Что такое семья. Педагогическая культура родителей. Формирование у детей понятия «семья»

Педагогическая культура родителей
статья по теме

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА РОДИТЕЛЕЙ

З.Ш.Гарипова, старший воспитатель, МДОУ №1 «Солнышко»

с.Сарманово, Сармановского муниципального района

«От того, как прошло детство, кто вёл ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш»

В жизни каждого человека семья занимает особое место. В семье растет ребенок, и с первых лет своей жизни он усваивает нормы общежития, нормы человеческих отношений, впитывая из семьи и хорошее, и плохое, все, чем характерна его семья. Семья определяется как университет человеческих отношений, обеспечивающий всестороннее и гармоничное развитие личности, сохранение и укрепление физического, нравственного и психического здоровья ребенка. В семье проходит процесс первичной или ранней социализации ребенка. Социализация личности (ребенка) в семье зависит от отношений внутри семьи, авторитета и власти родителей. Степень и благотворность воздействия семьи на ребенка определяется её педагогической культурой и воспитательным потенциалом.

Культура – это, прежде всего, характерный для данного человека (общества), образ мыслей и действий. Слово культура (от лат.- “cultura”) известно со времени Цицерона. В переводе с латинского оно означает возделывание, обработка, уход, улучшение, воспитание, образование, развитие, почитание.

Понять сущность культуры можно лишь через призму деятельности человека, народов, населяющих планету. Культура не существует вне человека. Она изначально связана с человеком и порождена тем, что он постоянно стремится искать смысл своей жизни и деятельности, и, наоборот, нет ни общества, ни социальной группы, ни человека без культуры и вне культуры. Культура семьи обусловлена историческим процессом преобразования естественных начал жизни искусственными средствами для удовлетворения нужд ближайших родственников и этноса, мегаполиса и государства, институтов глобальной экономики. Важнейшую роль среди этих процессов играет обусловленность деятельности семьи опытом духовно-исторического общения, пониманием исторических текстов, знакомством с памятниками культуры быта, техники, науки, религии и искусства, с биографиями значимых персон и собственной родословной, укорененностью в традициях этноса, а также духом глобальных модернизаций и инноваций.

Педагогическая культура – это особая подсистема, особый вид общей культуры, проникающий во все сферы жизни, где есть элементы социального наследования. Педагогическая культура соотносится с общей культурой как элемент, фиксирующий способы реализации сущностных сил человека; как характеристика степени активности в деятельности по передаче социального опыта; как характеристика степени осознания субъектом педагогического воздействия диалогичности и субъект-субъектного характера педагогического процесса; как характеристика включенности в процесс формирования подрастающего поколения.

Принято выделять профессиональную и народную педагогическую культуру, прямо связанную с народной педагогикой, которая слита с народной этикой и миропониманием.

Истоки педагогической культуры семьи лежат в глубинах народной педагогики. Педагогическая культура в семье развивается за счет традиций, норм и правил, устоявшихся в народной педагогике. Семья выступает главным носителем и хранителем национальных традиций и стереотипов поведения. Она же главный агент их передачи, т.е. основное звено в механизме трансляции социального опыта.

Для педагогической культуры семьи характерна всеохватность.

Основные критерии для выделения того или иного типа педагогической культуры семьи включают в себя три показателя:

1) социально-педагогический, т.е. осознание того, что субъектом воспитания выступает каждый человек;

2) аксиологический, т.е. отношение к знаниям как к ценности;

3) дидактический, показывающий, каковы принципы воспитания – принуждение ребенка или умение заинтересовать его.

По широте воздействия на воспитуемого семье нет равных, только она формирует человека во всех без исключения сферах его жизни. Поэтому педагогическая культура семьи является тем фактором, который в конечном итоге определяет педагогическую культуру и всего общества. В условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой физического выживания, усилилась тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребёнка. Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребёнка, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. Всё это, как правило, не приносит позитивных результатов.

В статье 18 Закона РФ «Об образовании» говорится: «Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить первые основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте».

Концепция семейной педагогики, её научные теории и основные направления в различные исторические периоды и при различных общественных условиях внешне оставались неизменными, потому, что они включали формирование общественных ценностей.

Современная педагогическая наука располагает многочисленными свидетельствами приоритета семейного воспитания в развитии личности ребенка. Главные методы воспитания в семье – это пример, совместные с родителями занятия, беседы, поддержка ребенка в делах, в решении проблем, вовлечение его в различные виды деятельности в семье и вне нее. Осуществляя воспитание, семья формирует личность ребенка в зависимости от своего культурного, социального и духовного уровня. Развитие интеллекта и творческих особенностей, познавательных сил и первичного опыта трудовой деятельности, нравственных и эстетических начал, эмоциональной культуры и физического здоровья детей – все это зависит от семьи, от родителей, от их семейных отношений. По определению социологов, воспитательный потенциал семьи определяется рядом факторов: ее материальной и жилищно-бытовой обеспеченностью, культурно-образовательным уровнем родителей, существующим в ней морально-психологическим климатом, авторитетом отца и матери у детей и доверием детей к родителям, численностью и структурой семьи, развитостью семейного коллектива и характером отношений между его членами. Он включает идейно-нравственную, эмоционально-психологическую и трудовую атмосферу, жизненный опыт, образование и профессиональные качества, родителей. Большое значение имеют личный пример отца и матери, традиции семьи, характер общения в семье и ее общение с окружающими, уровень педагогической культуры взрослых (в первую очередь матери и отца), распределение между ними воспитательных обязанностей.

В целом воспитательный потенциал семьи может быть представлен как обусловленная общественными отношениями и социальной средой степень развития её возможностей в формировании личности, реализующихся через все стороны её деятельности. При этом, как правило, воспитательный потенциал семьи составляют:

– личный пример родителей, их общественное лицо, авторитет, основанный на активной гражданской позиции;

– образ жизни семьи, её уклад, традиции, внутрисемейные отношения;

– разумная организация свободного времени и досуга семьи.

1. Бобылева И.А. Семейное воспитание в контексте социальных изменений, 2005.

2. Васильева Э. К. Семья и ее функции. М., 1975.

3. Василькова Ю.В. Социальная педагогика. М.: Издательский центр «Академия», 2004.

4. Замыслова А.И. Семья как фактор воспитания, 2005.

5. Кузнецова Е.В. Социализация детей в семьях разведенных родителей. Саранск, 2003.

6. Мусатова А.В. Функционально неполные семьи как фактор неблагополучного психологического развития ребенка, 2005.

7. Пазова Л.М.Роль семейных отношений в развитии личности младших школьников, 2005.

8. Педагогический энциклопедический словарь. М.: Большая Российская энциклопедия, 2002.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

В настоящее время используются всевозможные методы и формы педагогического просвещения родителей, как и уже утвердившиеся в этой области, так и новаторские, нетрадиционные. Использование различных мет.

Читать еще:  Как отличить кота от кошки: Советы по определению пола питомца. Кот или кошка: как определить половую принадлежность

В основе новой концепции взаимодействия семьи и дошкольного учреждения лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все другие социальные институты призваны помочь.

Цель семинара: совершенствовать профессиональный уровень педагогов в вопросе повышения уровня педагогической культуры родителей дошкольников.

В Законе «Об образовании» записано, что родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребёнка в раннем возрасте. Гл.

В Законе «Об образовании» записано, что родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребёнка в раннем возрасте. Гл.

Статья “Взаимодействие ДОУ и семьи в подготовке и проведении праздника как средство повышения педагогической культуры родителей”, сценарий праздника “История русского самоваря&quot.

Психологические игры по формированию коммуникативной компетентности; психогигиенические игры по преодолению семейных конфликтов; аутотренинги по овладению навыками быстрого устранения агрессивного пов.

Статья «Педагогическая культура семьи»

Ольга Сальник
Статья «Педагогическая культура семьи»

«Воспитание детей – самая важная область нашей жизни. Наши дети – это будущие граждане нашей страны и граждане мира. Они будут творить историю».

Каждый из родителей мечтает вырастить своих детей добрыми, счастливыми людьми. В этом кровно заинтересованно и общество. Ведь главное богатство нашего общества – человек, и не просто человек, а хороший, добрый. Плохой, злой человек не принесёт пользы обществу. Более того, он будет ему в тягость, так же, как и близким людям, прежде всего – семье.

Семья изменяется вместе с развитием общества, она болеет теми же болезнями и достигает тех же успехов, что и общество.

Заботясь о благе каждой семьи, делая всё для её укрепления, общество требует от родителей высокой ответственности за воспитание подрастающего поколения, но далеко не каждая мать и не каждый отец понимают важность этой задачи. История семьи доказала: чем совершеннее общество, тем более высокой культуры воспитания оно требует. Ещё совсем недавно считали: чем выше уровень образования, общая культура родителей, тем больше у них возможностей правильно воспитывать своих детей. Сегодня большинство вступающих в брак – люди со средним и высшим образованием. Почему же у некоторых из них происходит смещение многих нравственных понятий, что неизбежно отражается и на воспитании детей?

«Каждой семье – педагогическую культуру» – этот девиз становится в последние годы определяющим в организации пропаганды педагогических знаний среди населения. Минимум педагогических знаний, имеющихся сейчас почти в каждой семье, не удовлетворяет требований современного общества. Поэтому так необходимо совершенствовать педагогическую культуру каждого родителя.

Так что же такое педагогическая культура?

Педагогическая культура – это компонент общей культуры человека, в котором находит отражение накопленный предыдущими поколениями и непрерывно обогащающийся опыт воспитания детей в семье.

Педагогическая культура родителей служит основой воспитательной деятельности родителей. От уровня педагогической культуры родителей зависит успешность и результативность домашнего воспитания детей.

Структура педагогической культуры:

• понимание и осознание ответственности за воспитание детей

• знания о развитии, воспитании, обучении детей;

•практические умения организации жизни и деятельности детей в семье, осуществления воспитательной деятельности;

•продуктивная связь с другими воспитательными институтами (дошкольное учреждение, школа).

Характеристика уровней педагогической культуры родителей.

Различают три уровня педагогической культуры родителей : высокий, средний, низкий. Рассмотрим их подробней.

Высокий уровень.

Родители осознают главную цель – воспитание духовно нравственной, социально-активной личности. Правильно выбирают направление и выстраивают содержание своей воспитательной работы, имеют четкое представление об основных качествах личности, которые они формируют у ребенка на данном этапе его индивидуального развития. В семье используются разнообразные методы воспитания, преимущественно позитивные, родители опираются на положительные качества ребенка, заботятся о предоставлении ему инициативы и самостоятельности, побуждают его к анализу своего поведения и самовоспитанию, приучают к преодолению трудностей, в семье имеет место разумная согласованность в применении методов воспитания между всеми членами семьи; предъявляемые требования носят разумный и систематический характер, соблюдается мера любви и строгости в отношении с ребенком, возникающие проблемы решаются сообща на основе конструктивного анализа, отношения «взрослый – ребенок» строятся на взаимном доверии и уважении; родители поддерживают тесную связь с учебным заведением, участвуют в педагогическом просвещении, советуются с педагогами по вопросам воспитания, охотно выполняют их рекомендации, принимают участие в различных формах воспитательной работы, организуемой учебным заведением, проявляя при этом инициативу и заинтересованность, помогают детям в их общественной работе.

Средний уровень.

Родители имеют поверхностные представления о направлениях воспитательной работы, не связывают их с главной целью воспитания, понимают, какие качества личности необходимо формировать у ребенка, но не всегда правильно определяют их на данном этапе возрастного индивидуального развития ребенка; в семье используются разнообразные методы воспитания, но без разумного их сочетания. Родители опираются на положительные качества ребенка, немало заботятся о предоставлении ему инициативы и самостоятельности в выборе решений и действий, недостаточно приучают его к преодолению трудностей, в отдельных случаях имеет место несогласованность воспитательных воздействий на ребенка со стороны всех членов семьи. Требования к ребенку носят разумный, но не систематический характер, в разрешении проблем родители часто берут инициативу в свои руки. Между родителями и детьми существуют отношения взаимного уважения, но родители не стремятся сформировать отношения сотрудничества. Родители периодически поддерживают связь с учебным заведением, участвуют в педагогическом процессе, однако редко советуются с педагогами по вопросам воспитания и не всегда выполняют их рекомендации, не проявляют инициативы в организации общественных дел учебного заведения, однако принимают участие в них по просьбе учителя, не интересуются общественной жизнью своего ребенка.

Низкий уровень.

Родители не имеют представления о целях и задачах воспитания, направлениях воспитательной работы; испытывают затруднения в конкретизации качеств, которые необходимо воспитать у ребенка; выбор методов весьма ограничен – предпочтение отдается авторитарным методам воздействия (приказ, указание, требование, наказание); подавляют инициативу ребенка, самостоятельность, не побуждают к анализу своих поступков; содержательный аспект требований ограничен семейно-бытовыми отношениями, между родителями и ребенком отсутствуют отношения доверия, уважения, взаимопонимания, поддержки; с педагогами практически не контактируют, не посещают занятия по педагогическому просвещению, пренебрегают советами педагогов. В общественной жизни школы участия не принимают.

Подводя итог можно отметить, что прямая функция семьи как социального института – обучение ребенка тому социальному опыту, который накопило человечество, культуре страны, ее нравственным нормам, традициям народа. Но все это невозможно без систематического просвещения родителей.

Положительно влияя на весь строй семейной жизни, педагогическая культура родителей служит основой собственно педагогической деятельности отца и матери, помогает им избегать традиционных ошибок в семейном воспитании и находить верные решения в нестандартных ситуациях.

Обучение родителей – это деятельность общественных структур и институтов с целью формирования у родителей знаний, умений по воспитанию своих детей в семье; шире сказать, по формированию педагогической культуры населения. Цель педагогического просвещения родителей заключается в вооружении отцов и матерей определенным минимумом знаний, оказании им помощи в организации самообразования, формировании воспитательных навыков и умений. Обучение родителей осуществляется в обществе разными институтами: дошкольной организацией, школой, средствами массовой информации, специальными службами и т. д.

“Правильное воспитание с самого раннего детства – это вовсе не такое трудное дело, как многим кажется. По своей трудности это дело по силам каждому человеку. Хорошо воспитывать своего ребёнка легко может каждый человек, если только он этого действительно захочет, а кроме того, это дело приятное, радостное, счастливое. Совсем другое – перевоспитание. Если ваш ребёнок воспитывался неправильно, если вы что – то прозевали, мало о нём думали, а то, бывает, и поленились, запустили ребёнка, тогда эта работа поправки, работа перевоспитания – уже не такое лёгкое дело.

Читать еще:  Если муж выпивает в меру каждый день. Что делать, если муж пьет каждый день запоями. Проблемы в семье

Советуем родителям всегда помнить об этом, всегда стараться воспитывать так, чтобы ничего потом не пришлось переделывать, чтобы с самого начала всё было сделано правильно. “

Сценарий праздника ко Дню семьи «Минута славы моей семьи» Сценарий шоу – программы «Минута славы моей семьи», посвященный празднику День семьи. (Перед началом праздника проходит жеребьевка участников).

Моя статья в районной газете Бетлийкий Вестник за 04 октября 2014 года, на тему: «Советы по здоровому образу жизни семьи». Как быстро бежит время! Из вчерашних непослушных мальчишек и плаксивых девчонок сегодня выросли будущие первоклассники. Через несколько.

Памятка для родителей «История моей семьи, или Путешествие в прошлое семьи» Цель: помочь ребенку лучше узнать историю своей семьи, ее традиции. Домашние истории Расскажите ребенку о своем детстве. Рассмотрит вместе.

Педагогическая статья на тему: «Организация досугов в ДОУ совместно с родителями». Сегодня все педагоги признают необходимость привлечения родителей к участию в работе детского учреждения, однако в реальных взаимоотношениях.

Психолого-педагогическое сопровождение семьи ребенка с нарушением интеллекта как психолого-педагогическая проблема Проблемы семьи, имеющей ребенка с нарушением интеллекта, проявляются в различных сферах ее жизни. В истории развития человечества взаимоотношения.

Работа с родителями. Педагогическая гостиная «Приобщение детей дошкольного возраста к традициям семьи» Педагогическая гостиная. «Приобщение детей дошкольного возраста к традициям семьи» Участники: родители детей старшей группы №5. Длительность:.

Совместный праздник с родителями «Радужные семьи» ко Дню семьи (ясельная группа) «Как хорошо, что есть семья, которая от бед любых везде хранит меня» Цель: привлечь внимание к семье, показать её ценность для каждого человека.

Статья «Социально-педагогическое сопровождение ребенка из неполной семьи в условиях дошкольного образовательного учреждения» В настоящее время каждая третья семья неполная, так как разрушительные последствия реформ сказались и на моральном климате в обществе, что.

Статья «Взаимодействие семьи и детского сада в условиях ФГОС ДО» Взаимодействие семьи и детского сада в условиях ФГОС ДО. Канищева Ю. В. старший воспитатель МАДОУ МО г. Краснодар «Детский сад №191» Педагогическая.

Влияние семьи на развитие личности ребенка. Понятие, типы, функции семьи Понятие, типы, функции семьи Семья – уникальная подсистема государства, способна успешно решать специфические функции по воспроизводству.

Сущность понятия «Семья»

1.2 Сущность понятия «Семья»

В социальной работе произошел резкий поворот к семье. Этот поворот вполне соответствует ориентации социальной работы на человека и среду его обитания. Это означает, что человека можно понять и оказать ему помощь только в контексте тех ближайших систем, членом которых он является. Овчарова Р.В. в «Справочной книге социального педагога» говорит о том, что человек в своей жизни имеет две семьи «здесь и теперь», членом которой он является и семью, из которой он произошел [7,ст.345]. Поэтому в жизни каждого человека семья занимает важное место. В семье ребенок усваивает нормы человеческих отношений, а став взрослым строит свои семейные отношения в соответствии с тем, какие отношения были у его родителей между собой, и как они относились к нему. От состояния семьи, на которую влияют все изменения, происходящие в обществе, зависит состояние государства. Во все века человечество понимало важность семьи. Блонский П.П. говорил о семье как органе воспитания «семья есть самое возвышенное, что только можно придумать для воспитания нашего рода (Песталоцци); из тихого святилища семьи приходит к нам счастье человека, и только одна семейная жизнь дает для всей человеческой жизни самое важное – развитие и образование доброго сердца». По мнению Эллен Кей, лишь «в тихой и сердечной атмосфере семейного воспитания может естественно и нормально развиваться нежная индивидуальность ребенка» [10,ст.62].

Семья – социальный институт воспитания, в ней осуществляется преемственность поколений, социализация детей, что включает в себя передачу семейных ценностей и стереотипов поведения. Известный отечественный психолог Л.С. Выготский писал, что семья является важнейшим элементом социальной ситуации развития.

Семья – основа первичной социализации личности. Именно с семьи начинается процесс индивидуального усвоения ребенком общественных норм и культурных ценностей. Социологическими исследованиями выявлено, что влияние семьи на ребенка сильнее, чем влияние школы, средств массовой информации, улицы. Следовательно, от микроклимата в семье, духовного и физического развития в ней детей в наибольшей степени зависит успешность развития и социализации ребенка. Этот факт не может не интересовать школу. Очевидной стала необходимость изменить отношения образовательного учреждения и семьи. Партнерским отношениям предстоит учиться как педагогам, зачастую считающим себя носителями истины, которые могут диктовать модель поведения родителя, так и родитель, действия которого лежат между полюсами «мы вам вручили, вот и воспитывайте» и «дайте мне совет на каждую минуту моего общения с ребенком».

Семья – это целостная система, именно по этому проблемы диады «родитель-ребенок» не могут быть решены только благодаря коррекции ребенка и родителя. Независимо от того, каковы особенности основного нарушения во взаимоотношениях «родитель-ребенок», обратившиеся за помощью, как правило, занимают неверную родительскую позицию, т.е. их отношения с детьми неэффективны. Р.В. Овчарова выделяет четыре причины нездорового родительского отношения:

1. педагогическая и психологическая неграмотность родителей;

2. различные стереотипы воспитания;

3. личные проблемы и особенности родителей, вносимые в общение с ребенком;

4. влияние особенностей общения в семье на отношения родителей с ребенком.

Все эти причины искажения родительских отношений могут быть исправлены с помощью психотерапии и психологической коррекции.

Существует юридическое и социологическое определение понятий «семья». Под юридическим понимается «Семья – объединение чаще всего совместно проживающих лиц, связанных взаимными правами и обязанностями, возникающими из брака, родства, усыновления или иной формы устройства детей на воспитание в семье».

Под социологическим, по мнению Харчева А.Г: «Семья – это малая социальная группа, связанная брачными отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью перед обществом за воспроизводство населения».

Сложившаяся ситуация с кризисным состоянием в современной России, отсутствием системы целенаправленной государственной помощи семьям, находящимся в трудной жизненной ситуации и порождающих в стране увеличение социального сиротства, безнадзорности, беспризорности, свидетельствуют о необходимости введения в практику понятия “семьи социального риска” или “социально-незащищённые семьи”, семьи группы риска. Под понятием «семья социального риска» Л. М. Шипицыной понимается «семья, имеющая трудноразрешимые проблемы, ограничивающие её возможности в создании благоприятных условий для жизни и полноценного развития всех её членов».

Профессор Минненур Ахметхановна Галагузова под термином «семьи группы риска», понимает «наличие некоторого отклонения от норм, не позволяющего определить их как благополучные. Они справляются с задачами воспитания ребёнка с большим напряжением сил».

Роль семьи в обществе несравнима по своей силе ни с какими другими социальными институтами, так как именно в семье формируется и развивается личность человека, происходит овладение и социальными ролями, необходимыми для безболезненной адаптации ребенка в обществе. Семья выступает как первый воспитательный институт, связь с которым человеком ощущает на протяжении всей своей жизни.

Читать еще:  Ребенок флегматик что делать в школе отстает. Как быть, если ребенок все делает очень медленно

Именно в семье закладываются основы нравственности человека, формируются нормы поведения, раскрываются внутренний мир и индивидуальные качества личности. Семья выступает как первый воспитательный институт, связь с которым человеком ощущает на протяжении всей своей жизни.

Именно в семье закладываются основы нравственности человека, формируются нормы поведения, раскрываются внутренний мир и индивидуальные качества личности. Семья способствует не только формированию личности, но и самоутверждению человека, стимулирует его социальную, творческую активность, раскрывает индивидуальность.

Во все века семья испытывала потребность получать поддержку в воспитании своих детей. История свидетельствует, что когда люди жили большими семьями, то необходимее знания и навыки семейной жизни передавались от поколения к поколению естественно и буднично. В современном индустриальном обществе, когда семейные связи между поколениями нарушены, передача необходимых знаний о формировании семьи и воспитании детей становится одной из важных забот общества.

Чем глубже разрыв между поколениями, тем более ощутима потребность родителей в получении квалифицированной помощи в воспитании своих детей. В настоящее время все яснее становится необходимость помощи родителям в воспитании детей со стороны профессиональных психологов, социальных работников, социальных педагогов и других специалистов. Исследования показывают, что в консультациях данных специалистов нуждаются не только неблагополучные, но и вполне благополучные семьи.

Современная ситуация, в которой оказалось наше общество, потребовала поиска новой модели общественного воспитания личности в открытой социальной среде, которое осуществляют сегодня только родители, но и их помощники – социальный педагог, воспитатели, учителя, общественность.

Существует несколько определений семьи. Во-первых, семья – это основанная на браке и (или) кровном родстве малая социальная группа, члены которой объединены совместным проживанием и ведением домашнего хозяйства, эмоциональной связью и взаимными обязанностями по отношению друг к другу.

Во-вторых семьей называется социальный институт, характеризующийся устойчивой формой взаимоотношений между людьми, в рамках которого осуществляется основная часть повседневной жизни людей.

Рассмотрение семьи как целостного системного образования в процессе социальной адаптации предусматривает анализ целого ряда ее структурных и функциональных характеристик, а также анализ индивидуальных особенностей членов семьи.

Мудрик А.В. говорит о том, что в «семье вырабатываются совокупность норм, санкций и образцов поведения, регламентирующих взаимодействие между супругами, родителями и детьми, детей между собой».

Семья, как система тысячами нитей связана с другими социальными системами. Социальная работа с семьей, по мнению Овчаровой Р.В., должна быть направлена на «изменение отношений между семьей и окружением, чтобы члены семьи имели большую власть и контроль над основными областями их жизни».

Василькова Ю.В. сравнивает семью с организмом «в котором каждый член для того, чтобы организм нормально функционировал, должен выполнять определенную функцию, занимать определенное место в системе ролевых отношений в семье».

Последнее определение нам кажется более правильным, так как все чаще можно встретить одиноких матерей, безответственных родителей, к сожалению, задумываются о том, что на них лежит ответственность перед обществом в воспроизводстве и воспитании здорового населения не многие. Семья – организм, и как нам известно из курса анатомии, если с одним органом случиться беда, то это незамедлительно отразится на всем организме, то есть семье.

Семья – ведущий фактор развития личности ребенка, от которого во многом зависит дальнейшее человека. Это важнейший институт социализации подрастающего поколения. Она представляет собой персональную среду жизни и развития детей, подростков, качество которой определяется рядом параметров конкретной семьи.

Мудрик А.В. пишет о том, что какую бы сторону развития ребенка мы ни взяли, всегда окажется, что решающую роль в его эффективности на том или ином возрастном этапе играет семья. Он выделяет несколько аспектов, которые мы рассмотрим далее [6,ст.92-93].

Во-первых, семья обеспечивает физическое и эмоциональное развитие человека. В младенчестве и раннем детстве семья играет определяющую роль, которая не может быть компенсирована другими институтами социализации. В детском, младшем и подростковом возрасте ее влияние остается ведущим, но перестает быть единственным.

Во-вторых, семья влияет на формирование психологического пола ребенка. В первые три года жизни это влияние определяющие, ибо именно в семье идет необратимый процесс половой типизации, благодаря которому ребенок усваивает атрибуты приписываемого ему пола: набор личностных характеристик, особенности эмоциональных реакций, различные установки, вкусы, поведенческие образцы, связанные с маскулинностью (мужскими свойствами) или фемининностью (женскими свойствами).

В-третьих, семья играет ведущую роль в умственном развитии ребенка (американский исследователь Блум выявил, что различие в коэффициенте умственного развития детей, выросших в благополучных семьях и неблагополучных семьях, доходит до 20 баллов), а также влияет на отношение детей к учебе и во многом определяет ее успешность, какие пласты культуры он усваивает, на стремление к продолжению образования и к самообразованию.

В-четвертых, семья имеет важное значение в овладении человеком социальными нормами, а когда речь идет о нормах, определяющих исполнение им семейных ролей, влияние семьи становится кардинальным. Родители, которые сами в детстве пережили недостаток внимания или которым не удалось успешно решить в семье свои детские конфликты или проблемы, связанные с половым созреванием, как правило, не способны установить со своим ребенком тесную эмоциональную связь.

В-пятых, в семье формируются фундаментальные ценностные ориентации человека, проявляющиеся в социальных и межэтнических отношений, а также определяющих его стиль жизни, сферы и уровень притязаний, жизненные устремления, планы и способы их достижения.

В-шестых, семья играет большую роль в процессе социального развития человека в связи с тем, что ее одобрение, поддержка, безразличие или осуждение сказываются на притязаниях человека, помогают ему или мешают искать выходы в сложных ситуациях, адаптируются к изменившимся обстоятельствам его жизни, устоять в меняющихся социальных условиях.

Таким образом, семья – организм или малая социальная группа общества, важнейшая форма организации личного быта, основано на супружеском союзе или родственных связях. То есть на отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, братьями и сестрами, и другими родственниками, живущими вместе и ведущими общее хозяйство на основе семейного бюджета. Через семью сменяются поколения людей, в ней человек рождается, через нее продолжается род, в ней вырабатываются нормы, поведение, взаимодействия родителей и детей. В этом взаимодействии каждый должен выполнять определенную функцию, занимать определенное место в системе ролевых отношений. В своей жизни каждый человек имеет две семьи: в которой он родился и воспитывался и ту, которую создаст или создал сам. Семья выполняет специфические и неспецифические функции. К базовых семейным функциям можно отнести: сохранение жизни и здоровья; удовлетворение физического, материальных и духовных потребностях человека; рождение и воспитание детей; создание условий, благоприятных для развития и самореализации каждого члена семьи; воспроизводство необходимых обществу человеческих ресурсов. Функции семьи напрямую зависят от общественных отношений в целом, а также от уровня культурного развития родителей и общества. Естественно, чем выше культурный уровень общества, тем выше культура семьи.

Глава 2. СПОСОБЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ, ФОРМЫ И МЕТОДЫ ПЕДАГОГОВ МДОУ С РОДИТЕЛЯМИ

Источники:

http://nsportal.ru/detskiy-sad/materialy-dlya-roditeley/2011/12/09/pedagogicheskaya-kultura-roditeley
http://www.maam.ru/detskijsad/statja-pedagogicheskaja-kultura-semi.html
http://www.kazedu.kz/referat/196769/2

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: