Теоретические и практические основы экономического воспитания. Современная семья, ее доходы и расходы

Теоретические и практические основы экономического воспитания

Сущность цели и задачи экономического воспитания младших школьников

В младшем школьном возрасте закладывается основа будущего формирования личности, поэтому уже в начальной школе следует начинать экономическое воспитание. Экономическое воспитание учащихся — важнейшее направление воспитательной работы учреждений образования по формированию базовой культуры учащихся.

Экономическое воспитание в школе необходимо для воспитания членов общества, способных правильно понимать происходящие социально-экономические процессы, выполнять экономические функции (потребителя, работника, соискателя рабочего места, собственника, налогоплательщика, вкладчика, предпринимателя и др.), а также для формирования основ экономических знаний и умений принимать решения в жизненно важных ситуациях социально-экономического характера. Экономические знания являются неотъемлемым элементом системы знаний школьников об обществе, а экономические взгляды, идеи, убеждения, установки — составной частью их научного мировоззрения.

Проблема экономического воспитания в качестве одного из самостоятельных направлений стало разрабатываться в психолого-педагогической науке в 60-е годы XX столетия. В 70 — 80 годы 20-го века многие ученые посвятили свои исследования экономического воспитания школьников. Так, А.Ф. Аменд, И.А. Барило, З.А. Валиева, И.Б. Иткин, В.П. Киселев, Л.П. Кураков, Л.М. Нульман, О.В. Плахотник, И.П. Рябинина, И.А. Сасова, Т.Е. Сергевева, В.А. Товстик и др. рассматривали экономическое воспитание как самостоятельное направление, составная часть системы воспитания; а Ю.К. Васильев, Н.П. Кулакова — как часть элемента трудового воспитания.

В этих работах даются различные определения понятия «экономическое воспитание». А.Я. Автономов, А.Ф. Аменд, М.Л. Малышев, И.А. Сасова, Б.П. Шемякин и др. под экономическим воспитанием понимали овладение учащимися экономическими знаниями, формирование умений и потребностей применять их на практике.

В настоящее время под экономическим воспитанием понимается целенаправленное взаимодействие педагога и воспитанников, направленное на овладение экономическими знаниями, умениями, навыками, на формирование экономических убеждений и экономически — значимых качеств личности (трудолюбия, организованности, экономности, предприимчивости, инициативности, самостоятельности, ответственности и др.). Целью экономического воспитания выступает формирование экономической культуры личности, воспитание экономически грамотного и экономически активного члена общества, умеющего понимать и оценивать социально-экономические процессы и способного участвовать в экономической жизни страны.

Экономическая культура личности есть синтез системы знаний, умений и навыков, а также качеств позволяющих ей успешно действовать в производственно-экономической сфере. В соответствии с этим формулируются задачи экономического воспитания в общеобразовательной школе.

Задачи экономического воспитания:

  • 1. Формирование экономической грамотности, экономического сознания, развития основ экономического мышления.
  • 2. Воспитание экономически значимых качеств личности: трудолюбия, экономности, инициативности, организованности и др.
  • 3. Развитие нравственно-ценностной мотивации в процессе усвоения учащимися экономических знаний, формирования умений и навыков экономической деятельности
  • 4. Формирование умения самостоятельно приобретать и применять экономические знания на практике.
  • 5. Включение школьников в практическую деятельность (трудовую, природоохранную, организаторскую и др.), позволяющую актуализировать и закрепить экономические знания, формировать экономические умения и навыки, опыт нравственно-ценного экономического поведения.

Экономическое воспитание младших школьников тесно связано с образованием, поэтому многие его задачи решаются в процессе обучения.

Экономическое воспитание помогает младшим школьникам познать значение природных ресурсов для человека, и проникаются бережным отношением людей к природе. Получают элементарные представления о семейных доходах и расходах, видах собственности, разумных тратах, карманных деньгах и рациональном их расходовании, стоимости школьного имущества и т.п.

Уже в начальной школе следует осваивать основные экономические термины: собственность, бережливость, банк, производство, цена, рынок, товар, деньги, торговля и др.

В процессе экономического воспитания у школьников формируется экономическое мышление. Оно способствует осмысливанию явлений экономической жизни, усвоению экономических понятий и теории в их логической взаимосвязи, разумному оперированию знаниями.

Экономическое мышление — это отражение человеком закономерностей общественного производства в виде понятий, а точнее говоря, в их определенной системе, логической связи. Поэтому очевидно, что это требует постоянного повышения экономических знаний и навыков. Эффективность экономического воспитания повышается за счет педагогического руководства учителя, владеющего основами экономики и методикой экономического воспитания, методами диагностики сформированности экономических представлений, экономической воспитанности младших школьников.

Формирование экономического воспитания школьников осуществляется в процессе изучения учебных предметов («Человек и мир», математики, трудового обучения, изобразительного искусства и др.); в процессе внеклассной работы и факультативных занятий по занятий по экономике; в ходе общественно полезного или производительного труда и собственно экономической деятельности знания и обеспечивают усвоение учащимися основных экономических понятий.

В Республике Беларусь разработана программа факультативного курса по экономике, а также программа экономического воспитания школьников (Л.В. Ботько и др.). В ходе внеклассных занятий экономической тематики у учащихся начальной школы формируются «ростки» экономических знаний: представление об экономике, деньгах, домашнем хозяйстве, семейном бюджете и его планировании, труде вообще и организации трудовой деятельности в семье, сфере услуг, роли банков в экономике и т.п. У учеников младших классов необходимо формировать представления о человеке как о бережливом, экономном и хорошем хозяине.

Читать еще:  Любовник не дарит подарков что делать. Почему мужчина не дарит подарки

Проанализировав разные подходы ученых, педагогов к проблеме экономического воспитания младших школьников можно заключить, что в качестве основания для реализации методических разработок экономической подготовки учащихся начальных классов можно определить следующие теоретические положения:

  • 1. Целенаправленная педагогическая работа как основной принцип в организации экономического воспитания младших школьников.
  • 2. Формирование у детей экономического мышления, представления экономической культуры.
  • 3. Комплексный подход к решению задач экономического воспитания младших школьников, обучение экономически мыслить, включение детей в активную экономическую деятельность, развитие их творческого потенциала.

Проведенный анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования позволяет заключить, что экономическое воспитание младших школьников — это целенаправленный процесс формирования у учащихся понимания экономики как предмета, формирование у них способности воспринимать и преодолевать экономические трудности, стремиться самим добывать материальные средства и уметь их использовать.

Исходя из определения, можно сделать вывод: в процессе экономического воспитания решаются задачи, направленные на восприятие окружающего мира; постижение экономической терминологии; воспитание экономической культуры; развитие на примере рыночных отношений, экономических потребностей, формирование ценностного отношения к миру вещей, материальным средствам. Процесс экономического воспитания младших школьников включает в себя: овладение системой знаний в области экономики; освоение и осмысление ими понятий; выработку с помощью различных средств и умений обобщать свои жизненные и социальные впечатления; развитие экономических представлений; осознание детьми экономических идеалов как личностной ценности; формирование у учащихся в процессе экономического воспитания общечеловеческих, моральных качеств; побуждение к активной социальной жизни.

Именно в этом случае экономическое воспитание сможет реализовать свои главные функции (воспитательную, экономическо-просветительскую, организационно-педагогическую); обеспечит овладение детьми экономическими знаниями, умениями и навыками, научит мыслить по-хозяйски, обогащаясь опытом предков; будет способствовать развитию организационно-экономических, экономически и социально значимых умений младших школьников.

Воспитательный час по направлению: социальное воспитание. Раздел:экономическое воспитание младших школьников детского дома.

Для дошкольников и учеников 1-11 классов

16 предметов ОРГВЗНОС 25 Р.

КГКУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Сосновоборский детский дом»

«Лучший педагог, реализующий экономическое воспитание»

Современная семья, ее доходы и расходы

Цикл воспитательных часов

Тип занятия: воспитательный час (3 занятия).

Цель занятия: закреплять знания о семейных отношениях, о роли семьи в жизни человека

образовательные: продолжать знакомство с понятиями «бюджет семьи», «расход», «доход»;

воспитательные: воспитание экономичности, расчетливости;

развивающие: формирование экономического мышления, способности соотносить потребности и возможности.

Форма работы: коллективная.

Методы работы: беседа, игра.

Оборудование (техническое оснащение) и дидактические материалы: мультимедийный комплекс слайды, таблицы и схемы.

Контингент участников: воспитатель, воспитанники младшего школьного возраста в количестве 6 человек.

Сообщение педагога «Современная семья, ее доходы и расходы».

Беседа «Что такое семья?»

Цель: создание положительной эмоциональной атмосферы и сплочение коллектива.

Дидактические средства: слайды с изображением семейных взаимоотношений.

Что же такое семья? Для большинства людей первым сообществом является Семья. Семья — это группа людей, члены которой связаны кровным родством (родители и дети, братья и сестры) или браком (муж и жена).

Стихотворение о семье

Семья-это труд, друг о друге забота.

Семья-это много домашней работы.

Но счастливо жить одному невозможно!

Вопросы для проведения беседы:

О какой важной роли семьи идёт речь в стихотворении?

Почему семья «это сложно»?

Почему именно семья делает человека счастливым?

Опираясь на определение семьи, ответьте, как связаны между собой её отдельные члены. (см. рис.1)

Рисунок 1. Структура семьи

Беседа «Пословицы и поговорки о семье»

Пословицы и поговорки:

Не нужен клад, когда в семье лад.

В семье и каша гуще.

Дерево держится корнями, а человек семьей.

Вся семья вместе, так и душа на месте.

Земля без воды мертва, а человек без семьи – пустоцвет.

Вопросы для проведения беседы:

Как вы понимаете, о чем говорится в данных пословицах и поговорках?

Какие еще пословицы и поговорки на тему семьи вы знаете?

Сообщение педагога «Основу семьи составляет любовь»

Основу семьи составляет любовь. В семье нас любят такими, какие мы есть, со всеми недостатками и особенностями, даже когда мы не правы или находимся в ссоре с кем-то из родных, эта любовь никуда не уходит, она с нами. Мы всегда можем на неё рассчитывать, можем быть в ней уверенны.

Все члены семьи соединены между собой разнообразными отношениями. Невозможно в семье оставаться отдельным и независимым островком. Семейные связи охватывают всех членов семьи таким образом, что каждый из них оказывается зависимым от другого. Очень важно, чтобы эти связи и отношения были крепкими. Отношения между членами семьи могут складываться по-разному. История знает немало примеров достаточно жесткого обращения с подростками, когда родители бросали их на произвол судьбы или отдавали в распоряжение чужим людям на подсобные работы. Сегодня такого нет, современное общество защищает права детей; охрана их интересов стала предметом заботы со стороны государства.

Читать еще:  Парк любви Love Art Park. Парк эротической скульптуры Love Land

Вопросы для обсуждения:

Посмотрите на фотографии (рис. 2, 3) и ответьте на следующие вопросы:

Какие качества хорошей семьи изображены на них?

Назовите противоположные качества.

Одним из условий становления хорошей семьи являются добрые взаимоотношения. В такой семье царят понимание, уважение, поддержка, забота, ответственность. К каждому из этих слов надо добавить прилагательное «взаимное», так как всё в семье обоюдно, совместно.

В хорошей семье важно всё: то, как ведется хозяйство и как воспитываются дети, как удовлетворяются интересы всех её членов и как разрешаются конфликты. Создание такой семьи — заслуга всех её членов, и прежде всего взрослых. Ведь дети следуют уже установленным нормам отношений и соблюдают сложившиеся семейные традиции и обычаи

Задание 1. Заполните схему (рис.4), ответив на следующие вопросы:

Какие качества должны преобладать в семье, чтобы всем было уютно находиться под крышей своего «дома»?

Какие негативные качества лучше оставить «за порогом дома»?

Инструкция к заданию 1.: Воспитанники из множества карточек с качествами (доброта, злоба, вежливость, грубость, трудолюбие, лень и т.д.) выбирают необходимые и прикрепляют их на домик.

Сообщение педагога «Что такое бюджет семьи. Доходы и расходы»

Задание 2. Внимательно посмотрите на картинки (рис. 5-9) и опишите их, используя следующие вопросы: Что изображено на картинке? О чем «рассказывает» картинка? Как бы вы воспользовались информацией, которую видите на картинке?

Рисунок 5. Бюджет семьи: расходы и доходы

Рисунок 6. Бюджет семьи: понятие

Рисунок 7. Виды семейного бюджета

Рисунок 8. Бюджет семьи: доходная и расходная часть семейного бюджета

Рисунок 9. Расходы семьи: личные и общие расходы

Занятие 3. (итоговое) из цикла

III . Заключительная часть.

Подведение итогов занятия. Выводы. Рефлексия:

Задание 3. Внимательно посмотрите на картинку (рис. 10) и ответьте на вопросы.

Сообщение педагога Притча «Волшебная копейка»

Шел по дороге паренек. Смотрит — копейка лежит. «Что же, — подумал он, — и копейка — деньги!» Взял ее и положил в кошель. И стал дальше думать: «А что бы я сделал, если бы нашел тысячу рублей? Купил бы подарки отцу с матерью!» Только подумал так, чувствует — кошелек вроде бы толще стал. Заглянул в него, а там — тысяча рублей. «Странное дело! — подивился паренек. — Была одна копейка, а теперь — тысяча рублей! А что бы я сделал, если бы нашел десять тысяч рублей? Купил бы корову и поил бы молоком родителей!» Смотрит, а у него уже десять тысяч рублей! «Чудеса! — обрадовался счастливчик, — А что, если бы сто тысяч рублей нашел? Купил бы дом, взял бы себе жену и поселил бы в новом доме своих стариков!» Быстро раскрыл кошель, — и точно: лежат сто тысяч рублей! Тут его раздумье взяло: «Может, не забирать в новый дом отца с матерью? Вдруг они моей жене не понравятся? Пускай в старом доме живут. И корову держать хлопотно, лучше козу куплю. А подарков много не стану покупать, итак расходы большие. » И вдруг чувствует, что кошель-то стал легким-прелегким! Испугался, раскрыл его, глядь — а там всего одна копейка лежит, одна-одинешенька.

Вопросы для обсуждения:

Какая основная мораль этой притчи?

Какие качества по отношению к своей семье проявил герой притчи?

Задание 4. Семья – единство помыслов и дел. Внимательно посмотрите на картинку (рис. 11) и ответьте на вопросы.

Как вы понимаете выражение «семья – единство помыслов и дел»?

Как Вы думаете, почему символом праздника семьи в России стала именно ромашка?

Какой бы символ данного праздника предложили Вы, и почему?

Первые познания об экономике у детей

Лекторий для родителей

Семейное экономическое воспитание проникнуто авторитетом родителей, силой семейных традиций и обычаев, оно индивидуально. Именно воспитательные возможности семьи характеризуются непрерывностью, продолжительностью, разносторонностью. В этом с ней не может сравниться ни один воспитательный институт.

Основная задача семьи — подготовить ребёнка к жизни в существующих социальных условиях. Что же составляет содержание экономического воспитания детей в семье? Прежде всего, положительное отношение к труду, обучение планированию, рациональной организации, учёту, контролю процессов и результатов труда. Воспитание бережливости, расчётливости, деловитости, организованности, дисциплинированности и других экономически значимых качеств личности является вторым важным аспектом экономического воспитания детей в семье. Атмосфера семейной экономики, где ребёнок живёт и воспитывается, является главным средством его воспитания. Поступки родителей, их отношение к деньгам и вещам усваиваются детьми особенно прочно.

Читать еще:  Не кого не люблю никто не нравится. Семь причин ста лет одиночества. Привычки, которые отталкивают молодых людей

Какие вопросы экономического воспитания детей в семье заслуживают особого внимания?

1. Экономические отношения в семье.

Экономические отношения в семье определяют трудовые, временные, материальные, финансовые потребности и интересы семьи, отношение её членов к личной и общественной собственности; характеризуют моральные взаимоотношения взрослых и детей. Они развиваются и крепнут в совместной трудовой деятельности взрослых и детей. Прежде чем начать с ребёнком совместную деятельность, предложите ему подумать, что нужно для работы, решите вместе, как расположить всё необходимое. Закончив работу, проанализируйте, всё ли удалось сделать, как задумывали.

Вот вы и провели с ребёнком урок по экономике: научили планировать предстоящую работу, организовывать её, анализировать результат, т.е. включили его в экономические отношения по производству материальных ценностей. Большое значение имеет и приучение детей к организации рабочего места. Конечно, легче и быстрее самим всё убрать. Но к чему это приведёт? Как будет работать ваш сын или дочь на производстве, если они не были приучены к порядку с детства?

Родителям необходимо определять трудовые обязанности детей, продумывать вместе с ними режим дня, организовывать обучение рациональным приёмам и способам выполнения трудовых операций, осуществлять систематический контроль над качеством выполнения порученных дел. Важным направлением в экономическом воспитании в семье является рациональное использование времени. Задача родителей — научить детей не тратить его попусту.

2. Чувство хозяина.

Хорошей школой формирования «хозяйских» качеств может стать совместный труд детей и родителей по благоустройству приусадебных участков, подъездов и лестничных клеток домов, где они проживают, поддержание порядка всегда и везде. Задача родителей — довести до сознания детей мысль о том, что всё окружающее нас — это результат труда людей, поэтому требует бережного отношения. В детях следует воспитывать привычку бережливости, как и привычки умываться и говорить «спасибо». Чувство хозяина основывается на бережливости и воспитывается укладом жизни семьи. Пример бережного отношения родителей к вещам, общественной собственности должен быть всегда перед глазами детей. Только в этом случае можно сформировать настоящего хозяина.

3. Семейный бюджет.

Исходным пунктом определения стратегии семейной экономики является составление бюджета семьи. Он служит своеобразным планом текущей и перспективной деятельности взрослых и детей. Бюджет — это «расписывание» денежных доходов и расходов. Итак, составляем семейный бюджет на месяц и привлекаем к участию детей. Учитываем все доходы семьи и планируем расходы. Для детей подобные расчёты — хорошая школа семейной экономики. Итак, семейный бюджет спланирован. Можно приступать к его реализации. С какого возраста целесообразно привлекать детей к этой работе? Всё зависит от их экономического воспитания в семье и умения делать покупки. Обучение лучше организовывать в форме игры.

4. Деньги — мера труда.

Опыт показал, что ознакомление детей с сущностью денег можно начинать с 4—5 лет, постепенно усложняя и включая их в разумное использование денег. Карманные деньги — это также один из приёмов воспитания детей, призванный научить ребёнка пользоваться деньгами, разумно тратить их, делая покупки, ответственно относиться к их выбору. Карманные деньги дают возможность проверить честность и воспитанность ребёнка, привить доброту и великодушие к своим близким и друзьям, способность к самоограничению, формируют правильные потребности и разумное их удовлетворение.

5. Воспитание разумных потребностей.

В экономическом воспитании детей в семье важное место занимает целенаправленное формирование разумных потребностей. Само понятие «потребность» выражает нужду в чём-то необходимом для жизнедеятельности человека, социальной группы, общества. Для формирования у детей разумных потребностей существенное значение имеет метод сравнения. Важно на конкретных примерах учить детей сравнивать и оценивать. Такой экономический анализ просто необходим в их будущей самостоятельной жизни.

Нельзя приучать ребёнка не встречать ни в чём отказ, так как желания его будут постоянно расти и он привыкнет, что они всегда выполняются. А рано или поздно наступит такой момент, когда вы при всём желании не сможете удовлетворить его потребности и вынуждены будете прибегнуть к отказу, что принесёт ему намного больше страданий, чем если бы вы отказали ребёнку в лишних, требуемых им вещах.

При воспитании разумных потребностей не следует прибегать к крайностям: всё запрещать или всё позволять. Акцент в семье надо делать не на отвращение детей от вещей, которые вы считаете ненужными, а на приобщение к другим ценностям. Труд — лекарство от любых пороков, в том числе и от «вещизма». Ребёнок, научившись создавать полезные вещи, будет их ценить, получит радость не от того, что имеет, а от того, что умеет. Занятость полезным делом в семье научит ценить домашний труд взрослых, приучит считаться с потребностями членов семьи, как со своими собственными.

Источники:

http://studwood.ru/1518013/ekonomika/teoreticheskie_prakticheskie_osnovy_ekonomicheskogo_vospitaniya
http://infourok.ru/vospitatelniy-chas-po-napravleniyu-ekonomicheskoe-vospitanie-mladshih-shkolnikov-po-teme-sovremennaya-semya-ee-dohodi-i-rashodi-1206962.html
http://vscolu.ru/ekonomicheskoe-vospitanie/pervye-poznaniya-ob-ekonomike-u-detej.html

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему:

Adblock
detector