Воспитание дисциплины и культуры поведения. Ошибки родителей при воспитании детей в семье

Глава 10. Типичные ошибки родителей в воспитании детей

Каждая семья изобретает свои

повторяя те же ошибки, которые

до нее совершали другие родители.

Семья – это чаще всего скрытый от внешнего наблюдения мир сложных взаимоотношений, традиций и правил, которые в той или иной степени сказываются на особенностях личности ее членов, и в первую очередь – детей. Тем не менее, существует ряд объективных социальных факторов, которые, так или иначе, сказываются на всех без исключения семьях. Среди таковых можно отметить:

разрыв соседских, а в отдельных случаях и родственных связей;

все большая включенность женщины в производственную деятельность и ее двойная нагрузка – на работе и в семье;

дефицит времени на воспитание и внутрисемейное общение;

жилищные и материальные затруднения – все это в той или иной степени обусловливает трудности в осуществлении семьей ее воспитательных функций.

Однако при всей значимости перечисленных факторов не они играют решающую роль в возникновении отклонений в развитии личности ребенка, отчуждения родителей и детей. Наибольшую опасность в этом плане представляют те ошибки, которые вольно или невольно допускаются родителями в построении взаимоотношений с собственными детьми, забывающими о том, что взаимоотношения эти всегда имеют воспитательный характер.

При анализе родительского отношения к детям психологами выделяются два психологических измерения: форма контроля за поведением ребенка и характер эмоционального отношения к нему.

Нарушение родительского отношения к ребенку или родительских установок в рамках любого из этих измерений или одновременно в обоих приводит к серьезнейшим дефектам в развитии личности ребенка. Так, например, отсутствие должного контроля за поведением ребенка в сочетании с излишним эмоциональным сосредоточением на нем, обстановка изнеженности, заласканности, беспринципной уступчивости, беспрерывное подчеркивание существующих и несуществующих достоинств формирует истерические черты характера. Те же последствия возникают и при безразличном отношении по типу «отвержения».

Чрезмерный контроль, предъявление слишком строгих нравственных требований, запугивание, подавление самостоятельности, злоупотребление наказаниями, в том числе и физическими, ведут, с одной стороны, к формированию у ребенка жестокости, а с другой – могут подтолкнуть его к покушению на самоубийство. 

Отсутствие эмоционального контакта, теплого отношения к ребенку в сочетании с отсутствием должного контроля и незнанием детских интересов и проблем приводит к случаям бегства из дома, бродяжничества, во время которого часто совершаются проступки.  

Существует несколько относительно автономных психологических механизмов, посредством которых родители влияют на своих детей. Во-первых, подкрепление: поощряя поведение, которое взрослые считают правильным, и наказывая за нарушение установленных правил, родители внедряют в сознание ребенка определенную систему норм, соблюдение которых постепенно становится для ребенка привычкой и внутренней потребностью. Во-вторых, идентификация: ребенок подражает родителям, ориентируется на их пример, старается стать таким же, как они. В третьих, понимание: зная внутренний мир ребенка и чутко откликаясь на его проблемы, родители тем самым формируют его самосознание и коммуникативные качества.

Наилучшие взаимоотношения между родителями и детьми складываются тогда, когда родители придерживаются демократического стиля воспитания. Этот стиль в наибольшей степени способствует воспитанию самостоятельности, активности, инициативы и социальной ответственности. Поведение ребенка направляется в этом случае последовательно и вместе с тем гибко и рационально:

родитель всегда объясняет мотивы своих требований и поощряет их обсуждение с ребенком (особенно важно это делать в подростковом и старшем школьном возрасте);

власть используется лишь в меру необходимости;

в ребенке ценится как послушание, так и независимость;

родитель устанавливает правила и твердо проводит их в жизнь, но при этом не считает себя непогрешимым;

он прислушивается к мнениям ребенка, но не исходит только из его желаний.

Крайние типы отношений, все равно, идут ли они в сторону авторитарности или либеральной всетерпимости, дают плохие результаты. Авторитарный стиль вызывает у детей отчуждение от родителей, чувство своей незначительности и нежеланности в семье. Родительские требования, если они кажутся необоснованными, вызывают либо протест и агрессию, либо привычную апатию и пассивность. Перегиб в сторону всетерпимости вызывает у ребенка ощущение, что родителям нет до него дела. Кроме того, пассивные, незаинтересованные родители не могут быть предметом подражания и идентификации, а другие влияния – школы, сверстников, средств массовой коммуникации – часто не могут восполнить этот пробел, оставляя ребенка без надлежащего руководства и ориентации в сложном и меняющемся мире. Ослабление родительского начала, как и его гипертрофия, способствует формированию личности со слабым Я

Исследования психологов по проблемам семьи свидетельствует о том, что искаженные родительские установки в подавляющем большинстве случаев не являются конечной причиной аномалий семейного воспитания и нарушений детско-родительских отношений. Родительские установки довольно часто оказываются связанными с супружескими отношениями, с отношениями к семьям родителей супругов – бабушек и дедушек, с личными особенностями взрослых членов семьи и детей.

Как уже отмечалось в предыдущих разделах работы, дети могут становиться ареной соперничества взрослых, средством влияния или давления, способом наказания или мести. На детей могут переноситься негативные эмоции, испытываемые к другим членам семьи, – к супругу, его родителям. К тому же родители могут быть эмоционально или нравственно не подготовлены к выполнению родительских функций. У них может отсутствовать родительская мотивация, чувство ответственности за воспитание ребенка может быть не развито, или, напротив, гипертрофировано; они могут испытывать дефицит уважения к себе и, вследствие этого, не чувствовать себя вправе контролировать ребенка и направлять его развитие.

Проблемы, возникающие в процессе семейного воспитания, могут быть обусловлены и целым рядом других причин. Однако это не исключает, а лишь подтверждает то, насколько многообразны и сложны вопросы формирования личности ребенка в семье, и как важно представлять те трудности, с которыми может столкнуться каждый родитель, чтобы по возможности избежать подстерегающих его ошибок в этом важном деле.

В этой связи имеет смысл отдельно остановиться на характеристике типичных стилей воспитания, наиболее часто встречающихся в неблагополучных семьях.

Наиболее верный путь совершенствования воспитания детей в семье – предупреждение педагогических ошибок родителей. А это, в свою очередь, предполагает осознание и правильное истолкование наиболее типичных из них. Часто встречающиеся ошибки в семейном воспитании условно можно разделить на три группы:

Рекомендация родителям «Воспитание культуры поведения»

Инна Чайка
Рекомендация родителям «Воспитание культуры поведения»

«Воспитание культуры поведения»

Воспитание детей – самая важная область нашей жизни. Наши дети – это будущие граждане нашей страны и граждане мира. Наши дети – это будущие папы и мамы, они тоже будут воспитателями своих детей. Наши дети должны вырасти прекрасными людьми, хорошими мамами и папами. Но это – не всё: наши дети – это наша старость. Правильное воспитание – это наша счастливая старость, плохое воспитание – это наше будущее горе, это наши слёзы, это наша вина перед другими людьми, перед всей страной.

И в школьной практике, и в семейном воспитании поступки детей, их взаимоотношения в коллективе, постоянно оцениваются с нравственной стороны.

Читать еще:  Мысли детей о любви. Красивые высказывания про детей

Существенная часть нравственного воспитания – воспитание культуры поведения.

Часто считают, что внешнее формирование не столь важно, главное – быть человеком честным, справедливым, хорошим коллективистом. Не потому ли нам приходиться с людьми, знающими и любящими своё дело, но невоспитанными, невежливыми. С такими людьми трудно жить и работать. Это задача сложная. Для дошкольника перенос знаний из одной ситуации в другую не всегда прост. Например, ребенок знает, что в необходимо здороваться со всеми взрослыми, а не только со «своим» воспитателем. Даже первоклассник довольно быстро овладевает этими правилами. В детском саду ребенок охотно здоровается и со всеми воспитателями, и с родителями. А вот, за пределами детского сада на улице дошкольник может не выполнять это правило. И совсем не по злому умыслу или забывчивости. Просто он считает, что, встретив на улице, в магазине знакомого воспитателя, маму или папу своего товарища, не обязательно здороваться с ними.

Еще один тип поведения дошкольника : он вежлив и готов помочь. Оказать какую – то услугу только знакомым ему людям, а с чужими он может быть и невнимательным.

Надо специально обратить внимание на то, чтобы помочь ребенку перенести известное ему правило в новую ситуацию и показывайте, как надо следовать этому правилу в разных условиях.

Воспитание навыков культуры поведения начинается в семье. Дома под руководством родителей дети усваивают основные правила, связанные с личной гигиеной, внешним видом, умением вести себя за столом. Родители учат детей самостоятельно следить за собой, регулярно умываться, чистить зубы, причесываться, пользоваться носовым платком, быть опрятным и аккуратным в одежде. Они учат их быть вежливыми и приветливыми. В детском саду знакомятся с новыми правилами, учатся выполнять их без постоянного контроля со стороны.

Почему же встречаются еще дети игнорирующие правила культурного поведения? Одна из причин состоит в том, что дети просто не знают некоторых правил и родители не научили их соблюдать элементарные приличия. Они знают, что взрослому надо уступить место в транспорте, но часто делают это как-то навязчиво и подчеркнуто, а не просто и незаметно. Они могут здороваться, отворачиваясь, разговаривать не глядя на собеседника. Значит, надо не только рассказывать о том, что есть такое-то правило, но и показывать, как надо вести себя, как выполнять это правило.

Более сложно обстоит дело тогда, когда дети знают правила, знают, как их выполнять, но не выполняют. Например, они прекрасно знают, что надо (и как надо) соблюдать гигиенические правила, чистить зубы, пользоваться носовым платком, быть опрятным, следить за своей одеждой и обувью, но не делают этого главным образом из-за лени, отсутствия привычки к волевому усилию.

Или другое: ребята не выполняют некоторые правила, считая их ненужными, неважными, они убеждены, что многие правила придумали взрослые и зачем заставляют их выполнять, а на самом деле эти правила не имеют никакого значения. В этом случае сознательно не придерживаются известных норм. Например, в своем детском обществе, среди сверстников они как будто стесняются быть вежливыми, сказать друг другу «спасибо», не считают зазорным быть неряшливыми и грубыми.

Почему же это происходит? Одна из серьёзных причин в том, что мы взрослые, далеко не всегда образцово ведем себя в общественных местах, дома, на улице. Мы бываем раздражительными и грубыми, бестактными и невежливыми, позволяя себе такое поведение, которое резко осуждаем у детей.

Следовательно, требуя надлежащего поведения у детей, самим родителям стоит постоянно строго и придирчиво следить за своим поведением, быть образцом для детей.

Важен сам характер отношений между взрослыми. Детей приучают к вежливости в семье: их учат радушно приветствовать, прощаться, благодарить, уступать место старшим. Но если папа невнимателен к маме, то он дает плохой пример своим детям. В такой семье дети часто вырастают невнимательными, непредупредительными. Нередко родители бывают невыдержанными в отношениях между собой. По малейшему поводу они кричат, ссорятся, возбужденно спорят. У них для себя находятся оправдания: устали, нервничают из-за каких-то неприятностей. Или еще проще: характер уж такой вспыльчивый, а переделываться поздно. Такое поведение перенимают дети. Если папа и мама грубы и непочтительны к старшим в семье, то жди такого же отношения к бабушкам и дедушкам от детей.

Глубоко был прав А. С. Макаренко, когда обращаясь к родителям, он говорил: «Не думайте, что вы воспитываете ребенка только тогда, когда с ним разговариваете, или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни, даже тогда, когда вас нет дома. Как вы одеваетесь, как вы разговариваете с другими людьми. Как вы радуетесь или печалитесь? Как вы обращаетесь с друзьями или врагами, как вы смеетесь, читаете газету – все это имеет для ребенка большое значение. А если вы дома грубы, или хвастливы, или пьянствуете, а еще хуже, если вы оскорбляете мать, вам уже не надо думать о воспитании, вы уже воспитываете ваших детей, и воспитываете плохо, и никакие самые лучшие советы и методы вам не помогут. Над этими словами следует серьезно подумать. Каждому, кто хочет достичь успеха в формировании личности ребенка, в воспитании у него культурного поведения. Единство требований школы, детского сада, семьи и всех взрослых людей по отношению к младшим, когда никто не может пройти мимо, нарушение правил ребенком (пусть это даже чужой ребенок, должно стать законом нашей жизни. Между тем часто можно видеть и слышать, как в магазине, в автобусе одни взрослые призывают расшалившихся детей к порядку, строго требуют от них сдержанности, но тут же находятся другие взрослые. Которые стараются найти оправдание неправильного поведения ребят. Пусть пройдет без очереди, а то опоздает в школу.». «Подумаешь, расшумелись, все время тихо в школе сидят, нельзя уж громко посмеяться». Речь идет, разумеется, не о придирках к детям (и такое, увы, бывает, а о совершенно бесспорных требованиях.

Воспитанием культурны поведения нужно заниматься только систематически и планомерно, постепенно усложняя правила, которыми должны овладеть дети – если браться за это от случая к случаю, только все равно не будет.

Важно показать ребенку, что выполнение норм культурного поведения нужно не только на людях, но и наедине с самим собой, когда никто не видит. А этого, к сожалению, не всегда придерживаются в семье. Приходят гости на стол подаются салфетки, вилки, ножи: но в обычные дни и первое, и второе ребенок ест ложкой – где же ему приучиться красиво есть ножом и вилкой? Потом родители удивляются, что ребенок не умеет вести себя в гостях за столом. Удивляться тут, собственно, нечему. Надо очень тщательно следить за тем, чтобы именно в каждодневной жизни, соблюдались правила вежливости, приличия, хорошие манеры.

Консультация «О воспитании культуры поведения ребенка в семье» О человеке вежливом, внимательном к окружающим, скромном,умеющим красиво держать себя, мы говорим : “Хорошо воспитанный человек”. Умение.

Консультация для родителей: «Формирование культуры безопасного поведения у дошкольников» В наше время ситуация в обществе складывается таким образом, что возникает необходимость в поиске эффективных методов работы с детьми, в.

Читать еще:  Надо ли брить лобок девушке. Как брить зону бикини, чтобы не было раздражения. Инструкция по бритью паховой области в домашних условиях

Памятка для родителей «Воспитание у дошкольников культуры поведения за столом» Наверное, культура поведения ребенка за столом будет первым навыком, которым должен овладеть малыш. Учить ребенка вести себя культурно во.

Педагогический опыт работы «Воспитание культуры поведения детей дошкольного возраста» Мною разработан и обобщён опыт работы по теме «Воспитание культуры поведения» в 2014-2015г. с детьми старшей группы. Актуальность: Культура.

Рекомендация родителям в младшей группе «Выбор детской литературы А. Барто для малышей» Мудрые люди утверждают,что доброта и справедливость,любовь к людям приходят к детям из жизни и из книг. Книги исподволь совершенствуют ум,дают.

Родительское собрание в средней группе «Воспитание культуры поведения у дошкольников» Родительское собрание в средней группе Тема: «Воспитание культуры поведения у дошкольников» Воспитатели: Щелчкова В. Н., Угайнова А. А. Цель:.

Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста Ребенок дошкольного возраста, приобретая в дошкольном образовательном учреждении важное умение, создавать доброжелательные взаимоотношения.

Воспитание культуры поведения у дошкольников Воспитание культуры поведения у дошкольников Сколько бы хороших слов ни произносил учитель, они останутся для воспитанника пустым звуком,.

Воспитание культуры поведения у дошкольников. Игра «Уложим куклу спать» Цель: познакомить детей с новой игровой цепочкой действий: положить матрац на кровать, застелить простынкой, положить подушку, уложить куклу.

Воспитание у детей навыков культуры поведения в коллективе сверстников ВОСПИТАНИЕ НАВЫКОВ КУЛЬТУРЫ ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ В КОЛЛЕКТИВЕ СВЕРСТНИКОВ Если в младших группах у детей воспитывают умение благодарить, выражать.

“Воспитание дисциплинированности и культуры поведения у дошкольников в детском саду”.
статья на тему

Дисциплинированность – обязательное и сознательное подчинение своего поведения установленным нормам общественного порядка.

Наличие дисциплины необходимо для организации любой деятельности, особенно в условиях коллектива. Проявляя дисциплинированность, человек выражает этим и свое уважение к правилам поведения в обществе, к людям, с которым вместе трудится, живет, отдыхает.

Дисциплина играет важную роль в формировании личности, помогая воспитывать такие ее стороны, как способность подчиняться общим требованиям коллектива, выполнять установленные правила жизни в нем, сдерживаться от неразумных желаний, идущих вразрез с общими интересами или возможностями для их выполнения, организованность поведения, послушание, самоконтроль. И потому дисциплина должна рассматриваться как результат всей воспитательной работы. Это положение особенно подчеркивал А.С. Макаренко[2, 221].

На протяжении дошкольного детства при правильно организованных условиях воспитания происходит значительный рост дисциплинированности детей. Так, уже в младшей группе они под влиянием интереса к специально созданной педагогом ситуации проявляют сдержанность, организованность (осторожно встают со стульчиков и убирают игрушки перед сбором на прогулку, чтобы не разбудить куклу, стараются самостоятельно, не отвлекаясь, одеться, чтобы порадовать Петрушку, и т.п.).

Предварительный просмотр:

«Воспитание дисциплинированности и культуры поведения у дошкольников в детском саду»

Дисциплинированность – обязательное и сознательное подчинение своего поведения установленным нормам общественного порядка.

Наличие дисциплины необходимо для организации любой деятельности, особенно в условиях коллектива. Проявляя дисциплинированность, человек выражает этим и свое уважение к правилам поведения в обществе, к людям, с которым вместе трудится, живет, отдыхает.

Дисциплина играет важную роль в формировании личности, помогая воспитывать такие ее стороны, как способность подчиняться общим требованиям коллектива, выполнять установленные правила жизни в нем, сдерживаться от неразумных желаний, идущих вразрез с общими интересами или возможностями для их выполнения, организованность поведения, послушание, самоконтроль. И потому дисциплина должна рассматриваться как результат всей воспитательной работы. Это положение особенно подчеркивал А.С. Макаренко[2, 221].

На протяжении дошкольного детства при правильно организованных условиях воспитания происходит значительный рост дисциплинированности детей. Так, уже в младшей группе они под влиянием интереса к специально созданной педагогом ситуации проявляют сдержанность, организованность (осторожно встают со стульчиков и убирают игрушки перед сбором на прогулку, чтобы не разбудить куклу, стараются самостоятельно, не отвлекаясь, одеться, чтобы порадовать Петрушку, и т.п.).

Способствуя накоплению детьми опыта поступков, соответствующих правилам поведения мы, педагоги, добиваемся, чтобы эти необходимые способы поведения закреплялись, становились более осознанными, устойчивыми, проявлялись как под его наблюдением, так и произвольно. Старшие дошкольники в результате формирования дисциплинированного поведения способны к выбору нужного действия, к таким рассуждениям, как: «Хочу, но нельзя, и потому должен отказаться от своего желания»; «Не хочу, но надо, и потому должен выполнить порученное дело».

Детский сад формирует у детей определенные нормы поведения, в которых отражается отношение к взрослым, сверстникам, общественному достоянию, к собственной деятельности, обязанностям, проявляется культура поведения [5,12]. Этими нормами поведения дети овладевают, усваивая ряд правил, регулирующих их разнообразные отношения с людьми. Правила в силу своей конкретности становятся доступными для понимания детей, усваиваются ими в процессе разнообразной деятельности и взаимоотношений с окружающими, переходят в навыки и привычки поведения.

Очень важно с раннего возраста формировать у детей уважительное отношение к взрослым. С первых лет жизни ребенок вступает в определенные отношения со взрослыми: родителями, близкими членами семьи, которые окружают его любовью, лаской, заботой, создавая атмосферу тепла, защищенности, доброжелательности. С поступлением в детский сад круг отношений ребенка со взрослыми расширяется. Дети вступают в отношения с воспитателем, няней, медицинской сестрой и другими сотрудниками. И потому с самого начала необходимо формировать у них правильные способы обращения к взрослым, формы проявления уважения к ним, которые были бы основаны на привязанности, чувстве уважения и доверия, послушании (желании слушать старших, охотно выполнять их просьбы, предложения, проявлять предупредительность, стремление порадовать взрослого своим поступком и др.). В старшем дошкольном возрасте дети стремятся помочь взрослым, заботятся о них, стараются сделать им приятное, оберегают их покой. Дети усваивают правила поведения в общественных местах, проявляют внимание, предупредительность и вежливость в общении с людьми [2,330].

В детском саду дети находятся в окружении сверстников, и потому перед воспитателем встает задача формирования у них норм поведения, отражающих отношение к сверстникам, основывающихся на уважении к товарищам, отзывчивости, уступчивости, доброжелательности, взаимопомощи.

В раннем возрасте у малышей формируются основы этих норм: умение не мешать игре сверстника, не отнимать игрушку, а попросить или выбрать для себя другую, подождать, пока он поиграет, и т.п.

Возникают начальные формы положительных взаимоотношений: умение проявить отзывчивость (пожалеть плачущего сверстника, порадовать игрушкой), доброжелательность, желание играть и заниматься вместе. Воспитатель поощряет совместную деятельность (катание на санках, постройку домика из кубиков, игру в мяч и т.п.).

У детей среднего возраста воспитываются приветливость, умение сопереживать, сочувствовать товарищу, желание поделиться, уступить, порадовать. Становятся более сложными нормы поведения в совместной деятельности: дети договариваются о совместном пользовании игрушкой, без длительных споров распределяют роли в игре, помогают друг другу в общем труде и т.д.

В старшем дошкольном возрасте нормы поведения по отношению к сверстникам основываются на большой сознательности детей, способности к произвольному поведению. У них формируются заботливость по отношению к сверстникам. Положительные взаимоотношения в совместной деятельности, начала, коллективизма, умение проявить заботу о заболевшем товарище, справедливо разрешить спор, убедить товарища в том, что он не прав, или согласиться с его мнением, признавая свою ошибку.

Жизнь в детском саду создает много ситуаций, в которых возможно воспитание дружеских взаимоотношений между детьми. Задача педагога состоит в том, чтобы, используя эти ситуации, побуждать детей к поступкам, отражающим нормы поведения в коллективе.

Читать еще:  Я еще даже не целовался. Ни разу не целовался, что делать? Что делать, если ни разу не целовался

Большое место в воспитательной работе занимает формирование у детей норм поведения в общественных местах, и прежде всего в самом детском саду.. В этих нормах проявляется уважение к окружающим: умение учитывать состояние других людей, считаться с ними, занимаясь своей деятельностью, не мешая окружающим [3,17]. Уже в младших группах воспитатель учит детей проходить по коридору, не мешая работе взрослых (врача, заведующей), одеваться спокойна, без крика, чтобы не помешать занимающимся детям и т.д.

Воспитатель учит детей правильно вести себя в транспорте, на улице, в парке. Например, знакомит их с такими правилами: играя в сквере, не мешать тем, кто отдыхает; Находясь в транспорте, соблюдать тишину, уступать место пожилым людям и т.д.

В детском саду у детей воспитывается бережное отношение к вещам. Оно включает в себя формирование представлений о том, что каждая вещь является результатом труда, и поэтому небрежное обращение с ней может свидетельствовать о неуважительном отношении к людям труда. Нормы отношения к вещам включают в себя умение пользоваться ими по назначению, всегда класть на место, не быть равнодушным, если обнаружишь брошенную или оставленную не на месте вещь (игрушку, книгу), в случае обнаружения поломки обратиться за помощью к взрослому, попытаться исправить, починить. Воспитывая детей бережливыми, педагог вместе с тем предупреждает проявление скупости, жадности, стремления беречь только свое, небрежно относясь к чужому.

В дошкольном возрасте дети усваивают нормы поведения, отражающие положительное отношение к труду. У младших дошкольников это должно проявляться в охотном выполнении элементарных трудовых поручений, интересе к труду окружающих. Дети рано начинают подражать умелым действиям взрослых, принимать участие в их труде, хотя их возможности очень ограничены. Так, они охотно помогают при сервировке стола, рады выполнить просьбу принести или подать какой – либо предмет, подержать инструмент и т.п.[1,66].

Детей среднего возраста воспитатель учит самостоятельно и охотно выполнять доступные им трудовые действия в соответствии с правилом: «Все, что могу, сделаю сам». У них воспитывается желание помогать сверстникам, замечать их затруднения, выполнять отдельные поручения, связанные с заботой о коллективе.

У детей старшего дошкольного возраста педагог развивает понимание необходимости труда, воспитывает чувство ответственности за порученное дело. Это проявляется в сознательном выполнении поручений и обязанностей дежурных, самостоятельности и целенаправленности в труде, мобилизовать все усилия для достижения результата. Воспитывается трудолюбие, умение включаться в работу по собственной инициативе, трудиться в небольшом коллективе, выполняя общее задание.

Наиболее важным условием воспитания дисциплинированности и культуры поведения у детей является авторитет и культура воспитателя и родителей [5,54]. Культура педагога, характер его общения с детьми, стиль взаимоотношений имеют первостепенное значение в формировании их дисциплинированности. Умение воспитателя использовать вместо замечаний совет, а порой шутку, тактично исправить допущенное нарушение, интерес к детским начинаниям, стремление их поддержать, доверие и ласка – все это обязательно перерастет в доверие к педагогу, желание общаться с ним, подчиняться его распоряжениям, с готовностью откликаться на каждую просьбу. Дети подражают авторитетному воспитателю, переносят во взаимоотношения со сверстниками его ласковый тон, тактичность.

В поведении ребенка отражается также и культура родителей. Отношения в семье, доброжелательность в общении между ее членами становятся для него тем примером, которому он стремиться подражать, вступая во взаимоотношения со сверстниками..

Немаловажным условием воспитания дисциплинированности является четкое осуществление режима. Правильный режим дня позволяет поддерживать у дошкольников уравновешенное состояние, своевременно переключать их от одной деятельности к другой, не допуская переутомления, чередовать часы активной деятельности и отдыха. Четкое проведение режимных моментов также предупреждает срывы в поведении, возникающие обычно во время утомительного ожидания.

Особое внимание педагог уделяет тому, чтобы в группе сохранялась атмосфера доброжелательности, разнообразной и активной содержательной деятельности детей.

Поведение детей в детском саду регулируется правилами, соответствующими моральными нормами нашего общества [5,7]. В силу конкретности мышления дошкольнику доступны лишь такие правила, которые предполагают определенные, конкретные поступки. Например: «Любую вещь, которой пользовался, надо класть на место», «Входя в групповую комнату, надо поздороваться со всеми присутствующими в ней», «Надо вежливо обращаться с просьбой, благодарить за услугу» и т.д.Все правила, которые детям даются должны быть сформулированы четко, доступно для их понимания, в форме указаний, а не запретов.

Опыт поведения, соответствующий правилам, формируется у детей при условии организации упражнений в их выполнении. На это указал еще А.С.Макаренко, заметивший, что между знанием, как поступать, и привычным поведением есть маленькая канавка, которую надо заполнить опытом.

Организуя опыт поведения детей, соответствующий принятым правилам, важно обеспечить единство педагогических требований. Недопустимо такое положение, когда один воспитатель требует от детей точного и своевременного выполнения правил, добивается осознания необходимости в поступать в соответствии с ними, а другой уделяет этому недостаточное внимание. В этом случае у детей возникает опасность формирования у детей умения приспосабливаться к особенностям взрослых.

Правила поведения вводятся постепенно, ибо дошкольники не могут запомнить одновременно несколько требований и регулировать в соответствии с ними свои поступки.

В формировании у детей опыта поведения, соответствующего определенным правилам, большое место занимает контроль воспитателя. Это позволяет предупредить возможную ошибку ребенка, своевременно напомнить ему о правиле, подсказать ему нужный поступок, проследить за качеством выполнения требований отдельными детьми.

Контроль всегда сопровождается оценкой [5,69]. Воспитатель либо поддерживает, одобряет действия воспитанников, либо предупреждает повторение отрицательных действий. Дети осознают, что не только действия заслуживают одобрения, но и сам ребенок: воспитатель ставит его в пример, хвалит. Все это побуждает их подражать хорошему примеру, заслужить одобрение воспитателя. Поэтому не надо быть скупым на похвалу, доброе слово..

Воспитывая дисциплинированность и культуру поведения, педагог постоянно усложняет требования к поведению детей, при этом он учитывает их опыт, уровень усвоения правил, а также способность сознательно регулировать свое поведение.

В повседневной жизни группы могут возникать случаи конфликтов между детьми, нарушения дисциплины, неподчинения правилам. Причины этого различны. Одной из основных является несогласованность требований к ребенку в детском саду и семье, отсутствие единства методов воздействия на него.

Дети нарушают дисциплину и в случае утомления, длительных ожиданий, в начальный (скрытый) период заболевания, поэтому педагогу необходимо учитывать состояние детей, своевременно переводить их от одной деятельности к другой..

Дошкольники нарушают дисциплину и в условиях, когда в группе устанавливается система запретов, порой совершенно необоснованных, или когда воспитатель постоянно заставляет их кого-то ждать («Подождем, пока оденется Коля»). Бесконечные ожидания вызывают раздражения, дети ищут, чем заняться, и нередко нарушаю установленные правила.

Случаи нарушения дисциплины следует рассматривать прежде всего как педагогический просчет в организации жизни детей и руководстве их деятельностью. Педагогу следует проанализировать насколько содержательна была деятельность ребенка, нарушившего дисциплину. Ведь чаще всего нарушают дисциплину дети, у которых нет устойчивого интереса к какой-либо деятельности [3,57]. Лучшей мерой в таких случаях будет вовлечение ребенка в деятельность, помощь в ее организации, советы, позволяющие добиться результата. Если ребенок перевозбужден, не воспринимает никаких советов и предложений, лучше дать ему возможность успокоиться и только тогда включать в разнообразные дела.

Источники:

http://studfiles.net/preview/4654257/page:19/
http://www.maam.ru/detskijsad/rekomendacija-roditeljam-vospitanie-kultury-povedenija.html
http://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2014/11/17/vospitanie-distsiplinirovannosti-i-kultury-povedeniya-u-doshkolnikov-v

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: