Зелёные святки. Русальная неделя (зеленые святки): традиции и обряды наших предков. Гадания на Зеленые святки

Зеленые святки: Ритуалы, обряды, традиции и приметы

Зеленые святки: Ритуалы, обряды, традиции и приметы

Непрочитанное сообщение Феникс » Ср май 16, 2018 11:03 pm

Зелеными святками называли у украинцев весенне-летнее время, с четверга седьмой недели после Пасхи по вторник восьмой недели после Пасхи, а в некоторых местах – и до праздника Троицы. Это время называли по-разному: и «Зеленые святки»; и «Троицкие святки» и «Русалочьей неделей» и даже «Кукушками».

Люди верили, что во время таких Святок на свет появлялись русалки и даже показывались людям. «Зеленые святки» считались границей между весной и летом, поскольку сама Троица и та неделя, которая за ней следовала, считались весенним завершением. Когда же 12 июля наступал Петров день, люди полагали, что природа начинает поворачиваться ближе к зиме. В качестве завершения проходящих святок отмечался день, в котором намечалось летнее солнцестояние, и этот день еще именовался Ивановым днем.

Считалось, что именно в этот день Господь создал Землю и всю ее засеял зеленью. В эти дни все христиане прославляют процветание природы в ожидании лета и чуда.

«Зеленые святки» предки отмечали с большим количеством обрядов и традиций – в эти дни до Троицы было принято защищать себя от нечистой силы, которая по легендам, будет владеть миром до самого Иванова дня. Поэтому эти дни связаны не только с веселыми летними праздниками, но и с защитными обрядами, приметами и верованиями.

СИМВОЛЫ. НАРОДНЫЕ ТРАДИЦИИ. ПРИМЕТЫ

Символом праздника является береза. Наши предки торжественно вносили березовые ветви в дом, чтобы те помогали отгонять беды и привлекать благополучие.

Давней народной традицией считается украшение своего жилья на Зеленые святки различными душистыми растениями, зелеными ветвями, благоухающими полевыми цветами, создание из них интересных композиций и вплетение в веночки. Во многих домах до сих пор принято раскладывать на пол или ставить в вазы так называемое «зелье». Предварительно зелень, в частности, веточки клена, липы, освячиваются в церкви. Пол в жилище застилается свежей травой. Эта традиция связана с верой в то, что зелень на Троицу обладает особой силой, защищающей жилище от различного рода зла. По поверьям, в доме нельзя было подметать до окончания святок.

► Согласно традиции во вторник наши предки начинали призывать русалок, они проводили различные обряды и пытались их задобрить.

► Поверье гласит, что если человек не оставит около дома немного еды для морского духа, то обязательно на его обрушатся различные несчастья.

► Например, семья будет бедствовать, родятся некрасивые дети, кто-то заболеет. Согласно примете, в Буралом, в среду, нельзя было белить холсты, а от того, кто нарушил запрет, ждала буря.

► В конце русальной недели, в воскресенье, обязательно нужно было устроить большой праздник. Считалось, что в этот день морские духи покидают людей и прощаются с ними на целый год.

► Считалось, что в «Зеленые святки» нельзя купаться в водоемах, русалки могли затянуть на дно.
► Также ранее в это время люди освящали поля, чтобы уберечь их от наводнений и градов.

► В дни «Зеленых святок» не давали скоту свежую траву, не просеивали через решето муку в корыто или бочку.

► Православные верующие после молебна посещают кладбища и украшают могилы родственников ветками березы и полевыми цветами. На погостах обязательно оставляют угощения в качестве помина усопших.

► А из «вкусных традиций» – было принято печь пшеничные пироги, обернутые в капустные или свекольные листья.

