Какие методы воспитания в семье. Методы и формы воспитания детей в семье. Из методов применяются

46. Методы воспитания детей в семье

Выбор методов воспитания родителями зависят от того, на что направлено воспитание. Одни хотят видеть своего ребенка эталоном послушания, другие – интеллектуалом, третьи направлены на развитие творческих способностей, сколько семей, столько направлений и особенностей воспитания. Сами методы не имеют принципиального отличия от общеизвестных педагогических методов, применяемых в общеобразовательных и детских дошкольных учреждениях, но обладают своей спецификой. Главной отличительной особенностью семейного воспитания является индивидуальность. Родители имеют возможность максимально учесть психические особенности своего ребенка, его здоровье и физическую развитость, готовность к восприятию, настроение и эмоциональное состояние.

Другое отличие состоит в особенностях личностей самих родителей, их воспитанности, понятий о нравственности и морали, осведомленности в вопросах воспитания детей, целей и стиля отношений в семье.

Одни и те же методы в разных семьях могут иметь различный характер. Например, в одной семье наказанием считается понимание ребенком того, что он совершил плохой поступок и его переживания по этому поводу, а в другой – наказание – это лишение какого-либо удовольствия. В одних семьях поручение – это признак доверия и признания определенных достижений ребенка, а в других – поручение принимает форму наказания.

Методы и средства воспитания в семье многочисленны и разнообразны, среди наиболее общих методов, регулярно применяемых практически в каждой семье убеждение, поощрение, наказание, разъяснение, личный пример.

Существуют некоторые общие условия, от которых зависит выбор тех или иных методов воспитания детей: знание особенностей ребенка, личностные особенности родителей, наличие совместной деятельности, педагогический уровень родителей. Рассмотрим их более подробно.

Знание родителями собственных детей вовсе не является непременным атрибутом современной семьи, в связи с этим возникают серьезные недостатки в воспитании, имеющие зачастую плохие последствия не только для ребенка, но и для людей. Его окружающих. Некоторые родители не знают и не стремятся узнать об интересах и увлечениях своих детей, об их круге общения, местах посещения. Многие матери и отцы считают своим долгом в воспитательном отношении контролировать учебный процесс и наказывать за плохую успеваемость и плохое поведение. В реальности же такие действия вовсе не имеют воспитательного эффекта, дети чувствуют истинное отношение к ним родителей, и отсутствие заинтересованности в их жизни они учатся использовать по-своему, родители постепенно теряют свой авторитет и дети вынуждены искать его в другом месте, что часто приводит к неправильному выбору, аморальной системе ценностей, складывающейся у ребенка. Часто такие дети становятся преступниками и общественными нарушителями. Искренняя заинтересованность родителей в жизни и деятельности детей, совместная деятельность эмоционально сближает их, создает атмосферу доверия, сотрудничества, взаимопомощи, взаимопонимания и поддержки. Дети, при таком отношении, ощущают свою ценность для родителей, а родители имеют возможность мягко и, вместе с тем эффективно, оказывать влияние на своего ребенка в положительном направлении.

Личностные особенности родителей, их опыт, характер отношений в семье во многом определяет выбор методов воспитания. Родители с богатым и разнообразным жизненным опытом часто используют в воспитательных целях личный пример, рассказывают истории из собственной жизни, наглядно демонстрируют последствия тех или иных действий и поступков. Такие родители склонны к использованию метода приучения.

Наличие совместной деятельности создает разнообразную почву для общения и возможность использовать наиболее разнообразные и действенные методы. Многие родители совершают с детьми совместные прогулки, во время которых много разговаривают, обсуждают увиденное, у них появляются традиционные места прогулок. Некоторые семьи совместно посещают театры, музеи, выставки и т. д., это развивает эстетическую сторону человеческой личности, а родители имеют возможность привить детям понятие прекрасного, узнать их вкусы, склонности в области искусства. Есть семьи, которые практикуют совместное творчество, занятия спортом, музыкой. При этом у родителей и детей появляются совместные интересы, хобби, что так же может служить опорой для воспитания, а, кроме того, является полезным и интересным способом проведения досуга. Все это сближает детей и родителей и благотворно сказывается на воспитании.

Образованность и степень осведомленности родителей в области педагогики имеет огромное значение в воспитании детей, выборе методов и средств воспитания. Практика показывает, что в семьях образованных людей дети вырастают лучше воспитанными, имеют больше предпосылок к полноценной взрослой жизни и самореализации. Изучение родителями основ педагогики часто меняет их взгляды на этот процесс и отношение к ребенку, родители начинают уделять этому вопросу больше внимания, знания вопросов воспитания помогает им охватить все сферы развития человека и выбрать наилучшие методы для каждого конкретного случая с учетом индивидуальных особенностей их семьи и ребенка.

Методы семейного воспитания

Методы воспитания в семье – это приемы и средства, с помощью которых осуществляется целенаправленное педагогическое взаимодействие родителей и детей.

Читать еще:  Агрессия у ребенка 9 лет что делать. Оценивайте поведение ребенка, а не его личность. Видео: Игры для уменьшения детской агрессии

В связи с этим они достаточно прочно увязаны с общими методами воспитания, но имеют соответствующую специфику, обусловленную следующими концептуальными положениями:

а) влияние на ребенка осуществляется исключительно индивидуально и основывается на его конкретных действиях и поступках, а также приспособлении к его психическим и личностным особенностям;

б) выбор методов зависит от педагогической культуры родителей: понимания цели воспитания, родительской роли, представлений о ценностях, стиля отношений в семье, особенностей воспитательного взаимодействия и др.

Вследствие этого методы семейного воспитания несут на себе яркий отпечаток личности родителей и неотделимы от них. Считается, что, сколько родителей – сколько и разновидностей методов.

Однако в большинстве семей используются общие методы семейного воспитания, к которым отнесены:

– метод убеждения, предусматривающий педагогическое взаимодействие родителей с целью формирования у ребенка внутреннего согласия с предъявляемыми к нему требованиями. В качестве его средств преимущественно используются объяснение, внушение и совет;

– метод поощрения предполагает использование системы педагогически целесообразных средств (похвала, подарки, формирование перспективы) с целью побуждения ребенка к формированию у себя желаемых свойств и качеств личности или привычек поведения;

– метод совместной практической деятельности подразумевает участие родителей и детей в одних и тех же мероприятиях воспитательной направленности (посещение музеев, театров; семейные выезды на природу; благотворительные акции и поступки и д.р.);

– метод принуждения (наказания) предполагает применение по отношению к ребенку системы специальных не унижающих его личностного достоинства средств, с целью формирования у него отказа от нежелательных действий, поступков, суждений и др. Как правило, в качестве средств наказания используется лишение его определенного перечня значимых для него удовольствий – просмотра телевизора, прогулки с друзьями, использования компьютера и д.р.

Несомненно, что в семейном воспитании могут применяться и другие методы педагогического взаимодействия с детьми. Это обусловлено спецификой семейного воспитания в каждом конкретном случае.

Однако их выбор должен опираться на ряд общих условий:

– знание родителями своих детей и учет их положительных и отрицательных качеств: что читают, чем интересуются, какие домашние и общественные поручения выполняют, какие трудности испытывают и др.;

– личный опыт родителей, их авторитет, характер отношений в семье, стремление и способность воспитывать детей личным примером;

– в случае предпочтения детьми общения с родителями приоритет отдается методу совместной практической деятельности;

– учет уровня педагогической культуры родителей.

Однако рациональные духовные контакты в семье не могут возникнуть в результате реализации лишь представленных принципов, правил, методов и средств воспитания. Для этого должны быть созданы соответствующие педагогические предпосылки. Их взаимодействие может быть рассмотрено в моделях семейного воспитания.

Ошибки в семейном воспитании «Перечислите, пожалуйста, наиболее часто встречающиеся ошибки в семейном воспитании» — таким обращением к учащимся можно начать рассмотрение данного вопроса. Старшеклассники высказывают различные мнения: «Некоторые родители плохо знают душу ребенка», «Забывают, что мы уже взрослые», «Слишком много читают нотаций» и др.

Обобщая высказывания учащихся, целесообразно отметить, что влияние семьи на ребенка, как показано выше, не ограничивается воспитательной деятельностью взрослых. На формирование личности подрастающего человека сильное влияние оказывает весь образ жизни семьи. И если отец и мать имеют о семейном образе жизни неправильные представления, если они не способствуют созданию педагогически целесообразного уклада жизни семьи, то это отрицательно сказывается не только на формировании отдельных качеств ребенка, а и на уровне воспитанности личности в целом.

Ошибки родителей условно можно подразделить на две группы:

– неправильные действия отцов и матерей, связанные с отрицательным влиянием на детей всего уклада жизни семьи, их личного примера;

– неправильные представления и поступки родителей, связанные с конкретным воздействием на ребенка.

Наиболее серьезными и довольно часто встречающимися ошибками являются следующие: – На воспитание сына (дочери) обращалось мало внимания в первые годы его (ее) жизни (в дошкольный период). – Отсутствие единых требований и четкой линии в воспитании сына (дочери). – Слепая, неразумная любовь к сыну (дочери). – Единственный сын (дочь) является центром чрезмерного внимания всех взрослых членов семьи. – У родителей было трудное детство, поэтому они считают, что у сына (дочери) оно должно быть беззаботным, легким. – Нетребовательность родителей к сыну (дочери). И др.

Кроме указанных выше, в числе серьезных ошибок родители также отметили:

– перекладывание забот о воспитании детей на ясли, детсад, школу;

Читать еще:  Красивое извинение. Красивые извинения перед девушкой. Стихи и СМС для сына

– отстранение детей от посильного домашнего труда;

– неумение пользоваться поощрениями и наказаниями, применение физических наказаний;

– отсутствие такта в отношениях с ребенком;

– ссоры родителей в присутствии детей;

– неправильное поведение отдельных родителей в быту (пьянство отцов);

Большинство перечисленных выше ошибок отрицательно воздействует на успеваемость и общественную активность школьников, на формирование у них трудолюбия, коллективизма, честности, самостоятельности и многих других качеств.

178.62.190.222 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Принципы и методы воспитания детей в семье;

В теории и практике семейного воспитания проблема принципов и методов является одной из наиболее сложных и спорных тем.

Вместе с тем, чтобы уверенно строить процесс воспитания, прогнозировать искомый результат, принимать верные решения, родитель должен знать принципы и владеть методами воспитания детей в семье.

Принципы воспитания – это общие исходные положения, в которых выражены основные требования к содержанию, методам, организации воспитательного процесса (И. Подласый).

Основные принципы семейного воспитания (по И.Шилову)

Атмосфера альтруизма – это ведущее условие успешного становления личности в семье. Проявляется в гуманном строе жизни семьи, во взаимной заботе, любви и привязанности, взаимопомощи, сочувствии, внимании и сопереживании членов семьи; в готовности пожертвовать своим временем, покоем, энергией, интересами ради ближнего; в испытании чувства удовлетворения от забот о ближнем. Создание такой атмосферы в семье формирует у ребенка чувство защищенности, повышает уверенность в себе и своей ценности, формирует позитивный образ Я, создает опыт гуманных отношений с окружающим миром. Такая атмосфера особенно важна от 0 до 1,2.

Принцип безопасности базируется на естественной озабоченности родителей охраной и защитой физического, психического, эмоционально-нравственного и социального здоровья ребенка.

Проявляется в ограждении ребенка от ущербного действия окружающего мира. Включает систему упорядоченных эмоциональных контактов с ребенком, режим экологически чистого питания, обучение осторожному обращению с предметами, ответственному отношению к окружающему миру.

Соблюдение этого принципа воспитывает самоохранное поведение, обеспечивает защиту ребенка от эмоциональных перегрузок, охраняет от развития у ребенка чувства тревожности, недоверия к окружающим, от комплексов неполноценности и незащищенности, помогает успешно осваивать окружающий мир.

Принцип единства исходит из заботы родителей о целостном развитии ребенка, гармоничном созидании тела, души и ума.

Предполагает согласованное исполнение ролей матери и отца, координацию усилий семьи и детского сада; включение ребенка в физическую, бытовую, трудовую, коммуникативную, познавательную деятельность в семье; сочетание прав и обязанностей, свободы и ответственности ребенка, созвучие индивидуальных и коллективных ценностей.

Соблюдение данного принципа способствует успешной интеграции ребенка в социум, гармоничной самореализации, развивает гуманистическую потребность жить для себя и одновременно жить рядом с другими.

Исходя из принципов воспитания, в зарубежной и отечественной педагогике выделяют правила семейного воспитания.

· возложение на ребенка лучших надежд, вера в лучшее в ребенке, опора на положительное в нем (Квинтилиан);

· осознание того, что ребенок не является собственностью родителей;

· принятие ребенка как данность, таким, каков он есть (каждый ребенок представляет собой уникальное сочетание характерных особенностей, определяемых полом, телосложением, темпераментом, характером, интеллектом и стилем воспитания. Для реализации своего внутреннего потенциала им необходимо, чтобы родители принимали их такими, как они есть);

· удовлетворение потребности ребенка в любви (Потребность в любви является главной потребностью ребенка);

· недопущение сравнения ребенка с кем-либо;

· уважение ребенка, доверие ему;

· сохранение и развитие индивидуальности ребенка, его задатков, интересов;

· развитие достоинства ребенка;

· избегание нотаций, споров с ребенком;

· не бояться признать свою вину перед ребенком (Детям не нужны безупречные родители; им нужны родители, которые делают все, что могут, и берут на себя ответственность за свои ошибки. Ошибаться – нормально. Извиниться позже очень важно.);

· проводить с ребенком какое-то время наедине каждый день;

· уметь говорить «нет», не бояться ребенка (Родитель должен уметь без стеснения отказывать ребенку. Детям нужен сильный лидер.);

· понимать, что в любых проступках ребенка следует винить, прежде всего, себя;

· постоянно учиться воспитывать детей;

· самим жить полной жизнью, быть внимательными к себе, делать себе периодически приятное, уделять время удовлетворению собственных потребностей и др.

В отечественных и зарубежных психолого-педагогических исследованиях отсутствует единое определение метода воспитания. Наиболее приемлемым, на наш взгляд, является определение методов семейного воспитания, предложенное В.В.Чечетом. Под методами семейного воспитания он понимает способы воспитательных взаимодействий родителей с детьми с целью решения задач воспитания.

Методы семейного воспитания отличаются от методов воспитания в общественных учреждениях по своему многообразию и по содержанию (психологической сущности). В семейных методах воспитания наблюдается больше естественности, мягкости, терпимости, обращенности к конкретному ребенку; семья учит ребенка делом, примером.

Читать еще:  Пасха. История и традиции Пасхи. Значение праздника Пасхи. Христианский праздник Пасха: история и традиции

К методам семейного воспитания относятся:

1) информационно-символические (имя, жесты, мимика, обсуждение, оценка событий);

2) разъяснительно-распорядительные (беседа, рассказ, внушение, требование, приказ, запрет, осуждение);

3) стимулирующе-побудительные (пример взрослых, похвала, поощрение, сочувствие, наказание);

4) действенно-практические (помощь сотрудничество, нравственная деятельность).

В практике семейного воспитания наиболее распространенными методами воздействия на детей являются поощрение (одобрение) и наказание (осуждение). Действия ребенка немедленно вызывают реакцию близких. Эта оценочная реакция немаловажна для ребенка, пока еще слабого и беззащитного. Его психическое состояние целиком зависит от отношения к нему взрослых. И он пытается выстроить поведение так, чтобы заслужить одобрение, подтверждение любви к нему.

Психологической основой этих методов являются те внутренние противоречия и переживания, которые возникают у ребенка при их применении. При одобрении ребенок переживает чувство удовлетворения. Это стимулирует его к улучшению своего поведения, вызывает прилив бодрости и энергии и укрепляет уверенность в дальнейшем росте. Метод осуждения вызывает отрицательные внутренние переживания, что побуждает ребенка обдумывать свое поведение, сдерживать нежелательные поступки.

Поощрение– стимулирование положительных проявлений личности с помощью высокой оценки ее поступков, порождения чувства удовольствия и радости от сознания признания усилий и стараний личности.

Можно выделить два вида поощрений:

К приемам материального поощрения относятся: подарок, игрушка, награда, сладость, вознаграждение, в том числе и деньгами.

К приемам психологического поощрения относятся:

· поощрение словом (похвала, одобрение, восхищение, благодарность, сопереживание, сочувствие, сострадание, обращение к ребенку с восторгом и в превосходной степени, похвала в присутствии других, авансирование, доверие и др.);

· контактное (ласковое прикосновение, пожатие руки, поцелуи и пр.);

· бесконтактное (жест, мимика, взгляд).

Педагоги и родители должны иметь представление о психотравмирующих, недопустимых методах воспитания: физическое воздействие, речевая агрессия, лишение пищи, питья, унижение, уличение, обзывание, осуждение с привлечением общественного мнения детей, грубость, запугивание, насмешки и т.п.

Большой осторожности требует метод сепарационных наказаний, когда ребенка лишают части родительской любви, метод запрета.

Ведущим методом семейного воспитания должен быть метод поощрения, в основе которого лежит любовь и взаимопонимание и который обеспечивает ребенку атмосферу покоя, тепла и сердечности. Средствами, которыми обеспечивается этот метод, являются одобрение, похвала, признание, симпатия, сопереживание, сочувствие, сострадание, улыбка, восхищение, любовь, ласка, терпение, прощение, шутка и пр. Доля гуманных, ненасильственных методов воспитания в семье должна быть хотя бы в 3 раза больше, чем методов наказания (А. Баркан).

Наказание – другой наиболее распространенный метод воздействия на ребенка в семье. В педагогике издавна ведется полемика о том, являются ли наказания необходимыми при воспитании детей.

Смысл наказания – помочь ребенку осознать свой поступок, вызвать чувство раскаяния. Наказание – это не столько действие со стороны взрослого, сколько то, что переживает наказываемый ребенок.

С психологической точки зрения наказание – хорошо известное каждому человеку неприятное, давящее чувство стыда и унижения, от которого хочется скорее избавиться и никогда больше не переживать. Эти чувства связываются с совершенными проступками и обесценивают их, гасят желание их повторить.

Если ребенок не чувствует свою вину, не осознает, что он неким образом нарушил хорошие взаимоотношения с близкими людьми, наказание будет восприниматься как акт насилия, вызовет лишь обиду, зависть, злость против того, кто это совершает.

У многих родителей слово «наказание» ассоциируется с жестокостью, безжалостностью и возмездием. Поэтому некоторые родители предпочитают не наказывать своих детей. Но без применения наказания воспитать невозможно!

Существует три вида наказаний:

· Наказание по типу естественных последствий

К приемам психологического наказания относятся: крик, брань, упрек, угрозы, изменение отношения, лишение чего-либо приятного, ограничение в правах, лишение доверия, выговор, замечание, осуждение, ирония, предание поступка гласности, «бойкот молчанием» и др.

Приемами физического наказания являются: шлепки, удары руками, пинки, таскание за волосы или уши, удары ремнем или другими предметами, подзатыльники, пощечины, запирание в кладовке или подвале, стояние в углу, лишение еды и питья и др.

Приемом наказания по типу естественных последствий является исправление допущенного промаха.

Наказание следует расценивать как насилие, если оно причиняет ущерб здоровью – физическому или психическому.

· Физическая агрессия (избиение детей, запирание в темной комнате и т.п.);

· Вербальная агрессия (крик, брань, оскорбления, нотации, угрозы, обидные прозвища, высмеивание, запугивание);

· Сепарационные наказания (сепаратизм – стремление к отделению, обособлению) – отвержение, «бойкот молчанием»;

· Лишения (свободы, пищи, питья, необходимого);

Допустимыми наказаниями ученые называют: замечание, выговор, порицание, сдержанно-холодное отношение, лишение удовольствий, лишение доверия, нравоучительную беседу, подшучивание (не унижающее достоинства ребенка) и др.

Источники:

http://studfiles.net/preview/7219744/page:46/
http://studopedia.ru/11_54159_metodi-semeynogo-vospitaniya.html
http://studopedia.su/15_48949_printsipi-i-metodi-vospitaniya-detey-v-seme.html

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: