Особенности договорного регулирования приемной семьи

Законодательное регулирование приемной семьи в России Текст научной статьи по специальности «Государство и право. Юридические науки»

Аннотация научной статьи по государству и праву, юридическим наукам, автор научной работы — Володина Ульяна Валерьевна

В статье анализируется отечественное законодательное регулирование института приемной семьи . Защите прав детей уделяется значительное внимание как в международных, так и в национальных актах.

Похожие темы научных работ по государству и праву, юридическим наукам , автор научной работы — Володина Ульяна Валерьевна,

Текст научной работы на тему «Законодательное регулирование приемной семьи в России»

ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРИЕМНОЙ СЕМЬИ

В РОССИИ Володина У.В.

Володина Ульяна Валерьевна — магистрант, направление: юриспруденция, Астраханский государственный университет, г. Астрахань

Аннотация: в статье анализируется отечественное законодательное регулирование института приемной семьи. Защите прав детей уделяется значительное внимание как в международных, так и в национальных актах.

Ключевые слова: дети, родители, усыновители, законодательство, приемная семья, договор, попечительство.

Для полного развития несовершеннолетнего необходимо расти в семье, ст. 21 Конвенции устанавливает, что страны осуществляют все меры для обеспечения прав детей, оставшихся без попечения родителей [1]. Аналогичные положения содержатся в Конституции России: ст. 38 Конституции РФ гарантирует, что материнство, отцовство и детство находятся под защитой государства. Право ребенка жить и воспитываться в семье является неотъемлемым правом несовершеннолетнего. Статья 54 Семейного кодекса РФ (далее по тексту — СК РФ) [2] гарантирует каждому ребенку право жить и воспитываться в семье, насколько это возможно, право знать своих родителей, право на их заботу и проживание вместе с ними, если это не противоречит интересам несовершеннолетнего. Проблема защиты прав детей-сирот, а также детей, оставшихся без попечения родителей, является одной из острейших социальных проблем многих государств, в том числе и России.

Проблема защиты прав детей-сирот, а также детей, оставшихся без попечения родителей, является одной из острейших социальных проблем многих государств, в том числе и России [3]. К сожалению, такая форма защиты детей как прием в полноценную семью в настоящее время встречается довольно редко. Это подтверждается незначительным числом созданных приемных семей.

В России разница в возрасте между усыновителем и усыновляемым должна составлять не менее шестнадцати лет (за исключением уважительных причин). Кроме того, по российскому законодательству договор о приемной семье презюмируется возмездным, т.е. государство материально поддерживает каждого ребенка, оставшегося без попечения родителей, и осуществляет наиболее благоприятную, чем в Китае, политику усыновления. При этом отмечается, что особое значение также имеет тот факт, что большинство детей, оставшихся без попечения родителей -социальные сироты[4]. Под данную категорию попадают несовершеннолетние, оставшиеся без попечения родителей вследствие лишения последних родительских прав, признания недееспособными или безвестно отсутствующими. Наиболее благоприятной формой для воспитания детей, оставшихся без попечения родителей, является усыновление. По своей природе данный институт более всего схож с условиями жизни в родной семье. Однако далеко не всем нуждающимся могут быть предоставлены подобные условия. Оптимальным вариантом для обеспечения права несовершеннолетнего на воспитание в семье также может быть обеспечено посредством опеки (попечительства), патронатной и приемной семей. Отдельные положения относительно приемной семьи содержатся в Семейном кодексе, Гражданском кодексе (в части, не урегулированной положениями Семейного кодекса о возмездном оказании услуг), ФЗ «Об опеке и попечительстве» и Постановлении Правительства от 18 мая 2009 г. «Об основных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан» [5]. Так, согласно ст. 152

СК РФ, под приемной семьей понимается опека или попечительство над несовершеннолетним, осуществляемая по договору о приемной семье.

В правовом регулировании данного вида отношений встречаются некоторые пробелы. Так, ни в одном из нормативно-правовых актов не прописаны меры ответственности сторон по договору за неисполнение или ненадлежащее исполнение ими своих обязанностей. Только ст. 5.35 КоАП РФ устанавливает ответственность за неисполнение родителями и иными законными представителями несовершеннолетнего ребенка обязанностей по содержанию, воспитанию, обучению и защите прав и интересов несовершеннолетних. Однако особый характер связи участников договоров о передаче ребенка на воспитание в приемную семью требует создания продуманной системы мер ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение взятых ими на себя обязательств. Эффективнее было бы закрепить в СК РФ обязанность органов опеки и попечительства осуществлять контроль за выполнением возложенных на приемных родителей обязанностей по содержанию, воспитанию и образованию ребенка (детей). В действующей редакции предусмотрено лишь право данных субъектов. Кроме того, нужно внести в СК РФ такое правило, в соответствии с которым органы опеки и попечительства будут представлены в качестве солидарных должников совместно с приемными родителями, если будет нанесен последними вред жизни, здоровью или имуществу приемных детей. Нанесение ущерба считается неисполнение или ненадлежащее исполнение приемными родителями своих обязанностей. Ненадлежащее исполнение контроля органов опеки и попечительства за осуществлением родителей своих обязанностей будет являться основанием солидарной ответственности, в том случае, если органы попечительства не смогут доказать, что ущерб или вред был нанесен не по их вине Введение солидарной ответственности необходима так же и для того чтобы приёмные дети были обеспечены получением полной имущественной компенсации за вред, который им причинили. Это полностью согласуется с основными началами семейного права, которые заключаются в обеспечении приоритетной защиты прав и интересов, не достигших совершеннолетия. Кроме того, можно предусмотреть в законе специальное правило о солидарной ответственности при возникновении у приемных родителей обязательств из неосновательного обогащения путем присвоения средств, принадлежащих детям. Наличие таких механизмов в законодательстве будет реальным проявлением заботы о судьбе детей, а не только красивой декларацией. Помимо этого, если будут выявлены случаи ненадлежащего контроля со сторон органов опеки и попечительства нужно привлекать определенных должностных лиц к уголовной и административной ответственности, для этого необходимо рассмотреть в КоАП РФ и УК РФ надлежащие основания ответственности. В заключении хотелось бы отметить, что при конфликте прав ребенка, с правами приемных родителей и органов опеки и попечительства, по сути дела, сводится на нет возможность реальной защиты прав и законных интересов детей. Органы прокуратуры остаются основной защитой, которые будут знать о нарушении прав детей. Все это вызывает необходимость реформирования системы органов опеки и попечительства, с тем чтобы возможность защиты прав детей не замыкалась непосредственно на органе опеки и попечительства.

Читать еще:  Признаки того что жена любит. Что делать если жена не любит друзей мужа так ли это психология. Выходы из ситуации

1. Конвенция о правах ребенка. Принята Резолюцией 44/25 ГА ООН от 20 ноября

1989 г. // Официальный отчет Генеральной Ассамблеи. Сорок четвертая сессия.

Дополнение № 49 (А/44/49). С. 230-239.

2. Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 № 223-ФЗ (ред. от

14.11.2017) // Российская газета. № 17, 1996.

3. Протопопова О.В. Становление и развитие законодательства о браке и семье в Китае // Пробелы в Российском законодательстве, 2016. № 6. С. 71.

4. Искрин Н.С. Социальное сиротство в России: актуальность комплексного подхода к проблеме // Интернет-журнал «Науковедение», 2014. № 4 (23). С. 1-12.

5. Федеральный закон от 24.04.2008 № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» (ред. от 29.07.2017) // Российская газета. № 94, 2008.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЕ СУДЕБНОЕ ЗАСЕДАНИЕ Некрасов К.О.

Некрасов Константин Олегович — студент магистратуры, направление: правосудие по гражданским, административным делам и экономическим спорам,

юридический факультет, Российский государственный университет правосудия, г. Москва

Аннотация: в данной статье рассматривается ряд проблем при проведении предварительного судебного заседания. В ходе выявления проблем при проведении предварительного заседания автором предлагаются пути по их решению. Ключевые слова: предварительное судебное заседание, лица, участвующие в деле, цели и задачи предварительного судебного заседания.

Появление института предварительного судебного заседания в российском законодательстве ознаменовало необходимость в его исследовании. Пик активности более детального исследования данного института среди теоретиков пришелся на 2008 год [4, с. 56-58; 8, с. 1-6], когда первооткрывателями (Я.Х. Бековым и М.О. Бороздиной) уже были сформированы первые теории относительно предварительного судебного разбирательства.

К сожалению, ст. 152 ГПК РФ не дает определения предварительного судебного заседания, эта проблема породила множество теоретических подходов к определению его сущности, а также ГПК РФ не устанавливает механизм его проведения, вследствие чего возникает проблема определения круга участников и их прав. Еще одной немаловажной проблемой является природа предварительного судебного заседания.

Исследователи института предварительного заседания по-разному рассматривали данное явление. Так, М.О. Бороздина рассматривала предварительное заседание как «одно из факультативных действий судьи по подготовке дела к судебному разбирательству» [6, с. 125].

Подобное мнение было весьма скептично воспринято некоторыми российскими цивилистами. Так, А.В. Чекмарева, не соглашаясь с данным подходом, утверждает, что «предварительное судебное заседание имеет много общих черт с основным судебным заседанием» [13, с. 293], тем самым она подчеркивает, что предварительное заседание состоит из совокупности процессуальных действий суда и лиц, участвующих в деле.

Помимо этого А.В. Чекмарева рассматривала предварительное судебное заседание через призму его сути. По ее мнению, «предварительное судебное заседание — это процедура, проводимая судьей единолично с извещением лиц, участвующих в деле, в случае необходимости разрешения вопросов, указанных в ст. 152 ГПК РФ» [13, с. 293].

На наш взгляд, мнение А.В. Чекмаревой, касающееся предварительного судебного заседания, является противоречивым, так как с одной стороны она указывает на совокупность процессуальных действий суда и лиц, участвующих в деле, а с другой стороны она говорит о процедуре, проводимой судьей единолично.

Особенности договорного регулирования приемной семьи

Одним из основных признаков приемной семьи является договор о создании приемной семьи.

Данный договор относится к числу двусторонних. Одной стороной договора являются органы опеки и попечительства, которые наделены властными полномочиями. С другой стороны — приемные родители, причем это могут быть как супружеская пара, так и одинокий гражданин. Если лица не состоят в браке, то они не могут быть участниками данного договора.

Договор о создании приемной семьи является фидуциарным, то есть носит лично — доверительный характер.

Договор об опеке и попечительстве на возмездной основе заключается в отношении одного или нескольких несовершеннолетних.

Вопрос правовой природы договора является дискуссионным. Исследователи придерживаются нескольких точек зрения относительно сущности договора о приемной семье.

Сторонники одной позиции усматривают в нем трудовой характер, другие относят к гражданско — правовым договорам, третьи квалифицируют как семейно — правовой договор, последние считают договор смешанным, сочетающим в себе элементы других договоров.

Сторонники трудовой природы отношений, например Г.С. Скачкова, утверждают, что воспитание ребенка в семье является определенной трудовой функцией. Работа по выполнению таких функций выполняется возмездно, т.е. за вознаграждение, которое выплачивается приемным родителям органами опеки и попечительства, выступающими в качестве работодателя.

Анализируя положения Семейного кодекса РФ, Правила заключения договора об осуществлении опеки или попечительства, Правила создания приемной семьи мы приходим к выводу, что в данных нормативно — правовых актах не содержится сведений о трудовом характере деятельности приемных родителей. Более того, употребляется термин «вознаграждение», а не «оплата труда».

Сходство с трудовым договором может состоять только в личном выполнении опекуном своих обязанностей. Однако круг обязанностей опекуна шире, чем определяется ст. 56 Трудового кодекса РФ.

Предмет договора о приемной семье указывает на то, что от исполняющей стороны требуются усилия, направленные на воспитание, развитие, заботу о здоровье ребенка. Кроме того, приемные родители, в отличие от работников по трудовому договору, свободны во времени исполнения своих обязанностей, не зависят от условий труда и правил внутреннего трудового распорядка. Их деятельность не ограничивается определенными рабочими часами, а занимает все свободное время.

Положения ст. 152 Семейного кодекса РФ говорят о применении к данному договору правил гражданского законодательства о возмездном оказании услуг и законодательства об опеке и попечительстве.

Читать еще:  Любовный четырехугольник. Любовный четырехугольник: как быть

Некоторые исследователи не относят договор о создании приемной семьи ни к одному из видов договоров. Например С.Ю. Чашкова, обосновывает данную позицию тем, что выполнение приемными родителями своих обязанностей носит возмездный характер. С другой стороны данные отношения носят обязательственный характер. В связи с этим данные отношения нельзя отождествлять с гражданско — правовыми. Государством обязанности о заботе о детях, нуждающихся в опеке перекладывается на частных лиц.

Это утверждение представляется не совсем точным, здесь государство сохраняет за собой обязанности проверки условий жизни, обеспечения сохранности имущества подопечных и другие, оказывает содействие в удовлетворении частного интереса граждан.

Существенные условия договора о приемной семье содержатся в статьях Семейного кодекса РФ.

В договоре о приемной семье, согласно положениям ст. 153.1 Семейного кодекса Российской Федерации, должны содержаться данные о ребенке или детях, которые передаются на воспитание в приемную семью, в частности имя, возраст, сведения о состоянии здоровья, физическом и умственном развитии. В договоре должны быть отражены положения о сроке действия договора, об условиях содержания, воспитания, образования ребенка или детей, о правах и обязанностях приемных родителей, органов опеки и попечительства. Договор должен содержать положения об основаниях и последствиях его прекращения.

Заключение договора через представителя недопустимо.

Ст. 153.2 Семейного кодекса определен порядок прекращения договора приемной семьи. Данный договор прекращается в порядке прекращения обязательств в соответствии с гражданским законодательством, а также в связи с прекращением опеки или попечительства.

При перемене места жительства ребенка договор подлежит прекращению. Заключается договор по новому месту жительства.

Семейный кодекс содержит открытый перечень уважительных причин, по которым приемные родители могут отказаться от договора о приемной семье.

При наличии болезни, изменении имущественного и семейного положения, отсутствии взаимопонимания с ребенком, наличие конфликтов между детьми и другие причины.

С другой стороны органы опеки и попечительства могут отказаться от исполнения договора, при возникновении семье неблагоприятных условий для воспитания, образования, развития ребенка, при возвращении ребенка или детей родителям либо при усыновлении детей.

При существенном нарушении условий договора одной из сторон, другая сторона вправе требовать возмещения убытков, которые причинены расторжением договора.

Целью заключения договора о приемной семье является реализация права ребенка на воспитание в семье, а не в получении сторонами услуг по возмездному договору.

Поэтому большое внимание уделяется нравственным и личностным качествам приемных родителей. Созданию приемной семьи и реализации права на семейное воспитание подчинены и имущественные отношения, вытекающие из договора. В соответствии с законодательством субъектов РФ устанавливаются размер вознаграждения приемных родителей, а также меры социальной поддержки. Объем данных мер зависит от количества детей, принятых на воспитание.

Данный договор содержит элементы публичности, которые проявляются в нескольких моментах. Одной стороной договора являются органы опеки и попечительства, которые наделены властными полномочиями. Содержание договора во многом определено положениями нормативно — правовых актов. Выплата вознаграждения приемным родителям, выплаты на содержание детей осуществляются за счет средств бюджетов РФ и муниципальных образований. Расторжение договора в одностороннем порядке возможно по решению органа опеки и попечительства.

В настоящее время в рамках данного вопроса является актуальным разработка и утверждение единой формы договора о передаче детей на воспитание в приемные семьи.

Одной из составляющих надлежащего воспитания и развития детей в приемной семье является надлежащее материальное обеспечение приемных семей путем выплаты вознаграждения приемным родителям.

Для защиты прав и интересов приемных семей считаем целесообразным дополнить п. 2 Правил осуществления отдельных полномочий органов опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан, поручив уполномоченным организациям осуществлять профессиональное сопровождение, в том числе и юридическое, на весь срок действия договора о приемной семье.

Помимо договора о создании приемной семьи договорное регулирование касается и договора о подготовке и сопровождению приемных семей. Договор о сопровождении приемной семьи является трехсторонним. Одной стороной выступает орган опеки и попечительства, другой — уполномоченная организация, которая занимается подготовкой и сопровождением приемных семей, третьей — граждане, у которых находятся на воспитании дети, оставшиеся без попечения родителей.

В содержании договора указываются права и обязанности сторон договора. Основными правами органа опеки и попечительства являются: запрос информации у уполномоченной организации и опекунов, которая необходима для выполнения условий договора, требование устранения опекунами нарушений при исполнении договора, при невыполнении опекунами договора инициировать его расторжение. Основными обязанностями органа опеки и попечительства являются: осуществление контроля за выполнением индивидуальной программы сопровождения семьи, динамикой развития ребенка, переданного на воспитание в семью, оказание содействия уполномоченной организации в составлении и выполнении индивидуальной программы сопровождения приемной семьи, оказывает содействие приемным родителям, принимает меры по охране прав и законных интересов ребенка.

Уполномоченная организация по договору о сопровождении приемной семьи оказывает юридическую, консультационную, психологическую, медицинскую и другую помощь семье в соответствии с индивидуальной программы сопровождения. В договоре может быть предусмотрено, что данная помощь оказывается на базе уполномоченной организации, по месту жительства приемной семьи, а также посредством мобильной связи и сети Интернет.

Уполномоченная организация проводит мониторинг развития ребенка в приемной семье, участвует в проверке условий его жизни, и на основе этого может принять решение о корректировке индивидуальной программы сопровождения. Организация, осуществляющая сопровождение обязана по запросу органа опеки и попечительства предоставлять информацию о выполнении индивидуальной программы сопровождения приемной семьи. Организация имеет право запрашивать информацию у опекунов и органа опеки и попечительства для выполнения условий договора, посещать семью в соответствии с программой сопровождения и при несоблюдении опекунами условий договора инициировать его расторжение.

Лица, взявшие на воспитание в семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, обязан предоставлять достоверную информацию о себе, ребенке, который передан на воспитание в семью, других членах семьи в объеме, необходимом для выполнения договора сопровождения. Опекуны обязаны информировать органы опеки и попечительства, уполномоченную организацию об изменениях, имеющих значение для исполнения договора сопровождения: своих данных, места жительства, номера телефонов, адреса электронной почты. Опекуны обязаны выполнять индивидуальную программу сопровождения и обеспечивать участие семьи в мероприятиях, связанных с реализацией этой программы.

Читать еще:  Рюкзак сшить туристический выкройки размеры. Рюкзак на молнии с накладным карманом

Опекуны имеют право на получение юридической, консультативной, психологической, медицинской и иной помощи в соответствии с программой сопровождения семьи, получать информацию от других сторон договора об условиях договора, сроках, целях, ожидаемых результатах сопровождения семьи, вносить предложения по реализации программы, участвовать в разработке указанной программы. Опекуны имеют право инициировать расторжение договора при невыполнении другими участниками его условий.

Споры и разногласия, возникающие при исполнении договора, разрешаются путем переговоров. Спорные вопросы, в отношении которых не удалось достигнуть согласия, разрешаются в соответствии с федеральным законодательством и законодательством субъектов РФ.

В договоре предусматриваются условия досрочного его прекращения. Договор может быть прекращен по инициативе опекунов по их заявлениям при отсутствии необходимости в оказании услуг сопровождения, по инициативе органа опеки и попечительства и уполномоченной организации при невыполнении условий договора другими сторонами.

Договор прекращается при достижении ребенком (детьми) возраста 18 лет или при приобретении ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия, в случае прекращения опеки и попечительства, в случае переезда семьи на другое место жительства, которое находится за пределами территории, на которую распространяется действие органа опеки и попечительства и уполномоченной организации.

Таким образом, деятельность приемной семьи осуществляется на основании договора, заключенного с органами опеки и попечительства. Актуальной проблемой является утверждение единой формы договора о создании приемной семьи, а также договоров о подготовке и сопровождению приемных семей.

ХАРАКТЕРИСТИКА ДОГОВОРНЫХ ОТНОШЕНИЙ ПО ПОВОДУ СОЗДАНИЯ ПРИЕМНОЙ СЕМЬИ

Правовое регулирование порядка образования приемной семьи

На воспитание в приемную семью передаются дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, в том числе находящиеся в детских интернатных учреждениях, государственных специализированных учреждениях для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной помощи и реабилитации, государственных учреждениях, обеспечивающих получение профессионально-технического, среднего специального, высшего образования [5].

В первую очередь дети передаются на воспитание в полные семьи, имеющие постоянный источник доходов.

При передаче ребенка в приемную семью орган опеки и попечительства руководствуется интересами ребенка. Передача в приемную семью ребенка, достигшего возраста 10 лет, осуществляется только с его письменного согласия.

Разъединение братьев и сестер, как правило, не допускается, за исключением случаев, когда это отвечает их интересам [3].

По желанию лица, имеющего на то необходимые условия, возможна передача ему на воспитание в приемную семью больного ребенка (ребенка с особенностями психофизического развития, ребенка-инвалида).

При передаче на воспитание в приемную семью ребенка-инвалида или ребенка, родители которого умерли (признаны в судебном порядке умершими, безвестно отсутствующими), приемным родителям одновременно передается пенсионное удостоверение и разъясняется порядок обращения по вопросу выплаты пенсии в районное (городское) управление по труду, занятости и социальной защите по месту жительства приемной семьи [6, с.129]. Если пенсия по инвалидности либо по случаю потери кормильца не была назначена, то приемным родителям передаются имеющиеся документы, подтверждающие право на пенсию (документы о стаже работы и заработке родителей, заключение медико-реабилитационной экспертной комиссии об установлении ребенку инвалидности и другие) и разъясняет порядок обращения в районное (городское) управление по труду, занятости и социальной защите с заявлением о назначении пенсии.

Указанные документы передаются непосредственно приемным родителям не позднее двухнедельного срока после заключения договора о передаче ребенка (детей) на воспитание в приемную семью [7, с.167].

На каждого ребенка, передаваемого в приемную семью, орган опеки и попечительства или администрация учреждения системы образования, организации здравоохранения, организации социального обслуживания передаются приемным родителям следующие документы:

  • 1) свидетельство о рождении ребенка;
  • 2) медицинское заключение о состоянии здоровья, физическом и умственном развитии ребенка, передаваемого на воспитание в приемную семью, выданное государственной организацией здравоохранения в соответствии с законодательством Республики Беларусь по форме, утверждаемой Министерством здравоохранения;
  • 3) документ об обучении (для детей школьного возраста);
  • 4) документы о родителях (копию свидетельства о смерти, приговор или решение суда о розыске родителей и другие документы, подтверждающие отсутствие родителей или невозможность воспитания ими своих детей);
  • 5) сведения о наличии и местонахождении братьев и сестер;
  • 6) опись имущества, принадлежащего ребенку, и сведения о лицах, отвечающих за его сохранность;
  • 7) документ, подтверждающий наличие у несовершеннолетнего жилого помещения либо свидетельствующий о занимаемом им жилом помещении;
  • 8) иные документы, имеющие в личном деле ребенка.

Ребенок, воспитывающийся в приемной семье, имеет право на общение с родителями, другими родственниками, за исключением случаев, когда такое общение не отвечает его интересам [2,с. 75].

Общение приемных детей с родителями, лишенными родительских прав, осуществляется на основании разрешения органа опеки и попечительства, согласованного с приемными родителями, в котором указывается время, место и продолжительность общения [9, с.94].

В спорных случаях порядок общения между ребенком, его родителями, родственниками и приемными родителями определяется органом опеки и попечительства.

Приемные родители являются законными представителями приемного ребенка, защищают его права и интересы без специальных на то полномочий; совершают от имени малолетних приемных детей и в их интересах все необходимые сделки; дают приемным детям в возрасте от 14 до 18 лет согласие на совершение тех сделок, которые они не вправе совершать самостоятельно; оказывают содействие приемным детям в осуществлении ими своих прав и обязанностей; распоряжаются в установленном порядке имуществом приемных детей. При этом принципиально важное положение сформулировано в п.17 Положения, согласно которому права приемных родителей не могут осуществляться в противоречии с интересами детей [12].

Передача детей в приемную семью не влечет за собой между приемными родителями и приемными детьми алиментных и наследственных правоотношений, вытекающих из законодательства Республики Беларусь. Это означает, что с приемных родителей не могут быть взысканы средства (алименты) на содержание своих несовершеннолетних приемных детей. Приемные родители не обязаны предоставлять содержание нуждающимся в помощи совершеннолетним приемным детям. Равным образом на приемных детях по достижении совершеннолетия не лежит обязанность по содержанию нетрудоспособных, нуждающихся в помощи бывших приемных родителей. Наследственные правоотношения между приемными родителями и приемными детьми не возникают, если речь идет о наследовании по закону. Наследование по завещанию может иметь место на общих условиях.

Источники:

http://cyberleninka.ru/article/n/zakonodatelnoe-regulirovanie-priemnoy-semi-v-rossii
http://studbooks.net/2425576/pravo/osobennosti_dogovornogo_regulirovaniya_priemnoy_semi
http://m.vuzlit.ru/1289601/harakteristika_dogovornyh_otnosheniy_povodu_sozdaniya_priemnoy_semi

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему:

Adblock
detector