РИТУАЛЫ И ОБРЯДЫ

Ритуалы и обряды в русальную неделю Одним из самых распространенных способов гадания был такой. Начиная с утра четверга все незамужние девушки должны были печь пирожки с мясом, а ровно в полночь бросать их в водоемы. Считалось, что таким образом девица задабривает русалку и может даже попросить у нее послать ей суженого. Обязательно трижды повторялся такой текст:

«Ах, кручинится девица красная, утомилась я жить без суженого, любимого.
Мавонька, русалонька, призови судьбу мою, чтобы сердечко не томилось,
чтоб ко мне он тянулся, чтобы мы друг друга увидали и свадебку сыграли.»

Считалось, если девушка проведет такой ритуал то уже в течение месяца она встретит свою любовь. Нередко молодые парни так же пользовались таким обрядом, изменив слова в заговоре («кручинится девица красная» — «кручинится молодец» и т.д.). Наши предки были уверены, что если девушка хочет, чтобы ее возлюбленный наконец позвал под венец, то ее близкая подруга должна была на русальную неделю сделать ей большой венок из трав, вплести в него носовой платок выбранного юноши. После этого девушка, которая хочет замуж, должна была надеть его на себя и ровно в полночь пойти на берег водоема. Венок опускался на воду, а девушка должна была прошептать:

«Веночек, веночек, рученьками подруженьки моей ты сделан, да на радость
мне она тебя дала. Ты плыви венок, плыви, да любимого моего покличь,
чтобы с ним сели в этом году рядышком, да свадебку сыграли.»

Считалось, что после такого обряда парень скоро возьмет девушку в жены.

Участников ритуала в любом доме встречали радушно, с почестями. Согласно древним поверьям приход таких людей в дом позволял исцелить больных, а здоровым давал защиту от различных недугов. На русальные дни и на троицкую неделю мужчины, переодетые в специальные обрядовые костюмы также довольно часто занимались магией, исцеляли тех, кто заболел «русальским» недугом.

Читать еще:  Почему дети воруют? Детское воровство. Что делать, если ребенок ворует

Считалось, что такую хворь насылали сами морские духи. Обряды, которые проводились нашими предками, на зеленые Святки либо на Русалии, имели для них большое значение, так как народ был убеждён, что отдавая дань уважения умершим они сумеют оградить себя от любых невзгод. А задабривая различных духов — на ближайший год избавиться от негативного магического воздействия.
___________

Материал составлен на основе информации из открытых источников.

Re: Зеленые святки: Ритуалы, обряды, традиции и приметы

Непрочитанное сообщение Юзер » Чт май 31, 2018 1:05 pm

Зелёные Святки – это череда праздничных дней, связанных с летним солнцестоянием подобно тому, как зимние Колядные, или Белые Святки связаны солнцестоянием зимним. По сути, два этих святочных периода занимают (или должны занимать) в календаре, в Колесе Года противоположное положение. И те, и другие святки – это время, когда разные миры сходятся, когда всякая нечисть и потусторонние существа начинают свободно ходить между людей, когда мир вокруг исполняется особой силы и наполняется чудесами, когда гадания – самые верные, а колдовство – самое надежное и сильное.

Зелёные святки, или, иначе, Русалии – это комплекс обрядов, уходящих корнями глубоко в языческую древность. Эти праздники многократно осуждались в христианских текстах, где Русалии характеризовались как “бесовские игрища” с пением и плясками, с ряжением в звериные маски, бесчинными разговорами, ночным купанием и т.п. Зелёные святки отмечают завершение весны и переход к лету, обряды этих Свят по большей части девичьи, потому что именно девицы связаны, в народных представлениях, с весенней, ярой и живой силой, близкой к силе русалочьей; во время Зелёных Свят, когда грань между мирами зыбка, вообще не всякий раз отличишь, человеческая перед тобой девка или речная русалка, ведь русалки в это время имеют силу ходить повсюду как ночью, так и днём.

Зеленосвятские обряды обращаются к весенней дикой силе, которая питает растения и заставляет всё идти в рост, и стараются направить её в нужное и полезное для людей русло. Этой силой обладают русалки, этой силой обладают девицы, эта сила предстает в образе обрядной, “завитой” березки, которую чествуют, развлекают и украшают в течение всего зеленосвятского времени. Завитая берёзка выступает, по сути, в роли “главной русалки”, которую ласково встречают в начале Зелёных Свят, украшают лентами и цветами, завивают на ней венки, развлекают песнями и танцами, омывают водой и молоком, носят на поля – чтобы она отдала полям часть своей силы, и к больным – чтобы дала им исцеление. Но берёзка все равно – иномирский персонаж, навский, потусторонний, и в конце этих свят её изгоянют, а точнее – ритуально убивают, топя в реке или сжигая на костре. Берёза, кстати, вообще считалась деревом, плотно связанным с Навью, с потусторонним, и к ней в быту относились с некоторой осторожностью, считая, что больше от неё людям может быть вреда, чем пользы, но именно в зеленосвятское время берёзовые зелёные ветки вносили и в дома, украшали ими окна и божницы, так как верили, что именно берёзовые ветки могут дать приют душам умерших, только на березовых веточках духи, которые приходят навестить живых, могут присесть после дальней дороги и передохнуть.

Так что Зелёные Святки заканчиваются “изгнанием” точно так же как Белые Святы, вот только зимой “гонят Коляду” или “изгоняют Кутью”, а на Зелёных “гонят Русалку” или “провожают берёзку”. Такое изгнание – знак завершения священного периода, во время которого смешивались разные меры и сплетались реальности, когда мёртвые проходили среди живых. Всё иномирское уходит с огнём, сгорает в купальском огне, и когда догорает огонь и остывают уголья, врата на ту сторону закрываются, и начинается спокойное и сильное лето.

В ритуалах и обрядах Зелёных Свят очень большое место уделялось русалкам – по сути, Зелёные Святки – это русальное время, период в году, когда русалки и людям показываются, и сила их велика.
Хотя сейчас, под влиянием европейских представлений о морских девах, русалок часто представляют с рыбьими хвостами, в традиции русалки были полностью лишены рыбьих черт – они выглядят как обычные девушки, в белых, светлых одеждах (или без одежды вовсе), с очень длинными, распущенными волосами, которые они часто расчесывают. Русалки – духи, ассоциирующиеся с водой, влагой – даже их название нередко связывают со словом “роса”, и будучи водными духами, русалки олицетворяли динамическую, подвижную силу воды. То есть, подобно тому, как русалка свободно может выйти из воды и отправиться в лес, или на поле, или на лужок – вода, которую они воплощают, не остается в водоеме или в “хлябях небесных”: это вода заливных лугов – вышедшая из привычного русла и широко разлившаяся; это росы, выпадающие ночью на траву, это дожди над полями. Весенняя влага животворна – она питает любую зелень, дает зерну силу расти и высоко подниматься, питает корни трав и деревьев, и без этой влаги, без этой силы не было бы роста и жизни. Кстати, интересно, что и мотив расчесывания волос, который часто упоминается в связи с русалками, тоже в народных представлениях связан с водой и дождем: сохранилось много обрядов вызова дождя, во время которых девицы расплетали и расчёсывали волосы под открытым небом.
Но при всем своем благотворном влиянии на растения, к людям русалки не так благорасположены; их сила – дикая и стихийная, и к людям, в общих чертах, враждебная, поэтому многие обряды, связанные в народе с русалками, связаны, одновременно, и с тем, чтобы заманить русалок на поля, чтобы они дали своей живой силы зерну (или каким-то другим способом передать их силу злакам), и с тем, чтобы оберечься от их действий.
Кроме воды, связаны русалки и с душами умерших, с навями: много сказок есть о том, как девушка-утопленница превращается в русалку. Эти сказки, с одной стороны, считаются более поздними, а с другой – очень древними являются представления о том, что немирные, “заложные” покойники – души тех, кто умер плохой смертью, или по какой-то причине не успокоился в посмертии, – связаны с погодными явлениями: с бурями, сильным ветром, снегом, градом, а еще – с дождями, а с учётом того, что поминки по таким покойникам устраивали, в частности, как раз по весне, в зелёное, русальное время, во время диких майских гроз – связь их с русалками вполне может существовать. Русалки – навьи, не принадлежащие в полной мере ни миру живых, ни миру мёртвых, не оставшиеся и не ушедшие. Поскольку русалки – уже не люди, то и людскими работами они не занимаются: русалки не прядут и не ткут, не изготовляют ткани. Но одежда им нужна, поэтому частый “откуп” от русалки – дать ей по весне белого, нецветного полотна на рубашки Если же русалки полотна не получат, тогда они сами уворуют нужное: говорили, что русалки часто таскают одежду от бань, или ту ткань, которую женщина соткала без молитвы). Опять же, часто говорили, что откупиться от русалки, коли уж её встретишь, можно именно тканью, хоть лоскутом, оторванным от подола, хоть рукавом, хоть лентой из косы.

Читать еще:  Элитная женщина – кто она? Статус «элитная женщина

О традициях на Зеленые святки

Зелеными Святками называется неделя, предшествующая Троице. Временами так называются дни, начинающиеся с четверга на семицкой неделе и заканчивающиеся четвергом на Троицкой неделе. Иногда так называются дни, начинающиеся с Вознесения, и заканчивающиеся Крапивным заговеньем.

Как представляли древние славяне, во время таких Святок появлялись русалки. Также эти Святки считались чем-то вроде рубежа между календарной весной и пролетьем, поскольку сама Троица и та неделя, которая за ней следовала, считались весенним завершением. Когда же 12 июля наступал Петров день, люди полагали, что природа начинает поворачиваться ближе к зиме. В качестве кульминации проходящих святок отмечался день, в котором намечалось летнее солнцестояние, и этот день еще именовался Ивановым днем. Продолжительность подобного дня определялась Пасхой, и Троица считалась ранней. Длительность Зеленых святок достигала практически весь месяц. Когда же Троица была поздней, они длились пару недель.

Как Зеленые Святки праздновали на Руси

Время Зеленых Святок наполнялось разнообразными обрядами, предназначенными для осуществления хозяйственных дел. Это касалось скотоводческой и земледельческой деятельности. В частности, соблюдался обряд, называемый «хождением в жито» и считающимся весьма характерным для той эпохи. Он определялся ростом хлебов, наблюдающимся на Иванов день. Обычно тогда девушки сходились маленькие группы и осматривали посевы злаковых в полях. Когда они совершали обход, то собирались на лужку, зажигали костер, готовили яичницу и потчевались пирогами. Ложки по окончании еды с яичной скорлупой кидали вверх и приговаривали, чтобы рожь могла расти. Сами же кувыркались прямо по траве. А еще совершались различные ритуалы, предупреждающие град, возможной засухи, остальных опасностей, способных навредить урожайности. Крестьяне организовывали молебны с процедурами водоосвящения, окатывали водой людские могилы, особенно, если умершие погибли неестественно, как, например, утопленники.

Также были проведены обряды, касающиеся безопасности и здоровья животных. В нашей стране в данный праздник свершался обряд, венчающий скот. Пастушок должен был принести пару венков для хозяйки. Первый венок был повешен на коровьи рога. Следующий венок надевался на саму хозяйку, и совершались волшебные действия. А потом венки хранились в хлеву, могли применяться с целью ветеринарного лечения. Когда наступал Петров день, нужно было заниматься угощением пастухов, поскольку этот праздник считался пастушьим.

Зеленые святки рассматривались людьми в качестве переходного жизненного этапа окружающей людей природы. Тогда намечалось немало запретов с оберегами, целью которых была протекция от нечисти, от ведьм, бесчинствующих в Иванов день. Иногда люди именовали этот день ведьмовским.

Время Зеленых святок с их начальным периодом связывался с тем, что на земле пребывали души предков. И когда цвели злаковые культуры, это время казалось благоприятным, чтобы контактировать с другими мирами. Иногда в деревнях (на юго-западе страны) верили в освобождение умершей души в субботу на Троицу. Оставляли же эту землю души на саму Троицу. В определенных губерниях считали, что души превращаются в птиц и сидят на березовых ветках, которые сносились к домам. Они верили в беседы душ друг с другом и в возможность слышать такие разговоры везде, где угодно. Также в эти дни в деревнях организовывали поминание каждого усопшего — его проводили:

К тому же, как считали русские, Зеленые святки непосредственно касались появления русалок, в качестве которых рассматривались души тех девушек и маленьких детей, которые умерли. Эти души присутствовали среди людей в течение Троицкой субботы, качались на березовых ветках или прятались во ржи. Оставляли же души мир, когда наступало Петровское заговенье. Это было первым воскресным днем после того, как начиналась Троица. И когда русалки уходили, проводился обряд, называющийся «проводами русалок».

Во время Зеленых святок осуществлялись обряды, касающиеся инициации, то есть посвящения. Подразумевался переход детей подросткового возраста в молодежный, обладающую брачным возрастом. Из обрядов самыми яркими считались те, которые касались девичьих трапез, проходящих на лугу, в Троицу, или же в дни, посвященные Аграфене купальнице. Нередко такие обряды совпадали с обрядами хождения в жито. Проводились трапезы, пели песни, заключались девичьи союзы, куда вступали те девушки, которые достигали возраста, пригодного для брака. В качестве символа такого союза рассматривался обряд, касающийся «кумления». Были лесные сборища девушек, где они подходили к веночкам, висящим на древе. Также там были крестики с крашеными яйцами, через которые необходимо было целоваться. Происходил обмен презентами и многие превращались в кумовьев. А затем устраивалась пирушка, куда были приглашены парни. Кумовство обыкновенно свершалось спустя неделю, когда наступало Петровское заговенье.

Читать еще:  Как стать мудрой и сдержанной. Цель семьи - единение. Уметь доносить свои чувства и эмоции

Когда свершались обряды на Зеленых святках, то внимание уделялось эротике и браку. Девушки занимались киданием венков в воду, начинали гадать, выйдут ли они замуж, совершали разнообразные магические ритуалы. К примеру, жглась борона, проводилась борозда от собственного дома к жилищу суженного и так далее. Все это приближало возможное сватовство. Много времени проводили друг с другом девушки с парнями. Все больше становилось совместных гуляний, чем ближе приближался Иванов, а также Петров день. Более того, игры становились почти эротическими. Было совместное купание в водоемах, хотя в любое другое время это считалось недостойным. Были прыжки через зажженные костры, устраивались большие трапезы, которые могли заканчиваться совместными ночевками. Также молодежь била сверстников ветками крапивы, когда наступало Петровское заговенье и это символизировало эротическую игру. Пелись разные песни, контент которых оказывался довольно часто неприлично эротическим.

Игры на Святках

Самым красочным отражением содержащейся эротики получилась в проводимых играх. Обычно играли «в свадьбы». Подобные забавы пользовались популярность повсюду на Руси — не только среди юных красавиц, но и тех женщин, которые уже были замужем. Для этого назначался «жених», а также назначалась «невеста». А потом нужно было проиграть каждый свадебный этап — вплоть до свадебной ночи притом, что все вокруг наблюдали и веселились. Также розыгрыш свадебной тематики осуществлялся благодаря парным мифологическим персонажам. Один из них был символом мужского начала, а другой персонаж символизировал женское. К примеру, речь могла идти о Семике и Семичихе. Люди изготавливали их чучела из соломенного материала, декорировали фаллическими символами и оставляли их на ночь. Наутро же надо было спросить у чучел о том, как прошла их ночка. Нередко случалось так, что такие развлечения становились разнузданным бесчинством, где сквернословили, показывали неприличные жесты, пели срамные песни. Когда же зеленые Святки оканчивались, люди, участвовавшие в них, отправлялись в церковь помолиться, чтобы Бог их простил.

Просим оценить работу автора

Зеленые святки. Традиции и обряды

Народный праздник Зеленые святки имеет массу интересных обычаев и примет. Наши предки в это время проводили множество обрядов, чтобы привлечь благополучие и счастье.

Зеленые святки считаются рубежом, переходом с весны на лето.

В древности в это время устраивались массовые гулянья, проводились обряды на благополучие. Всю неделю перед православным праздником Троицы люди радовались приходу тепла, гадали на будущее и привлекали в жизнь удачу.

Традиции и обряды Зеленых святок

Зеленые святки имеют еще оно название — Семицкая неделя. Празднование Семика в 2018 году выпадает на 24 мая, и этот день также очень важен. 24 числа поминаются «заложные покойники», то есть люди, закончившие жизненный путь неестественным образом. С утра православные посещают церкви, а после обеда убираются на погостах, молятся за упокой душ своих родственников и украшают могилы ветвями березы.

Береза выступает главным атрибутом всей праздничной недели, поэтому с этим деревом связано множество обрядов. Так, молодые девушки могут заплести молодые ветви березы и загадать желание. Если до Троицы ветви останутся зелеными, то год будет благополучным, а заветные мечты обязательно сбудутся в скором времени.

В Семик любые работы, в том числе полевые, запрещены, поэтому народ устраивал массовые гулянья. В день праздника молодежь обязательно выходила на поля, пела песни и восхваляла силы природы, прося богатого урожая. Для этого из соломы делали чучело Костромы, которое в конце дня сжигалось.

Уже 20 числа все незамужние девушки могут последовать традициям предков и напечь пирогов. Их делают небольшими, начиняют мясом и бросают в водоемы, чтобы задобрить их обитателей. Считалось, что, отведав угощение, водяные, русалки и прочая нечисть перестает вредить людям и может помочь в случае неожиданной беды.

Всю неделю проводятся обряды, которые помогают добиваться превосходного урожая. Ритуалы проводятся как на огородах, так и в полях, и призваны обезопасить посадки от непогоды, нашествия вредителей и кражи. В то же время молодые девушки гадают на суженых, проводят ритуалы на привлечение взаимной любви.

Обязательным условием Зеленых святок было и остается задабривание всевозможной нечисти. В поля и на опушки лесов выносят угощения, в домах и банях общаются с домовыми и банниками. Задабриванию домовых уделялось особое внимание. Эти сущности всегда обитали в жилище человека и могли помочь в хозяйстве. Чтобы домовые не гневались и не чинили каверз, их обязательно угощали молочной кашей, щедро сдобренной сливочным маслом.

По приметам, в праздничный день нельзя заниматься физическим трудом, сеять и пахать, а также рукодельничать. Тем, кто нарушал запреты, в ближайшее время грозили несчастья.

Зеленые святки проводились весело и с песнями, чтобы весь год был радостным.

Угощать нужно было всех, кто заглянет в дом. Раньше верили, что благодарность каждого радушно принятого гостя обязательно привлечет к хозяевам денежную удачу.

Ветвями березы нужно украсить дом, чтобы отпугнуть нечисть, беды и несчастья.

Уединение на Семик считается дурной приметой. Весь день до самой ночи важно находиться хоть с кем-то, иначе в доме может поселиться нечистая сила.

Каждый обряд, проводимый на Зеленые святки, помогал избежать неприятностей, а также привлечь в жизнь удачу и любовь. Одиноким девушкам стоит провести ритуал, направленный на привлечение в жизнь суженого, а садоводы могут защитить свои посадки, сделав чучело Костромы.

Источники:

http://grimoire.club/viewtopic.php?t=12178
http://tradicii.com/o-tradiciyakh-na-zelenykh-svyatkakh.html
http://www.sunhome.ru/journal/147361

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: