Свадебные традиции в воспоминаниях старообрядцев. Сколько стоит венчание в православной церкви и что для этого нужно

Свадебные традиции в воспоминаниях старообрядцев. Сколько стоит венчание в православной церкви и что для этого нужно

Малоизученной в отечественной и зарубежной историографии является проблема оценки достоверности устных исторических источников, отношения к ним при изучении тех или иных событий прошлого. При работе с источниками личного происхождения следует учитывать следующее: особенности памяти и индивидуального психического развития респондента; отпечаток эпохи на мировоззрение автора, на степень правдивости, сокрытия или искажения фактов; воспоминания несут на себе отпечаток личности автора; воспоминания дополняют то, что плохо отражено или искажено в документах.

Чтобы избежать искажения и недостоверности информации, необходимо изучить личность автора, время и место действия описываемых событий. Очевидцы стремятся придать воспоминаниям черты занимательности, поэтому эмоциональные впечатления, попытка анализа события ставятся на первое место. Требовать от повествователя четкого изложения исторических фактов в воспоминаниях нельзя.

Устные источники нельзя считать продуктом исключительно личностного происхождения. Они неизбежно несут на себе печать своего времени. Искренность очевидцев событий прошлого, полнота и достоверность их впечатлений зависят от эпохи. Значение устных исторических источников зависит от темы, к разработке которой они привлечены.

Старообрядчество – уникальное явление христианской культуры, сохраняющее неизменной старую православную традицию. Старообрядцы всегда отличались тем, что имели свое направление жизни, которому они никогда не изменяли. Это люди строгих нравственных правил.

Свадьба – один из жизненно важных обрядов, закономерно сложившийся у разных народов как факт рождения семьи. Имеющиеся материалы свидетельствует об устойчивости основных компонентов обрядовой практики. Однако конкретная, индивидуальная адресность свадьбы – причина безбрежной вариативности в рамках общерусского обычая. Вместе с тем вариативность подчинена определенным региональным и локальным традициям. Региональный подход в изучении русской свадьбы, наметившийся в 40-е годы XX в., оказался плодотворным. Не менее важной представляется проблема локального проявления общерусской традиции. Нельзя понять свадьбу старообрядцев в отрыве от социальных, исторических, экономических, религиозных, климатических условий края [1].

Воспоминания Марины Сафоновны Черданцевой [2] помогли представить, как проходила старообрядческая свадьба: «Вся деревня знала о предстоящей свадьбе, играли на широкую ногу. Свадьба отличалась тем, что старообрядцы не посещали церковь, а значит, и не венчались. Молодые люди вступали в брак очень рано. Девушку выдавали замуж в 16 лет, юноши женились в 17-19 лет, так как женатому мужчине легче было добиться уважения сельчан….». «Спешили выйти замуж и девушки, так как боялись остаться старыми девами, доля которых считалась самой тяжелой», – так вспоминает Парасковья Акиндиновна Конева [3].

До свадьбы молодым запрещалось обниматься и целоваться. Можно сказать, что девушка выходила замуж не по своему желанию, согласие давал ее отец; жених должен был быть богатым, состоятельным человеком. Этот обычай сохранялся вплоть до революции, только в 20-х гг. ХХ века молодежь стала выходить из под контроля старших. Раньше нельзя было двоеданину на мирской жениться, двоеданке замуж за мирского выходить. Юноши брали невест из деревень Коврига, Потанино; туда же выходили замуж и мальцевские девушки. Разводы были запрещены. В настоящее время многие из коренных жителей отмечают серебряные и золотые свадьбы. Со стороны женщин измен не было, замужняя женщина не смела лишний раз улыбнуться. Для мужчин правила были более свободными. Известен случай, когда законная жена вынуждена была угощать любовницу мужа чаем, но спорить и скандалить не могла.

Свадьбу играли три дня, играли в игры и пели песни. Девичника не было, проводили вечерки, где веселились друзья жениха и невесты. В баню перед свадьбой ходили только невеста и ее лучшая подруга. Утром перед свадьбой посещал баню жених.

Неповторимость, локальную характерность свадьбе двоедан Зауралья придавали песни. Парасковья Акиндиновна Конева вспоминает песню, которая исполнялась во время обрядового расплетания косы невесты, когда менялась ее прическа: вместо одной косы ей заплетали две, как и полагалось замужней женщине. В песне упоминается веночек – головной убор девушки, представлявший собой широкую расшитую ленту вокруг головы. После свадьбы голова замужней женщины покрывалась платком или специальным женским головным убором:

Недолго веночку на ступке висеть,
Недолго Авдотьюшке в девушках сидеть,
Недолго Васильевне русу косу плесть.
Вечор мою косушку девушки плели,
Плели, плели косушку, золотом вили,
Вили, вили золотцем, жемчуг низали.
Плакала Авдотьюшка по русой по косе…»
[4].

Читать еще:  Грибок стопы. Противопоказания и вероятные побочные эффекты Флуконазола. Видео о способах лечения грибка на ногах

С чего начиналась собственно старообрядческая свадьба? В дом невесты приходили сваты со стороны жениха, кланялись в ноги. Сватами чаще всего бывали крестный отец и дядя. Чтобы сватовство было удачным, сваты должны были коснуться рукой печки. К ней же прислонялась невеста, давая понять, что она согласна на замужество. Разговор между сватами и родителями шел совершенно открыто. Когда родители давали согласие на брак, на следующий день приезжал жених. День свадьбы начинался очень рано, еще до заутрени. Жених ждал прихода так называемых молчан: двух подруг невесты, которые приглашали жениха. Взяв чистый платок, две девушки отправлялись к нему в дом. Молча проходили через село, молча проходили двор, сени, переступали порог и останавливались. Доставали платок и молча расстилали его у своих ног. Не отвечали на приветствия, не принимали приглашения к столу. Молча стояли у расстеленного платка. Тогда друзья жениха начинали класть на платок угощение. Девушки молчали. Добавляли еще. Девушки молчали. Когда они решали, что угощений достаточно, поднимали платок и приглашали жениха к невесте. Невеста представала перед женихом в белом платье, с низко опущенной головой. Жених, беря за руку невесту, шел к матушке, которая благословляла их иконой на долгую жизнь. Гуляли свадьбу в доме жениха. Входя в дом родителей жениха, невеста должна была одарить всех его родных подарками: свекровь – покатышем (полотном, вытканным ею, свернутом в рулон и перевязанным алой лентой), свекра – рубахой. После первой брачной ночи свекровь выносила простынь – доказательство невинности и чистоты невестки. На второй день свадьбы невестка должна была называть родителей мужа матушкой и батюшкой. Молодая жена должна была по любому поводу просить у старших в доме мужа благословения сделать что-то, например, поставить квашню, принести дрова, подмести пол. На третий день был обычай – мусор, который также показывал трудолюбие жены. С праздника Рождества до масленицы считались свадебные дни.

Постепенно обычаи староверов и их строгие нравственные устои уходят из жизни. Свадьбы играют по современным традициям, но доброй приметой, оберегом молодой семьи остается родительское благословение на долгую и счастливую семейную жизнь. Хочется верить, что лучшее сохранится в памяти людей, работах краеведов и ученых. Поэтому я считаю, что история повседневности важна для исследований прежде всего тем, что здесь раскрываются те аспекты истории, которые нельзя больше нигде обнаружить. «Устная история выражает историю людей, и эта история, изложенная их собственными словами»[4]. Можно сказать, что для устной истории решающей является категория времени – чем больше времени прошло с того момента, когда произошло то или иное историческое событие, тем меньше о нем могут нам рассказать очевидцы и тем сложнее найти этих свидетелей. Память людей хранит очень интересные и яркие моменты прошлого. Воспоминания – это ценнейшие источники по культуре общества.

Шарыпова Оксана Валерьевна
ФГБОУ «Курганский государственный университет».


Список источников и литературы:

1. Воспоминания М.С. Черданцевой. Записано в с. Мальцево Шадринского района Курганской области 30.10.2014г.
2. Воспоминания П.А. Коневой. Записано в с. Мальцево Шадринского района Курганской области 25.11.2014.
3. Томпсон П. Голос прошлого: устная история. – М., 2003.
4. Федорова В.П. Свадьба в системе календарных и семейных обычаев старообрядцев Южного Зауралья. Курган,1997.

Вместо фаты — платок на всю жизнь

О свадебных и семейных традициях староверов «АиФ-Казань» рассказал управделами Казанско-Вятской епархии Русской Православной старо­обрядческой Церкви, настоятель храма Казанской иконы Пресвятой Богородицы в Казани протоиерей Геннадий Четвергов.

Женщине — женское

По данным замдиректора по научно-исследовательской работе музея «Остров-град Свияжск» Елены Карташёвой, история старообрядчества в Казани начинается со второй половины XVII века — эпохи раскола в Русской Православной Церкви. Высланные в Казань участники стрелецких бунтов поселились в Суконной слободе, где и сегодня находится единственная в городе старообрядческая церковь. Община Белокриницкого согласия была наиболее многочисленной. И сегодня Русская Православная старообрядческая Церковь (такое название получила эта община после 1988 года) насчитывает в Казани около 3000 человек.

Читать еще:  Стоит ли наряжаться в советскую школьную форму на Последний звонок"? Как одеться девушке на последний звонок"

«Молодёжь у нас очень мобильная, часто и много ездит в другие приходы — на праздники, на крестные ходы, — говорит отец Геннадий. — Так завязываются знакомства».

Для старообрядцев, создающих семью, обязателен обряд обручения. Но происходит он прямо перед венчанием. В наряде невесты, принадлежащей к старообрядческой вере, нет фаты. На обручении священник надевает на неё белый убрус — головной убор, поверх которого повязывается платок. Он символизирует подчинение мужу. Свадебный убрус обычно богато украшают вышивкой, бисером. С того момента, как невеста его надела, она не появляется перед чужими мужчинами с непокрытой головой — только в платке.

«Носить шляпу для женщины предосудительно, это не женский головной убор, — объясняет отец Геннадий. — В Библии сказано, что женщина не должна одеваться в мужское, а мужчина — в женское. Для свадебного платья обязательны рукава, хотя бы на три четверти».

Перед венчанием невесту и жениха — каждого по отдельности, дома — благословляют на брак их родители. Невесту благословляют Богородичным образом или иконой её святой покровительницы. Жениха — образом Спасителя или иконой святого мужского рода. После благословения эти образа везут в церковь. Они лежат на аналое во время венчания. После обряда пара целует обе иконы.

Вера и самостоятельность

Если дома нет условий принять гостей, для свадебного застолья снимают помещение или дом. Туда приносят иконы, которыми благословили молодых, и ставят в переднем углу с восточной стороны. Перед свадебным пиром поют молитвы.

«Я не бывал на свадьбах, где исполнялись бы какие-то танцы, — говорит отец Геннадий. — Тем не менее застолья у нас очень интересные, весёлые, потому что на них много поют. Исполняются и церковные песнопения, и специально написанные стихи».

На застолье первое поздравление произносит священник, венчавший пару. Он ещё раз настраивает их на правильную жизнь. А затем звучит поздравление родителей. Мужу и жене внушают, что они — половины одного целого, разорвать которое невозможно. Они должны всю жизнь хранить верность друг другу. Благодаря такому настрою, по словам священника, у старообрядцев почти не бывает разводов.

Младенца обычно крестят на 8-й день после рождения, потому что на 8-й день дали имя Христу. Детей с младенчества приносят в церковь, но учить молитвы не заставляют. Приобщение к вере происходит исподволь. Дети наблюдают за родителями и начинают повторять за ними молитвы. По мнению отца Геннадия, предмет «История мировых религий» в светской школе не нужен.

«Лучше, если о каждой религии расскажет не учитель, а представитель этой конфессии, — считает священник. — Но основная информация должна исходить от родителей. Именно они несут ответственность перед Богом и людьми за то, каким вырастет их ребёнок. Родители должны передавать веру детям, не мешая самостоятельно размышлять, общаться с представителями других конфессий».

Автор: Ольга Любимова
Источник: www.kazan.aif.ru

Понравился материал?

Лучшая благодарность за нашу работу — это подписаться на наши каналы в социальных сетях и поделиться ими со своими друзьями!

Сколько стоит венчание в православной церкви

Любовь приводит мужчину и женщину к решению создать семью, а вместе с тем и к порогу ЗАГСа. Однако, как известно, «браки заключаются на небесах», поэтому пары просят благословение у Бога и венчаются. Несмотря на всю религиозность этого события, есть бытовые вопросы, которые требуют ответов. Сколько стоит венчание в церкви? Как подготовиться к таинству венчания? Что для этого необходимо? На эти и другие вопросы ответит портал Свадебка.ws. Все цены актуальны на 2018 год.

Что входит в стоимость венчания?

Говоря «стоимость венчания», мы представляем себе оплату госпошлины, как при росписи, однако правилами, установленными в православной церкви, плата за свершение этого таинства принимается подобно пожертвованию на нужды храма. Но на этом список трат для молодоженов не заканчивается. Вам понадобятся:

Оплата венчания

Священник, конечно же, не берет денег за проведение таинства, однако цена все же установлена в большинстве церквей и храмов. Это обусловлено тем, что на содержание места богослужения уходят большие средства. Однако можно встретить места в глубинке, где стоимость венчание в церкви не установлена. В таком случае вы можете пожертвовать храму любую сумму. Средняя цена по России – 1000-3000 руб. В больших именитых церквях стоимость может доходить до 7 000 руб., особенно это касается столичных храмов. Заранее узнайте, сколько стоит венчание в выбранном вами храме.

Читать еще:  Схема описания и сравнения одежды. Картинки-схемы с алгоритмом по составлению рассказа-описания

Костюмы молодых

Естественно стиль одежды должен быть официально-торжественный. Для мужчины подойдет свадебный костюм (брюки, рубашка, пиджак) классических оттенков. Если его нужно приобретать, то обойдется костюм примерно в 15 000 руб. Более изысканные модели могут стоить от 30 000 руб.

Для невесты обязательно платье, закрывающее ноги, плечи, декольте и руки до локтя. А также необходимо покрыть голову платком, шалью или специальным капором. Наряд обойдется девушкам от 20 000 до 50 000 руб., а иногда и больше. Платок или капор стоят от 500 до 2000 руб.

Венчальные кольца

В отличие от обручальных, венчальные кольца наделены большим смыслом. Для мужчины кольцо покупается золотое, для женщины – серебряное. Они должны быть максимально лаконичными и простыми, допускается гравировка. Такие правила для колец для венчания установлены в православной церкви, а их стоимость в среднем разниться от 500 до 10 000 руб.

Для проведения обряда понадобятся две иконы: Пресвятой Богородицы и Иисуса Христа. Конечно же, в любом храме есть такая пара, но вы не сможете забрать их с собой после венчания. Лучше всего купить собственные изображения ликов святых и после венчания они будут храниться у вас дома, охраняя семейное спокойствие. Можно приобрести специальные складни, они стоят от 7 000 руб. Если покупать иконы по отдельности, то цена одной – от 3 000 руб.

Нательные кресты

Обязательным условием является наличие нательных крестиков на груди молодых. Чтобы обвенчаться в церкви необходимо приобрести золотой, серебряный или деревянный аксессуар, а стоимость их различна в зависимости от материала: золотые – 3000-7 000 руб., серебряные – 1000-3000 руб., деревянные – 300-2000 руб. Но помните, что одевать крест и проходить обряд венчания может только крещеный человек. Если вас не крестили, и вы не хотите проходить этот обряд, то стоит задуматься, нужно ли вам венчаться в церкви, ведь это таинство для истинно верующих.

Свечи имеют большое значение: с древних пор и по сей день огарки венчальных свечек зажигают, когда в доме болеют детки. Согласно древней легенде, Иисус видит огоньки святых свечек, а значит, в этом доме нужна его помощь. Безусловно, подойдут и самые простые свечи, стоимостью 100 руб. Но можно приобрести резные, цветные, красивые свечки, стоимостью 500-1000 руб. Можно заказать свечи ручной работы, однако заранее оговорите с мастером, сколько стоят такие аксессуары для обряда венчания.

Венчальный текстиль

Кроме всего вышеперечисленного, потребуются еще несколько вещей: пара рушников или полотенец и четыре платочка. На одном рушнике молодые стоят, а вторым им связывают руки. Пара полотенец обойдется в 2000 руб. Если хотите вышивку ручной работы, то стоимость вырастет до 5 000-7 000 руб. Два платочка пригодятся для того, чтобы молодоженам было комфортно держать зажженные свечи, и воск не капал на руки. А еще два – чтобы держать венцы над их головами, ведь голыми руками делать это нельзя. Платочки обойдутся в 500 руб. Для большей эффектности церемонии можно приобрести подушечку для колец. Ее стоимость составит от 300 до 1500 руб. в зависимости от ткани и декора.

Где венчаться?

Конечно же, пара имеет право обвенчаться в любой православной церкви или храме. Не проводят обряды лишь в монастырях. Если вы планируете венчание в крупном храме в центре города, который отличается красотой своих убранств и золотыми куполами, то и ваша пара должна соответствовать: наряд, свечи, текстиль – все должно быть на высшем уровне. Если вам интересно, сколько стоит обвенчаться в большой церкви, то вот примерная цифра, полученная от сложения всех затрат: 30 000 руб., при условии, что у молодых уже есть подходящие наряды, и 70 000 руб., если их нужно покупать. Если вы не обладаете такой суммой, то лучше рассмотрите вариант венчания в маленькой церквушке, можно даже за чертой города. Атмосфера в ней менее торжественная и не требует дорогих красивых атрибутов.

Источники:

http://shadr-kultura.ru/svadebnyie-traditsii-v-vospominaniyah-staroobryadtsev/
http://ruvera.ru/articles/svadebnye_tradicii_staroobryadcev
http://svadebka.ws/article/skolko-stoit-venchanie-v-cerkvi/

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: