Как поддержать ребенка, если у него что-то не получается. Психологи рекомендуют. Как поддержать ребенка во время подготовки и сдачи экзаменов. Семьи с детьми от разных браков

Как поддержать собственного ребенка

Передо мной плачет женщина, ей около 40 лет и ее дочь-подросток попала в неприятную ситуацию. Мы встречаемся не в первый раз, и часть семейной истории я уже знаю. Но в этот раз актуален вопрос: «Я ее поддерживаю, помогаю, а она молчит. Что я делаю не так?»

Итак, как поддержать ребенка в трудной ситуации?

Самое главное и самое трудное – признать, что ситуация и правда сложная. Даже если вам кажется, что ситуация яйца выеденного не стоит. Для вашего ребенка сейчас – время неразрешимой задачи.

Я вспоминаю, как наша дочка, вернувшись из школы, рыдала взахлеб, еще поднимаясь по лестнице. С трудом разбирая ее слова, раздевая и ощупывая одновременно на предмет травм, кое-как выяснилось – она потеряла телефон. Какой вздох облегчения я тогда испытала! Сидя на полу в прихожей, среди одежды, я что-то говорила, смеялась и плакала вместе с ней. Та ситуация разрешилась совсем весело. Набрав номер дочери со словами: «Может, кто-нибудь нашел?», мы услышали . вибрацию в кармане ее куртки. Все это время телефон там лежал, дочка как-то его не заметила, а мне было не до карманов.

Следующий шаг – снизить родительское напряжение, успокоиться и замедлиться. Вы, мама или папа, бабушка или дядя, и вы – взрослый. Жизненного опыта у вас больше. Т.е. именно вам нужно охладить свой пыл и начать слушать ребенка. Или видеть, если ваше чадо из молчаливых. Постарайтесь собрать факты, что конкретно произошло. Отделяйте свои и детско-подростковые эмоции от действий.

И снова использую историю с телефоном, наша девочка как раз из мало говорящих. «Доча, ты ударилась? Где-то больно? Тебя напугали? Обидели? Отобрали что-то?» Я перечисляла все свои материнские фантазии, и каждый раз смотрела – в какую сторону кивнет. Ровно до момента: «Потеряла что-то?» – «Да!», и новый поток слез.

Еще пример – если ребенок пришел из школы с заявлением: «Я в эту дебильную школу не пойду!» У любого родителя будет гамма чувств по такому поводу. Но помним цель – собрать информацию. «Ты не хочешь ходить в школу. Расскажешь, почему? Что случилось?»

Вы уже проделали большую подготовительную работу. Остался самый важный шаг – поддерживающий. Поддержать – значит быть опорой, ободрить, вселить уверенность. Какое бы бессилие, гнев, страх взрослые не испытывали, дети проживают это в несколько раз сильней. Для них утерянный телефон, насмешки в школе – вся жизнь.

«Что я могу сделать для тебя? Чем я могу помочь? Что мы можем сделать вместе?» Обычно дети сами начинают придумывать варианты решения.

Если все шаги пройдены успешно – будет виден результат. В прямом смысле виден. Или ребенок начнёт рассказывать подробности, или его эмоциональное состояние улучшится, станет спокойней, ровней. Если же ваше чадо демонстративно хлопает дверями, прячется под одеялом, отворачивается и молчит, значит, в каком-то шаге вы допустили промах. Попробуйте прислушаться к своим переживаниям, словам и эмоциям своего ребёнка – что осталось незамеченным?

Я верю, что есть и другие способы поддержать своих детей, поделитесь своими!

Психологические рекомендации родителям выпускников при подготовке к ЕГЭ
консультация по теме

Психологические рекомендации родителям выпускников при подготовке к ЕГЭ.

Предварительный просмотр:

Психологические рекомендации родителям выпускников при подготовке к ЕГЭ

Психологическая поддержка – это один из важнейших факторов, определяющих успешность Вашего ребенка в сдаче единого государственного экзамена. Как же поддержать выпускника?

Существуют ложные способы поддержки ребенка. Одним из них является гиперопека, т. е. создание зависимости подростка от взрослого, навязывание нереальных стандартов, стимулирование соперничества со сверстниками. Подлинная поддержка должна основываться на подчеркивании способностей, возможностей, положительных сторон ребенка.

Поддерживать ребенка – значит верить в него. Поддержка основана на вере в прирожденную способность личности преодолевать жизненные трудности при поддержке тех, кого она считает значимыми для себя. Взрослые имеют немало возможностей, чтобы продемонстрировать ребенку свое удовлетворение от его достижений или усилий. Другой путь – научить подростка справляться с различными задачами, создав у него установку: “Ты сможешь это сделать”.

Читать еще:  Скачать схему вязания крючком красивого петуха. Как связать петуха спицами: мастер-класс. Другие варианты поделок

Чтобы показать веру в ребенка, родитель должен иметь мужество и желание сделать следующее:

  • забыть о прошлых неудачах ребенка;
  • помочь ребенку обрести уверенность в том, что он справится с данной задачей;
  • помнить о прошлых удачах и возвращаться к ним, а не к ошибкам.

Существуют слова, которые поддерживают детей, например: “Зная тебя, я уверен, что ты все сделаешь хорошо”, “Ты знаешь это очень хорошо”. Поддерживать можно посредством прикосновений, совместных действий, физического соучастия, выражения лица.

Итак, чтобы поддержать ребенка, необходимо:

• опираться на сильные стороны ребенка;

• избегать подчеркивания промахов ребенка;

• проявлять веру в ребенка, сочувствие к нему, уверенность в его силах;

• создать дома обстановку дружелюбия и уважения, уметь и хотеть демонстрировать любовь и уважение к ребенку;

• будьте одновременно тверды и добры, но не выступайте в роли судьи;

• поддерживайте своего ребенка, демонстрируйте, что понимаете его переживания.

Не тревожьтесь о количестве баллов, которые ребенок получит на экзамене, и не критикуйте ребенка после экзамена. Внушайте ребенку мысль, что количество баллов не является совершенным измерением его возможностей.

Не повышайте тревожность ребенка накануне экзаменов – это может отрицательно сказаться на результате тестирования. Ребенку всегда передается волнение родителей, и если взрослые в ответственный момент могут справиться со своими эмоциями, то ребенок в силу возрастных особенностей может эмоционально “сорваться”.

Подбадривайте детей, хвалите их за то, что они делают хорошо.

Повышайте их уверенность в себе, так как чем больше ребенок боится неудачи, тем больше вероятность допущения ошибок.

Наблюдайте за самочувствием ребенка, никто, кроме Вас, не сможет вовремя заметить и предотвратить ухудшение состояния ребенка, связанное с переутомлением.

Контролируйте режим подготовки ребенка, не допускайте перегрузок, объясните ему, что он обязательно должен чередовать занятия с отдыхом.

Обеспечьте дома удобное место для занятий, проследите, чтобы никто из домашних не мешал.

Обратите внимание на питание ребенка: во время интенсивного умственного напряжения ему необходима питательная и разнообразная пища и сбалансированный комплекс витаминов. Такие продукты, как рыба, творог, орехи, курага и т.д. стимулируют работу головного мозга. Помогите детям распределить темы подготовки по дням.

Ознакомьте ребенка с методикой подготовки к экзаменам. Не имеет смысл зазубривать весь фактический материал, достаточно просмотреть ключевые моменты и уловить смысл и логику материала. Очень полезно делать краткие схематические выписки и таблицы, упорядочивая изучаемый материал по плану. Если он не умеет, покажите ему, как это делается на практике. Основные формулы, определения можно выписать на листочках и повесить над письменным столом, над кроватью, в столовой и т.д.

Подготовьте различные варианты тестовых заданий по предмету (сейчас существует множество различных сборников тестовых заданий). Большое значение имеет тренаж ребенка именно по тестированию, ведь эта форма отличается от привычных ему письменных и устных экзаменов.

Заранее во время тренировки по тестовым заданиям приучайте ребенка ориентироваться во времени, уметь его распределять. Тогда у ребенка будет навык умения концентрироваться на протяжении всего тестирования, что придаст ему спокойствие и снимет излишнюю тревожность. Если ребенок не носит часов, обязательно дайте ему часы на экзамен.

Накануне экзамена обеспечьте ребенку полноценный отдых, он должен отдохнуть и как следует выспаться.

Посоветуйте детям во время экзамена обратить внимание на следующее:

• пробежать глазами весь тест, чтобы увидеть, какого типа задания в нем содержатся, это поможет настроиться на работу;

• внимательно прочитать вопрос до конца и понять его смысл (характерная ошибка во время тестирования – не дочитав до конца, по первым словам уже предполагают ответ и торопятся его вписать);

• если не знаешь ответа на вопрос или не уверен, пропустить его и отметить, чтобы потом к нему вернуться;

• если не смог в течение отведенного времени ответить на вопрос, есть смысл положиться на свою интуицию и указать наиболее вероятный вариант.

И помните: самое главное – это снизить напряжение и тревожность ребенка и обеспечить подходящие условия для занятий.

Психологи рекомендуют. Как поддержать ребенка во время подготовки и сдачи экзаменов

Психологи рекомендуют.

Как поддержать ребенка во время подготовки и сдачи экзаменов

Памятка для родителей

1.Как организовать условия для эффективной подготовки к экзаменам дома

2. Меню выпускника

3.Как создать эмоционально-поддерживающую среды со стороны родителей

Читать еще:  Как отстирать фруктовые пятна. Как удалить пятна от фруктов и ягод с одежды и других поверхностей

Уважаемые родители!

Последний год обучения в общеобразовательной школе (9 или 11 класс) – один из самых сложных периодов для учащихся и их родителей. Привычное и предрешенное течение событий подходит к концу. Выпускникам необходимо не только решить, что делать дальше, но и основательно потрудиться над воплощением в жизнь своего решения.

В период подготовки и сдачи экзаменов в ваших силах обеспечить все условия для эффективного и безопасного прохождения вашим ребенком этого испытания.

1. Условия для эффективной подготовки к экзаменам дома

Подготовкой своего рабочего места тесно связана с усвоением экзаменационного материала:

доказано, что желтый и фиолетовый цвета повышают интеллектуальную активность. Не надо переклеивать ради этого обои или менять шторы, достаточно повесить в комнату где занимается ребенок какие-то картинки в этих тонах, эстампа и т. п.;

обратите особое внимание на внешние помехи, поскольку они могут очень чувствительно влиять на эффективность усвоения материала. Возможно, ваша квартира находится на улице с шумным движением, с постоянно тормозящими машинами и громыхающими трамваями. Может ли ребенок уйти на время экзаменов в другую комнату?

попросите ваших друзей и знакомых и друзей ребенка не заглядывать к вам, предварительно не предупредив. Если рабочий стол находится у окна, и ребенок все время отвлекается на внешние события, закройте окно шторками до уровня глаз. Не недооценивайте эти внешние мешающие факторы. Особенно тогда, когда ребенку прихо­дится постоянно насильно заставлять себя учить, особенно когда стоит очень хорошая погода;

организация письменного стола может также значительно повлиять на усвоение материала. Если он заставлен вещами, не имеющими отношения к экзаменационному материалу, тогда ребенок наверняка тратит ценное время и внимание в поисках нужных бумаг. Очистите его рабочее поле и сделайте так. чтобы оно было обозримым. Не оставляйте в пределах досягаемости предметы, которые могут соблазнить и отвлечь. К ним относятся журналы, фотографии, еда, радио и телевизор;

музыка, как правило, при обучении, скорее вредна, чем полезна. Но это дело личное и зависит, наверное, от вида экзаменационного материала. Тихая фоновая не сумбурная музыка, скорей всего, позитивно может влиять на способности мышления и творчества;

продуктивно заниматься человек может 8 —10 часов в сутки. Оптимальный период для непрерывных занятий составляет 40 — 50 минут, после чего целесообразно сделать 5—10-минутный перерыв, за день должно быть два больших (1 — 1.5 часа) перерыва, когда выпускник может заняться любимым делом, спортом, прогуляться;

самое благоприятное время для занятий с 7 до 12 часов и с 14 до 17 —18 часов (мозг способен к наиболее продуктивной работе). Исключение делается только для закоренелых «сов», которые достигают наибольших успехов вечером и ночью;

если ребенок не может сосредоточиться, используйте его «вялые» фазы, например, для походов за покупками в магазин, наведения порядка, прогулок и т. д.;

сон должен быть полноценным, желательно увеличить его на 1 час по сравнению с обычной его продолжительностью;

если у ребенка есть хронические заболевания, то в период подготовки к экзаменам необходимо сходить на консультацию к специалисту и пройти курс лечения, т. к. стрессовые ситуации обостряют заболевания.

2. Меню выпускника

Постарайтесь обеспечить ребёнку полноценное питание, по возможности включайте в рацион мясо (телятина, утка), рыбу (морская), овощи, фрукты орехи.

все зеленые продукты помогают снимать стресс (зеленый лук, петрушка, морская капуста, китайская капуста)

инжир (1р в 4 часа по несколько штучек)

орехи – благотворно влияют на работу мозга, укрепляют нервную систему

креветки – деликатес для мозга, они снабжают организм витаминами, жирами, кислотами, которые не дадут вниманию ослабнуть (достаточно 100 граммов в день)

морковь – улучшает память, перед заучиванием надо съесть тарелку тертой моркови с растительным маслом

ананас – помогает запоминать большой объем информации благодаря высокому содержанию витамина С (достаточно 1 стакан сока в день)

капуста – снимает стресс

лимон – освежает мысли и облегчает восприятие информации за счет большого количества витамина С

бананы – содержат вещество серотин, которое помогает снять стресс и улучшить настроение

хлеб грубого помола

Завтрак перед экзаменом

1 вариант: печеная рыба, кофе с шоколадкой

2 вариант: банан, пломбир, черный, горький шоколад

– валерьянку нельзя – нарушает работу сердца, появляется состояние торможения

На экзамен:

шоколад в полиэтилене

Одежда на экзамен:

Продумайте одежду на экзамен: костюмы, брюки, юбки, рубашки должны быть комфортными для ребенка.

заранее подготовьте, погладьте, примерьте одежду, особенно если вещи новые.

3. Эмоционально-поддерживающая среда со стороны родителей

Читать еще:  Трогательные слова о маме в прозе. Статусы о маме. Лучшие цитаты о маме

Оказывайте ребенку внимание (интересуйтесь его настроением состоянием здоровья, проявляйте заботу о его нуждах)

Позаботьтесь, чтобы дома было что-то вкусненькое, что любит наш ребенок, это будет снижать его эмоциональное напряжение (при этом не злоупотребляйте сладостями и мучным).

Оставьте ему на период экзаменов минимальный круг домашних обязанностей, давайте ему понять, что оберегаете его.

Выражайте ему готовность помочь и помогайте в различных вопросах подготовки: послушайте пересказ темы, сделайте краткий конспект материала, разбирайте вместе сложные для ребенка темы

Рассказывайте о своем опыте сдачи экзаменов, где это уместно, расскажите, что вы испытывали перед экзаменами.

Старайтесь выражать уверенность в его силах, не пугайте провалом

Сами постарайтесь регулировать свое волнение и не переносить его на ребенка.

Будет полезно, если вы примете мысль, что в случае неуспеха жизнь ребенка не закончится, и вы его любить не перестанете.

Как помочь справиться с неудачей

необходимо подготовить «запасные варианты»: подобрать еще один институт, где экзамены позже и куда в случае провала можно успеть подать документы. Поиски запасного ВУЗа родители могут искать самостоятельно, зная, какую профессию выбрал их ребенок и какие дисциплины собирается сдавать. До начала экзаменов необходимо обсудить возможность поступления в альтернативное учебное заведение.

Заслуженный отдых

вынуждать выпускника идти работать сразу после окончания экзаменов или после провала на экзаменах – наносит огромный его психическому и физическому здоровью.

Чувство усталости и опустошенности настигает всех выпускников: и безалаберных (с точки зрения взрослых), и ответственных (эти дети особенно подвергаются опасности истощения).

Хорошо для эмоционального состояния ребенка, если он будет знать, что « сейчас необходимо напрячь все силы, а потом я смогу отдохнуть и расслабиться – (крайне желательно, чтобы это «потом» имело конкретную дату).

Одна одиннадцатиклассница так описала свою подготовку к выпускным и вступительным экзаменам: «Мои друзья обижаются на меня и не верят мне. Они считают, что я их обманываю и не хочу с ними общаться. А на самом деле на выходных я сижу, не отрываясь, над учебниками, даже телевизор не смотрю и не ем. Недавно села утром за математику, думала, только пара часов прошла, а посмотрела на часы — оказывается, я уже пять часов сижу и даже не заметила».

Некоторые родители могут подумать: «Какая умница, вот бы наш балбес. » Конечно, здорово, что старшеклассница гак серьезно занимается. Однако во всем хороша разумная мера, ведь так можно переутомиться и в дни экзаменов ощущать только подавленность и усталость.

Не лишайте своего ребенка настоящего

Человек, полностью устремленный в будущее, лишает себя настоящего, перекрывая пути для полноценного развития своей личности. Родители ни в коем случае не должны препятствовать естественному для этого возраста стремлению общаться со сверстниками. Взрослым всегда кажется, что дети слишком много времени тратят на своих товарищей и собираются вместе только из желания развлечься. Однако юноши и девушки чувствуют острую необходимость в тесном общении с широким кругом людей, находя в этом глубокий смысл, чувствуя острую эмоциональную зависимость от качества и количества неформальных контактов со сверстниками. Родителей должно настораживать обратное: если их ребенок не ищет возможности проводить время с одноклассниками и не занимает телефон. Обычно это свидетельствует не об ответственном отношении к учебе, а об отсутствии возможности удовлетворить потребность в общении. Между тем эта потребность и в одиннадцатом классе остается важнейшей для учащихся. Помочь родители смогут, если вместе с ребенком подумают, где найти сверстников-единомышленников с похожими интересами и способностями. В одиннадцатом классе не поздно поступить в спортивную секцию или театральный кружок – главное, чтобы новое занятие занимало не все свободное время старшеклассника. Обучение в школе остается важным и неотменяемым делом. Вопреки опасениям родителей, старшеклассник, у которого есть с кем отметить день рождения и пойти на дискотеку, станет лучше учиться (здесь уместна аналогия со взрослым, у которого наконец-то наладилась личная жизнь и он стал хватать «звезды с неба» на работе).

В заключении хотелось бы сказать, что дети это самое большое наше достижение в жизни, и мы должны вселить в них уверенность, что, несмотря на их успехи или провалы, они любимы и всегда получат от нас поддержку и защиту. А самое страшное чего нам следует бояться, это потеря контакта и взаимопонимания с ними.

Помните, что ваша поддержка и внимание залог успешности вашего ребенка!

Желаю здоровья и вам и вашим детям!

Источники:

http://www.b17.ru/article/kak_podderzhat_sobstvennogo_rebenka/
http://nsportal.ru/shkola/rabota-s-roditelyami/library/2014/02/23/psikhologicheskie-rekomendatsii-roditelyam
http://pandia.ru/text/79/084/37260.php

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: