Как приучить ребёнка к порядку: советы для родителей. Как приучить ребенка к порядку: советы родителям маленьких нерях. Почему это работает

Содержание

Приучаем ребенка к порядку в доме, или как воспитать помощника

На игнорирование ребенком просьбы собрать игрушки, можно услышать слова:

— Ну лентяй! Весь в папу… Да, гены пальцем не задавишь.

Родители часто перекладывают неудачи в воспитании ребенка на характер малыша и обвиняют «некачественные» гены. Что это за гены и почему они виноваты? А может дело в другом?

Ребенок не взрослый! В силу несовершенной психики и неразвитой силы воли дети требуют особого подхода. Хитростью и небольшими уловками можно добиться большего результата, чем приказами, упреками и наказаниями. Итак, как приучить ребенка к порядку в доме.

8 заповедей для родителей

Никакие приемы и способы не помогут приучить к порядку маленького неряху, если взрослые не соблюдают следующие правила.

  1. Обязательно: Показывайте личный пример. Маленькие дети любят подражать взрослым. Родители для них образец поведения. Невозможно научить ребенка убирать за собой вещи, если мама и папа сами не поддерживают порядок. Чтобы привить малышу привычку, ее нужно сначала воспитать в родителях.
  2. Будьте последовательны. Не делайте поблажек. Пожалев ребенка, и позволив ему один, другой раз не убрать за собой, он поймет, что маму можно уговорить. И такие уговоры-договоры станут нормой: «А можно потом?», «Давай уберем позже».
  3. Не забывайте хвалить. Похвала — мощный стимул. Без нее привить привычку достаточно сложно. Иногда стоит лишь поблагодарить малыша, чтобы у него появилось стойкое желание «помогать».
  4. Воспитывайте регулярно. Нельзя закрепить привычку, занимаясь этим от случая к случаю. Ребенок не понимает, почему вчера можно было, а сегодня уже нельзя. Другими словами — не ленитесь! Приучайте малыша к порядку ежедневно.
  5. Никогда: Не заставляйте и не наказывайте работой. Насильственными методами воспитать привычку невозможно. Она формируется в добровольном порядке. Вынуждая и обязывая убираться в доме, вы отобьете всякое желание ребенка помогать.
  6. Не делайте за него. Малыш не должен видеть, что убраться в комнате вместо него могут другие. Иначе он поймет, что самому делать необязательно. Даже когда кроха устал или болен, лучше отложить уборку, но, ни в коем случае не убирать вместо него.
  7. Не кричите на ребенка. Не нужно делать из него неврастеника. Криками и скандалами вряд ли добьетесь положительного эффекта. Ребенок станет бояться и при вас убирать в комнате. Но как только родители за порог — вещи будут «раскладываться» где попало.
  8. Не критикуйте и не ругайте за неудачу. Малыш старался, хотел помочь… С каждым бывает… Поддержите малютку. Скажите, что в другой раз обязательно получится. Нельзя, чтобы он разочаровался. Иначе в следующий раз всячески станет отказываться помочь.

Приучаем к порядку

Чаще всего родителей тревожит бардак в комнате малыша. Только наведешь порядок, через 30 минут его как не бывало. Но на этом кавардак не заканчивается. После завоевания детской наглые игрушки начинают оккупировать другие комнаты. Скажем «СТОП!» беспределу, или…

Хитрые способы для маленького лентяя

Игрушки, пора домой.

Соорудите для игрушек и детских предметов домики. Желательно, чтобы жилища были яркими и красочными. Малышу будет гораздо интереснее отправлять игрушки по домам, нежели наводить «серьезный» порядок в комнате.

Машинам можно сделать гараж из картона. Обклеить его цветной бумагой, вырезать ворота и придумать вывеску. Кукол удобно убирать в домик-шкаф, где полки — это кроватки. Сшить туда кукольные подушки и одеяльца. Снаружи двери шкафчика тоже нужно преобразить: нарисовать окно и крышу, облака, солнышко.

Мелкие предметы практично хранить в коробках-домиках. Обклейте их пестрой бумагой, обозначьте окошки и смастерите из картона треугольную крышу.

Читаем также: как хранить ЛЕГО

Давай поиграем.

  1. Вариант 1. «Кто быстрее?». От такого развлечения не откажется ни один ребенок. Предложите малышу соревнование. По команде взрослый и ребенок собирают разбросанные игрушки в коробки. Кто быстрее соберет — тот выиграл.
  2. Вариант 2 «Разложи правильно!». Смысл игры рассортировать предметы по одному признаку. Например, в одну коробку мягкие игрушки, в другую — твердые, мелкие — крупные, деревянные — металлические, красные — синие и т.д.

Сказочная уборка.

Навести порядок в комнате помогут персонажи из сказок. Предложите ребенку перевоплотиться в сказочного героя. Девочка, надев крылышки, превращается в фею порядка или волшебницу детской комнаты. Мальчик может стать роботом-уборщиком или с помощью игрушек (ракеты-полицейского, грузовика-помощника) развозить предметы по местам. Играючи малыш с удовольствием уберёт в детской и еще наведет порядок в маминой спальне, в гостиной и других комнатах.

Поезд. Взрослый — диспетчер.

Он координирует действия малыша. Ребенок изображает поезд, который ездит по комнате и внимательно слушает, что скажет диспетчер. На слова «Станция роботов» (кукол, грузовых машин, кубиков) малыш собирает названые предметы и отвозит их по местам. Таким образом убирает всю комнату.

Объявляется генеральная уборка!

Собираясь навести кардинальный порядок в квартире, не забудьте про малыша. Принимают участие все жильцы! Торжественно объявите о начале мероприятия. Распределите объем работы и включите энергичную музыку. Еще интереснее, если за каждую уборку участники будут накапливать баллы, а затем обменивать их на приз. Предварительно договоритесь, какое количество баллов нужно собрать.

История игрушек.

Обнаружив в очередной раз разбросанные игрушки, спрячьте самые любимые. Через какое-то время ребенок заметит пропажу. Расскажите малышу историю о сказочной стране, где живут игрушки, которых обижали, забывали, не убирали в домики. Теперь его любимцы ушли туда искать себе новый дом. Можно написать им письмо, попросить вернуться. Однако нужно пообещать, впредь, убирать их на свои места.

Воспитываем помощника

  • Маленький «Помогайка». Приобщайте малыша к любой посильной для него работе ежедневно. Собираясь в магазин, прихватите пакетик и для ребенка. Поможет нести покупки. Попросите поднести сумку, помыть чашку, игрушку. Намочите тряпочку, пусть вытирает пыль с доступных мест. Вместе пропылесосьте ковер. Поблагодарите маленького помощника, и ни в коем случае не переделывайте работу ребенка в его присутствии. Иначе он подумает, что маме не понравилось, разочаруется и в будущем не станет помогать;
  • Небольшая обязанность. Придумайте для крохи маленькое, но постоянное задание. Например, менять поилку попугаю, кормить хомячка или следить, чтобы не было пыли в определенных местах. В зависимости от возраста он может развешивать небольшие вещи после стирки, раскладывать продукты, прибывшие из магазина или вымытые ложки и кастрюли на места. Обязанность воспитывает в детях ответственность и дает почувствовать себя нужным и полезным;
  • Ритуал. Отличный способ поддерживать порядок в комнате — это ввести обычай. Например, перед тем, как отправиться на прогулку, обед или лечь спать — малышу нужно прибраться в комнате. Сперва ритуал поддерживают родители и ребенок. Со временем помощь взрослого уменьшается, а церемония уборки всецело передается младшему члену семьи. Он привыкает и через какое-то время самостоятельно наводит порядок, стоит лишь ему напомнить, что скоро на прогулку, или обед уже готов.
Читать еще:  Как можно отомстить мужу. Как отомстить мужу за измену практические — советы психолога (видео)

10 шагов как приучить ребенка к порядку

Родителям на заметку!

  • Приучайте с раннего возраста. Чем меньше ребенок, тем проще закрепить привычку. Малыш привыкает убирать за собой. Порядок в комнате для него становится нормой. Это оградит вас в будущем от ненужных: «не хочу», «устал», «потом»;
  • На позитиве. Обращаясь к ребенку, включайте яркие позитивные эмоции. Дети заражаются хорошим настроением, и тогда с ними легче договориться. Работа пойдет быстрее, веселее и интересней;
  • Выбирайте правильно время. Навести беспорядок в комнате гораздо легче, чем его устранить. Уставший, сонный ребенок — не помощник. Находите время на уборку до того, как малыш утомится или захочет спать;
  • Поддерживайте интерес малыша. Другими словами, не отбивайте с раннего возраста стремления юного помощника. Как часто можно услышать: «Не трогай! Ты еще маленький!», «Поставь на место. Я сама уберу!». Именно с этих слов начинает гаснуть желание ребенка помогать. Пусть он мал, неуклюж, неважно, что разольет… Помогите ему, поддержите, но не запрещайте!
  • Приучайте постепенно. Привлекая кроху к уборке, не переусердствуйте. Дети не должны перетруждаться. Пока ребенок мал, ему помогают родители. Чем старше чадо, тем меньше участие взрослых;
  • Не требуйте и не ждите идеальной уборки. Невозможно сразу научиться быстро и аккуратно убирать. Чтобы оттачивать свои умения, ребенку нужно время и практика. На первых порах достаточно того, что малыш просто разложит вещи по местам. Постепенно учите складывать аккуратно, расставлять красиво;
  • Не приучайте к вознаграждению. Иначе в будущем, даже за небольшую работу, с вас будут требовать плату. Конфетка или мультфильм в качестве поощрения могут быть в исключительных случаях. Наградой за наведение порядка в комнате должна стать похвала.

Малышам нравится копировать и помогать взрослым. Нужно просто вовремя заметить их стремления и поддержать интерес.

Читаем также:

Как приучить ребенка к домашней работе

Психолог Дмитрий Карпачев

Как приучить ребенка убирать игрушки? Сразу хочу сказать, что вам мой ответ не понравится. Я объясню его, обосную, почему так должно быть

Хотите первыми читать наши материалы? Подписывайтесь на наш телеграм-канал

Как научить ребенка убирать за собой игрушки и наводить порядок

Сегодня поговорим с психологом Еленой Садовниченко, о том, как приучить ребенка к порядку и чистоте в комнате и научить убирать за собой игрушки. Опыт и маленькие хитрости для родителей.

“Порой мама удивляется, как быстро ребенок приучается к порядку и чистоте в садике или в школе и как сложно его приучить к этому дома. Эта разница в поведении, как правило, открывается маме внезапно. Оказывается, ребенок может быть опрятным и соблюдать порядок! Почему же дома мама никак не может добиться такого же результата?

Или, например, есть дети, которые, кажется, родились с порядком в голове. Они, еще не умея ходить, ползая по коридору, обязательно отгибают угол коврика обратно, если он завернулся. Или им не нравится, как одет слюнявчик, как лежит салфетка, как что- то упало и лежит на полу. Они указывают маме на это. Таких детей намного легче приучить к чистоте и порядку, потому что само устройство их психики требует упорядочивания пространства. Но что делать с теми детьми, которых вполне устраивает мусор, бардак в вещах и беспорядок в игрушках?”

Что мешает ребенку приучиться к чистоте и порядку?

Посмотрим на основные помехи в приучении ребенка к желанному порядку.

1. Контекст возраста и зрелости

Маме нужно задать себе вопрос: насколько мой ребенок готов убирать за собой и следить за своей чистотой?

Очевидно, что младенец никак не может за собой ухаживать.

Ребенок в 1 год может подставлять личико, чтобы мама вытерла его салфеткой. И убирает игрушки, следуя указаниям мамы.

К 2,5 годам у ребенка вырабатывается внутреннее желание быть опрятным. И это касается в первую очередь дел с горшком. Но и следить за своими грязными от краски или пластилина ручками ребенок уже тоже может. Убирать свои игрушки ребенок, как правило, не хочет, но в игре с мамой включается азарт, и ребенок справляется с задачей.

К 3,5- 4 годам ребенок может уже сам собирать игрушки, желая быть хорошим маминым ребенком, чтобы мама продолжала хвалить и любить.

С 6-7 лет ребенок способен думать о порядке, который от него требуется. И, наконец, следить за своей чистотой.

С этих пор мама чаще замечает, что и без подсказки ребенок убрал за собой.

Помеха же состоит в том, что мама не учитывает контекста зрелости и может требовать от ребенка невозможного по возрасту самоконтроля, доводя его до слез. Получается, что мама раздражена тем, что у нее не выходит приучить ребенка к порядку, а ребенок не понимает, чего от него хотят.

Учитывайте, что до тех пор, пока кора головного мозга ребенка не созрела до способности к самоконтролю (к 5- 7 годам жизни), ребенок не может следить за своим порядком и чистотой осознанно. Придется напоминать снова и снова.

2. Мама жалеет и убирает вместо ребенка

Так бывает, когда мама хотела бы оградить ребенка не просто от труда, но, порой, и от жизни. Мама руководствуется правилом: «Убирать будет, когда вырастет». Помеха может быть в том, что ребенок вырастает без какой- либо потребности содержать вокруг себя чистоту. С таким человеком находиться рядом, иметь дело, работать и жить мягко говоря- сложно. Естественную потребность человека держать пространство вокруг себя в порядке отразили слова Маленького Принца: “Есть такое правило. Встал поутру, умылся, привел себя в порядок – и сразу же приведи в порядок свою планету. Это очень скучная работа, но совсем не трудная”.

3. Мама переделывает уборку на глазах у ребенка

Другая крайность – когда ребенок навел порядок и чистоту, а мама начинает переделывать все на свой манер у него на глазах. Что делает мама? Обесценивает труд ребенка. Дает ему послание: «Своими стараниями ты добавил маме проблем». Так мама не дает ребенку возможность справиться с задачей так, как он это видит. Не верит в способность ребенка сделать что-то по-иному, чем мама привыкла. Это может привести к тому, что ребенок вообще откажется убирать из-за невозможности и нежелания добиться идеальной уборки.

4. Мама ругает ребенка за сделанную уборку еще больше, чем за не сделанную

Прямое послание: «Руки растут из одного места». И здесь могут быть 2 типа последующей реакции. Во- первых, ребенок перестанет убирать, помня об уязвимых чувствах от прошлой уборки. Во- вторых, наоборот, ребенок будет усердно убирать, чтобы доказать маме свою способность справляться. Иногда такое усердие доводится до навязчивой идеи о чистоте любыми способами.

Читать еще:  Что делать если у мамы мало молока. У кормящей матери мало молока, что делать? Упражнения для усиления лактации

Особенности приучения к порядку

Так почему в садике, в школе, у бабушки в гостях, в лагере ребенок быстрее подчиняется правилу порядка и чистоты, а дома нет?

Есть 2 варианта объяснить это:

В саду, школе, лагере действует общее правило для всех. И дети подчиняются ему, потому что давление на тех, кто игнорирует всегда интенсивнее, чем дома. Давят взрослые и общность детей. Как это так, все убирают, а ты нет? А ну давай! Как это так, все делают общее дело, а ты как изгой? А ну скорей! Ребенок подчиняется правилу принадлежности к группе и это ощущение, что ты тоже как все, помогает добиваться от детей нужных действий.

У бабушки в гостях ребенок подчиняется правилам живее, чем дома, потому что бабушка может быть строже мамы. Давать четче указания, быть в твердой позиции взрослого, держать границы, не давать ребенку выбора. Словом, справляться с ребенком с высоты прожитого опыта. И ребенок следует правилам беспрекословно.

Кризис 3 лет у ребенка

Правила развития мозга ребенка

Как правильно хвалить ребенка

Способы приучить ребенка к чистоте и порядку

    Поставить ребенку задачу по возрасту. Посмотреть, что ребенок может делать уже сейчас. Постепенно добавлять к освоенной функции убирать и поддерживать частоту новые дополнительные моменты. Кроме того, решите для себя, когда уборка и поддержание чистоты станет обязанностью для вашего ребенка? Не просто желание «хочу- не хочу», а обязанностью, которую нужно выполнять вне зависимости от желания.

До 2-х лет все делать вместе с ребенком, проговаривая, что именно вы делаете и для чего.

В 2-3 года поручать полить цветы, выбросить что-то, собрать.

В 3-4 года заправить кровать, вытереть грязь по- нормальному, помыть чашку, собрать игрушки самому.

В 4-5 лет собирать свои вещи, раскладывать их, полоскать что-то, выносить мусор.

С 5 лет ребенок может делать многие вещи, главное – научите хорошо.

  • Всегда договариваться с подросшим ребенком, за какое время он сделает то, о чем вы просите? Пусть сам решит. «Ну сейчас!», «Как- нибудь потом», «Завтра»- понятия неопределенные. Просите конкретно назвать, сколько понадобиться время? Например. За сегодняшний вечер справишься? Завтра с утра сможешь?
  • Заранее выясняйте, что именно будет делать ваш ребенок, а если детей несколько -кто и за что будет отвечать? Так вы минимизируете скандалы, обвинения, обиды детей и свое участие в этом деле. А так же добьетесь, что уборка точно будет сделана. И приучите детей отвечать за свою часть плана.
  • Родители платят.

    Посмотрите на этот пункт и подумайте, чем вы готовы заплатить или поощрить ребенка за то, что он старается поддерживать порядок и чистоту в доме. Особенно это касается момента, что ребенок делает часть взрослых дел. Например, 10-летняя девочка убирает всю 3-х комнатную квартиру сама. Если желание таким образом сказать ребенку «спасибо» вам близко, то чем вы готовы платить? Деньгами? Вниманием? Подарками? Приятными мелочами? Возможностями? Кому- то из детей будет достаточно шоколадки, кому-то нет.

    А кто-то из родителей скажет, что деньги за уборку делают из ребенка не участника общего дела, а работника в семье. Какое понимание ближе вам?

  • Команда. Родители должны показать ребенку собственный пример, как надо поддерживать чистоту, как лучше и быстрее убрать комнату. Ребенок как бы становится частью команды. Разговаривать с ребенком на темы: куда мы идем и к чему стремимся, убирая свое пространство.
  • Очень важно в семье, как распределены обязанности между родителями. Потому что если мама дома делает много, а папа- мало, ребенок всегда возьмет себе меньшую позицию. Будет делать, как папа. И если его чрезмерно (по его мнению) напрягать, он будет сопротивляться и не понимать, почему он должен делать так много, если папа не делает почти ничего. На ребенка будет давить внутренне чувство несправедливости и он будет спорить с вами.
  • Напоминать! Эта работа, которую предстоит делать каждый раз. Есть дети, которым нужно напомнить 10 раз. А есть дети, которым нужно сказать 1000 раз. И никто не знает заранее, сколько придется потратить слов и времени. Даже если ребенок внутри себя уже знает, что ему нужно убрать, напоминать иногда нужно.
  • Не ругайте ребенка за беспорядок. Вместо этого описывайте то, что видите.

    «Я вижу- валяется твоя обувь посреди коридора»,

    «Я вижу после рисования стол весь в грязи»,

    «Твои игрушки лежат на полу».

    Есть такой феномен у наших детей, как внутренний слух, который никогда их не подводит. Когда мы просто описываем то, что видим, ребенок в этом способен уловить правильный посыл. Но помните- на это способны дети после 5 лет. В этом возрасте у них уже есть способность понимать контекст в вашей речи.

    Еще один способ. Не критикуйте за беспорядок, а выражайте пожелания. Вместо: «Что за бардак ты тут устроил? Что за грязь развел?» скажите «Я хотела бы видеть здесь порядок. Я хочу посмотреть на сияющую чистоту».

    Говорите ребенку, что убирать место, где ты живешь – это необходимость. И это та цена, которую он платит, чтобы быть причастным к обществу нормальных людей.

    Автор статьи, Елена Садовниченко, психолог, мама двоих детей.

    Как приучить ребенка к порядку?

    Советы для родителей как справиться с ребенком

    Как-то раз я заглянула в комнату сына моей приятельницы и ужаснулась. Грязная одежда была разбросана по полу, несвежие носки были распиханы повсюду: под кроватью, за компьютером, на книжных полках. На столе — пустая банка из-под варенья и несметное количество пакетиков от конфет, чипсов и попкорна. Под кроватью валялись использованные полотенца, стены украшали ободранные выцветшие постеры.

    Очень часто беспорядок в доме приводит к серьезным семейным разногласиям. В ходе одного неофициального исследования выяснилось, что большинство ссор между родителями и детьми происходит вовсе не из-за плохого поведения или прогулов в школе. Главной причиной являются беспорядок в комнате ребенка и его нежелание там убирать.

    Родители реагируют на такое поведение ребенка слишком агрессивно: запугивают, стыдят своих детей, не понимая, что подросток просто не замечает беспорядка. Он не нуждается в чистоте.

    Не так давно учены доказали, что причина такого отношения к своему жилищу имеет биологические корни. Изучения с помощью томографии в Институте психических заболеваний показали, что у подростка лобовая часть, отвечающая за распределение последовательности действий, внимание, организованность, находится в развитии почти до 18-19 лет. Так что, проблема заключается не в том, что дети не хотят наводить порядок, а в том, что не знают, как это сделать.

    Ну или хотя бы им нужна чья-то помощь. Мы поговорили с тремя женщинами, которые нашли свой собственный подход к данной проблеме. Они смогли приучить своих детей к порядку. Затем мы поинтересовались у профессиональных психологов об эффективности предложенных методов. Вот что мы выяснили.

    Читать еще:  Как выбрать себе стиль. Как найти свой стиль в одежде, следуя простой инструкции. Роскошные русские женщины: фото

    Соедините уборку и чтение книг

    Евгения, мама 10-летнего мальчика, читает сыну книгу, в то время как они убираются в комнате. “Так мы прочитали всего “Гарри Поттера” и “Властелина Колец”, — говорит Евгения. — Я сделала это открытие, еще когда сын ходил в садик. Теперь он любит не только чистоту, но и чтение книг, что очень важно”. Если ребенок прекращал уборку и просто слушал, Евгения тоже останавливалась и не продолжала историю до тех пор, пока сын снова не брался за дело. Теперь, когда ее мальчик занят помимо уроков еще кучей дел (футбол, баскетбол и рисование), они наводят порядок в комнате только по выходным.

    Почему это работает

    Евгения не только создала благоприятную обстановку для уборки комнаты, она еще и участвовала в самом процессе. Для детей присутствие родителей в любой ситуации очень важно. Им нужны помощь, поддержка взрослого. Используя такой метод, вы сотрудничаете со своим ребенком. Евгения не навязывала сыну уборку, она не хотела превратить это в наказание. Наоборот, у него появился стимул к наведению порядка в своей комнате. Если ваш ребенок уже вырос из того возраста, когда ему можно читать, попробуйте ставить его любимых исполнителей, пока сын (дочь) убирается в комнате, советует наш психолог.

    Все должно лежать на своих местах

    Александра решила вместе со своими дочерями (5 и 11 лет) найти для каждого предмета в их комнате свое определенное место. На это ее вдохновила книга “Организация вашего пространства”.

    “Мы собрали в детской все вещи (игрушки, тетрадки, книжки, одежду, статуэтки и т. д.), сложили их в коробки, поставили на середину комнаты и по очереди нашли определенное место для каждого предмета, предварительно рассортировав их по категориям, — рассказывает Александра. — Перед этим я купила много ящиков, каждый мы вместе с дочерями подписали (например, “Мягкие игрушки” или “Конструкторы”) и сложили туда соответствующие вещи.

    Нам не только удалось разобраться в детской, но я еще узнала кучу интересных вещей про своих девочек. Например, моя старшая дочь обожает красивые кошелечки (были 4-5 маленьких сумочек, с которыми она никак не могла расстаться). Таким образом, появилась коробка с надписью: “Сумочки и кошельки”.

    Позже дочки пристрастились к тому, чтобы подписывать каждую вещь, особенно им нравилось писать разноцветными маркерами. “Возможно, такой способ помогает детям раскрыть свои желания и пристрастия”, — предположила Александра.

    Конечно, в комнате девочек не всегда идеальный порядок. Но теперь уборка дается гораздо легче, потому что они знают быстрый и проверенный способ.

    Почему это работает

    Если вы определите для каждой вещи свое место, то это гарантирует то, что хотя бы половина вещей будет убрана. Иногда ребенку просто некуда складывать вещи, поэтому они валяются на полу и под кроватью. Ребенок обязательно должен знать, куда ему класть грязное белье, ему также необходимы ящики для игрушек и полки для книг.

    Планируя детскую, вы должны учесть все вышеперечисленное. Но не забудьте, что малыш нуждается в пространстве — не стоит загромождать его мебелью. Вместо того чтобы ругать и заставлять детей убираться в своей комнате, предложите им вместе разобраться и выбросить старое, чтобы потом заново создать интерьер. Если ребенок согласен, обратите внимание на то, что он больше любит: раскладывать вещи по коробкам, подписывать ящики или он быстро устает от уборки.

    Некоторые дети долго не могут привыкнуть к новым обязанностям. Не стоит давить на детей и заставлять убираться — это только ухудшит обстановку. “Я была удивлена, когда узнала, что многие подростки , особенно мальчики, хранят старые мягкие игрушки и машинки под подушками и в других потаенных местах своих комнат”, — говорит детский психолог Марина Оськина. Подростковый период — очень сложный для любого ребенка, порой ему просто необходимы родительская поддержка и понимание.

    Помогите ребенку приспособиться к рутинной жизни

    Анна разработала целую систему, по которой дети могли бы выполнять свои домашние обязанности. У Анны два сына (13 и 15 лет). “Всякий ребенок и взрослый могут осваивать один и тот же материал абсолютно разными способами, — рассказывает Анна. — Однажды я, наконец, осознала, что каждый из моих сыновей нуждается в индивидуальных инструкциях по выполнению одного и того же задания, будь то уборка комнаты или домашняя работа”.

    Эта мысль пришла ей, когда одному из мальчиков было 10 лет, а второму 12. “Моему младшему сыну стоило только сказать: “Уберись в комнате”, — и он тут же это делал, его просто нужно было направить. На старшего же не действовало ничего: ни крики, ни уговоры. Тогда я поняла: для выполнения задания ему надо установить последовательность действий. Когда я разделяла работу по пунктам, он легко справлялся с задачей”. Анна начала с того, что попросила его отобрать те журналы, которые можно выкинуть, и те, которые он бы хотел оставить. После этого предложила ему каждый день делать что-нибудь по дому: в понедельник собрать в комнате грязное белье, во вторник сложить ненужные вещи в коробку и т. д.

    “Мой старший сын хочет стать бизнесменом, так что мы пошли в магазин — посмотреть, как обустроен офисный кабинет, какие аксессуары можно было бы приобрести”. А младший сын Анны присмотрел себе множество разноцветных ящиков и коробок, в которые он будет складывать свои игрушки и конструкторы “Лего”.

    “К концу недели в детской все равно царит беспорядок, — говорит Анна, — но я больше не переживаю по этому поводу, потому что уверена — теперь мои мальчики знают, как действовать”.

    Почему это работает

    Каждый родитель должен понимать потребности своего ребенка. “Раньше я тоже постоянно ругала своего ребенка за беспорядок в комнате, — рассказывает психолог Марина Оськина. — Но однажды я увидела, как он читает книжки на полу книжного магазина. Он брал книгу, прочитывал одну главу, затем брал другую, прочитывал главу из нее от начала до конца и ставил на место. После этого случая я поняла, что для меня беспорядок значит вовсе не то же самое, что для моего сына — просто его мир состоит из других, отличных от моего, вещей. Мы договорились с ним, что единственное правило, которое нужно выполнять — не хранить испортившуюся еду в комнате, остальное — на его усмотрение”.

    Терпение и понимание могут принести достойные результаты. Только на своем личном опыте ребенок может понять, насколько важно организовывать свое время и пространство.

    И, наконец, поймите, что никто не идеален! Заметьте: двое из родителей, которые рассказали нам свои истории, признают, что комнаты их детей и по сей день частенько находятся в полном беспорядке. Фраза, которую должен усвоить каждый родитель: “Твоя комната сводит меня с ума, но я все равно тебя люблю”. Помните, что ребенку нужна ваша помощь, он не может приучиться убирать свою комнату, если вы ему не подадите пример. А самое главное, не забывайте, беспорядок — это не причина для ссоры. Любите и берегите друг друга.

    Источники:

    http://razvitie-krohi.ru/eto-polezno-znat/kak-priuchit-rebenka-k-poryadku.html
    http://womensec.ru/articles/kids/education/kak-priuchit-rebenka-k-poryadku-i-chistote.html
    http://www.7ya.ru/article/Kak-priuchit-rebenka-k-poryadku-8564/

  • Ссылка на основную публикацию
    Статьи на тему: