Ценностные предпочтения молодёжи в условиях духовного кризиса. Проблемы духовности молодежи в современном мире

Содержание

Пути решения проблем духовности современной молодежи

Характеристика системного подхода к решению проблемы духовно-нравственного воспитания молодежи.

В ситуации острого духовно-нравственного кризиса в стране неэффективно последовательное решение обозначенных проблем. Разовые и локальные меры не приведут к кардинальному изменению ситуации. Необходим комплексный, системный подход и программная форма организации духовно-нравственного воспитания детей и молодежи.

Системность подхода определяется выделением приоритетных аспектов деятельности, связанных единой целью, общими формами организации и управления. Обозначим и кратко охарактеризуем семь основных аспектов системы духовно-нравственного воспитания:

1) Содержательный аспект системного подхода предполагает решение первых указанных нами проблем – разработки методологии, подробного описания всех элементов и форм бытования православной культуры; формирования системы общественного духовно-нравственного воспитания и образования в условиях современного секуляризованного окружения.

Научное осмысление, разработка содержания православной культуры и духовно-нравственного воспитания в конечном итоге направлено на

  • – воссоздание и акцентирование различными средствами национально-культурного компонента в идеологии, образовании, искусстве, науке;
  • – интеграцию традиционного содержания и мировосприятия в различные области знания;
  • – воссоздание и творческое укоренение традиционного уклада в жизни семьи и общества.

Большая роль в осуществлении этих мер отводится системе образования. Содержательный аспект системного подхода включает в себя разработку содержания духовно-нравственного воспитания и образования

  • а) на уровне отдельного учебного курса,
  • б) в виде “сквозной” составляющей, интегрированной во все школьные предметы; профессиональное; дополнительное образование; воспитание через средства массовой информации.
  • 2) Возрастной аспект дает возможность выстроить (содержательно и организационно) комплекс мероприятий по духовно-нравственному воспитанию для разных возрастных групп детей, подростков, молодежи.
  • 3) Институциональный аспект системного подхода предполагает одновременное включение духовно-нравственной компоненты в воспитательную деятельность всех социальных институтов: семьи, разных уровней системы образования, государственных учреждений и общественных организаций.

Следует выделить приоритетную важность включения духовно-нравственной компоненты в семейное воспитание. Проблему преодоления духовно-нравственного кризиса общества невозможно решить без осуществления комплексного культурно-просветительного влияния на семью. Семья является основой формирования системы жизненных ценностей и отношений ребенка, используемой им затем в качестве инструмента освоения социальной среды. Комплекс мер социально-культурного, медико-педагогического и духовно-нравственного сопровождения семьи на разных этапах ее развития поможет возвращению семье функции воспитания детей как “питания” не только телесной, но и духовной пищей.

Институциональный уровень системного подхода к духовно-нравственному воспитанию предполагает преемственность, взаимосвязь и координацию педагогической деятельности разных социальных институтов. Чрезвычайно значимо в этом отношении формирование нормативно-правовой и организационной основы взаимодействия государства с Русской Православной Церковью, обеспечение активизации и поиск новых форм участия Церкви в процессе духовно-нравственного воспитания.

  • 4) Кадровый аспект предусматривает поэтапную реализацию системы мер по просвещению, подготовке и переподготовке специалистов различного уровня (представителей администрации; управленцев и практических работников образования, здравоохранения, культуры) в вопросах духовно-нравственного воспитания и образования детей и молодежи на традиционной основе.
  • 5) Организационно-политический аспект. Учитывая сложность решения проблемы на федеральном уровне, более перспективным представляется сегодня выстраивание системы духовно-нравственного воспитания на уровне региональном, в рамках регионального компонента образования. На основе существующих и вновь подготовленных нормативно-правовых документов возможна реализация комплексных региональных программ по духовно-нравственному воспитанию. Сегодня в регионах есть политические силы и определенные ресурсы, для осуществления мер по духовно-нравственному воспитанию на уровне областей, городов, муниципальных центров.

На этапе подготовки региональных социально-педагогических программ возможно проведение общенародного Референдума по вопросу духовно-нравственного воспитания на традиционных для России православных основах.

  • 6) Экономический аспект системного подхода дает возможность изыскания средств на реализацию комплексной программы духовно-нравственного воспитания из различных источников, включая федеральный и региональные бюджет, а также иные источники финансирования: в первую очередь – целевые фонды развития духовно-нравственной культуры и образования.
  • 7) Управленческий аспект. Его выделение в системе духовно-нравственного воспитания детей и молодежи позволяет включить в процесс решения проблемы все существующие структуры (социальные и институциональные) и обеспечить новые формы организации их взаимодействия. Это необходимо в условиях, когда ни одна из действующих структур не может решить проблему духовно-нравственного воспитания в полном объеме.

Таким образом, системный подход предлагается как организационная форма программного управления духовно-нравственным воспитанием детей и молодежи на уровне региона.

Система ценностных ориентаций молодежи как отражение кризиса духовной жизни общества Текст научной статьи по специальности «Социология»

Аннотация научной статьи по социологии, автор научной работы — Власова Виктория Николаевна, Щербакова Лидия Ильинична, Самыгин Сергей Иванович

Состояние кризиса духовной жизни общества приводит к определенному переформатированию и деформации сознания населения, и прежде всего, молодежи . Молодежь , будучи своеобразным индикатором различных трансформаций в обществе, сопровождающихся размыванием духовно-нравственных критериев, определяет в целом потенциал развития общества: от выбора ценностных ориентиров напрямую зависит и будущее молодежи , и будущее функционирование социума.

Похожие темы научных работ по социологии , автор научной работы — Власова Виктория Николаевна, Щербакова Лидия Ильинична, Самыгин Сергей Иванович,

Текст научной работы на тему «Система ценностных ориентаций молодежи как отражение кризиса духовной жизни общества»

Власова Виктория Николаевна

доктор философских наук, профессор кафедры педагогики ФПК и ППС,

Ростовский государственный университет

Щербакова Лидия Ильинична

доктор социологических наук, профессор, заведующая кафедрой социология и психология,

Южно-Российский государственный политехнический университет (НПИ)

имени М.И. Платова

Самыгин Сергей Иванович

доктор социологических наук, профессор

кафедры управления персоналом и социологии,

Читать еще:  Что делать если свекровь хочет жить с нами

Ростовский государственный экономический университет (РИНХ)

Victoria N. Vlasova

doctor of Philosophy, candidate of pedagogical sciences, professor of the chair of

pedagogics of the faculty of pedagogical sciences and the faculty of education,

Rostov State Medical University

Lidiya I. Scherbakova

Doctor of sociological sciences, professor

Head of the Department «Sociology and psychology» Platov South-Russian State

Polytechnic University (NPI)

Sergey I. Samygin

Doctor of Sociology, Professor

of chair of human resource management and sociology Rostov state economic university (RINH) darya.maksimovich@gmail.com

Система ценностных ориентаций молодежи как отражение кризиса духовной жизни общества

The role of patriotic education in shaping the social health of Russian student youth

Аннотация. Состояние кризиса духовной жизни общества приводит к определенному переформатированию и деформации сознания населения, и прежде всего, молодежи. Молодежь, будучи своеобразным индикатором различных трансформаций в обществе, сопровождающихся размыванием духовно-нравственных критериев, определяет в целом потенциал развития

общества: от выбора ценностных ориентиров напрямую зависит и будущее молодежи, и будущее функционирование социума.

Ключевые слова: молодежь, ценностные ориентации, духовность, духовная жизнь общества, кризис духовной жизни.

Abstract: The state of the crisis of the spiritual life of society leads to a certain reformatting and deformation of the consciousness of the population, and first of all, of the youth. Young people, as a kind of indicator of various transformations in society, accompanied by erosion of spiritual and moral criteria, determine the overall development potential of society: the future of youth and the future functioning of society directly depend on the choice of value orientations.

Keywords: youth, value orientations, spirituality, the spiritual life of society, the crisis of spiritual life.

Длительный период реформирования в российском обществе и крайне противоречивый характер его развития привел к состоянию кризиса духовной жизни, который является следствием пережитой обществом культурной травмы [1]. Как известно, духовный и культурный кризис всегда сопровождает общество в эпоху коренных изменений, поскольку факторы, обусловившие этот кризис, коренятся в переоценке базовых социокультурных ценностей и трансформации основных социальных и культурных институтов, моделирующих социальное и духовное здоровье россиян [2]. В своем основании кризис духовной жизни имеет отказ социума от традиционных ценностных ориентаций, существовавших веками и служивших духовными ориентирами.

Обращение к проблеме системы ценностных ориентаций молодежи связано с необходимостью осмысления сложного, противоречивого духовно -нравственного состояния, которое переживает российское общество.

Проблематика исследования ценностного мира молодежи привлекает внимание многих современных представителей социально-гуманитарных наук. Так, проблема ценностных ориентаций молодежи рассматривается в работах: М.К. Горшкова, Ю.А. Зубок, Д.Л. Константиновского, В.Т. Лисовского, В.А. Лукова, Э.В. Чекмарева, В.И. Чупрова, Ф.Э. Шереги и др.

О том, что система ценностных ориентаций молодежи являются отражением состояния духовной жизни общества, пишут многие авторы. Так, по мнению М.К. Горшкова и Ф.Э. Шереги ценностные ориентиры и духовно-нравственные установки молодежи являются результатом процесса ее социализации, в ходе которого нормы социальной и духовной жизни общества интериоризуются в ценности личности [3].

Проблеме изучения духовной жизни общества и кризисных явлений в нем посвящены социально-философские, культурологические и социологические исследования и наиболее яркими учеными в этой области считаются: Е.В. Викторова, К.С. Таланова, С.Б. Токарева, Ж.Т. Тощенко, А.К. Уледов, Д.В. Филюшкина, З.М. Хачецуков, С.В. Хомутцов, Т.И. Яковук.

Состояние всеобщего социокультурного кризиса и кризиса духовной жизни проявляется в разрушении традиционной культуры общества, и в первую очередь, в разрушении ценностного мира молодого индивида. В этих

условиях, как пишет в своей монографии Д.В. Филюшкина, «духовная люмпенизация как продвижение человека и общества к примитивной и низкой духовности в процессе социокультурных изменений и ее проявление в ценностном мире и коммуникативно-поведенческих практиках приобретает статус актуальной научной проблемы» [4, с. 8].

Прежде чем приступить к анализу ценностных ориентаций молодежи, необходимо остановиться на рассмотрении специфики духовности, поскольку именно она выступает исходной категорией, включающей различные элементы духовной жизни общества, среди которых во главе угла стоят социокультурные и духовные ценности молодежи.

Следует указать, что в современной научной литературе духовность рассматривается в качестве активного начала, созидающего мир культуры человека. В соответствии с анализом современных научных трудов, светское понимание духовности личности связывается со сферами морали, науки.

Духовность, по мнению Е.В. Викторовой, можно определить как некую совокупность морально-нравственных и интеллектуальных интересов, имеющих первоочередную значимость как для личности, так и для социума. Суть духовности молодежи заключается не в аккумулировании знаний, а в формировании их ценности, приобретении и понимании их смысла. Кроме того, проблема духовности – это проблема отношения молодого человека к себе, социальному окружению, обществу, природе [5].

Духовная жизнь общества, будучи сложным, целостным активно-творческим процессом деятельности людей, направлена на освоение и преобразование мира, созидания, сохранения, обогащения и освоение культуры в ходе которого удовлетворяются, продуцируются, развиваются человеческие ценности и потребности. Духовная жизнь молодежи определяется как способ воспроизводства молодежью ценностей культуры, который опирается на материальные практики и определяет их.

Кризис духовной жизни общества детерминируется, в первую очередь, противоречиями внутреннего характера: утратой идеологии и ломкой культурных традиций, изменением привычного ритма жизни и дезориентацией в социокультурном пространстве, усилением социальной апатии и нарастанием духовного отчуждения, переоценкой социальных и духовных ценностей, особенно среди молодых людей.

Так каким же образом происходит и чем характеризуется эта переоценка ценностей в сознании современной молодежи?

Согласно результатам социологических исследований Центра социологии молодежи ИСПИ РАН, тенденции трансформационных изменений ценностных ориентаций современной молодежи в условиях неопределенности и кризиса духовной жизни заключаются в том, что:

– во-первых, для процесса формирования ценностной структуры молодежного сознания характерно противоборство двух пластов -традиционного (духовного, высоконравственного) и современного (потребительского, прагматичного), причем наблюдается тенденция

движения по направлению к современным ценностям в противовес традиционным ;

– во-вторых, трансформационные изменения, наблюдающиеся в структуре ценностных ориентаций молодежи, отражают процесс рационализации молодежного сознания, поскольку в них явственно обнаруживаются противоречия между рациональными и духовно -нравственными ценностями, что, безусловно, является отражением кризисных явлений духовной жизни [6, С. 559].

Читать еще:  Изменила мужу в контакте. Жена-красавица изменяет: что делать мужу? Как жены изменяют мужьям - типичный пример

В структуре ценностного сознания современной молодежи превалируют индивидуалистические, дифференцирующие ценности, связанные с достижением личностно значимых целей, в то время как интегрирующие ценности утратили свои доминирующие позиции.

Как отмечают большинство молодых людей (таковых 64%), для современной молодежи характерен «моральный релятивизм», нигилизм, цинизм, эгоцетризм, равнодушие к идеалам. Причина этого, по мнению самой молодежи, заключается в том, что «многие унаследованные от прошлого социокультурные и духовные ценности приобретают характер анахронизмов, разделять которые означает обречь себя на неуспех» [3]. Так, по данным исследований, 46% молодых респондентов убеждены, что сформировался уже другой нравственный мир, в котором они живут, мир, отличный от того, который был ранее, и многие социокультурные ценности и традиционные моральные нормы уже устарели. Большинство молодежи (порядка 55%) признают, что их жизненный успех в значительной степени зависит от умения поступиться собственными принципами и согласиться с тезисом, что «современный мир жесток, и чтобы добиться успеха в жизни, иногда приходится переступать моральные принципы и нормы» [3, с. 125].

Трансформация базовых ценностей российского общества разрушила социализационные механизмы функционирования социума, что не замедлило сказаться и на характере трудовых ценностей, претерпевших основательные изменения в молодежной среде. Как результат трансформационных процессов и кризиса духовной жизни произошла кардинальная переориентация российской молодежи от предпочтения нематериальных (социальных и духовных) ценностных ориентаций к ценностям материально-экономического характера. Исходя из анализа трудовых молодежных ценностей, условий их формирования и изменения на современном российском рынке труда, можно считать, что главными тенденциями в сфере трансформации трудовых ценностей молодежи выступают: дегуманизация, инструментализация и прагматизация [7].

Такого рода трансформация трудовых ценностей молодежи объясняется тем, что в противовес советскому времени, духовная сфера молодежи была выведена за рамки государственных институтов и вытеснена моделями выживания и приспособления, ей была предоставлена т.н. свобода.

Как отмечает Т.И. Яковук, превалирующими тенденциями изменения духовной сферы жизни молодежи в условиях трансформирующегося общества и кризиса духовной жизни общества являются: плюрализация и

либерализация ценностных ориентаций этой группы; рационализация ценностно-нормативного сознания молодежи, выражающаяся в переориентации духовных ценностей с нематериальных на материальные; прагматизация и «деэтизация сознания, понимаемая как процесс коррозии моральных оснований саморегуляции в молодежной среде» [8, с. 15-16].

Незавершенность в молодежном сознании процесса формирования мотивационно-потребностной, социально-ценностной и духовно-нормативной сфер, с одной стороны, и кризис духовной жизни, детерминированный трансформацией духовного пространства общества, с другой, – неизбежно ведут «к изменению мировосприятия и новым формам рационализации духовной жизни молодежи», причем формой этой рационализации выступают прагматизация молодежного сознания, снижение уровня духовно-нравственных императивов, а также «отсутствие строгих норм в механизме саморегуляции духовной жизни молодежи» [8, с. 27].

Какими же видятся основные направления преодоления кризиса духовной жизни и защиты ценностного мира молодежи?

1) Состояние всеобщего социокультурного кризиса и кризиса духовной жизни можно преодолеть путем возрождения традиционной культуры общества.

2) Преодоление кризиса духовной жизни и духовное совершенствование личности в обществе должно быть связано с нахождением цементирующего общество идеала, национальной идеи, объединенных общечеловеческими ценностями, что, в свою очередь, позволит преодолеть внутренние противоречия в молодежном сознании [9].

3) Уменьшению последствий кризиса духовной жизни будет способствовать преодоление индивидуализма в сознании молодежи путем укрепления ее коллективизма, вне коллективных форм взаимодействия индивид не может полноценно развиваться и самореализовываться [10].

4) Важным направлением по пути преодоления кризиса духовной жизни и защиты ценностного мира молодежи является формирование общественными и культурными институтами гармоничного образа «нового человека», культивирование нравственных форм поведения, ориентированных на всеобщее, в противовес частному. В этой связи молодежь необходимо вовлекать в созидательную общественно полезную деятельность, что повысит мотивацию к труду и уменьшит инструментализацию и прагматизацию трудовых ценностей.

1. Щербакова Л.И., Гафиатулина Н.Х., Самыгин С.И. Социальное здоровье российской молодежи в свете теории социокультурной травмы. 2017. №6-7. С. 90-94.

2. Гафиатулина Н.Х. Состояние институциональных субъектов, моделирующих социальное здоровье российской молодежи // Инженерный вестник Дона. 2014. Т. 28. №1. С. 75. URL: http://ivdon.ru/magazine/archive/n1y2014/2296.

3. Горшков М.К. Шереги Ф.Э. Молодежь России: социологический портрет. Второе издание, дополненное и исправленное. М., 2010. 592 с.

4. Филюшкина Д.В. Духовная люмпенизация российского общества: детерминирующие факторы и социальные проявления. Ростов н/Д.: СКНЦ ВШЮФУ, 2014. 230 с.

5. Викторова Е.В. Социология духовной жизни. Пенза: ПГПУ им. В.Г. Белинского, 2010. 80 с.

6. Социология молодежи: энциклопедический словарь / отв. ред. Ю.А. Зубок, В.И. Чупров. М, 2008. С. 559.

7. Власова В.Н., Кротов Д.В., Самыгин С.И. Студенческая молодежь: проблемы профессиональной ориентации // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2017. №10. С. 21-25.

8. Яковук Т.И. Фактор неопределенности в социокультурной регуляции духовной жизни молодежи: автореф. . уч. степ. д-ра социол. наук. М., 2006. 48 с.

9. Муллахмедова С.С., Шихалиева Д.С., Гафиатулина Н.Х., Загирова Э.М. Духовное развитие личности в условиях модернизации российского общества. Махачкала: ДГТУ, 2017. -189 с.

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум – 2014

ДУХОВНЫЙ МИР СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ И ЕЕ ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ

Процесс становления современной российской молодёжи происходил и протекает в условиях ломки «старых» ценностей советского периода и формирования новой системы ценностей и новых социальных отношений.

В условиях системного кризиса современного российского общества и его основных институтов, затронувшего все сферы жизнедеятельности, институтов социализации (семьи и семейного воспитания, системы образования и воспитания, институтов труда и трудовой деятельности, армии), самого государства, активного насаждения и подмены основ существования гражданского общества стандартами общества потребления, воспитанием молодого человека, не как гражданина, а как простого потребителя тех или иных товаров и услуг.

Сегодня наблюдается тенденция к дегуманизации и деморализации содержания искусства, (понижения, деформация, разрушение образа человека), подмене норм ценности высокой культуры усредненными образцами массовой потребительской культуры, переориентации молодёжи от коллективистских духовных ценностей к корыстно-индивидуальным ценностям. Это, а также отсутствие четко сформулированной национальной идеи и объединяющей идеологии, стратегии развития консолидирующей общество, недостаточное внимание к культурному развитию населения, противоречивость государственной молодёжной политики закономерно приводит нас к крайне негативным последствиям.

Читать еще:  Что делать если полюбила гея. Мужская дружба: Может ли натурал влюбиться в гея? Я влюбилась в гея, как это преодолеть

Проблемами молодёжи являются не только проблемы нашего молодого поколения, но и всего общества, от решения которых зависит наше будущее. Проблемы взаимосвязаны, вытекают из процессов, происходящих в мире: информатизации, глобализации, демографии и инновации и т. д.

Молодежная среда, в силу её возрастных, социально-психологических и мировоззренческих особенностей остро нуждается в социокультурной идентификации, а потому в большей степени, чем другие социальные и возрастные группы восприимчива к трансформационным процессам, связанным с усвоением систем ценностей, норм, формирующих определённые формы поведения.

Наиболее актуальными проблемами для современной российской молодёжи, на наш взгляд, являются проблемы связанные с духовно-нравственной сферой бытия.

На фоне мировоззренческой неопределенности молодёжи (отсутствия у неё мировоззренческих основ смыслоориентации и социально-культурной идентификации), коммерциализации и негативного влияния СМИ (формирующих «образ» субкультуры), непрекращающейся духовной агрессии Запада и экспансии массовой коммерческой культуры, насаждения стандартов и психологии общества потребления, происходит примитивизация смысла человеческого бытия, нравственная деградация личности и снижение ценности человеческой жизни. Идет размывание ценностных основ и традиционных форм общественной морали, ослабление и разрушение механизмов культурной преемственности, угроза сохранения самобытности отечественной культуры, снижение интереса молодежи к отечественной культуре, ее истории, традициям, к носителям национального самосознания.

Указанные факторы в сочетании с процессами дифференциации и материального расслоения общества, возникшего при переходе к рыночным отношениям закономерно приводят к расширению зоны десоциализации, маргинализации и люмпенизации молодёжи (растерянности; апатии; пессимизму молодых людей; неверию их в будущее, возможности реализовать свои интересы никаким другим путем, кроме как отклоняющимся от нравственных и правовых норм). Они стимулируют асоциальные и противоправные формы самореализации молодёжи (нарастание криминальных проявлений в молодёжной среде, отчуждение от трудовой деятельности, алкоголизм, наркоманию, проституцию); развитие контркультуры в содержании молодёжной субкультуры; стремление к участию в неформальных молодёжных объединениях; усиление напряженности и агрессивности, рост экстремизма в молодёжной среде. В условиях разразившегося мирового кризиса, все обозначенные проблемные обстоятельства в развитии молодёжи могут быть использованы деструктивными силами для дестабилизации обстановки в России и осуществления очередной «оранжевой революции», чего справедливо опасается наше правительство. Не уделяя должного внимания воспитанию молодых граждан и созданию основ гражданского общества, государство в значительной степени способствовало утверждению в нашем обществе стандартов общества потребления и воспитанию потребителей, но явно не ожидало, что и сами власть предержащие могут стать «продуктом» для этих потребителей.

Реализация жизненных планов молодёжи и предоставляемых ей возможностей в значительной степени зависит от материальных ресурсов родителей, на основании чего могут возникать определённые межпоколенческие противоречия. «Родители же зачастую становятся главными виновниками нереализованных рыночных притязаний и потребительских амбиций своих чад». В молодёжном сознании и поведении самым причудливым образом могут сочетаться противоречащие друг другу черты и качества: стремление к идентификации и обособление, конформизм и негативизм, подражание и отрицание общепринятых норм, стремление к общению и уход, отрешённость от внешнего мира.

Говоря о молодёжной социокультурной среде, конечно же, нельзя не отметить и её определённые положительные черты. Современная молодёжь в целом настроена весьма патриотично, верит в будущее России. Высказывается за продолжение перемен в сторону повышения социально-экономического благополучия страны, создание гражданского общества и правового государства. Она хочет жить в великой стране, обеспечивающей достойную жизнь своим гражданам, уважающей их права и свободы. Материальное благосостояние стало цениться гораздо выше свободы, ценность оплаты труда стала превалировать над ценностью интересной работы. Среди общественных проблем, более всего тревожащих молодых людей в настоящее время, на первом месте стоят такие проблемы как: рост преступности, рост цен, инфляция, возросший уровень коррумпированности властных структур, усиление неравенства доходов и социального неравенства, разделение на богатых и бедных, проблемы экологии, пассивность граждан, их безразличное отношение к происходящему. Из личных проблем, испытываемых молодыми людьми, на передний план выдвигаются проблемы материальной обеспеченности и здоровья, хотя ориентация на здоровый образ жизни формируется недостаточно активно.

Данные анализа результатов, проведенных в 2011 – 2012 годах кафедрой социологии молодежи МГУ среди студентов показали, что: «В настоящее время в молодежной среде, в обществе можно встретить неоднозначно оцениваемые жизненные принципы. Полученные данные позволяют сделать вывод о неблагополучности в молодежной среде и требуют более детального изучения. Обращает на себя внимание довольно высокая степень равнодушия молодежи к таким традиционно отрицательным явлениям как приспособленчество, равнодушие, беспринципность, потребительство, праздный образ жизни и их положительная оценка»(1).

По результатам проведённого исследования, доминирующие ценности молодежи в России выстраиваются следующим образом: материальное благополучие, ценность «Я» (индивидуализм), карьера (самореализация), семья, стабильность, свобода, бог (вера в Бога), патриотизм, долг и честь.

Анализ понятий культуры, субкультуры, молодёжной культуры и молодёжной субкультуры свидетельствует о том, что культура состоит из отдельных субкультур, а молодёжная культура представляет собой систему различных молодёжных субкультур, относящихся к различным возрастным группам, вовлечённым в различные сферы деятельности и ведущим специфический образ жизни. Молодёжь многообразна в возрастном, профессиональном, национальном и региональном планах, различаясь ценностями. Каждая субкультура обладает определённым набором норм и ценностей, который превалирует у представителей данной субкультуры, однако современное молодое поколение в России формирует смешанную систему ценностей, когда частично ценности создаются самой молодежью, а часть ценностей передается молодёжи от старшего поколения. При этом многие исследователи считают, что молодежная российская субкультура отражает ценности российской культуры и общества в целом.

Современную молодежь в основном волнует свой личный статус в обществе, проблема поддержания достойного уровня жизни выходит на первый план, заметно оттесняя духовные потребности молодежи. Особо ценится то, что приносит им доход и позволяет удобно жить. Молодое поколение, обладая выраженным рационализмом, ориентируется на чисто прагматические ценности. Как положительный факт можно отметить то, что для современных молодых людей приоритетной является независимость, как способность действовать самостоятельно и решительно. Это приобретение нашего времени. Молодой человек оценивает себя как главный фактор устойчивости и развития страны, движущую силу коренных преобразований в обществе.

1.Чупров В.И., Зубок Ю.А. Социология молодежи, М.: 2011.

2.Лотман Ю.М. // Ж. «Вышгород», 1997, № 1-2, с. 8-31.

Источники:

http://studwood.ru/637260/sotsiologiya/puti_resheniya_problem_duhovnosti_sovremennoy_molodezhi
http://cyberleninka.ru/article/n/sistema-tsennostnyh-orientatsiy-molodezhi-kak-otrazhenie-krizisa-duhovnoy-zhizni-obschestva
http://scienceforum.ru/2014/626/2051

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: