Современные подходы по взаимодействию доу с родителями. Современные подходы в организации взаимодействия доу и семьи с учетом фгос до. Взаимодействие ДОУ с семьей

Современные подходы к взаимодействию ДОУ и семьи

Бутусова Марина
Современные подходы к взаимодействию ДОУ и семьи

Взаимодействие с семьями воспитанников – одно из основных направлений деятельности дошкольного образовательного учреждения. Но, как показывают научные и эмпирические данные, это направление остаётся для современного воспитателя самым сложным.

Детские сады испытывают серьезные трудности в работе с семьями воспитанников, причинами которых, по мнению сотрудников дошкольных образовательных учреждений, являются:

• низкий социальный статус профессии воспитателя в обществе, деятельность которого рассматривается большинством родителей как сфера услуг по уходу и присмотру за ребенком;

• недостаточно высокий уровень психолого-педагогической культуры родителей;

• отсутствие у родителей навыков совместного проживания с ребенком событий семейной жизни и всего того, что связано с его пребыванием в детском саду;

• стремление большинства родителей к тому, чтобы «откупиться» подарками от личного общения с ребенком;

• неполная информированность воспитателей об условиях жизни ребенка дома.

По мнению родителей, основными причинами трудностей являются:

• отношение воспитателей к родителям как к объектам воспитания, а не полноправным участникам образования ребенка;

• недостаточная компетентность многих воспитателей по вопросам взаимодействия с родителями;

• неготовность воспитателей оказывать помощь родителям в решении тех проблем, которые их волнуют;

• стремление воспитателей избегать живого общения с родителями, подменяя его анкетированием, информационными стендами и т. п. ;

«закрытость» дошкольного учреждения для родителей – неполная информированность родителей о жизни ребенка в детском саду.

Так, по данным самоанализа, проделанного педагогами ДОУ, основными причинами, тормозящими эффективное взаимодействие с семьями, являются повышенная требовательность к родителям, внушение им отрицательного образа ребёнка, неумение принять точку зрения родителей, уверенность только в своей правоте. Чтобы предотвратить возникновение сложных ситуаций, воспитатель должен владеть определёнными приёмами эффективного общения с родителями.

Наблюдение показало, что в практике работы некоторых воспитателей еще не изжит менторский подход по отношению к членам семьи воспитанников, наблюдаются самые разные варианты взаимоотношений с родителями, проявляющиеся в несогласованности, диктате и мирном сосуществовании, антагонизме и конкуренции. Определенная категория педагогов не столько ищет в общении с членами семьи способов сближения, сколько повода указать им на просчеты в семейном воспитании. Не умея тактично, продуманно и аргументировано вести диалог, они сами не получают удовлетворения контактами с родителями и вызывают соответствующее к себе отношение.

Важным моментом в предупреждении возникновения проблемных ситуаций является ежедневное информирование родителей о том, как ребенок провел день, чему научился, каких успехов достиг. Отсутствие информации порождает у родителя желание получить ее из других источников, например, от других родителей, детей группы. Такая информация может носить искаженный характер и привести к развитию конфликтной ситуации.

Педагоги, не знающие условий семейного воспитания, механически переносят содержание, методы воздействия на детей в ДОУ на семейные условия. Между тем задача педагога состоит в том, чтобы преодолеть в себе элементы назидания по отношению к членам семьи воспитанника и выработать способ доверительного общения. Недоверие – это главное препятствие к установлению доброжелательных отношений.

Вместе с тем педагоги испытывают трудности, связанные с низкой заинтересованностью родителей, низким социальным статусом профессии воспитателя. Часто родители не знают специфики труда воспитателя, и общение строится на уровне взаимных претензий.

Отсутствие установки на сотрудничество у родителей может быть связано с недоверием к компетентности воспитателя, с тем, что они не видят в педагогах квалифицированных специалистов, готовых оказать им помощь в решении воспитательных задач.

Педагоги сами признаются, что они не владеют в должной мере новыми подходами к взаимодействию с родителями.

Воспитателю важно научиться общаться с родителями так, чтобы избегать позиции «обвинителя», негативной оценки ребёнка. Эффективно помогает в этом техника «Я – сообщений», разработанная Томасом Гордоном. При условии умелого применения она способствует формированию взаимопонимания между педагогом и родителем, а также снижению напряжения. С помощью «Я-сообщения» можно не только выразить чувства, которые возникают у воспитателя в сложных ситуациях, но и корректно обозначить существующие проблемы и при этом, что не маловажно, осознать собственную ответственность за их решение. Для того чтобы овладеть данной техникой общения, необходимо осознавать свои собственные чувства и уметь правильно сообщать о них.

Педагогам необходимо осваивать новые подходы к взаимодействию с родителями – это переход от сотрудничества по обмену информацией и пропаганды педагогических знаний к сотрудничеству как межличностному общению педагога с родителями диалогической направленности. Ключевым понятием здесь является диалог, под которым подразумевается личностно равноправное общение, совместное приобретение опыта.

К новым подходам к взаимодействию относится учет личного опыта родителей.

Актуальной сегодня является ориентация в содержании общения на проблемы, влияющие на развитие детей, учет запросов и пожеланий родителей в знаниях. Что в хорошем смысле слова означает, что педагог «идет на поводу» у родителей.

Читать еще:  Какие приметы нужно соблюдать на рождество. Народные приметы на Рождество Христово: как привлечь деньги, здоровье, удачу и любовь в дом. Что можно и нужно делать в Рождество Христово

Так же это доверительность отношений между педагогами и родителями, личная заинтересованность, эмансипация последних, которая предполагает освобождение от старых взглядов, появление рефлексивного отношения к своей деятельности. Реализация этого принципа подразумевает отказ от критики собеседника, умение заинтересовать его, нацелить на анализ собственной воспитательной деятельности. Конфиденциальность (секретность, доверительность) предполагает:

• готовность педагога терпимо относиться к тому, что члены семьи воспитанников по разным причинам могут скрыть от него существенную информацию;

• предотвращение от приватных связей с членами семьи.

Важным в настоящее время является реализация принципа открытости детского сада для родителей. Этот принцип предполагает, что родители могут иметь возможность свободно, по своему усмотрению, в удобное для них время знакомиться с деятельностью ребенка в детском саду, стилем общения воспитателя с дошкольниками, включаясь в жизнь группы. Вовлечение родителей в педагогический процесс учреждения называется «открытостью детского сада внутрь».

К новым принципам взаимодействия относится вариативность содержания, форм и методов образования родителей. Современный родитель нуждается в изучении как новых тем, так и старых в новом звучании.

Самое главное – при таком подходе могут существенно измениться отношения между детьми и родителями, так как модель сотрудничества, успешно освоенная в образовательном учреждении, имеет шанс прижиться и в семье. А это значит, что пространство развития, в котором растет ребенок, будет истинно гуманистическим.

Алгоритм взаимодействия педагога с семьей

I стадия – Поиск контактов при первой встрече – воспитатель должен проявить высокий педагогический такт, искреннее уважение к родителям, деликатность, сдержанность, важно не оттолкнуть непродуманным вопросом.

II стадия – Обсуждается, что необходимо развивать и воспитывать в ребенке, подчеркивать его индивидуальность, неповторимость. На этом этапе уже можно осторожно заговорить о нежелательных проявлениях в поведении малыша.

III стадия – Установление общих требований к воспитанию ребенка. Педагог побуждает родителей высказывать свои взгляды на воспитание ребенка, выслушивать мнение родителей об используемых ими методах, даже если оно ошибочно. Не опровергает, а предлагает свои способы воздействия, призывает объединить усилия для выработки единых требований.

IV стадия – Упрочение сотрудничества в достижении общей цели. Согласившись на совместное сотрудничество, стороны уточняют воспитательные возможности друг друга, ставят единые цели и задачи. Возможны споры, разногласия. Важно, чтобы они не помешали дальнейшему сотрудничеству.

V стадия – Реализация индивидуального подхода. Педагог не демонстрирует свою всесильность, а доверительно сообщает о своих сомнениях, затруднениях, спрашивает совета у родителей и прислушивается к ним. На этой стадии вырабатывается целый ряд согласованных мер, направленных в том числе на перевоспитание ребенка.

VI стадия – Совершенствование педагогического сотрудничества. Готовые рецепты не предлагаются, тщательно анализируется процесс совместной деятельности. Это стадия развития педагогического сотрудничества, где идет реализация единых педагогических воздействий.

Инициатором контакта всегда является педагог!

1. Зверева О. Л., Кротова Т. В. Общение педагога с родителями в ДОУ: Методический аспект. – М.: ТЦ Сфера, 2005.

2. Социальное партнёрство детского сада с родителями. Сборник материалов. – М.: Творческий центр «Сфера», 2013.

Современные формы взаимодействия ДОУ и семьи Семья и дошкольное учреждение – два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития.

Современные подходы к организации речевого развития дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС в ДОУ Выступление на методическом объединении Старший воспитатель Литвинова Ирина Ивановна “Современные подходы к организации речевого развития.

Консультация «Современные подходы к развитию взаимодействия детского сада и семьи в условиях реализации ФГОС» В истории человечества сложились две ветви воспитания подрастающего поколения: семейное и общественное. Их воспитательные функции различны,.

Семинар «Современные подходы к развитию воспитательного потенциала семьи» “Современные подходы к развитию воспитательного потенциала семьи» составила: Медведева Е. Н. воспитатель Цель. Расширить теоретические.

Современные подходы к одаренности Одаренный ребенок – это особенный ребенок, и ему не всегда походят требования стандартной образовательной системы. Для одаренных детей характерна.

Современные подходы к организации патриотического воспитания в ДОУ Большие изменения происходят в нашей стране в последнее время. Это касается нравственных ценностей, отношения к событиям нашей истории.

Современные подходы к развитию взаимодействия детского сада и семьи по вопросам физического воспитания ДОКЛАД НА ПЕДСОВЕТЕ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ ТЕМА: «СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К РАЗВИТИЮ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДЕТСКОГО САДА И СЕМЬИ ПО ВОПРОСАМ ФИЗИЧЕСКОГО.

Дошкольная педагогика «Современные подходы в образовании» СОВРЕМЕННЫЕ ПОХОДЫ В ОБРАЗОВАНИИ Содержание дошкольного образования позволяет формировать основу развития личности человека, оно многоаспектно.

Журнал для родителей «Современные технологии построения партнерских взаимоотношений семьи и ДОУ» Наша группа – это единое пространство: воспитатель, ребенок, родитель. Давайте познакомимся! Наша группа разновозрастная, воспитываются.

Современные подходы по взаимодействию доу с родителями. Современные подходы в организации взаимодействия доу и семьи с учетом фгос до. Взаимодействие ДОУ с семьей

Конференция: Взаимодействие ДОУ и семьи при реализации ФГОС ДО

Автор: Филиппова Светлана Ивановна

Организация: МДОУ «Детский сад №1 с Корткерос»

Населенный пункт: Республика Коми, с. Корткерос

С введением Федерального государственного образовательного стандарта большое внимание уделяется работе с родителями. Одним из основных принципов дошкольного образования является:

Читать еще:  Виды фенечек с инструкцией. Как плести фенечки из мулине, из ленточек, из бисера? Как научиться плести фенечки для начинающих

Сотрудничество Организации с семьей и приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.

Одна из задач, на решение которой направлен стандарт – обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.

В ФГОС говорится что «Работа с родителями должна иметь дифференцированный подход, учитывать социальный статус, микроклимат семьи, родительские запросы и степень заинтересованности родителей деятельностью ДОУ, повышение культуры педагогической грамотности семьи».

Также в нем сформулированы и требования по взаимодействию работы Образовательной Организации с родителями. Подчеркнуто, что одним из принципов дошкольного образования является сотрудничество Образовательной Организации с семьёй, а «ФГОС ДО является основой для оказания помощи родителям (законным представителям) в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, в развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития.

Одним из требований к психолого-педагогическим условиям является требование обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей. Родители (законные представители) должны принимать участие в разработке части образовательной Программы Образовательной Организации, формируемой участниками образовательных отношений с учётом образовательных потребностей, интересов и мотивов детей, членов их семей и педагогов»

В соответствии с законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ, одной из основных задач, стоящих перед детским дошкольным учреждением является «Взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития личности ребенка».

. В соответствии с ФГОС «Детский сад обязан: информировать родителей (законных представителей) и общественность относительно целей дошкольного образования, общих для всего образовательного пространства Российской Федерации, а также о Программе, и не только семье, но и всем заинтересованным лицам, вовлечённым в образовательную деятельность. Обеспечить открытость дошкольного образования: Создавать условия для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности; поддерживать родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья; обеспечить вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьёй на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи; создавать условия для взрослых по поиску, использованию материалов, обеспечивающих реализацию Программы, в том числе в информационной среде, а также для обсуждения с родителями (законными представителями) детей вопросов, связанных с реализацией проектов».

Преимущества новой системы взаимодействия ДОУ с семьей неоспоримы:

– Это положительный эмоциональный настрой педагогов и родителей на совместную работу по воспитанию детей.

– Это учет индивидуальности ребенка.

– Родители самостоятельно могут выбирать и формировать уже в дошкольном возрасте то направление в развитии и воспитании ребенка, которое ему необходимо.

Одним из главных направлений работы нашего учреждения является активное сотрудничество с родителями. Взаимодействие воспитателей и родителей главным образом направлено на решение задачи объединения усилий семьи и детского сада для воспитания и развития ребёнка.

Я, со своей стороны, планомерно и активно распространяю педагогические знания среди родителей, оказываю практическую помощь в воспитании детей и способствую вовлечению родителей в образовательную деятельность.

Для этого использую разнообразные формы работы:

Помимо традиционных форм работы ДОУ и семьи, активно использую инновационные формы и методы работы:

  • Анкетирование (при подготовке к собраниям, семинарам, круглым столам, консультациям, при выпуске буклетов)
  • “Круглый стол” по любой теме, семинары – практикумы, мастер- классы. ( По выбору родителей, которые указывают темы для обсуждения при анкетировании в начале или конце учебного года).
  • Тематические выставки, фотовыставки, выставки совместного творчествародителей и детей. (По теме недели).
  • Консультации специалистов ; (по желанию родителей)
  • Семейные спортивные встречи, дни здоровья, «Папа – мама – я- спортивная семья», походы. (пропаганда здорового образа жизни, привлечение родителей к образовательной деятельности, совместному активному отдыху)
  • Открытые занятия для просмотра родителей . (Открытость образования)
  • Конкурсы семейных талантов:

«Минута славы» – ежегодно в апреле месяце, «Семья года»-1 раз в 3 года, «А ну-ка бабушки»- 1 раз в 3 года, «А ну-ка мамочки», «Мисс детского сада» (распространение семейного опыта, поддержка семейных традиций)

  • День открытых дверей . (Вовлечение родителей в образовательную деятельность). Проводим ежегодно в феврале месяце. Родители принимают активное участие в совместной деятельности( рисуют, лепят, поют, делают зарядку и т. д)
  • Сайт ДОУ и группы . (Открытость и доступность, информирование родителей или (законных представителей) о жизни детей в детском саду и группе). Имеется сайт ДОУ ( http://det-sad-kort.umi.ru/ ), где работает страница нашей группы, где я размещаю информацию обо всех событиях, конкурсах, мероприятиях группы и детского сада. На страничке группы размещены рубрики «Для вас, родители», «Учите вместе с нами» «Новости».
  • «Осенняя ярмарка» ( активное привлечение родителей с жизни группы и детского сада, сбор средств на нужды группы.) проводим ежегодно.

В свою работу с родителями включаю формы работы с использованием современных приемов подачи информации; презентации, видеозаписи организованной образовательной и самостоятельной деятельности детей, слайд – шоу на родительских собраниях, семинарах – практикумах, круглых столах, что вызывает большой интерес и восхищение со стороны родителей.

Семинар-практикум – одна из форм сотрудничества с родителями, где предполагается как теоретическое ознакомление с проблемой, так и практическое решение проблемы.

Читать еще:  Красивые фразы о себе любимой. Цитаты о себе

В рамках проекта «Умные игры» в средней группе, провела семинар – практикум для родителей. В ходе семинара родителям освещалась теоретическая значимость развития логики, давались понятия логических операций и какие игры способствуют развитию логики. Практическая часть включала обучение родителей играм и упражнениям, которые они смогут использовать в домашних условиях для развития логики, мышления своих детей. В конце семинара-практикума была проведена рефлексия в виде игры для выявления удовлетворенности родителей, проведенным семинаром-практикумом. Я предложила схему дома, стикеры и предложила родителям оценить работу семинара и полезность информации.

Фундамент – полезная информация

Окна-не очень полезная информация

Дым из трубы – бесполезная информация.

Все стикеры были положены в фундамент дома, что свидетельствовало о том, что семинар прошел плодотворно.

При подготовке родительских собраний, часто провожу анкетирование с целью выявления компетентности родителей по теме собрания, круглого стола или семинара. Проводила анкетирование по теме: «Удовлетворенность ДОУ» с целью: изучить сферу сотрудничества семьи и детского сада в воспитании детей.

Анализ анкетирования показывает высокую удовлетворенность родителей педагогами и работой детского сада в целом. Результаты анкетирования находят свое отражение в планировании работы с родителями.

В своей группе я ежегодно разрабатываю перспективный план по работе с родителями, а так же совместной деятельности родителей и воспитанников. Мероприятия составляю таким образом, чтобы они отвечали задачам ДОУ и потребностям родителей.

Одной из актуальных активных форм работы с родителями в ходе реализации ФГОС ДО является – вовлечение родителей в проектную деятельность детского сада и группы.

Я активно вовлекаю родителей своей группы в проектную деятельность, которая является одной из привлекательных и результативных форм совместной деятельности дошкольников и взрослых. Как правило, любой проект, как маленький, на уровне группы, на уровне ДОУ, так и масштабный, включает в себя блок работы с семьей. Родители, участвуя в реализации проекта, являются не только источниками информации, реальной помощи и поддержки ребенку и педагогу в процессе работы над проектом, но и становятся непосредственными участниками образовательного процесса, обогащают свой педагогический опыт, испытывают чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и достижений ребенка. Проектная деятельность развивает у всех членов сообщества (воспитанников, родителей, воспитателей) самостоятельность, инициативность, умение планировать свою деятельность и общаться друг с другом, а главное, способствует укреплению отношений между ребенком, родителями и детским садом.

Совместно с родителями мною были реализованы проекты:

  • «Мой дом – моя улица» (средняя группа, 19 семей)
  • «70 лет – Победы» (старшая группа-10 семей).
  • «Кладовые природы» (Проект по здоровье сбережению на уровне ДОУ)-10 семей.
  • «Моя родословная» (подготовительная группа) -10 семей
  • «Все работы хороши»( подготовительная к школе группа)-12 семей.
  • «Моя республика Коми» (подготовительная к школе группа)- 19 семей.
  • «Этот загадочный Космос» (подготовительная к школе группа)-14 семей
  • «Этот День Победы» (подготовительная к школе группа)-11 семей.

Исследовательские проекты:

  • «Секреты березы»,
  • «Откуда берется электричество?»,
  • «Где живет вода?»,
  • «Хитрых следов сплетение»,
  • «Я расту»
  • «Мой день рождения»

При использовании нетрадиционных, интерактивных способов взаимодействия, родители моей группы стали активно принимать участие в жизни группы и участвовать во всех культурно – массовых мероприятиях, проектах, творческих выставках, конкурсах , ярмарках и др.

Мероприятия, в которых принимали родители нашей группы «Осьминожки».

Современные подходы к взаимодействию ДОУ и семьи;

Взаимодействие ДОУ с семьей

Тема 11.

Своеобразие общественного и семейного воспитания.

Задачи воспитания в условиях семьи и ДОУ отличаются соотношением эмоционального и рационального компонентов: в семье преобладает эмоциональный компонент, в общественном воспитании доминирует рациональный. В ДОУ цели, принципы, содержание воспитания имеют научную базу, обозначены в программных документах, а в семье часто носят несформулированный характер, отличаются субъективизмом, варьируются в зависимости от ценностных ориентаций родителей, их педагогической культуры. В каждой семье складывается своя индивидуальная воспитательная система, методы семейного воспитания отличаются большей естественностью, индивидуальной обращенностью педагогических воздействий. Семья для ребенка является наименее ограничивающим и наиболее мягким типом социального окружения, тогда как в ДОУ взаимосвязь субъектов воспитания определяется функциональными обязанностями.

Воспитание в семье отличается глубоким эмоциональным, интимным характером, постоянством и длительностью воспитательных воздействий, объективными возможностями для включения ребенка в разнообразные виды деятельности. В условиях ДОУ ребенок имеет возможность приобрести опыт общения, навыки инициативной деятельности.

К новым подходам взаимодействия педагогов и родителей относятся:

учет личного опыта родителей: важно заинтересовать родителей рассматриваемыми проблемами, опираться на имеющийся у них положительный опыт воспитания, не поучать их; учитывать запросы и пожелания родителей в приобретении информации.

вариативностьсодержания, форм и методов образования родителей, использование методов формирования педагогической рефлексии и активизации родителей:анализ педагогических ситуаций, решение педагогических задач, анализ родителями собственной воспитательной деятельности, метод домашних заданий (например, сочинение на тему «Мой ребенок»), игровое моделирование поведения (проигрывание ситуаций, например, «Успокойте плачущего ребенка»); просмотр видеороликов с записью занятий, различных режимных моментов; игры (О. Л. Зверева, Т. В. Кротова).

Традиционные и нетрадиционные формы взаимодействия ДОУ и семьи.

Содержание работы с родителями реализуется через разнообразные формы. Традиционные формы подразделяются на коллективные, индивидуальные и наглядно-информационные.

Источники:

http://www.maam.ru/detskijsad/-b-sovremenye-podhody-k-vzaimodeistviyu-dou-i-semi-b.html
http://www.vospitatelds.ru/conference_notes/89
http://studopedia.su/15_43202_sovremennie-podhodi-k-vzaimodeystviyu-dou-i-semi.html

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: