Свадебный костюм на руси. Свадебные платья: история. Предварительные свадебные обряды
Содержание
История свадебного наряда русских невест
Россия, как известно, во многих вопросах имеет привычку идти своим путем. Не исключением стала и свадебная мода. Ретроспектива будет неполной без взгляда на историю подвенечного платья в России.
Свадебные наряды в Древней Руси были очень красочными. Основным свадебным цветом был красный. Белый цвет на Руси считался цветом святости и в качестве праздничного не использовался. Во многих регионах невеста имела два свадебных наряда: до венчания и после. Первый был простой, скромный и печальный (кое-где даже невеста ходила во всем черном и покрытая черной фатой). Второй же обязательно был красного цвета и символизировал радость.
Основу свадебного костюма составляли рубаха и сарафан. Впрочем, из этих же деталей состояли и повседневные, и праздничные костюмы. Но отличие свадебного было прежде всего в отделке.
Нижняя рубаха украшалась богатой вышивкой – орнаментом с изображением листьев, ягод, петухов и других птиц. Птицы вообще были излюбленным мотивом вышивок в Древней Руси – поскольку птица считалась символом добра.
Во многих русских губерниях рубахи имели рукава длиной до двух метров и с отверстиями для рук. Это связано с существовавшим в те времена поверьем, будто жених и невеста не должны касаться друг друга голыми руками. Поверх рубахи надевался нарядный сарафан. Долгое время существовала традиция: невеста должна была шить себе сарафан сама, украшая его вышивкой и бисером. Позже это перестало быть обязанностью невесты. Но традиция богато украшать основную деталь свадебного наряда осталась. Сшитый из красного шелка, полупарчи или парчи сарафан отделывался золотым и серебряным шитьем, бисером, тесьмой. Поверх сарафана могла одеваться еще и душегрея (нечто вроде жакета), тоже щедро украшенная.
Свадебные головные уборы русских невест происходили от цветочных венков (древнейшего украшения) и в XI-XIV веках представляли собой полоску ткани или обруч из металла, охватывавший лоб и скреплявшийся на затылке. Волосы при этом оставались распущенными либо заплетались в две косы. Позже в свадебных нарядах появились кокошники.
В северных регионах России на голову невесты надевали корону, усеянную круглыми «шишечками» из золотых нитей. Новобрачной желали, чтобы у нее было столько детей, сколько шишечек на короне.
В качестве аксессуара до XVI века использовались шейные гривны –обручи из золота, серебра, бронзы или железа, одевающиеся на шею. Позже невесты стали носить подвески, прикрепленные к головному убору, мониста, ожерелья из жемчуга и бирюзы (бирюзу также часто вставляли в обручальные кольца – этот камень считался символом супружеской верности).
Если невеста происходила из княжеского рода, она должна была одевать плащ-мантию из тяжелой парчи с золотым шитьем.
В XV веке знатные невесты шли к алтарю в парчовых платьях, расшитых жемчугом и отороченных мехом. Весить такой наряд мог до 15 килограмм!
В XVI-XVII веках традиция выходить замуж в сарафанах, платьях и кокошниках сохранялась, причем, цвет уже мог быть не только красным.
А в начале XVIII века Петр Первый приказал всей России следовать европейской моде. Традиционный русский венчальный наряд просуществовал в деревнях до XIX века, а кое-где даже до революции 1917 года.
Собственно, с XVIII века русская свадебная мода практически шла «в ногу» с европейской. Русские императрицы венчались в платьях стиля рококо (некоторые из них можно увидеть в экспозициях Оружейной палаты и других музеев).
Не обошел стороной Россию и стиль «ампир». В этом стиле шились бальные и свадебные платья до войны 1812 года (платье Наташи Ростовой – типичный пример). В середине XIX века в Петербурге и Москве появились французские свадебные наряды – с огромным количеством кружев, на кринолинах, с расшитыми жемчугом, золотом и серебром корсетами.
Богатые семьи даже покупали два наряда для невесты: один для церемонии венчания – более строгий, с закрытой шеей и руками, а второй – с глубоким декольте и открытыми плечами – для светского торжества.
Наряды русских невест начала ХХ века
«Движение в ногу» со всей Европой прекратилось после революции 1917 года. Отменили церковное венчание, появились ЗАГСы, а о свадебной моде забыли на несколько десятилетий. Регистрировать свои отношения в ЗАГСах молодожены приходили в повседневной одежде. Лишь во времена НЭПа (1921-1928) появилось какое-то подобие свадебного наряда. В Санкт-Петербургском Музее свадьбы сохранилось платье 1927 года: простое, прямого кроя, с маленьким воротником и короткими рукавами, длина – до колен. От свадебного в нем только белый цвет. В одежде того времени ценилась практичность и «многоразовость», а уж подумать о том, чтобы потратить кучу денег и метры текстиля на платье, которое оденешь всего раз в жизни… В 30-е, 40-е и 50-е годы такое понятие, как свадебное платье, в принципе отсутствовало. Некоторые модницы сами шили себе наряды из светлой ткани, а чаще невесты шли в ЗАГС в купленных или сшитых платьях из разноцветных или однотонных материалов. («Да у меня и платья специального не было, когда мы расписывались!» – так рассказывала моя бабушка, которая выходила замуж за деда в 1954 году. – Н.Б.). Что-то похожее на свадебную моду появилось только в 60-е. Из-за «железного занавеса», с Запада просачивалась мода на «мини». А в текстильной промышленности произошел переворот – изобрели синтетику. Самой модной в СССР в 60-е была ткань под названием «Космос» – плотная, негибкая, «похожая на вафлю» – как сказала сотрудница Музея свадьбы. В платье из этой новомодной ткани – коротком, с расклешенной юбкой и бантом под грудью – выходила замуж Валентина Терешкова.
Советские невесты, как и европейские, в 60-е надевали шляпки с вуалью или фатой. На свадебных фотографиях 70-х годов можно видеть достаточно просто одетых невест: либо в несвадебных, обычных платьях, либо в свадебных – белых, прямого покроя, с невычурной, однотонной отделкой недорогим кружевом или рюшами, скромных веночках и однослойной фате.
А на этом снимке – мои папа и мама в 1975 году! (Н.Б.)
(Одна из невест 70-х рассказывала, как она пыталась сшить в ателье пышное свадебное платье со множеством украшений и ей не дали этого сделать. Закройщица ателье даже сделала девушке выговор: «Ты же не елка, чтобы тебя украшать! Надо быть скромной!»). Еще многие помнят, как в период тотального дефицита после подачи заявления в ЗАГС невестам выдавались талоны, по которым они могли приобрести платье и туфли.
80-е и пост-перестроечный период – время, когда в СССР впервые появились заграничные свадебные платья. Чаще это были, конечно, сирийские или турецкие белые синтетические шедевры а-ля «баба на самоваре» или «кремовый торт», но и это казалось чем-то роскошным после советского «голодного пайка» в области свадебной моды. После распада СССР в страну хлынул поток импортных товаров и, конечно, свадебные платья среди них тоже были. Появились заграничные модные журналы и каталоги, частные ателье стали шить для клиенток побогаче платья на заказ. Постепенно российские невесты приобрели те же возможности, что и европейские. И сегодня уже любая девушка может выбрать платье своей мечты как зарубежного производства, так и отечественного – кстати, российские модельеры сегодня предлагают модели не хуже западных (а то и лучше!).
Любой стиль: современный или «винтаж», барокко или ампир, любой цвет (невесту сегодня можно увидеть в красном, золотом, зеленом или синем, персиковом или фиолетовом). А одна из жительниц города Вятки (Кирова) недавно стала поводом для телевизионного сюжета, надев на свою свадьбу наряд русской невесты XVIII века – все по правилам: и сарафан, и кокошник… Для сегодняшней невесты нет ничего невозможного!
Заканчивая данный исторический экскурс, хочется сказать, что в будущем в свадебной моде непременно появится что-то новое. Но можно утверждать наверняка: невесты всегда будут мечтать о самом красивом свадебном наряде и испытывать желание быть «королевой дня», выходя замуж. Так уж мы все устроены!
Внимание! Авторские статьи на этом сайте защищены законом об авторском праве и смежных правах. Полное или частичное воспроизведение материалов запрещено без письменного разрешения администрации портала.
история женского свадебного костюма на Руси (исследовательская работа)
Современным невестам подчас так сложно выбрать подходящий подвенечный наряд из множества различных моделей. Порой мы даже не задумываемся, что такой многообразие стилей и фасонов обусловлено многовековой историей. Ещё с древнейших времен, в эпоху античности, женщины уделяли свадебному наряду особое внимание. Но возможно ли соединить все многовековые традиции в одном платье? Пытался ли кто то сделать это и каков был успех проекта. Чтобы выяснить это я проведу собственное исследование и разработаю свадебный костюм.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Предварительный просмотр:
Современным невестам подчас так сложно выбрать подходящий подвенечный наряд из множества различных моделей. Порой мы даже не задумываемся, что такой многообразие стилей и фасонов обусловлено многовековой историей. Ещё с древнейших времён, в эпоху античности, женщины уделяли свадебному наряду особое внимание. Но возможно ли соединить все многовековые традиции в одном платье? Пытался ли кто-то сделать это и каков был успех проекта. Чтобы выяснить это я проведу собственное исследование и разработаю свадебный костюм.
Чтобы разработать собственные эскизы я решила изучить история свадебного костюма, начиная с глубокой древности.
Нельзя было упустить и историю свадебного наряда древней Руси
В Древней Руси функцию свадебного наряда выполнял красочно расшитый сарафан и рубашка. Чаще всего цвет у сарафана был красным – традиционный цвет радости на Руси. Слово «красный» помимо цветового значения имело прежде и значение красивый».
В старину считалось, что девушка, которая выходит замуж, является «умершей» для своей прошлой девической жизни и для своей семьи, и после замужества уходила в семью мужа.
В XV веке свадебные наряды шили из парчи и расшивали жемчугом. Вес такого наряда мог составлять 15 кг! До этого времени все русские невесты наряжались в народные костюмы самых разнообразных цветов. Свадебные платья боярынь и простых крестьянок различались лишь дороговизной тканей и драгоценными камнями, которыми изобиловала вышивка. На протяжении всего свадебного обряда девушка должна была менять свои наряды.
Особое внимание хотелось уделить Свадебному костюму родных краёв. Для того чтобы лучше разобраться в его символике я посетила музей и узнала подробную информацию у экскурсовода.
Оказывается главной отличительной чертой Белгородского костюма является юбка (понёва), её девушка может одеть только в день свадьбы (Когда в других областях понёву одевали в день первого менструального цикла).
Также костюм состоит из рубахи, фартука, пояса, сороки (внутри которой скрываются рожки) и украшения – гребатки (Дарилась свекровью и считалось, что, сколько солнышек будет на гребатке, столько детишек будет в семье).
Белгородский костюм – это особый наряд, защищённый оберегами и сопутствующий удачу в семейной жизни. Каждый символ является значимым и очень важным.
Каждый символ – особый знак, оберег. Например, замысловатый узор на юбке символизирует семейное древо: «Он и она вместе», маленькое дерево и большое. Вертикальные полосы символизируют жизненную дорогу, а клетки – наделы земли. Рожки, скрытые под сорокой являются связью с древним божеством – лосихой. Каждая деталь, вышитая на платье создаётся в особом ритме, в особой гармонии с природой. Как писал Есенин: «Древо – истинная религия мысли русского человека».
И вот в 19 веке в моду входят «пустые» платья, пропадают обереги, значимые символы, узоры становятся просто украшением.
Традиции белого платья не так уж и много лет (около 200). Свадебные платья 19 века – это настоящее произведение искусства. Их шили с применением уникального кружева – блонда. Этот материал отличался изысканным золотистым оттенком. Тончайшая материя была очень легкой и хрупкой, что придавало образу невесты ещё больше возвышенности. На фото представлены образцы нарядов, которые являются частью многовековой истории свадебного платья. Именно 19 век стал «революционным» и новаторским для подвенечных нарядов. В это эпоху часто менялась мода, создавалась новые фасоны, которые послужили основой для разработок современных дизайнеров.
Первой в Европе рискнула пойти под венец в белом платье Маргарита Валуа — королева Марго. И вскоре все невесты континента оделись в белое. Но только в том случае, если шли замуж впервые. При втором браке женщина (ни разведенная, ни вдова) не имела права на белое одеяние. Мода эта держалась более двух столетий. Но к концу второго тысячелетия свадебные горизонты снова заалели. Сперва очень робко кое-где стали появляться невесты в нежно-розовом, и на них смотрели еще с удивлением. Но мода неумолима. Вспомнив оранжевые покрывала невест Древнего Рима и Россию конца XIX столетия, когда народный свадебный костюм переливался всеми оттенками красного, она вернулась к цвету, название которого означает — красивый (вспомним русских красных девиц).
А в начале XVIII века Петр Первый приказал всей России следовать европейской моде. Традиционный русский венчальный наряд просуществовал в деревнях до XIX века, а кое-где даже до революции 1917 года. Собственно, с XVIII века русская свадебная мода практически шла «в ногу» с европейской. Русские императрицы венчались в платьях стиля рококо.
Не обошел стороной Россию и стиль «ампир». В этом стиле шились бальные и свадебные платья до войны 1812 года. В середине XIX века в Петербурге и Москве появились французские свадебные наряды – с огромным количеством кружев, на кринолинах, с расшитыми жемчугом, золотом и серебром корсетами.
С1917 года отменили церковное венчание, появились ЗАГСы, а о свадебной моде забыли на несколько десятилетий. Регистрировать свои отношения в ЗАГСах молодожены приходили в повседневной одежде. Лишь во времена НЭПа (1921-1928) появилось какое-то подобие свадебного наряда. В одежде того времени ценилась практичность и «многоразовость».
Советские невесты, как и европейские, в 60-е надевали шляпки с вуалью или фатой. На свадебных фотографиях 70-х годов можно видеть достаточно просто одетых невест: либо в несвадебных, обычных платьях, либо в свадебных – белых, прямого покроя, с невычурной, однотонной отделкой недорогим кружевом или рюшами, скромных веночках и однослойной фате.
80-е и постперестроечный период – время, когда в СССР впервые появились заграничные свадебные платья. После распада СССР в страну хлынул поток импортных товаров и, конечно, свадебные платья среди них тоже были.
Проведя исследование и разобравшись в многовековых тенденциях моды свадебного костюма, я попробовала разработать собственные эскизы. Я старалась совместить несколько эпох, соблюдая традиции и внешнюю эстетичностью.
Каждое платье несёт в себе жизнь, эпоху, наследие, и каждое остаётся по своему уникальным. Любое столетие, порождающее новый костюм делает его особенным, всегда красивым, пусть порой и простым или наоборот – слишком сложным. В платье хранится огромная история страны, области, семьи. Нельзя соединить все эпохи вместе эстетично и изыскано, но можно вдохнуть в то «древнее» новую жизнь.
Традиция свадебного наряда на Руси
Красный, а вовсе не белый сарафан, расшитый вручную и украшенный бисером, рубаха с длинными рукавами и прорезями для рук, ленты на голове — у невесты. Темно-синие в полоску штаны, вышитая рубаха и тканый пояс — у жениха. Сегодня с трудом можно представить себе подобную свадьбу, а когда-то на Руси так выглядели традиционные подвенечные наряды.
История свадебного наряда уходит корнями глубоко в древность. Вплоть до начала XX века в некоторых крестьянских семьях сохранялись свадебные традиции, связанные еще с языческими поверьями. Например, головной убор невесты очевидно произошел от простого венка из цветов, которым в древности украшали голову новобрачной. Своеобразной интерпретацией были широкие ленты, которые повязывали на голову или украшенные цветами обручи.
Чуть позже стали появляться кокошники, вышитые бисером и лентами, причем этот убор предназначался уже исключительно для замужней женщины. Волосы невеста могла распустить, а после замужества заплетала в две косы. Специальные украшения для в виде лент с бисером и бахромой кос назывались «косниками». Иногда под головной убор невеста надевала вышитое покрывало, которое позже превратилось в привычную для нас фату. Часто к обручу или повязке крепились сзади длинные цветные ленты, которые развевались на ветру. Такую повязку называли «волюшка», и после свадьбы невеста отдавала ее младшим сестрам или подружкам невесты как символ девичьей жизни.
Три платья для Золушки
Обычно нарядов у невесты было несколько. Один полагалось надеть на девичиник, другой — до замужества, третий — после. Иногда платье, которое девушка надевала до венчания, делали черным. Оно символизировало смерть невесты для старой семьи и старой жизни. После венца новоиспеченную жену переодевали в яркий сарафан, обозначающий радость, с которой девушка вступает в новую жизнь. Самый лучший наряд предназначался для второго дня свадьбы, при этом часто выбирались темные, богатые оттенки. Вышивка на сарафане служила оберегом, так что узоры тщательно подбирались.
Зачем невесте длинные рукава?
Под сарафан надевали рубаху, рукава которой расшивали редко. Форма рукавов могла быть разной — узкие, пышные, длинные (иногда до двух метров) с прорезями для рук. Такая необычная форма появилась неспроста: считалось плохой приметой, когда жених и невеста касались рук друг друга во время свадьбы. Поверх сарафана невеста могла надеть душегрею. Под наряд надевали несколько нижних юбок — они придавали пышность, которую так ценили в женщине. Девушки из боярских и княжеских родов надевали поверх сарафана длинный плащ их парчи с золотым шитьем. Наряды богатых невест часто расшивали жемчугом и оторачивали мехом. Некоторые свадебные наряды весили до 15 килограмм.
Готовь сани с лета, а платье — с детства
В некоторых регионах существовала традиция, по которой невеста собственноручно должна была вышить себе наряд. Так что девочка с самого детства могла работать над своим будущих подвенечным платьем. Благодаря этому все гости на свадьбе могли видеть, какая девушка мастерица. Со временем эта традиция изжила себя, и сарафан вышивали всей семьей. Часто наряд передавали по наследству, особенно в небогатых семьях. Иногда такие платья были целыми произведениями искусства: сшитые из красного шелка или парчи, вышитые золотом и бисером, украшенные лентами — хоть сейчас выставляй в музей.
Рано утром перед свадьбой жених передавал в дом невесты «женихову шкатулку». В ней лежали кольца, фата, венчальные свечи. Обувь для невесты также готовил жених. Это тоже было символично: девушка уходила из родительского дома к жениху, чтобы дальше идти с ним вместе по жизни. На ножки башмачки надевал «свадебный отрок» — часто младший брат невесты. А одевала девушку мать или своеобразные стилисты — «снарядихи».
Наряд для жениха
С костюмом жениха дело обстояло несколько проще. Во время сватанья девушка передавала суженому шелковый или ситцевый вышитый платок, который тот должен был носить до свадьбы на шее и в кармане. Сам наряд состоял их синих в мелкую полоску штанов, часто суконных, и красной рубахи, вышитой по рукавам и подолу. Вышить рубашку для жениха было задачей невесты. Затем жених подпоясывался тканым поясом и иногда надевал кафтан или шубу.
Свадьба на Руси была мало похожа на современную. Белое платье невесты стало появляться при венчании лишь при Петре, а прижилось только к началу XX века. Во времена СССР, в эпоху тотальной экономии, и вовсе считалось позором тратить огромные отрезы ткани и дорогие украшения на платье, которое девушка наденет один раз в жизни.
Источники:
http://www.sestrenka.ru/s832
http://nsportal.ru/ap/library/khudozhestvenno-prikladnoe-tvorchestvo/2015/02/26/istoriya-zhenskogo-svadebnogo-kostyuma
http://diletant.media/articles/29437751/