору.

В период до 3-х лет активно идет процесс развития речи, памяти, внимания и интеллекта. Телевизор влияет на психическое состояние ребенка. Происходит быстрая смена картинок, неокрепший мозг не успевает перерабатывать такой поток информации. Ребенок находится в перевозбужденном состоянии и, как следствие, появляется плохой сон, страхи и капризы.

  • дети от 3-х до 6-ти лет . Разрешается смотреть телевизор не более 40 минут в день, желательно с перерывами. В этом возрасте ребенок познает мир через экран телевизора. Выбирайте, какую информацию усвоит в это время ваш ребенок.Следите за тем, какие мультики он смотрит, лучше всего записать хорошие мультики, развивающие программы и передачи. В этот период активно развивается творческое мышление. А если ребенок смотрит на готовое изображение, его воображение перестает работать.
  • – дети с 7-ми лет . Разрешается смотреть телевизор до 90 минут в день с перерывами. Обязательно следует контролировать ребенка, смотреть, сколько времени он проводит у телевизора. Ведь у него может появиться зависимость. Старайтесь не оставлять ребенка одного, найдите для него альтернативные занятия.

Требования к просмотру телевизора

  • смотреть только в сидячем положении
  • размер экрана должен быть от 21 дюйма. При увеличении экрана должно увеличиваться и расстояние до него
  • смотреть телевизор с расстояния не менее двух метров
  • смотреть телевизор только при включенном свете в комнате

Последствия просмотра телевизора у детей, рано начавших его смотреть и проводящих много времени перед ним:

  • Постоянно работающий телевизор оказывает отрицательное влияние на психическое и физическое здоровье ребенка. Физическое развитие замедляется, так как ребенок сидит и смотрит в одну и ту же точку. Дети по природе очень активны и любознательны и после неподвижного сидения наступает период перевозбуждения, агрессии и капризов.
  • У детей ухудшается зрение. Причем ухудшение происходит постепенно.
  • Замедляется работа мозга. Ребенок перестает творчески мыслить и придумывать новые идеи. За него это делает телевизор.
  • Уменьшается объем памяти и снижается уровень наглядно-образного мышления. Дети перестают интересоваться предметами и событиями, позже начинают читать, их речь очень проста.
  • Нарушено развитие воли и желание добиться поставленной задачи, так как ребенок не совершает никаких активных действий.

Советы по уменьшению влияния телевизора на детей:

  • Следует ограничить время, проведенное за просмотром телевизора. Например, 2 мультика в день. Однако не запрещать, а договариваться и предлагать альтернативу – чтение, рисование, прогулка, совместные игры, лепка. Дети очень любят помогать взрослым. Воспользуйтесь этим.
  • Телевизор должен стоять в таком месте, чтобы он привлекал минимум внимания.
  • Создайте определенные правила и соблюдайте их. Во время еды телевизор смотреть нельзя.

Важно, чтобы наши дети выросли умными, любознательными и активными. Конечно, смотреть телевизор можно, но стоит это делать в разумных пределах.

А сколько времени проводят у телевизора ваши дети? Какие передачи они смотрят?

Можно ли детям смотреть телевизор? Влияние телевизора на ребёнка

Телевидение давно прочно вошло в нашу жизнь и в настоящее время, почти в каждой квартире люди, проживающие в ней, имеют возможность просматривать несколько десятков и даже больше телевизионных каналов. Телевизор смотрят и взрослые, и их дети. И тут возникают вопросы, можно ли детям смотреть телевизор и какого влияния телевизора на ребёнка нужно опасаться?

Как влияет телевидение на ребёнка?

Телевидение влияет на малыша уже с первого года жизни ребёнка. Ребёнок реагирует на телевизор, на его звук и на часто меняющуюся картинку. По сути, малышу всё равно, что показывают по телевизору, ведь он ещё не осознаёт, что там показывают. Его привлекают именно внешние раздражители: звук и меняющиеся изображения. И больше всего ребёнок в таком возрасте ребёнок будет реагировать на рекламу. Потому что там достаточно громкий звук и яркие, часто меняющие друг друга картинки.

Ребёнок на третьем году жизни уже реагирует на телевизор по-другому. Он осознаёт, что происходит на экране и предпочитает просмотр мультфильмов. Главные герои в них – нарисованные сказочные и мультипликационные персонажи. И они больше соответствуют внутреннему миру ребёнка, чем фильмы и обычные передачи.

Вред телевизора для детей

Вред от телевизора часто преувеличивают. Но это не значит, что телевидение безвредно. У телевизора сильное влияние на ребёнка и это влияние носит отрицательный характер.

Читать еще:  Отказ ребенка от одной груди. Как чаще всего выглядит отказ от груди? Ребенок не берет грудь: плоские или втянутые соски

Если взять грудного ребёнка, то, как мы уже говорили, его привлекает телевизор, т.к. это сильный внешний раздражитель. Малыш будет наблюдать за телевизором, не зависимо оттого, что по нему показывают, даже не понимая, что там идёт. Естественно, возможно перенапряжение зрительного нерва. Ребёнок попросту устаёт смотреть телевизор, но вынужден это делать, т.к. рефлекторно отвлекается на внешнее раздражение. И об этом моменте надо помнить молодым мамам, которые занимаются уходом за новорождённым ребёнком и часто смотрят телевизор, держа малыша на руках.

Если вы воспитываете ребёнка 3-4 лет, то, возможно, были свидетелями того, что ребёнок приходил в возбуждение от просмотра фильмов или мультфильмов. Например, после сцен драки или сражения он начинал повторять действия героев из телевизора. Т.е. бегал, дрался с воображаемыми противниками, вел себя очень активно. Подобные вспышки гиперактивности у детей часто можно наблюдать во время просмотра телевизора.

Даже взрослые люди, смотря телевизор, могут сильно на него реагировать. Болеть за спортсменов, переживать за героев фильмов и радоваться за них. Многие женщины плачут при просмотрах драматичных мелодрам. И если телевизор способен оказывать такое влияние на взрослого человека, то на ребёнка он действует ещё сильнее, потому что дети гораздо хуже справляются со своими чувствами и эмоциями.

Влияние телевизора на мозг ребёнка исследовали японские учёные из университета Тохоку города Сендай. С помощью МРТ головного мозга они исследовали детей в возрасте 5-16 лет и выяснили, что у детей, которые проводят перед телевизором 4часа в день и более, происходят изменения головного мозга. В лобной доле серого вещества у них становится больше и это сильно снижает вербальный интеллект ребёнка.

Кроме того, не будем забывать про зависимость от телевизора. И она вполне может иметь место. Зависимость вызывают не только курение, алкоголь и наркотики. И телевизор, и компьютер и сладости и другие вещи способны её вызвать. Про это не говорят, потому что такие случаи случаются реже и, в большинстве своём, не носят такого разрушающего характера, но, тем не менее, стоит иметь это ввиду. Иначе, если часами напролёт ребёнок сидит перед “голубым экраном”, то он не выполняет своих семейных обязанностей и как заставить такого ребёнка делать уроки – большой вопрос.

Может ли просмотр телевизора принести пользу ребёнку?

Может ли телевизор быть полезен ребёнку? Может. Ведь из телевизора можно получить много разной полезной информации. В этом плане, телевизор может даже в чём-то выигрывать у книги. По телевизору идёт много познавательных программ и передач, и дети любят их смотреть. Конечно, ребёнок должен “повзрослеть для них”. Ребёнок дошкольного возраста вряд ли будет смотреть их, а вот у школьника младших классов жажда познания уже достаточно сильная.

Конечно, если судить объективно, то полезного в современном телевидении мало. Гораздо больше всякого “информационного хлама”, не представляющего никакой ценности для развития ребёнка. И даже полезные развивающие и познавательные передачи нельзя смотреть долго. Потому что ребёнок достаточно быстро устаёт, его внимание слабеет и рассеивается и он перестаёт воспринимать информацию.

Сколько можно смотреть телевизор ребёнку?

О том, сколько времени должен проводить ребёнок перед телевизором, можно судить, оценив возраст ребёнка. Ребёнку в первый год жизни достаточно 10-15 мин в день. Ребёнку дошкольнику – 25-30 минут в день. А ребёнку младшего школьного возраста – 40-45 минут в день. Дольше нет необходимости, потому что ребёнок всё равно не может долго концентрироваться, и начнёт отвлекаться. Ведь неспроста уроки в средних школах имеют продолжительность 40-45 минут.

Что делать, если в семье происходят конфликты из-за телевизора?

Если конфликтуют между собой дети и не могут решить, что они хотят смотреть (одному нравится одна передача, другому другая), то можно им обоим запретить смотреть его до тех пор, пока они не придут к согласию между собой. Если в семье происходит конфликт между родителями и детьми, то тут всё сложнее. Тогда стоит перестать смотреть телевизор всем, в том числе и родителям. До тех пор, пока не будет найден компромисс.

Можно, конечно, купить всем по телевизору и родителям и детям. Но не рекомендуем этого делать. Потому что каждый будет сидеть за своим “ящиком”, не контактируя со своими близкими. И это способствует отдалению супругов и детей друг от друга. Ведь в счастливых семьях телевизор смотрят вместе, а не врозь.

Не стоит обедать и ужинать перед телевизором в ущерб семье. И не надо разрешать это делать ребёнку. Обедать нужно всем вместе. И гораздо лучше будет обсудить любимую телепередачу со своими родными за семейным столом.

Телевизор – это достижение цивилизации. И как всякое благо цивилизации, он несёт и положительное и отрицательное в себе, как две стороны одной медали. Вообще, любое достижение технического прогресса вместе с пользой несёт в себе, также, разрушающую суть. И очень часто их нельзя разделить. Беря от телевидения пользу, которую оно в себе несёт, мы вынуждены принять и вред, который оно может принести. Но, такова наша плата за прогресс.

Рекомендуем также посмотреть статьи:

Источники:

http://www.baby.ru/blogs/post/33689498-33683810/
http://my-happybaby.ru/vliyanie-televizora-na-detej
http://mirvsemye.ru/deti/mozhno-li-detyam-smotret-televizor-vliyanie-televideniya.php

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: