Любовь родителей – то чувство, которого должно всегда быть в меру. Особенности проявлений родительской любви

Л Любовь родителей – то чувство, которого должно всегда быть в меру

Каждый ребенок, при рождении нуждается в любви отца и матери. Обращаю ваше внимание, что ему нужны не конкретные люди, а именно любовь — материнская и отцовская. В случае, если он получит ее недостаточно, то может столкнуться с целым рядом проблем во взрослой жизни.

Как вы знаете, в определении любви я придерживаюсь взгляда Фромма и поэтому, если мои клиенты говорят о любви к своим детям, то я в первую очередь выясняю — что их дети умеют делать. Подлинная любовь проявляется в обучении ребенка новому. Ребенок к 6-10 годам должен уметь сам одеваться, чистить зубы, убирать за собой. Если же в таком возрасте ребенок ещё несамостоятелен, то можно сказать, что родители его не любили. Ведь любовь – это не просто объятия, игры, ласки или подарки.

Родительская любовь – это такой процесс воспитания, при котором происходит передача знаний ребенку и приобретение им самостоятельности. Определить — любят ребенка или нет — можно по тем навыкам и умениям, которыми он владеет.

Любящие родители подготовят ребенка к жизни, и он рано уйдет от них, добиваясь всего сам. Очень распространены случаи, когда при неправильном воспитании и чрезмерной заботе, дети остаются с родителями довольно долго. Они не решаются поменять свою жизнь и не пробуют уйти, а остаются жить с родителями вплоть до своей пенсии.

Я убежден, что любви детей к родителям не существует. Любовь – она как смысл жизни, должна иметь будущее, ради нее нужно работать и стремиться, а родители – они же не вечны, по законам природы они уходят намного раньше детей. И, если дети будут любить родителей, то потеряют смысл жизни после их смерти. Родительская любовь важна и необходима в детстве, но потом человек должен жить сам и искать свой путь.

Д Делай, что хочешь, я буду тебя всё равно любить!

Большая ошибка говорить ребенку, когда он балуется, что он плохой и вы его не любите. Малышу любовь необходима, от нее зависит его уверенность в безопасности. Если любви недостаточно, ребенок пытается ее найти, как-нибудь ее добиться. Это ведет к неправильному развитию.

Мать в идеале любит ребенка просто за то, что он есть, безусловно. Тогда ребенок будет гармонично развиваться и будет психологически здоров. Вот эта безусловная любовь, которая должна окружать малыша с самого начала жизни, пока он ещё не ходит и привязан к маме, называется инфантильной.

Ее отсутствие или нехватка может привести к тому, что человек будет всегда чувствовать тревогу и искать безопасность. Пока малыш не ходит сам, он не может существовать без матери, он должен расти, зная и чувствуя, что рядом есть тот, кто всегда защитит и поддержит.

Но нужно помнить, что слишком много ласки – это тоже отклонение. Если мать много внимания уделяет ребенку и постоянно обнимает и гладит его, особенно, если ребенок уже взрослый, возможно, у женщины сложности в сексуальных отношениях.

Когда 7-летний ребенок просит родителей его приласкать – это говорит об отклонениях и испорченности уже взрослого человека, ведь телесные поглаживания нужны от сексуального партнера, а не от мамы. Детский возраст длится до 5 лет, потом – это уже сформировавшаяся личность со своим представлением об отношениях.

Поэтому не нужно портить своим детям будущее и создавать проблемы с противоположным полом. К примеру, если мать проявляет чрезмерную ласку к своему 8-летнему сыну, у него будут сложности в построении отношений со сверстницами — ему будет с ними скучно. Крайне важно, чтобы инфантильная любовь мамы была естественной, без условностей и наказаний, природа всё предусмотрела, поэтому если ребенка просто любить, то он вырастет здоровым.

М Можешь идти, куда хочешь!

На следующем этапе любовь становится зрелой – то есть наступает время отпускать ребенка от себя («можешь идти, куда хочешь»). Вы удивитесь, но такая любовь должна начинаться уже после года – как только ребенок начал сам ходить. У нас же бывает, что ребенка мама не отпускает от себя до окончания института, водит в школу и на секции, следит и провожает, боясь отпустить.

Зрелая материнская любовь выражается в том, что ребенок пробует всё сам, выбирает свой путь, делает свои ошибки, но при этом всегда чувствует поддержку мамы и знает, что она его любит любым и поддержит, если это необходимо. Зрелая любовь также формирует здоровую личность, ведь без такой любви человек вырастает неуверенным в себе, неспособным к принятию решений.

Отцовская любовь

Такая любовь тоже делится на несколько видов и, в отличие от материнской, не безусловна, а имеет причину. Можно сказать, что это любовь за что-то.

Д Делай, как я!

Инфантильная любовь папы длится до 7-8 лет – и она помогает ребенку научиться многим необходимым бытовым навыкам. Она работает по принципу «делай, как я». Когда ребенок научился что-то делать сам, он показывает это папе – я научился одеваться, чистить зубы, надевать ботинки. Без этого вида любви человек был бы совсем не воспитан и не умел бы вести себя в обществе, основа всего – самые обычные навыки – обслуживание себя, гигиена, питание. Ребенку очень важно одобрение отца, слыша его, он идет развиваться и учиться дальше.

Д Делай, что хочешь, потому что ты умный!

Зрелая любовь отца действует по схеме – «Делай, что хочешь, потому что ты умный!». Она помогает поверить в себя, развить творческий потенциал, учит искать решения задачи самостоятельно. Если этой любви не хватило, то человек всегда будет действовать с оглядкой на других.

Кстати, отношение отца к своим детям, говорит о его успешности. Если он проявляет чрезмерное внимание к ним, значит его дела на производстве идут не лучшим образом и в дальнейшем могут испортится отношения с женой. Он чувствует себя значительной фигурой не на производстве, а только рядом ребенком.

Любовь родителей – это то чувство, которого должно всегда быть в меру, без излишек и нехватки. Потому что отклонение в любую сторону будет создавать ребенку много проблем в будущем. Родителям всегда стоит помнить, что наши дети – должны поступать по-своему, ведь это основное наше отличие от животных, только так и происходит прогресс – через перемены в поведении. Если бы мы всегда поступали также, как наши предки – развития бы не было и до сих пор длился Каменный век. Поэтому стоит поддерживать детей во всем, у них свой путь.

Читать еще:  Традиции обряды обычаи русского народа. Русские обряды и обычаи. Важное значение Рождества

Лекция для родителей «В любви и строгости нужна мера»

Любовь к детям – одно из благороднейших чувств, которое озаряет светом радости жизнь семьи, помогает родителям легче переживать печали и горести. Согретые любовью и лаской родителей, дети растут приветливые, у них развиваются уверенность в своих силах, жизнерадостность, чувство собственного достоинства.

Любовь к детям проявляется, прежде всего, в понимании их интересов, запросов, чутком отношении к их внутреннему миру, устремлениям, планам, пусть не всегда разумным и обоснованным. Любящие отец и мать не погасят романтические мечты своих детей грубым окриком или холодным безразличием.

В народе справедливо говорят: “Птица не может летать без крыльев, человек не может жить без доверия”. Доверие окрыляет человека, придаёт ему уверенность в себе, порождает у него энергию и бодрость. Но особенно нуждаются в доверии и чуткости со стороны взрослых дети, подростки, юноши и девушки. Они тянутся к взрослым, надеясь получить у них ответы на свои вопросы, встретить внимание, сердечную заботу, поддержку.

Мои ошибки и неудачи родителей в воспитании происходят именно потому, что они рассматривают детей не только как объект воспитания, поучают их, наказывают, предъявляют к ним чрезмерные требования. Нередко это ведёт к унижению достоинства ребёнка, невниманию к его чувствам, переживаниям. А в итоге – грубые, порой непоправимые просчёты в воспитании.

Приведу такой пример. Любящая бабушка из “педагогических соображений” решила наказать внучку за полученную накануне “2” и решила её послать в школу в самом стареньком платье. Девочка плакала, упрашивала разрешить ей надеть школьную форму, но бабушка была непреклонна. Ей казалось, что она воспитывает внучку, а на самом деле только унижала её. Что же, эта бабушка не любит свою внучку? В том-то и дело, что любит и хочет ей добра. Она горячо желает, чтобы девочка не получала больше двоек. Но в применённом ею способе отсутствуют уважение к ребёнку, стремление понять его переживания.

Любовь и требовательность к детям неразрывно связаны с уважением и доверием к ним. Следует помнить слова А.С.Макаренко: “ …дети – это живые жизни и жизни прекрасные, и поэтому нужно относиться к ним, как к товарищам и гражданам, нужно видеть и уважать их права и обязанности, право на радость и обязанность ответственности”.

Когда мы говорим, что любовь – творец всего прекрасного в человеке, мы имеем в виду такое чувство, которое закаляет, а не ослабевает ребёнка, возвышает его представления о мире, а не принижает их до уровня мещанских и обывательских взглядов, учит жить для людей и видеть в этом своё высшее счастье.

Родительская любовь должна быть взыскательной и требовательной, без слезливой сентиментальности и всепрощения, без жертвоприношений со стороны родителей.

“Нам не нужны люди, воспитанные на молчаливом подвиге матерей, обкормленные их бесконечным жертвоприношением…– справедливо говорил А.С.Макаренко. – За неимением других самодуров и поработителей эти матери сами их изготовляют…из собственных детей”.

Нет ничего более опасного и страшного для семьи и общества, чем растить детей за счёт материнского или отцовского счастья.

Настоящая родительская любовь формирует у детей благородное чувство заботы о том, чтобы всегда, как только возможно, облегчить отцу и матери их труд по устройству семейной жизни и быта, доставить им радость.

Вместе с чувством привязанности к матери и отцу, к семье, с умением заботливо относиться к родным, уважать их приходит к ребёнку потребность быть чутким и внимательным ко всем людям. У него возникает уверенность в том, что он никогда не останется один, что в трудные минуты рядом появятся друзья и обязательно помогут.

Чем больше дети станут думать о родительском счастье, чем чаще у них будет появляться желание удовлетворить запросы родителей за счёт своих собственных потребностей, тем прочнее укоренятся в них черты человечности.

Такое сильное и светлое чувство, как родительская любовь, в интересах счастья и будущего детей нуждается в разумных проявлениях.

Чувство меры и строгости.

Не менее важно родителям проявлять чувство меры и строгости. Иначе в семье возникают серьёзные осложнения.

Некоторые родители, признавая необходимым проявить чувство меры в любви к детям, считают вместе с тем, что, если иногда нарушается мера строгости, это не вредит их воспитанию. К сожалению, семей, где уважение к родителям держится на страхе, угрозе, ремне, встречается немало. Сурово осуждая таких родителей, В.Г.Белинский писал: “Как грубо ошибаются многие, даже лучшие из отцов, которые почитают необходимым разделять себя с детьми строгостью, суровостью, недоступной важностью””. Они думают этим возбудить к себе в детях уважение, и в самом деле возбуждают его, но уважение холодное, боязливое, трепетное, и тем отвращают их от себя и невольно приучают к скрытности и лживости…

Знание ребёнка, умение разобраться во всех движениях детской души – важнейшее условие успешного воспитания. Нет сомнения в том, всякое проявление неумеренности в отношениях родителей с детьми представляет собой нарушение педагогического такта. Оно связано, прежде всего, с неумением понять мотивы поведения детей. Поэтому часто самые лучшие, благородные порывы, которыми руководствуются подростки, юноши и девушки воспринимаются родителями неправильно, поступок отождествляется ими с проступком, добрые намерения рассматриваются как злой умысел.

Приведу пример: Походя к дому, Николай Петрович В. Увидел своего 15-летнего сына Олега, гневно размахивавшего перед носом какого-то паренька. Не разобравшись, в чём дело, отец обрушился на сына: “Хулиган! Немедленно домой!” Олег пытался объяснить отцу, что защищал малыша, у которого этот “верзила” порвал бумажного змея. Николай Петрович, не выслушав сына, приказал ему немедленно отправляться домой. Огорчённый Олег с тоской думал о несправедливости отца, который часто говорил о смелости и благородстве, необходимости защищать слабых, а тут не захотел понять его.

Николай Петрович не потрудился выяснить мотивы поведения сына и нанёс ему оскорбление. Кроме того, у подростка появилось сомнение в справедливости отца.

Другой пример: Несколько сельских ребят, собравшись вместе, говорили о смелых людях. Андрей С. Похвастался, что сумеет на всём скаку остановить лошадь. Скоро ему представился случай доказать это на деле. Увидев скачущую лошадь, он бросился наперерез и действительно остановил её. Это увидел его отец. Встревоженный, он подбежал к сыну и, убедившись, что тот цел и невредим, ни слова не сказав, ушёл. Вечером дома отец протянул сыну книгу Н.Островского “Рождённые бурей” и сказал: “Прочитай вот здесь”. В эпизоде, указанном отцом, рассказывалось о том, как герой романа, не раздумывая, бросился наперерез бешено скачущим лошадям, чтобы спасти жизнь людям, которым грозила гибель. Андрею стало ясно, как далёк его поступок от настоящего подвига во имя спасения жизни людей. Так умело и тактично объяснил отец сыну никчёмность его риска. Он не смог это сделать потому, что понял действительно мотив поступка сына – стремление проявить смелость.

Читать еще:  Как понравится парню на расстоянии. Как влюбить в себя мужчину: советы психологов. Как люди неумышленно передают мысли друг другу

Нежелание изучать мотивы поведения детей, догматическое отношение к постановке перед ними требований, без учёта изменений, происходящих с возрастом их жизни – часто приводят к серьёзным конфликтам между родителями и детьми, к глубоким переживаниям тех и других.

Мать держала 16-летнего Игоря в большой строгости. Установив для сына определённый режим, она требовала его точного исполнения. Однажды юноша пришёл не в 22.00, как было установлено, а в половине двенадцатого. Мать заподозрила, что сын попал в плохую компанию. Не говоря ни слова, она ударила сына по лицу. Игорь был потрясён этим до глубины души.

Так иногда взгляд на детей как объект воспитания, невнимание к их возрастным изменениям приводят к грубым ошибкам. В результате родители надолго, а в отдельных случаях и навсегда могут потерять искреннюю любовь и уважение детей к себе.

Уважение к личности ребёнка, не подкреплённое требовательностью к нему, легко может перерасти в заласкивание. Дело нередко кончается тем, что родители попадают в зависимость от капризов и прихотей своих детей.

Пагубно действуют на детей, как сентиментальное сюсюканье, так и нервозные окрики. Все эти свидетельства родительской беспомощности и полного педагогического такта.

Педагогический такт есть не что иное, как хорошо развитое чувство меры ласковости и строгости, доброты и требовательности. Именно такое понимание педагогического такта находим мы у К.Д.Ушинского. Он писал, что в работе воспитателя “должны царствовать серьёзность, допускающая шутку, но не превращающая всего дела в шутку, доброта без слабости, справедливость без придирчивости, ласковость без приторности, порядок без педантизма и, главное, постоянна разумная деятельность”.

Педагогический такт является существенной и ограниченной частью педагогического мастерства, которым вполне может быть и должен овладеть каждый родитель. Вовремя сказанное слово осуждения или одобрения. Веское и нужное именно в данный момент, верно найденная интонация голоса, соответствующее выражение лица, наконец, правильный жест – все эти внешние проявления педагогического такта имеют немаловажное значение для успеха воспитательного воздействия на детей.

В тоне родительского распоряжения не должно быть злости, раздражения, крика. Но ребёнку важно почувствовать в нём требование, не выполнить которое нельзя. Тон требований, с которыми родители обращаются к детям, должен отличаться богатством и определённостью выражения чувств, “начиная от тона директивы и перехода к тонам совета, указания, иронии, сарказма, просьбы и намёка” (Макаренко). Это значит, что тон требований, предъявляемых родителями к ребёнку, в конкретном случае должен соответствовать обстановке, характеру поступка и. конечно, учитывать индивидуальные особенности ребёнка. Если, например, сын нечаянно разбил или поломал дорогую вещь, то родители выражают огорчение, говорят о необходимости быть осторожнее с вещами. Сдержанный, но в то же время проникнутый глубоким чувством огорчения разговор родителей с ребёнком произведёт на него более глубокое и сильное впечатление, чем истеричные крики и угрозы.

Не правы те родители, которые считают, что требования к детям всегда ровным, спокойным голосом. В связи с этим следует напомнить мысль А.С.Макаренко о праве воспитателя на гнев. Протестуя против “ровного” голоса, скрывающего истинные чувства воспитателя, он писал: “Я считаю, что педагог должен быть весел, бодр, а когда не то делается, должен и прикрикнуть, чтобы чувствовали, что если я сердит, так сердит по-настоящему, а не так что – не то сердится, не то педагогическую мораль разводит”.

Любовь и строгость в их правильном соотношении – сильные, действенные средства воспитания детей в семье. Они помогут родителям так воспитать своих детей, чтобы вырос хороший труженик, честный гражданин Отечества, патриот и достойный человек.

  1. А.С.Макаренко “О воспитании”.
  2. З. Рявкин “Воспитание школьников”.

Типы родительской любви
статья на тему

О стилях семейного воспитания

Предварительный просмотр:

Типы родительской любви

Семья является важнейшей ценностью в жизни многих людей, живущих в современном обществе. Для ребёнка родители составляют первую общественную среду, которая выполняет функцию поддержки безопасности его внутреннего психологического мира. Поэтому первой и основной задачей родителей является создание у ребенка уверенности в том, что его любят и о нем заботятся. Но у каждого родителя свои представления о заботе и любви. Родители, которые хотели бы воспитать своего ребенка не стихийно, а сознательно, должны начать анализ воспитания своего ребенка с анализа особенностей собственной личности. Ведь именно родительская семья является наиболее доступным образцом наблюдения, который при определенных условиях становится образцом для подражания. Некоторые исследователи (Боулби Д., 1989; Шефер И.С., 1965) считают, что разнообразие родительского воспитания диктуется разнообразием потребностей и конфликтов личности.

У хороших родителей вырастают хорошие дети. Данное утверждение можно часто услышать, но затруднительно получить объяснение, что же это такое – хорошие родители. Многие родители считают, что хорошими можно стать, изучив специальную литературу или овладев особыми методами воспитания. Несомненно, педагогические и психологические знания необходимы. Но одних знаний мало. Я. Корчак подчеркивал, что ни одна книга, ни один специалист не заменят собственной зоркой мысли и внимательного наблюдения. Можно ли назвать хорошими тех родителей, которые никогда не сомневаются, всегда уверены в своей правоте, всегда точно представляют себе, что ребенку должно и что ему можно, которые в каждые момент времени точно знают, как правильно поступить и могут с абсолютной точностью предвидеть поведение собственных детей в различных ситуациях, но и их дальнейшую жизнь?

А можно ли назвать хорошими тех родителей, которые пребывают в постоянных тревожных сомнениях, теряются всякий раз, когда сталкиваются с чем-то новым в поведении ребенка, не знают, можно ли его наказать, а если прибегли к наказанию за проступок, тут же считают, что были неправы? Все неожиданное в поведении ребенка вызывает у них испуг, им кажется, что они не пользуются авторитетом, иногда сомневаются в том, любят ли их или иных вредных привычках, часто высказывают беспокойство об их будущем, опасаются дурных примеров, неблагоприятного влияния улицы, выражают сомнения в психическом здоровье детей.

Конечно, ни повышенная родительская уверенность, ни повышенная тревожность никак не содействуют успешному родительству. При оценке любой человеческой деятельности обычно исходят из некоторого оптимума, нормы, идеала. В воспитательной деятельности, по-видимому, такой абсолютной нормы не существует. Действительно, можно ли думать, что за долгие годы воспитания ребенка родители не сделали ни одной ошибки. Ведь быть родителями учатся все. И чтобы стать хорошими родителями важны определенные личностные предпосылки, в частности, эмпатия. Переживание человека не остается незамеченным другими людьми. Это обусловлено тем, что взаимные переживания (взаимопонимание, сопереживание, сочувствие, соучастие), как составляющие любви, являются одной из значимых образующих человека.

Читать еще:  Что делать если видел как родители занимаются. Что делать, если ребенок увидел запретное? Реакция ребенка – какая она может быть

Чтобы понять и действительно осмыслить явление родительской любви, рассмотрим понятие любви в широком смысле слова.

«Любовь, что движет солнце и светила» , — так говорили мудрецы о самом прекрасном чувстве, которое присуще человеку. Любовь исцеляет, возвращает к жизни, наполняет силами.

В психологии любовь есть: «высокая степень эмоционально положительного отношения, выделяющего его объект среди других и помещающего его в центр жизненных потребностей и интересов субъекта (Любовь к родине, к матери, к детям, к музыке и т. д.); интенсивное, напряженное и относительно устойчивое чувство субъекта, физиологически обусловленное сексуальными потребностями и выражающееся в социально формируемом стремлении быть своими личностно-значимыми чертами с максимальной полнотой представленным в жизнедеятельности другого таким образом, чтобы пробуждать у него потребность в ответном чувстве той же интенсивности, напряженности и устойчивости».

В мировой культуре и искусстве любовь – одна из фундаментальных и общих тем. Рассуждения о любви и её анализ как явления восходят к древнейшим философским системам и литературным памятникам, известным людям.

В Христианской культуре в целом и Православной культуре в частности, любовь прекрасная и удивительная добродетель . «Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; всё покрывает, всему верит, всего надеется, всё переносит. Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится». В.С. Соловьёв подчёркивает, что в Библии отношения между Богом (в том числе в лице Христа и Церкви) и людьми изображаются преимущественно как супружеский союз. Исходя из этого, он делает вывод, что идеальное начало общественных отношений , по христианству, есть не власть, а ЛЮБОВЬ . Т.о. любовь рассматривается и как философская категория , в виде субъектного отношения, чувства, направленного на предмет любви и выступает как индикатор счастья .

В.С. Соловьёв определяет любовь как влечение одного одушевлённого существа к другому для соединения с ним и взаимного восполнения жизни и выделяет три её вида:

Любовь, которая более даёт, чем получает , или нисходящая любовь ( лат. amor descendens) — к этому виду любви он относит родительскую любовь , преимущественно материнскую любовь к детям. У человека эта любовь, или попечение старших о младших, защита слабых сильными, создаёт отечество и постепенно организуется в национально-государственный быт;

Любовь, которая более получает, чем даёт , или восходящая любовь ( лат. amor ascendens) — к этому виду любви он относит любовь детей к родителям , а также привязанность животных к своим покровителям, особенно преданность домашних животных человеку. У человека, по его мнению, эта любовь может распространяться также на умерших предков, а затем и на более общие и отдалённые причины бытия (до всемирного провидения, единого Отца Небесного ), и является корнем всего религиозного развития человечества;

Любовь, которая равно даёт и получает , или половая любовь ( лат. amor aequalis) — к этому виду любви он относит любовь супругов друг к другу , а также устойчивую связь между родителями у других видов животных (птиц, некоторых животных и т. п.). У человека эта любовь может достигать вида совершенной полноты жизненной взаимности и через это становиться высшим символом идеального отношения между личным началом и общественным целым

Также Соловьёв пишет, что с точки зрения этики любовь представляет собой сложное явление, состоящее из:

  • Жалости , преобладающей в родительской любви;
  • Благоговения , преобладающего в любви детей к родителям и вытекающей из неё религиозной любви;
  • Чувства стыда , в соединении с двумя первыми элементами образующего человеческую форму половой или супружеской любви

Итак, рассмотрим родительскую любовь.

Э. Фромм (1998) указывает на различия материнской и отцовской любви. Материнская любовь безусловна — мать любит своего ребенка за то, что он есть. Ее любовь не подвластна контролю со стороны ребенка, так как ее у матери нельзя заслужить. Материнская любовь либо есть, либо ее нет. Отцовская любовь обусловлена — отец любит за то, что ребенок оправдывает его ожидания. Отцовская любовь управляемая — ее можно заслужить, но ее можно и лишиться.

При этом Фромм отмечает, что речь идет не о конкретном родителе — матери или отце, а о материнском или отцовском началах, которые в определенной степени представлены у обоих родителей. «…зрелый человек соединяет в своей любви материнское и отцовское чувства, несмотря на то, что они, казалось бы, противоположны друг другу. Если бы он обладал только отцовским чувством, то был бы злым и бесчеловечным. Если бы обладал лишь материнским, то был бы склонен к утрате здравомыслия, препятствуя себе и другим в развитии». И одного начала недостаточно для нормального развития личности.

Важной характеристикой родительской любви , особенно матери, является эмоциональная доступность . Это не просто физическое присутствие или физическая близость родителя, это его готовность дать ребенку свое тепло, свою нежность, а впоследствии и понимание, поддержку, одобрение.

Заботливость родителей по отношению к своим детям определяется чувствительностью родителей к потребностям ребенка и готовностью их удовлетворить. Диапазон проявления этой чувствительности чрезвычайно большой — от назойливости до полного равнодушия.

Под родительским отношением принято понимать «систему, или совокупность, родительского, эмоционального отношения к ребенку, восприятие ребенка родителем и способов поведения с ним».

Под понятием «отношение» в психологии понимается субъективная сторона отражения действительности, результат взаимодействия человека со средой. В социальных общностях (а к ним относятся и семья ) у составляющих их людей представлены не отношения, а взаимоотношения.

Взаимоотношение – это взаимная позиция одной личности к другой, при этом отношения и взаимоотношения – это стороны общения . И если в отношении не обязательно присутствует обратный сигнал, то при взаимоотношении постоянно осуществляется обратная связь, причем разной модальности

Основой для сохранения этого контакта служит искренняя заинтересованность взрослого во всем, что происходит в жизни ребенка, желание понимать, слушать и слышать маленького человека. Известный детский психотерапевт, специалист в области детско-родительских отношений А. С. Спиваковская , исследуя родительские позиции, опирается в основном на понятие «типы любви» , которые выстраиваются ею через координаты: симпатия – антипатия, уважение – пренебрежение, близость – дальность в отношениях ребенок-родитель. Сочетание этих аспектов отношений позволяет описать некоторые типы родительской любви:

Источники:

http://vk.com/@-158121279-lubov-roditelei-to-chuvstvo-kotorogo-dolzhno-vsegda-byt-v-me
http://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/648178/
http://nsportal.ru/shkola/raznoe/library/2015/07/10/tipy-roditelskoy-lyubvi

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему:

Adblock
detector