Традиционные формы работы в доу. Нетрадиционные формы работы с родителями в доу. Использование традиционных форм работы с родителями

Содержание

Традиционные и нетрадиционные формы взаимодействия с родителями, их характеристика.

В настоящее время используются все возможные формы педагогического взаимодействия с родителями, как традиционные, так и новаторские.

Формы взаимодействия – это способы организации совместной деятельности и общения.

К традиционным относятся:

– посещение семьи ребенка – много дает для ее изучения, установления контакта с ребенком, его родителями, выяснения условий воспитания, если не превращается в формальное мероприятие. Педагогу необходимо заранее согласовать с родителями удобное для них время посещения, а также определить цель своего визита. Прийти к ребенку домой – это прийти в гости. Значит, надо быть в хорошем настроении, приветливым, доброжелательным. Следует забыть о жалобах, замечаниях, не допускать критики в адрес родителей, их семейного хозяйства, уклада жизни, советы (единичные) давать тактично, ненавязчиво.

– Наглядная пропаганда. Осуществляя педагогическую пропаганду, можно использовать сочетание различных видов наглядности. Это позволяет не только знакомить родителей с вопросами через материалы стендов, тематических выставок и др., но и непосредственно показать им воспитательно-образовательный процесс, передовые методы работы, доступно и убедительно давать родителям нужную педагогическую информацию. Можно постоянно оформлять групповые стенды типа «Для вас, родители», содержащие информацию по разделам: повседневная жизнь, различного рода объявления, режим, текущая работа по воспитанию детей и т.д.

День открытых дверей, являясь достаточно распространенной формой работы, дает возможность познакомить родителей с учреждением, его традициями, правилами, особенностями воспитательно-образовательной работы.

Беседы проводятся как индивидуальные, так и групповые. И в том и в другом случае четко определяется цель: что необходимо выяснить, чем можем помочь. Содержание беседы лаконичное, значимое для родителей, преподносится таким образом, чтобы побудить собеседников к высказыванию. Педагог должен уметь не только говорить, но и слушать родителей, выражать свою заинтересованность, доброжелательность.

Консультации. Обычно составляется система консультаций, которые проводятся индивидуально или для подгруппы родителей. На групповые консультации можно приглашать родителей разных групп, имеющих одинаковые проблемы или, наоборот, успехи в воспитании (капризные дети; дети с ярко выраженными способностями к рисованию, музыке). Целями консультации являются усвоение родителями определенных знаний, умений; помощь им в разрешении проблемных вопросов.

Групповые собрания проводятся 4-5 раз в год. На обсуждение выносят 2-3 вопроса (один вопрос готовит воспитатель, по другим можно предложить выступить кому-то из специалистов или родителям). Ежегодно одно собрание целесообразно посвящать обсуждению семейного опыта воспитания детей. Выбирается тема, злободневная для данной группы, например, «Почему наши дети не любят трудиться?», «Как воспитать у детей интерес к книге», «Телевизор – друг или враг в воспитании детей?».

Родительские конференции. Основная цель конференции – обмен опытом семейного воспитания. Родители заранее готовят сообщение, педагог при необходимости оказывает помощь в выборе темы, оформлении выступления. На конференции может выступить специалист. Его выступление дается, чтобы вызвать обсуждение, а если получится, то и дискуссию. Конференция может проходить в рамках одного дошкольного учреждения, но практикуются и более масштабные мероприятия. Важно определить актуальную тему конференции

Формы работы с родителями постоянно меняются. Традиционные формы работы, в которых главное место отводилось сообщениям, докладам, утратили свое значение из-за малой их эффективности, из-за недостаточной обратной связи. Все шире используются новые, активные формы работы с родителями, позволяющие вовлечь родителей в процесс обучения, развития и познания собственного ребенка. Расширить диапазон методов взаимодействия в рамках тех же традиционных форм, позволяет использование интерактивных методов.

Интерактивные методы обозначают общение через участие и взаимодействие.

В настоящее время практикой накоплено многообразие нетрадиционных форм. Схему классификации нетрадиционных форм предлагает Т. В. Кротова и выделяет следующие нетрадиционные формы: информационно-аналитические, досуговые, познавательные, наглядно-информационные.

Читать еще:  Питание при грудном вскармливании. Еда во время кормления грудью. Что нельзя и почему

Примеры традиционных и нетрадиционных форм работы с родителями в ДОУ

Примеры традиционных и нетрадиционных форм работы с родителями в ДОУ

Просмотр содержимого документа
«Примеры традиционных и нетрадиционных форм работы с родителями в ДОУ»

Термин “взаимодействия” предполагает обмен мыслями, чувствами, переживаниями в процессе общения. В настоящее время педагоги используют разнообразные формы взаимодействия с родителями, как традиционные, так и нетрадиционные.

Традиционные формы вошли в жизнь детского сада со времен становления общественного дошкольного воспитания. Их можно разделить на коллективные, индивидуальные, наглядные.

Нетрадиционные формы взаимодействия с родителями направлены на привлечение родителей к ДОУ, установление неформальных контактов..

Их можно разделить на три части: коллективные, индивидуальные, наглядные.

К коллективным формам относятся родительские собрания. Это целесообразная и действенная форма работы воспитателей с коллективом родителей, организованное ознакомление с задачами, содержанием и методами воспитания детей определенного возраста в условиях детского сада и семьи. Собрание должно быть целенаправленным, т. е. иметь определенную цель, отвечать запросам и интересам родителей.

Следующая коллективная форма взаимодействия с родителями – конференция. Ее задача – пропагандировать лучший опыт семейного воспитания. Конференции включают обмен опытом родителей, например, по темам “Досуг в семье” или “Физическое развитие ребенка в семье”. Родители могут поделиться своим опытом проведения закаливания ребенка, организации семейных праздников, сюрпризов.

К индивидуальным формам взаимодействия с родителями относятся беседы и консультации. Беседы – наиболее доступная и распространенная форма установления связи педагога с семьей, систематического общения с отцом и матерью ребенка, другими членами семьи. Цели педагогической беседы – обмен мнениями по тому или иному вопросу и достижения единой точки зрения, оказание родителям своевременной помощи.

Консультации организуют дл того, чтобы ответить на все вопросы родителей. Консультация позволяет обсудить конкретный вопрос. она побуждает родителей присматриваться к детям, выявлять черты их характера, задумываться над своими методами воспитания, анализировать собственные опыт общения с ребенком.

Наглядные формы играют важную роль во взаимодействие с семьей.

1. День открытых дверей – это форма возникла в 20-е гг. прошлого века с целью приобщения родителей к жизни ДОУ. Родители наблюдают за деятельностью детей, воспитателей.

2. Папки – передвижки называются так, потому что даются в семьи на временное пользование. Они содержат конкретный материал о воспитании и образовании детей.

3. Ширмы содержат небольшой по объему текст, дополненный зарисовками, иллюстрациями, фотографиями. Они располагаются на детских шкафчиках раздевалки или на столе в родительском уголке. В ширме можно раскрыть условия для формирования навыков самообслуживания, методов и приемов руководства играми, основные психофизиологические особенности детей того или иного возраста, режим дня, труд и наблюдения в природе и др.

4. Рекомендуют оформить стенды для родителей, выставки. Главное требование к формированию наглядных материалов – текст должен быть доступным, эстетично оформлен, интересным по содержанию.

Нетрадиционные формы взаимодействия с родителями направлены на привлечение родителей к ДОУ, установления неформальных контактов.

Разработана классификацию нетрадиционных форм общения педагога с родителями. к ним относиться информционно-аналитические, досуговые, познавательные, наглядно-информационные формы.

1. Информационно-аналитические формы направлены на выявление интересов, запросов родителей, установление эмоционального контакта между педагогами, родителями и детьми. Сюда относятся: опрос, тесты, анкетирование, “почтовый ящик”, куда родители могут помещать волнующие их вопросы.

2. Досуговые формы – совместные досуги, праздники, выставки призваны устанавливать теплые неформальные, доверительные отношения, эмоциональный контакт между педагогами и родителями, между родителями и детьми. Досуги позволяют создать эмоциональный комфорт в группе.

3. Познавательные формы выполняют доминирующую роль в повышении психолого-педагогической культуры родителей. Их суть – ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями детей дошкольного возраста, формирование практических навыков в воспитании детей. Основная роль принадлежит собраниям нетрадиционной формы, групповым консультациям, которые можно провести творчески, опираясь на популярные телепередачи “Театральная пятница”, “Круглый стол”, “Викторины”, “Клубы для родителей” и др. Для формирования у родителей навыков и умений воспитание ребенка целесообразно проводить тренинги, практикумы, дискуссии.

4. Наглядно-информационные формы в нетрадиционном звучании позволяют правильно оценить деятельность педагогов, пересмотреть методы и приемы семейного воспитания. Например, открытые занятия для родителей, просмотр видеороликов, фотографии, выставки детских работ. Проведение открытых занятий в ДОУ может быть организовано по разному. Например, в одном случае, родители в качестве гостей посещают занятия. Они видят собственных детей в необычной для себя обстановке, получают рекомендации об обучении детей в семье. В другом случае родители могут быть активными участниками педагогического процесса. Они отвечают на вопросы, совместно с детьми двигаются под музыку, поют, рисуют, выполняют задания педагога и т. д.

Читать еще:  Статус люблю ее одну. Статусы для любимой девушки

Осмотр видеоматериалов и слайд-шоу используют мультимедийные средства, педагоги могут показать несколько фрагментов занятий с детьми. Рекомендуется применят лист индивидуальных успехов, где можно разными цветам отметить, как ребенок спал, ел. Специфика этих форм заключается в том, что общение педагога с родителями здесь не прямое, а посредственное.

Департамент среднего профессионального и начального профессионального

образования Томской области

ОГБОУ «Томский государственный педагогический колледж»

Нетрадиционные формы работы с родителями в дошкольном учреждении Текст научной статьи по специальности «Народное образование. Педагогика»

Аннотация научной статьи по народному образованию и педагогике, автор научной работы — Бауман Надежда Владимировна

В статье рассматриваются нетрадиционные формы работы с родителями в условиях дошкольного учреждения. Представлен опыт работы с родителями в МБДОУ д.с. «Белочка» г. Черногорска.

Похожие темы научных работ по народному образованию и педагогике , автор научной работы — Бауман Надежда Владимировна,

Текст научной работы на тему «Нетрадиционные формы работы с родителями в дошкольном учреждении»

активность личности, удовлетворённость своей деятельностью, но и ответственность, и способность критически мыслить, давать оценку.

Таким образом, социализация личности представляет собой не пассивное отражение общественных отношений. Выступая и субъектом, и результатом общественных отношений, личность формируется через ее активные общественные действия, сознательно преобразуя и окружающую среду, и саму себя в процессе целенаправленной деятельности. Именно в процессе целенаправленно организуемой деятельности формируется важнейшая, определяющая его как развитую личность черта – потребность во благе другого, происходит его социализация.

1. Голованова Н.Ф. Социализация и воспитание ребенка. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. СПб.: Речь, 2004. 272 с.

2. Шацкий С.Т. Задачи общества «Детский труд и отдых». [Электронный ресурс]: Литература и жизнь. [Официальный сайт]. Режим доступа: http://dugward.ru/library/chatskiy/chatskiy_zadachi_obchestva.html/ (дата обращения: 30.07.2017).

3. Эстафета важных дел (организация классного самоуправления). [Электронный ресурс]: Лицей № 44 гор. Чебоксары [Официальный сайт]. Режим доступа: http://www.lyceum44.m/attachments/033_эстафета%20важных%20дел%200писание doc/ (дата обращения: 30.07.2017).

НЕТРАДИЦИОННЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ В ДОШКОЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ Бауман Н.В.

Бауман Надежда Владимировна – воспитатель, Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение общеразвивающего вида детский сад «Белочка», г. Черногорск, Республика Хакасия

Аннотация: в статье рассматриваются нетрадиционные формы работы с родителями в условиях дошкольного учреждения. Представлен опыт работы с родителями в МБДОУ д.с. «Белочка» г. Черногорска. Ключевые слова: нетрадиционные формы, сотрудничество, воспитание.

Вопрос о работе с родителями – это большой и важный вопрос.

Тут надо заботиться об уровне знаний самих родителей, о помощи им в деле самообразования, вооружения их педминимумом,

привлечении их к работе детского сада.

Семья – первоисточник и образец формирования межличностных отношений, а мама и папа – образцы для подражания. Семья предопределяет закономерности развития будущего человека.

Нужно как можно лучше организовать взаимодействие детского сада и семьи по воспитанию детей, так как детский сад служит организующим центром и влияет на домашнее воспитание.

Главный момент в контексте «семья – дошкольное учреждение» – личное взаимодействие педагога и родителей по поводу трудностей и радостей, успехов и неудач, сомнений и размышлений в процессе воспитания конкретного ребенка в данной семье. Неоценима помощь друг другу в понимании ребенка, в решении его индивидуальных проблем, в оптимизации его развития [1].

На сегодняшний день взаимодействие ДОУ с родителями является важной составной частью в работе по преодолению трудностей в развитии и воспитании дошкольников. Только в тесном сотрудничестве, на взаимопонимании педагогов и родителей можно добиться высоких результатов.

Идеи взаимодействия семейного и общественного воспитания развивались в работах В.А. Сухомлинского, в частности, он писал: «В дошкольные годы ребенок почти полностью идентифицирует себя с семьей, открывая и утверждая себя и других людей преимущественно через суждения, оценку и поступки родителей». Поэтому, подчеркивал он, задачи воспитания могут быть успешно решены в том случае, если школа поддерживает связь с семьей, если между воспитателями и родителями установились отношения доверия и сотрудничества [2].

Помимо традиционных форм работы ДОУ и семьи (посещение семьи, педагогические беседы, тематические консультации, групповые и общие собрания родителей, а также многое другое) сейчас довольно активно используются инновационные формы и методы.

В их использовании нужно стараться соблюдать принцип целенаправленности и систематичности. Главная задача – познакомить родителей с условиями, содержанием и методами воспитания детей в ДОУ и способствовать преодолению поверхностного суждения о роли детского сада, оказывать практическую помощь семье.

Сейчас собрания вытесняются новыми нетрадиционными познавательными формами, такими как «КВН», «Педагогическая гостиная», «Круглый стол», «Поле чудес», «Что? Где? Когда?», «Устами младенца», «Ток шоу», «Устный журнал». Такие формы построены по принципу телевизионных и развлекательных программ, игр, они направлены на установление неформальных контактов с родителями, привлечение их внимания к детскому саду. Нетрадиционные познавательные формы предназначены для ознакомления родителей с особенностями возрастного и психологического развития детей, рациональными методами и приёмами воспитания для формирования у родителей практических навыков. Однако здесь изменены принципы, на основе которых строится общение педагогов и родителей. К ним относятся общение на основе диалога, открытость, искренность в общении, отказ от критики и оценки партнёра по общению. Неформальный подход к организации и проведению этих форм общения ставит воспитателей перед необходимостью использования разнообразных методов активизации родителей [3].

Читать еще:  Лучшей подруге своими словами до слез. Лучшие статусы про лучших подруг

Примерные нетрадиционные формы работы с родителями: Презентация дошкольного учреждения; Открытые занятия с детьми в ДОУ для родителей; Педагогический совет с участием родителей; Родительские конференции; Мини -собрания; Педагогические консилиумы; Семейные клубы; Деловая игра – простор для творчества; Тренинговые игровые упражнения и задания; Вечер вопросов и ответов; «Дискуссионный клуб»; «Круглый стол» с родителями; Дежурства родителей; «Заочные» консультации; «Родительская почта» и «Телефон доверия» и др.

В нашем дошкольном учреждении наиболее популярным является «День родительского самоуправления». Основной целью проведения такого дня является педагогическое просвещение родителей с привлечением их к образовательному процессу. День самоуправления является новой современной формой работы, такая форма работы позволяет наиболее полно раскрыть педагога, наглядно показать инновационные формы, методы и приёмы работы с детьми.

В этот день родители групп пробуют себя в роли воспитателя.

Одни родители проводят утреннюю гимнастику, совместные игры, другие делают с детьми аппликацию, читают художественную литературу.

В начале данного мероприятия проводится предварительная работа: анкетирование, где каждый родитель может ответить на вопросы, какой вид деятельности он смог бы провести в группе. Так же составляется график посещения родителями тех видов деятельности, которые они хотели бы провести. С каждым

родителем, участвующим в дне самоуправления, проводится индивидуальная консультация, заранее подготавливаются конспекты образовательной деятельности.

Удачной находкой в работе с родителями, оказалась проектная деятельность, где родители из «зрителей» и «наблюдателей» становятся активными участниками образовательного и воспитательного процесса. Так в группах нашего детского сада проходит семейный проект «Здорово здоровым быть!», целью которого являлось формирование у детей и родителей ценностного отношения к здоровому образу жизни.

Эффективность работы повышается тогда, когда знания преподносятся в процессе сотрудничества педагога и родителей, активного взаимодействия взрослого и ребенка. В проекте родители совместно с детьми оформляют семейные газеты «Моя спортивная семья», рисуют рисунки «Чем мы любим заниматься». Одной из изюминок этого мероприятия стала идея вспомнить любимые игры родителей в детстве. Родители приносят в группу свои детские фотографии с описанием той игры, в которую они любили играть в детстве, а воспитатели с детьми оформили газету «Любимые игры детства родителей».

Также родители приглашаются на совместное физкультурное занятие, на котором дети формируют двигательные навыки, и по ходу занятия идет обучение родителей. Давая возможность родителям заниматься физкультурой вместе с детьми, мы помогаем создать атмосферу радости от совместной двигательной деятельности и снизить дефицит общения.

Если занятия физическими упражнениями для родителей предсказуемы, то на музыкальном занятии родителям представляется музыкально-оздоровительная работа. Родители вместе с детьми поют валеологические песенки-распевки, выполняют дыхательную, артикуляционную гимнастику, проводятся игроритмические упражнения, пальчиковые игры, речевые игры.

Конечно, невозможно представить себе жизнь ребенка в детском саду без веселых досугов и развлечений, шумных праздников и соревнований. Итогом всей проделанной работы становится спортивный праздник «Папа, мама, я – спортивная семья».

Проведённая совместная деятельность сближает педагогов и родителей, родителей и детей, сдружает семьи.

Нетрадиционные формы взаимодействия с родителями приносят удивительные результаты! Чем лучше налажено общение между семьей и детским садом, тем большую поддержку получит ребенок, тем вероятнее, что его жизнь в детском саду будет полна впечатлениями, любовью и доверием к окружению, а первый социальный опыт будет успешным. И только совместными усилиями семья и детский сад, дополняя и поддерживая, друг друга, могут достигнуть желаемых результатов.

1. Солодянкина О.В. Сотрудничество дошкольного учреждения с семьёй:

Практическое пособие / О.В. Солодянкина. М.: АРКТИ, 2011. 80 с.

2. Азаров Ю.П. Педагогика любви и свободы / Ю.П. Азаров. М.: Топикал, 1994.

3. Амонашвили Ш.А. В школу с шести лет / Ш.А. Амонашвили. М.: Просвещение,

Источники:

http://studopedia.ru/19_292634_traditsionnie-i-netraditsionnie-formi-vzaimodeystviya-s-roditelyami-ih-harakteristika.html
http://multiurok.ru/files/primiery-traditsionnykh-i-nietraditsionnykh-form-r.html
http://cyberleninka.ru/article/n/netraditsionnye-formy-raboty-s-roditelyami-v-doshkolnom-uchrezhdenii

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: