Как помочь ребенку не стесняться. Что делать, если ребёнок слишком стеснительный

Что делать, если ребенок стесняется?

Наши дети — наша радость. Так хочется, чтобы каждый день был для ребенка счастьем и открытием. Но вот мы замечаем некоторую застенчивость, а потом и сильную стеснительность — ребенок убегает, когда приходят гости, низко опускает голову, когда надо просто поздороваться, боится, что его вызовут к доске или поручат выступать со сцены на утреннике. И мы понимаем, что ребенок стесняется других детей, взрослых, вообще всех чужих людей. Что делать с этой проблемой? Как помочь ему преодолеть застенчивость, как научить ребенка не стесняться?

● Почему ребенок стесняется? В чем причина излишней стеснительности? Откуда вообще берется застенчивость в раннем и школьном возрасте?
● Что делать со стеснительностью? Как научить ребенка не стесняться?
● Можно ли побороть стеснительность ребенка и как это сделать ?

Так хорошо, когда ребенок не стесняется. Вот у соседей, какой малыш: с самого раннего возраста только гости в дом, он уже забирается на стул и читает стихи или поет песенки. Никакой стеснительности и в помине нет. А на улице — все дети здороваются, улыбаются, разговаривают. Да и в школе — выучил урок или не очень, а ребенок выходит к доске, рассказывает и ему нипочем, что может где-то смешно и неумело.

А тут такое горе: наш умный малыш, такой любопытный, знает длиннющие стишки наизусть, да такие сложные, что соседскому и не снилось. Он такой красивый, что может выступать на сцене запросто. Но приходят гости, и ребенок начинает стесняться, забивается в самый дальний угол, боясь выйти и просто поздороваться, не говоря уже о том, чтобы рассказать стишок. Дальше больше, при переходе в школу, стеснение не только не уходит, а усиливается.

И главное — вывести его из этого состояния никак не получается. Ребенок стесняется до слез и никакие уговоры, подталкивания, даже угрозы или наказания, не помогают ему. Он прячется за юбку матери или под стол, не хочет выходить из своей комнаты, насуплено молчит и опускает глаза в пол. Когда это началось? Ребенок начал стесняться в 3-4 года или уже в школе? На самом деле возраст не важен, в детстве любую проблему можно убрать, просто надо знать КАК.

Почему ребенок стесняется? — ответ следует искать в зрительном векторе

Для того чтобы разобраться в первопричинах детской стеснительности необходимо хотя бы немножко знать психологию. Все наши желания врожденны и даются от природы. Системно-векторная психология разделяет их по векторам. Один из векторов — зрительный имеет целый набор желаний, которые и выражаются в определенных чертах, их очень просто узнать в уже очень маленьком возрасте.

И эмоциональная открытость, так же как и стеснительность — это как раз два проявления, которые лежат в корнях зрительного вектора.

Зрительные дети в самом раннем возрасте очень открыты, вся их сущность устроена наружу, никакой стеснительности у них нет и в помине. Зрительный вектор так устроен, что он ищет связи с окружающими, он от природы настроен на общение, эмпатию, эмоциональную связь с другими. И если в ответ приходит тепло и эмоции — это приносит наслаждение, от этого приятно и радостно.

Эмоциональная экстравертированность — не единственное проявление зрительного вектора. Вторая их особенность — страх. Родители зрительных детей рано замечают, что ребенок боится сам засыпать, ему страшно оставаться самому в комнате. Страх — нормальное свойство зрительника. У всех остальных людей, не обладающих зрительным вектором (а это 95% населения), страх за свою жизнь тоже присутствует — в случае опасности, угрозы страх подстрекает аккумулировать все силы для спасения. У зрительника же этот страх больше, он имеет эмоциональную окраску, он сильно преувеличен. Так задано природой специально, более подробно о механизме зрительных страхов можно прочесть в этой статье.

Страх — это то, на чем зрительник может раскачиваться, увеличивая его. Когда в ответ на эмоциональную открытость, зрительный ребенок слышит смех, обзывательства, его бьют, у него вместо эмоциональной связи возникает страх. Ребенок начинает раскачиваться не на эмпатии, что было бы хорошо для него, а на страхе, в результате чего страх увеличивается в разы. Это и есть стеснительность ребенка — страх показать себя, открыться миру, любить и быть любимым.

Так и получается, что дети со зрительным вектором, самые потенциально обучаемые, самые сообразительные, самые добрые и смышленые от природы, становятся замкнутыми социофобами. Получив удар, испытав страх, зрительник перестает открываться, а только закрывается еще больше.

Со стороны, кажется, что большинство детей не стесняются. На самом деле это не так. Большинство детей просто не имеют зрительного вектора — у них нет ни страха, ни эмоциональной открытости. А значит, они просто проявляют свои желания наружу так, как им хочется.

Если ребенок стесняется в садике или школе, это сигнал, что где-то была травма зрительного вектора — ребенок замкнулся на страхе показать себя. Причин может быть множество: в ответ на открытость и эмоциональность, кто-то посмеялся над ним, сказал грубое слово, пошутил, обозвал. Как правило, все идет от других детей — «добрые» сверстники всегда найдут к чему прицепиться. Ребенок не выговаривает «р» или шепелявит, его будут передразнивать. Ребенок упал и испачкался, теперь ему постоянно будут кричать, что он «криволап». Ребенок страдает лишним весом и получает кличку «жиртрест». Вообще, внешняя красота — очень важна для зрительника и если его третируют, говорят, что он не красиво открывает рот, когда говорит или ест, что у него некрасивое выражение лица, когда он декламирует стихи, то это вводит его в состояние страха показать себя дальше, раскрыться.

Читать еще:  Муж хочет уйти к другой. Если муж ушёл к другой: советы психолога

Не только сверстники могут ввести зрительного ребенка в состояние стеснительности. Тоже может быть и от родных братьев или сестер, от подростков, от взрослых, даже от собственных родителей. «Ой, ну ты и клоун у нас, Сашка, когда падаешь, ухохататься можно», «А-ха-ха, посмотри на дочурку, как она танцует, ни одна корова не сравниться» и т.д. — когда мы смеемся над милыми попытками ребенка выразить себя, то часто даже не замечаем, что сами вешаем ему на шею камень стеснительности.

Когда я была совсем малышкой, мне подарили граммофон. В моем детстве не было компьютеров и музыкальных центров с компакт-дисками, и граммофон был настоящим сокровищем. Мама каждую неделю покупала мне новую пластинку со сказками и стишками, которые тогда выходили, как сейчас журналы. Не умея еще читать, я с упоением слушала чужие голоса по много раз, прокручивая пластинку снова и снова. И у меня открылась способность — буквально через несколько дней я наизусть знала весь текст, более того, я повторяла его с интонациями актеров, подражая им. Конечно, наверное, это получалось достаточно просто, но родителей буквально шокировал мой талант, они не могли поверить, что я так умею. И я с радостью рассказывала родителям на кухне, то, что выучила. Однажды мама на прогулке со мной попросила рассказать пластинку для знакомой тети, которая тоже гуляла со своими детьми. Я стала рассказывать, но старший сын тети стал смеяться надо мной: «Че, че, ниче не понял! Ха-ха! Мама, а чего это она не говорит букву «р»? — кричал он на всю улицу. Тетя поддержала своего ребенка, сказала, что нет у меня никакого таланта, и лучше бы меня к логопеду сводили, вместо того, чтобы людям чужим показывать. Они смеялись надо мной, и я не стала дальше рассказывать. А потом начались постоянные походы к логопедам — мама водила меня к врачам, которые только о том и говорили, что у девочки большая проблема.

«Р» я научилась выговаривать только в 7-ом классе, но до конца 11-го меня «травили» одноклассники моей шепелявостью. Сегодня я понимаю, что именно это стало большой травмой моего зрительного вектора.

По воспоминаниям автора.

Сильная травма зрительного вектора у ребенка может произойти от общения с человеком с оральным вектором. Именно оральники придумывают и «клеят» обидные клички, которые потом сопровождают ребенка до конца детсада или школы, они смеются и их смех очень заразителен, его повторяют остальные дети и вот уже над малышом смеется вся толпа. И часто оральники себе в жертвы выбирают именно зрительников. Так устроена природа и бороться с последствиями такого влияния оральника на зрительника надо не порицанием оральника, а развитием, становлением зрительного вектора своего ребенка.

А дальше срабатывает правило — чего боишься, то непременно случается. Чем больше кличут «криволап», тем больше падаешь, тем больше смеются, и так по кругу. Ситуация ужасная, но что делать, если ребенок стесняется и это только усиливается. Ответ один — бить тревогу! Но, внимание (!) это не значит, что необходимо бежать в школу и защищать зрительного малыша от насмешек. Это скорее всего ничего не даст, а только усугубит ситуацию — над ним станут еще больше смеяться. Нужно действовать иначе — через зрительный вектор и его врожденные желания.

Не стоит путать зрительную стеснительность и анальную робость — это совершенно разные чувства, хотя внешне они могут выглядеть похоже. Дело в том, что в анальном векторе есть неуверенность в себе перед новым заданием, хочется сделать дело качественно, на отлично, а ведь это так сложно. Страх опозорится, сделать не так, как нужно, вызывает в ребенке с анальным вектором застенчивость. О том, как воспитывать таких детей читайте в статье «Медленный ребенок».

Что делать, если ребенок стесняется?

В норме зрительный страх по мере взросления ребенка должен трансформироваться в обратное свойство, вытолкнуться наружу — превратиться в доброту, сострадание, умение сочувствовать. Душевная открытость постепенно превращается в эмпатию, тонкое ощущение эмоций другого человека. Только развитые зрительные люди могут быть талантливыми актерами, прекрасными писателями, отличными врачами. Более того, именно общение с другими людьми, любовь — это настоящее счастье, радость для зрительника, высшее наполнение его вектора.

И если ребенок стесняется, родителям идет сигнал — зрительный вектор не развивается, и может до пубертата не выйти в эти состояния, а остаться в страхах, а значит — повзрослев, зрительник будет испытывать страхи, страдать стеснительностью, не сможет нормально контактировать с другими.

Задача родителей зрительного ребенка помочь ему преодолеть страхи, стать эмоционально открытым. И тогда стеснительность ребенка уйдет сама собой. Как это сделать? Только не насильственным «клин клином» — боишься выходить на сцену, мы тебя вытащим. Боишься выходить к доске и отвечать на уроке, мы попросим учительницу тебя вызывать почаще. Боишься общаться со сверстниками, мы попросим их приходить в гости каждый вечер. Это ничего не даст, а только еще больше усилит страхи ребенка.

Зрительные страхи уходят не тогда, когда насильственным образом их преодолевают. Так они только усиливаются, все больше вгоняясь в человека, в сердце. Избавится от страха можно только вытолкнув его наружу — трансформировав из страха за себя в страх «за других», то есть — в сострадание.

Не надо также акцентировать внимание ребенка на его стеснительности, упрашивать не бояться взрослых и детей. Необходимо постепенно показывать ему, что вокруг него есть множество других, которым необходимо его сочувствие, страх за них. Аккуратно проведите его через все этапы развития зрительного вектора: от растений к животным, от животных к людям (читайте маленький пример, как это сделать здесь. Показывайте ребенку, что другим тоже больно, и только он, своей добротой, может помочь им. Страх за себя и страх за другого — это несовместимые вещи в одном зрительном человеке. Научившись бояться за других, сочувствовать, он никогда уже не сможет раскачиваться на страхе за себя, а это значит, что ему не грозят ни стеснительность, ни психосоматические болезни, ни социофобия.

Внимание! Данная статья носит информационный характер, на ее основании нельзя точно определить векторальный набор ребенка. Если у вас есть желание по-настоящему понять свое чадо, необходимо пройти полный курс тренинга по системно-векторному мышлению. Записаться на вводные, бесплатные лекции можно здесь.

Уже тысячи людей прошли тренинг по системно-векторной психологии Юрия Бурлана. У них наладились отношения с близкими, прошли негативные состояния, полностью преобразился воспитательный процесс детей.

Читайте здесь множество отзывов родителей.
Посмотреть, как проходят лекции, можно прямо сейчас – пройдите по этой ссылке и просмотрите любое видео.

В форме ниже вы имеете возможность оформить подписку на уникальную рассылку по системно-векторной психологии и каждую неделю получать анонсы материалов, посвященных настоящей психологии человека.

Почему ребенок стесняется

  • Почему ребенок стесняется
  • Как преодолеть застенчивость у детей
  • Как помочь ребенку выработать инстинкт самосохранения

Бывают случаи, когда родители стараются оградить ребенка от каких-либо контактов. Такая полная изоляция от общества приводит к тому, что ребенок не умеет ладить людьми, дружить со своими сверстниками. Довольно часто стеснительность ребенка объясняется его привычками, характером и жизненным укладом родителей.

Есть мамы, которые замкнуты в себе, угрюмые, малообщительны, они отличается мнительностью и повышенной тревожностью, боятся всего — улицы, инфекций, драк, дурного влияния, и тем самым они подают пример своим детям. В результате ребенок растет аморфным и беспомощным. Помните, тревожная, нервная эмоциональная атмосфера очень вредна для ребенка, ведь такие ситуации могут привести не только к застенчивости и робости ребенка, но и к неврозам. Также робкий и стеснительный ребенок растет в семьях, где очень строго и требовательно относятся к нему.

Как научить ребенка не стесняться?

Довольно часто мамы задаются вопросом: что делать, если ребенок стеснительный? Можно ли научить его не стесняться окружающих? В первую очередь ребенка нужно учить общению, он должен уметь играть с другими детьми, а также ладить с чужими взрослыми. Чтобы развить навыки общения необходимо часто посещать детские площадки, песочницы, парки… Ведь именно в таких местах ребенок может плавно превратиться из пассивного наблюдателя в довольно активного участника игр.

Не стесняйтесь играть со своим ребенком в песочнице, попробуйте организовать там игру с участием нескольких детей, старайтесь приглашать в гости друзей ребенка. Никогда не стыдите такого ребенка, не оставляйте одного в конфликтных ситуациях, потому что дети порой очень жестоки, они не только быстро подмечают слабости других детей, но также любят высмеивать их. Никогда не критикуйте ребенка за стеснительность, наоборот, старайтесь почаще поощрять и хвалить его. Довольно часто родители совершают ошибку, обсуждая с другими взрослыми застенчивость своего ребенка в его присутствии. Он должен слышать о себе со стороны только хорошее.

Если ребенок постоянно боится того, что у него что-то не получится, не верит в свои силы, и часто переживает из-за этого, недоволен своим внешним видом или же своими достижениями, то это сигналы того, что ребенку нужно помочь. Нужно помогать ему искать свои положительные стороны, старайтесь в таких ситуациях оценивать прилюдно результаты деятельности ребенка, его успехи и просто личные качества – аккуратность, например.

Одновременно с этим можно преодолевать стеснительность ребенка с помощью различных тренировок, организовывая такие ситуации, где ваш ребенок сможет попробовать свои силы. Здесь нужно соблюдать принцип «от простейшего к сложному», вначале нужно давать легкие задания, с которыми ваш ребенок непременно справиться. Например, можно в магазине попросить малыша купить что-нибудь самостоятельно, или помочь накрыть на стол дома, если вы ожидаете гостей. Такими поступками вы подчеркнете то, что ребенок может самостоятельно справиться с поручениями. Таким образом, у ребенка накопится позитивный опыт поведения в разных ситуациях. Главным лекарством для стеснительных детей является тепло, внимание и ласка со стороны родителей. Относитесь к ребенку с уважением, как ко взрослому, и в то же время не забывайте, что он все еще ребенок.

Почему ребенок стеснительный? Причины, особенности поведения, рекомендации родителям

Одна из базовых человеческих нужд – это потребность в общении и признании. У стеснительного человека необходимость общаться вызывает определённые трудности. То, что для других естественно, для него становится проблемой. Ему неудобно просить о помощи, устанавливать контакты с новыми людьми, он может ощущать сильную скованность и смущение, находясь в обществе. Чрезмерно стеснительными бывают и взрослые, и дети. Возрастная особенность у малыша в некоторых случаях переходит в устойчивую черту характера.

Почему ребёнок стеснительный?

В некоторые периоды роста и развития застенчивыми бывают все ребятишки, хотя степень проявления этого свойства у них разная. Например, девочки чаще бывают стеснительными, чем мальчики. Это связано с их половой принадлежностью и особенностями воспитания. Иногда дети перерастают «стеснительный» возраст, а характер остаётся таким же. Дошкольник боится поднять глаза на взрослого или попросить что-нибудь для себя. Школьник стесняется поднять руку на уроке, подросток не решается познакомиться со сверстником противоположного пола, опасаясь отказа. Родителям и близким необходимо знать, почему ребёнок очень стеснительный и как ему помочь.

Возрастные особенности

В 8-месячном возрасте малыши начинают испытывать «страх незнакомца», что является психологически обоснованным этапом взросления. Родственники и знакомые, к которым детки до этого спокойно шли на руки, нередко бывают обескуражены. Не стоит переживать и бить тревогу – это не стеснительность. Так малыш взрослеет, начиная ощущать свою автономность.

С года до трёх лет ребёнок доверяет близким и хорошо знакомым. Чужие люди вызывают у него тревогу и смущение. Вопрос, почему ребёнок стеснительный, не должен волновать родителей такого малыша. Мать и отец учат его знакомиться и осваиваться в новой обстановке, вселяя в крошку уверенность своим присутствием и поддержкой.

В три года или чуть позже большинство малышей начинает посещать детский сад. Одни карапузы спокойно привыкают к обстановке, другим ещё рановато что-то менять в своей жизни. Есть мальчики и девочки, которым детское учреждение в силу особенностей их характера и воспитания пока категорически противопоказано. Для стеснительного малыша новая обстановка – стресс. Как попросить о помощи, заявить о своих нуждах, если воспитатель один (или два), а ребятишек много?

Недавний кроха пошёл в школу? Вот он впервые сидит за партой, затем становится подростком, старшеклассником. Слишком явное проявление сдержанности и нерешительности в этом возрасте говорит о том, что ребёнок страдает. Ему трудно проявлять спонтанность и активность, знакомиться с другими детьми. Тяжело сказать «нет» или настоять на своём. Необходимость подстраиваться под представления других людей и зависимость от их оценок препятствуют развитию собственных способностей и поиску личного призвания.

Волнующие вопросы

Что делать если ребёнок слишком стеснительный, о чём может говорить его неуверенность и страх, как родители могут помочь сыну или дочери преодолеть негативный опыт, мешающий вздохнуть полной грудью? Надо ли пытаться «перестроить» малыша, если он застенчив от природы? Эти вопросы всегда волновали родителей. Ответ на них кроется в индивидуальных особенностях несовершеннолетнего: характере, темпераменте, воспитании, окружении, обстановке в доме и так далее. Помочь чаду можно, но родители должны понять главное: благополучие ребёнка в большой степени зависит от них.

«Сами такие. »

Формирование внутренней уверенности зависит от множества факторов. Скромность и стыдливость могут быть проявлением врождённого темперамента или определяться влиянием семейной среды, в которой живёт маленький человек. Робкие родители мечтают о бойком и озорном сыне, а у них растёт стеснительный ребёнок. Причины стеснительности очевидны, откуда же крохе набраться решительности, если его родители боязливы и не умеют постоять за себя?

Контроль или вседозволенность

Контролирующие родители часто транслируют излишнюю строгость и авторитарный подход к воспитанию. Ребёнок окружён навязчивым вниманием и опекой, каждый его шаг проверяется. Родители такого типа самолюбивы и ориентированы на внешнюю оценку. Их ребёнок должен быть лучше всех, его настоящий внутренний мир взрослых не интересует. Вместо сопереживания – критика и оценка. Вместо искренней заинтересованности – указания на успехи и способности других детей.

Противоположная сторона контроля, это чрезмерное потакание. Отсутствие чётких границ и недостаток эмоциональной поддержки – его основные признаки. Итог такого «воспитания» чрезвычайно похож на результат муштры с преобладающим контролем. Малыш воспринимает себя слабым и незначительным, страдает от чувства вины. Контролирующих родителей и взрослых с потворствующим стилем воспитания может волновать вопрос, почему ребёнок стеснительный, но, к сожалению, они редко понимают, что причина заключается в них самих.

«А вот они, условия…»

Отдельно следует выделить влияние неблагополучной семьи. Возможно, в таком родственном окружении присутствует насилие, или родители страдают алкоголизмом. Вариантов много. Дети из таких семей уверены, что мир небезопасен, а они не заслуживают хорошего отношения. Чувство неловкости за свою семью отравляет им жизнь и заставляет сжиматься от стыда. Также формирование здоровой структуры «Я» подвергается опасности у тех ребят, которые потеряли родителей или были рано оторваны от матери.

Если ребёнок стесняется. Советы родителям

Нужно поменять подход к малышу. Помогут близкие и доверительные отношения. Стоит научиться использовать в разговоре методики активного слушания и «Я-высказываний». Не надо восторгаться ребёнком по любому поводу, но за реальные, пусть и небольшие достижения надо хвалить. Полезно поручать ответственные дела и благодарить за их выполнение. Разговаривать нужно с уважением, даже если перед взрослым находится малыш. Нельзя повышать голос на ребёнка и сравнивать его с другими детьми. Пусть он убедится, что важен сам по себе, такой как есть, тогда его самооценка начнёт укрепляться.

Отцы часто даже больше чем матери переживают, что у них растёт стеснительный ребёнок. «Что делать?», – спрашивают они, особенно если речь идёт о мальчике. Папам сыновей нужно понять, что смелость и решительность не появятся по желанию или по воле взрослого. Для формирования подобных свойств характера, ребёнку нужна родительская поддержка. Отец всегда должен быть на стороне своего малыша, не ругать его за трусость, а защищать, быть опорой. Тогда ребёнок постепенно преодолеет свою робость и в будущем станет мужественным и смелым, как папа.

Личность каждого человека уникальна. Дети не исключение. Родители ошибаются, расходуя энергию и время на «переделывание» маленького человека. Он никогда не будет в точности соответствовать ожиданиям, потому что у него свой путь. Мудрые родители не лелеют мечты об идеальном карапузе, они внимательны к своим реальным детям, знают их потребности и приходят на помощь когда это необходимо. Они знают, почему ребёнок стеснительный или слишком активный, так как отзывчивы к любым его особенностям. В атмосфере доверия и дружбы раскрываются даже цветы, поэтому главный совет взрослым – относитесь к детям серьёзно и уважительно. И не забывайте что их счастье и благополучие в ваших руках.

Источники:

http://100k.net.ua/vse-stati/84-deti-i-roditeli/325-chto-delat-esli-rebenok-stesnyaetsya
http://www.kakprosto.ru/kak-907830-pochemu-rebenok-stesnyaetsya
http://fb.ru/article/231137/pochemu-rebenok-stesnitelnyiy-prichinyi-osobennosti-povedeniya-rekomendatsii-roditelyam

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему:

Adblock
detector