Особенности воспитания мальчиков и девочек в неполной семье

Особенности воспитания детей в неполных семьях

Традиционно принято считать, что неполной называется такая семья, которая состоит из одного родителя с одним или несколькими несовершеннолетними детьми. Психологи выделяют еще дополнительную категорию неполных семей — это так называемые функционально неполные семьи, где присутствуют оба родителя, но в связи с профессиональными либо другими обстоятельствами мало оставляют времени для семьи, либо вообще забывают о своих воспитательных функциях.

В зависимости от того, кто из родителей занимается воспитанием детей, выделяют материнские и отцовские неполные семьи.

В условиях современной действительности неполная семья в большинстве случаев состоит из матери с ребенком или несколькими детьми, то есть является по сути материнской. В этой связи мы будем рассматривать особенности материнско-детских отношений и их влияние на характер психологического и личностного развития ребенка.

Родительский дом испокон веков называется отчим, в этом выражении заложен глубокий смысл, определяющий важную роль отца в воспитании и формировании личности ребенка. Современными психологическими исследованиями было доказано, что отсутствие в семье не просто отца, а, прежде всего мужчины является важной предпосылкой отклонений в психическом развитии ребенка.

Дефицит мужского влияния в неполных семьях проявляется в виде:

1. нарушений развития интеллектуальной сферы (страдают аналитические и пространственные способности ребенка заСЧЕТ развития вербальных);

2. недостаточно четкого осуществления процесса половой идентификации мальчиков и девочек;

3. затруднений обучения подростков навыкам общения с представителями противоположного пола;

4. формирования избыточной, патологической привязанности к матери.

Для полноценного развития интеллекта ребенка очень важно, чтобы в его окружении начиная с раннего детства, встретились оба типа мышления: и мужской, и женский. Отсутствие отца в семье, с чем бы оно ни было связано, отрицательно сказывается на развитии интеллектуальных способностей, как мальчиков, так и девочек.

Математические способности — едва ли не самый чувствительный «орган» по отношению к дефициту мужского воспитания. Недоразвитость этих способностей напрямую связана с отсутствием той интеллектуальной среды, которую создает мужчина в семье. Особенно значимы в развитии интеллектуальных способностей ребенка первые два года жизни. Поэтому очень важно, в каком возрасте ребенок был лишен возможности, испытывать на себе влияние обоих родителей, являющихся для него первым источником необходимого жизненного опыта.

Наличие мужчины в семье влияет не только на характер умственного развития детей, но и на формирование их интереса к учению. Отмечено, что чем чаще мальчик бывает с отцом, тем лучше он учиться, и эта зависимость отмечается даже при равных способностях. Подтянутый, активный, нацеленный на успех отец вызывает у сына стремление соответствовать этому образу. В то же время, мнение отца относительно значимости академических успехов может и отрицательно сказаться на отношении ребенка к учебе.

Приведенные выше примеры влияния отца на умственное развитие и успеваемость ребенка не говорят о наличии каких-либо жестких механизмов, причинно-следственных связей. Здесь речь идет лишь о наиболее часто встречающихся тенденциях. Известно, что на развитие интеллекта в первую очередь влияют наследственность, социальное окружение и собственный опыт ребенка. История знает немало примеров того, когда дети, выросшие без отца, отличались выдающимися интеллектуальными способностями.

Другой важной психологической проблемой, связанной с воспитанием ребенка в неполной семье, является нарушение половой идентичности, несформированность навыков полоролевого поведения. Утрата либо несформированность чувства пола порождает глубокие изменения всей личности человека. В развитии специфических половых психологических качеств мужчин и женщин огромная роль принадлежит отцу.

Уже в первые месяцы жизни ребенка отец по-разному играет с мальчиком и девочкой, тем самым начинает формировать их половую идентичность. Первые пять лет жизни играют определяющую роль в развитии черт мужественности у мальчика и в установлении в будущем гетеросексуальных отношений у девочки. Поэтому, чем дольше в этот период ребенку придется жить без отца и никакой другой мужчина не послужит эффективной его заменой, тем серьезнее могут оказаться трудности половой идентификации.

Наиболее успешно дети усваивают ту или иную психосоциальную роль в дошкольном возрасте: мальчики в 5-7 лет, у девочек это период более размыт 3-8 лет. Вод влиянием родителей к 3-6 годам у ребенка складывается представление о принадлежности к определенному полу, что чрезвычайно сильно влияет на весь дальнейший ход формирования его личности как мужчины или женщины.

У мальчиков, воспитанных только матерью, наблюдаются развитие женских черт характера, таких как словесная агрессивность, предпочтение игр и занятий, традиционно свойственных девочкам, либо напротив, развитие «компенсаторной мужественности», для которой характерно сочетание преувеличенного мужского поведения с зависимым характером.

В развитии девочки отец играет также важную роль. Для нее он мужчина номер один, его черты, особенности поведения, нюансы взаимоотношений запоминаются порой на бессознательном уровне и становятся образцом, к которому впоследствии будут притягиваться все типы отношений будущей женщины с мужчинами. Дефицит мужского влияния в ходе взросления девочки существенно затрудняет ее развитие как будущей женщины, осложняет формирование у нее навыков межполового общения, что впоследствии негативно отразиться на личной и семейной жизни.

Отсутствие отца в семье или человека, его заменяющего, сказывается на развитии личности мужского самосознания мальчиков. Лишенные в детстве возможности достаточного общения с отцом мальчики в последующем часто не умеют исполнять свои отцовские обязанности и, таким образом, отрицательно влияют на личностное становление своих детей.

Воспитывающиеся без отца мальчики либо усваивают женский тип поведения, либо у них создается искаженное представление о мужском поведении как антагонистически противоположном женскому. В обоих случаях складывается вульгаризованное представление о мужском поведении как агрессивном, грубом, резком и жестоком. Такие мальчики часто менее зрелы и менее целеустремленны, не чувствуют себя в достаточной безопасности, безынициативны и неуравновешенны, более робки.

Дефицит мужского влияния в детстве может привести к возникновению у мальчиков трудностей усвоения адекватной половой роли, и служить одной из причин развития гомосексуализма.

Таким образом, процесс половой идентификации, то есть осознание ребенком своей половой принадлежности и приобретения психологических особенностей поведения, характерных для представителей определенного пола, во многом зависит от состава семьи и влияния матери или отца на формирование у ребенка жизненных и ценностных установок. Именно в условиях семейного воспитания дети получают первый опыт личного поведения, эмоционального реагирования на различные ситуации, учатся познавать окружающий природный и социальный мир, организовывать свой быт, эффективно участвовать в межличностном и межполовом общении.

Результатом издержек материнского воспитания в неполных семьях может стать деформация личности ребенка уже в раннем детстве. Если в полной семье эмоциональный фон создает мать, поддерживая благоприятную семейную атмосферу понимания, доверительности и душевной близости, то отец выполняет функции нормативного контроля и осуществляет регуляцию поведения.

Читать еще:  Можно ли носить ребенка в «кенгуру»: все «за» и «против. Не вредно ли для ребенка ношение в слинге и рюкзачке-кенгуру? С какого возраста можно так носить

В неполной семье реализация всех перечисленных выше функций возлагается на мать, и не всегда ей это удается. От издержек материнского воспитания в таких семьях страдают, прежде всего, мальчики.

Одна из наиболее распространенных особенностей материнского воспитания в неполных семьях — чрезмерная опека сына матерью. В своем стремлении оградить сына от жизненных трудностей, ответственности и риска матери часто тем самым парализуют детскую волю, мешают сыновьям стать мужчинами. В результате материнская гиперопека может привести к серьезному психологическому осложнению взаимоотношений между сыном и матерью, исходом которой может стать эмоциональное отчуждение, ненависть и вражда.

Не всегда взаимоотношения матери и сына приводят к личностной деформации мальчика. Если мать с раннего детства воспитывает в сыне умение преодолевать трудности, поощряет его самостоятельность и инициативу, стимулирует в нем желание быть сильным и смелым, развивает способность рисковать, то у мальчика сформируется мужской стиль поведения и под влиянием матери. В этом случае мать станет для сына надежным другом в течение всей его жизни.

Таковы некоторые психологические особенности формирования личности ребенка, характерные для всех типов неполных семей. В то же время каждая разновидность неполной семьи имеет свои, присущие только ей характерные черты, связанные с влиянием складывающихся в ней отношений на процесс психического развития и личностного становления ребенка.

Подводя краткие итоги, хотелось бы отметить, что роль родителей в деле воспитания многопланова и отражается на формировании личности ребенка уже в раннем детстве. Отсутствие одного из родителей, например отца, приводит к серьезным нарушениям психического развития ребенка, снижению его социальной активности, деформациям личности и нарушению процесса полоролевой идентификации, а также к различным отклонениям в поведении и состоянии психического здоровья.

Особенности воспитания мальчиков и девочек в неполной семье

Особенности воспитания мальчиков и девочек в неполной семье

“Распад семьи сегодня является острой проблемой нашего общества, поэтому психологи и педагоги так много внимания уделяют детям, воспитывающимся именно в неполных семьях. И есть все основания полагать, что весьма специфические условия жизни ребенка без отца, так как ребенок в современном российском обществе воспитывается, в основном, матерью, будут отражаться на особенностях его личностного развития” [31].

Говоря о таком событии, как развод, стоит сказать, что для ребенка это трагедия, если распад семьи происходит когда ребенок находится в возрасте от 3-х до 12-и лет, последствия ощущаются особенно остро. Психологическое развитие ребенка в случае развода протекает по следующему плану: еще до развода ребенок в семье отодвигается на второй план, когда родители заняты своими ссорами, ребенок воспринимает уход отца, как отказ от него, это чувство сохраняется долгие годы, далее ребенок переживает дефицит внимания со стороны матери, т.к. она вынуждена зарабатывать деньги, при встречах с отцом (если таковые имеют место) ребенок впадает в заблуждение, причина развода ему непонятна. Если отец отчужден и холоден, то у ребенка возникает вопрос, почему он должен с ним видеться, так возникает комплекс вины. В случае если родители мстят друг другу, психика ребенка подрывается еще сильней. Так же, пользуясь расколом семьи, ребенок может сталкивать родителей друг с другом, вынуждать их баловать себя, в этом случае его интриги и агрессивность тоже обернутся проблемами в будущем. С уходом отца ребенок не видит столь же отчетливо какую роль в доме играет мужчина, что накладывает свой отпечаток на развитие его личности. Для девочки данная проблема черевата неправильно сложившимся отношением к мужскому полу. Так же ребенку приходится наблюдать переживания и страдания матери, так как на данном этапе ей трудней справляться с материнскими обязанностями [40].

Таким образом, мы видим, что после развода родителей психическое здоровье ребенка сильно подрывается, его личностное развитие отягощается рядом проблем.

Но не только развод родителей оказывает пагубное влияние на развитие личности ребенка, отсутствие отца, как такового, так же существенно влияет на становление личности мальчиков и девочек. Начиная с постродовой депрессии, которую испытывает мать, и которая является стрессовой ситуацией для малыша, отец призван защитить семью, обеспечить более благоприятные условия для будущей матери и ребенка, в ином случае, с самого рождения малыша, вероятность искажения психического развития ребенка увеличивается [4].

Говоря об особенностях детей, воспитывающихся в неполных семьях, стоит сказать о том, что многие авторы отмечают то, что дети не поддерживающие контактов с отцом, отличаются недисциплинированностью и сниженным чувством ответственности [16] такого же мнения придерживаются Ю.В. Борисенко и А.Г. Портнова, в своих исследованиях они отмечают, что отцы помогают детям в усвоении моральных норм, помогают развивать волевые качества личности, устанавливают определенные рамки поведения, одобряя одни поступки и наказывая за другие, так же они придают большее значение самостоятельности и независимости детей, следовательно, у детей лишенных отцовской заботы данные качества формируются хуже [8].

Е.П. Ильин говорит о том, что дети, отцы которых принимают активное участие в воспитании ребенка, имеют способность к эмпатии, у них более высокая самооценка, они более стабильны в своих эмоциональных проявлениях, нежели дети, воспитывающиеся в неполной семье или дети испытывающие дефицит отцовского внимания. П. Попова, исследуя особенности детей, растущих без отца, отмечает, что они менее успешны в решении конфликтных ситуаций, когнитивных задач, плохо дифференцируют гендерные роли, и, как следствие, имеют проблемы с полоролевой идентификацией [32]. Дети вынуждены “дорисовывать” семью в своем воображении [22], что само по себе указывает на определенные аномалии в полоролевом развитии, так как у ребенка нет надлежащего образца.

В исследованиях Т.В. Андреевой говорится о том, что мальчики, лишенные достаточного общения с отцом либо усваивают “женский” тип поведения, либо создают искаженное представление о мужском поведении как антагонистически противоположного женскому. Так же отмечается, что мальчики, выросшие без отцов, менее зрелы и целеустремленны, они редко чувствуют себя в безопасности, они менее инициативны и уравновешенны, что свидетельствует о том, что им трудно будет выполнять свои отцовские обязанности [2].

У девочек, воспитывающихся в семьях без отцов, плохо формируются представления о мужественности, во взрослой жизни им трудней будет понять своих мужей и сыновей, они чаще будут испытывать сложности при выполнении роли жены, матери, чем девочки, воспитывающиеся в семьях, где есть отец (принимающий участие в воспитании). Любовь отца к дочери очень важна для развития ее самосознания, уверенности в себе, формирования своего образа женственности [2].

Стоит сказать о том, что наряду с родителями (родителем) в воспитании детей, особенно дошкольников, принимают участие прародительские члены семьи, в этом случае процесс полоролевой идентификации детей из неполных семей может быть более благоприятным. В исследованиях Т.А. Репиной говорится о том, что у детей, воспитанием которых занимались бабушки и дедушки отмечается способность к эмпатии, доброжелательность, отсутствие агрессивности, но ребенок менее настойчив, в меньшей мере владеет организаторскими качествами, менее самостоятелен [33].

Читать еще:  С чем носить ботфорты зимой фото. С чем носить ботфорты разных цветов без каблука

Итак, мы видим, что участие бабушек и дедушек в воспитании детей благоприятным образом сказывается, в первую очередь, на эмоциональном состоянии детей. Но, как мы видим, по исследованиям Т.А. Репиной данный факт не способствует развитию маскулинных качеств у мальчиков.

Таким образом, мы можем сказать, что наличие отца в семье, его участие в воспитании ребенка является неотъемлемым условием формирования гармонически развитой личности [22].

Выводы по 1 главе

1. Изучив полоролевую идентификацию, как проблему психолого-педагогических исследований можно сказать, что:

Полоролевая идентификация – это процесс и результат обретения ребенком психологических и поведенческих особенностей человека определенного пола; отождествление им себя с человеком определенного пола и обретение черт психологических и особенностей поведения человека того же или противоположного пола, включая типичное поведение ролевое [12].

в 1,5 года ребенок знает, мальчик он или девочка;

в 3 – 4 года ребенок знает не только какого он пола но и умеет определить пол окружающих его людей;

в 6 – 7 лет понятие половой принадлежности складывается у ребенка как уже необратимое свойство. Именно в этом возрасте начинается бурный процесс половой дифференциации, установок и ценностей, субъектом которой является уже сам ребенок, а не его родители.

Из ряда предложенных теорий формирования половых ролей, нам более близка теория идентификации, восходящая к взглядам З. Фрейда, в которой говорится о том, что ребенок бессознательно идентифицируется с образом взрослого человека своего пола, чаще всего отца или матери, и затем копирует его поведение.

Процесс полоролевой идентификации мальчиков осложняется рядом проблем, связанных с преимущественно женским воспитанием ребенка, в этом случае полоролевая идентификация мальчиков строится “от противного” (он не знает как ведет себя настоящий мужчина, но точно знает то, что не должен в своих поступках проявлять себя как девочка) поэтому может быть неустойчивой.

Для девочек процесс полоролевой идентификации является менее конфликтным и отличается большей продолжительностью по времени, чем таковой у мальчиков.

2. Говоря о семье, как о факторе влияния на полоролевую идентификацию, можно сказать, что:

Многие ученые выделяли различные типы и функции семьи, мы ознакомились с многообразием предложенных классификаций, за основу в нашем исследовании мы берем классификацию Е.А. Личко, в которой четко выделен структурный состав семьи:

Полная семья (есть мать и отец);

Неполная семья (Есть только мать или отец);

Искаженная или деформированная семья (наличие отчима вместо отца или мачехи вместо матери).

Образ родителя противоположного пола очень важен при выборе будущего партнера (выбор осуществляется либо по принципу сходства, либо по противоположности).

Семья является основополагающим фактором в формировании полоролевых установок.

Эмоциональная близость ребенка с родителем своего пола положительным образом влияет на полоролевую идентификацию ребенка, то есть, психологический контакт между ребенком и родителем определяет успешность процесса полоролевой идентификации.

Благоприятная эмоциональная атмосфера в семье способствует идентификации ребенка с родителем своего пола.

Стиль воспитания, выбранный родителями, оказывает влияние на развитие личности, например, мальчик, воспитывающийся матерью, занимающей доминирующее положение в семье, демонстрирующей маскулинные качества, может вырасти “женоподобным”, т.к. проявления самостоятельности и настойчивость, свойственные мужскому полу такой матерью подавляются.

3. – Изучая особенности воспитания мальчиков и девочек в неполной семье, мы выяснили, что:

отсутствие или отчужденность отца, оказывает неблагоприятное воздействие на развитие личности ребенка и на становление полоролевой идентификации.

мальчики, лишенные достаточного общения с отцом либо усваивают “женский” тип поведения, либо создают искаженное представление о мужском поведении как антагонистически противоположного женскому. Так же отмечается, что мальчики, выросшие без отцов, менее зрелы и целеустремленны, они редко чувствуют себя в безопасности, они менее инициативны и уравновешенны.

У девочек, воспитывающихся в семьях без отцов, плохо формируются представления о мужественности, во взрослой жизни им трудней будет понять своих мужей и сыновей, они чаще будут испытывать сложности при выполнении роли жены, матери, чем девочки, воспитывающиеся в семьях, где есть отец (принимающий участие в воспитании). Любовь отца к дочери очень важна для развития ее самосознания, уверенности в себе, формирования своего образа женственности.

Дети, воспитывающиеся в семьях без отца, редко имеют способность к эмпатии.

Дети, в воспитании которых принимают участие бабушки и дедушки более способны к эмпатии, менее агрессивны, но данный факт в нужной мере не способствует развитию маскулинных качеств у мальчиков.

Воспитание ребёнка в неполной семье. Нарушение половой идентификаци в неполных семьях.

Когда развод необходим обоим родителям, он необходим и ребёнку, так как после развода появляется возможность гармонизации жизни каждого из родителей. Ребёнок будет испытывать больший дискомфорт в семье, где царят вечные ссоры, конфликты и эмоциональное напряжение. Такая обстановка в семье будет оказывать на ребёнка большее негативное воздействие, чем стабильная жизнь с одним из родителей. Но следует отметить, что даже оправданный развод окажет на ребёнка травмирующее воздействие, вызовет неблагоприятные последствия, которые непредсказуемым образом могут повлиять на его будущую жизнь. Развод наносит большой вред для психического здоровья ребёнка, ведь для него не существует развода с отцом и матерью. Родители могут стать для него чужими, только при условии, что они сами очень захотят этого. Одни говорят, что развод это всегда плохо, другие считают, что для ребёнка не имеет значение кто занимается его воспитанием, а третьи выделяются тем, что говорят о плюсах неполной семьи, так как оставшийся родитель несет персональную ответственность за происходящее в его семье и не пытается переложить ответственность за неудачи на других членов семьи.

Каждую из этих точек зрения можно как опровергнуть, так и принять.

Нельзя говорить о том, что каждая полная семья является нормальной средой для полноценного развития и воспитания ребёнка. Однако, при наличии обоих родителей, многие задачи связанные с сохранением психического здоровья ребёнка получается решать успешнее. На этом не раз акцентировали и акцентируют внимание различные специалисты, занимающиеся проблемами неполных семей. Отмечается закономерность между воспитанием детей в неполной семье и их неудавшейся семейной жизнью в будущем.

Неполная семья состоит из одного родителя с одним или несколькими несовершеннолетними детьми.

Есть дополнительная категория – функционально неполные семьи. В таких семьях два родителя, но из-за профессиональных или других причин почти не остаётся времени на семью. Время на детей в таких семьях есть лишь по выходным дням. Некоторые родители вообще забывают о своих воспитательных функциях. Например, когда один из родителей занимается бизнесом. Он как бы числится в семье, но не принимает участия в формировании личности своих детей.

В зависимости от того, кто занимается воспитанием детей, выделяют материнские и отцовские семьи.

В России, как правило, неполная семья состоит из матери и ребенка, соответственно, является материнской. Я хочу рассмотреть особенности материнско-детских отношений и их влияние на характер психического и личностного развития ребенка.

По количеству поколений в семье различают неполную простую – родитель и ребенок; неполную расширеную – родитель, ребенок и другие родственники.

Читать еще:  Почему мужчина не отпускает. Расставание с любимым женатым мужчиной. Если он вас не отпускает - Действуйте! Почему женатый мужчина заводит любовницу

После расторжения брака, нередки случаи, когда мать с детьми возвращается к своим родителям. Характерным феноменом в такой неполной семье будет инверсия воспитательных ролей, где роль матери займет бабушка с авторитетными чертами личности, а вот роль отца выпадет матери с твердыми чертами характера и повышенной принципиальностью, либо дедушке.

Каждая неполная семья имеет свои особенности и это сказывается на развитии психики ребёнка, а так же на его формировании личностных качеств.

Каковы же перспективы воспитания детей в материнских семьях?

На этот счёт существуют различные точки зрения, как правило противоречивые, но почти все они сводятся под один знаменатель, что отсутствие не просто отца в семье, а мужчины будет существенной предпосылкой отклонений в психическом развитии ребенка .

Дефицит мужского влияния в неполных семьях заключается в следующем:

1. Нарушается гармоничное развитие интеллектуальной сферы, негативное влияние может сказаться и на математических, пространственных и аналитических способностях ребенка за счёт развития способностей вербальных.

Для полноценного развития интеллекта у ребнка необходимо, чтобы в его окружении, с раннего детства, встречались оба типа мышления: мужское и женское.

На развитие интеллекта оказывает влияние: наследственность, собственный опыт ребенка и его окружение. Поэтому очень важно, в каком возрастном периоде ребенка лишили возможности испытывать на себе влияние обоих родителей, являющихся для него первоначальным источником необходимого жизненного опыта. Как правило, чем раньше ребенок лишился отца, тем сильнее страдает его умственное развитие. Особенно важным в этом отношении будут первые два года жизни ребенка. Потеря отца в результате его смерти, особенным образом сказываеться на школьных успехах ребёнка в том случае, если несчастье произошло в первые школьные годы. Наличие отца в семье влияет на формирование интереса у ребенка к образованию и стимулирует желание учиться.

Возможны следующие варианты, когда мнение отца, относительно обучения в дальнейшей жизни ребенка, может стать определяющим и негативно сказаться на его отношении к учебе. Особенно этому подвержены девочки. В частности, причиной учебных неудач у девочек становятся те правила женского поведения в их наиболее традиционной форме, которые отец внушал им с самого детства. Например: женщина слабая и ей необходима забота и ласка от мужчины, а ее обязанности, это порядок и чистота в доме, что касается науки и карьерного роста, то это является задачей мужчин. В результате такого мужского воздействия, девочка, определив свое место в жизни, будет довольна собой, и получая тройки полностью удовлетворена своей успеваемостью.

Речь идёт о часто встречающихся тенденциях. Общий интеллект, умственная одаренность чаще связаны с наличием сильного и успешного отца в семье. А вот высокий уровень творческих способностей нередко отмечается у детей, которые воспитывались в неполных семьях, а именно, в материнских семьях.

Есть интересные данные о том, что в наиболее материально обеспеченных слоях общества способности детей, выросших без отца, не редко выше, чем у детей из полных семей.

2. Менее четким делается процесс половой идентификации мальчиков и девочек; отмечается несформированность навыков поло-ролевого поведения.

Медиками и психологами отмечено, что утрата или же несформированность чувства пола порождает глубокие изменения личности человека, в целом. У такого человека наблюдается ощутимая потеря своего Я, нарушается система его отношений с другими людьми.

В развитии специфических половых психологических качеств мужчин и женщин огромное значение отдается отцу. Замечено, что уже с первых месяцев жизни ребенка отец по-разному играет с мальчиком и девочкой, тем самым формируя их половую идентичность. Первые 5-7 лет жизни играют важную роль в развитии у мальчика черт мужественности и в установлении гетеросексуальных отношений у девочки. Наиболее успешно дети осваивают ту или иную психосоциальную роль в дошкольном возрасте. Мальчики в 5-7 лет. У девочек этот период растянут, 3-8 лет. Под влиянием социальных воздействий, которые в дошкольном возрасте исходят от родителей, к 3-6 годам складывается представление ребенка о принадлежности к определенному полу, что оказывает сильное влияние на весь дальнейший ход формирования его личности как мужчины или женщины. Чем дольше ребенок в этот период воспитывается без отца, тем серьезнее могут быть трудности половой идентификации, если же ни какой другой мужчина не станет эффективной заменой отца, для ребенка. Отсутствие отца, или человека, заменяющего его, сказывается на развитии личности и мужского самосознания мальчиков. Психотерапевты отмечают, что мальчик, лишенный отца в детстве, будучи в своей семье, не справляется с обязанностями отца в отношении к своим детям и тем самым отрицательно влияет на личностное становление своих детей.

Мальчикам, воспитываемым без отца, свойственно усваивать либо женское поведение, либо у них создается искаженное представление о мужском поведении как антагонистически противоположном женскому, и они отрицают то, что хочет привить им мать. В обоих случаях складывается представление о мужском поведении как агрессивном, грубом и жестоком.

Для правильной половой идентификации необходимо, чтобы ребенок осознавал, что он такой же, как его отец (мать) и испытывал нежные чувства к родителю противоположного пола, с которым, при нормальных условиях воспитания в этот момент возникают особенно близкие отношения.

Затрудняется обучение детей навыкам общения с представителями противоположного пола; становится возможным формирование избыточной привязанности к матери, поскольку отсутствует член семьи, который мог бы “оторвать” ребенка от матери, вывести его в более широкий мир.

Основной проблемой, с которой приходится столкнуться детям из неполных семей, это их неумение противостоять трудностям, неуверенность в себе, что, как правило, может повлечь за собой низкий уровень их социальной активности. Эту особенность в психическом и личностном развитии детей из неполных семей отмечают педагоги и психотерапевты. Таким детям чаще, чем детям из полных семей свойственно жить сегодняшним днем и надеяться на удачу. Им не интересно как они могут повлиять на изменения своей жизни в лучшею сторону и они не желают строить планов на будущее.

Подобное состояние, по мнению исследователей, в основном присуще девочкам, у которых особенно отчетливо проявляется типичный для неудачников социальный признак: неуверенность в себе, они не надеются на будущий успех в жизни. Такие девочки признаются, что при первой же возможности готовы выйти замуж, так как сами они свое положение изменить не в силах и считают замужество единственным возможным выходом. Однако, в семейное счастье у них веры тоже нет.

Если говорить о социальной зрелости и проявлении активности мальчиков, которые воспитывались в неполных семьях, то здесь тоже можно говорить о ряде проблем. Психологами отмечена социальная, гражданская, психологическая незрелость их личности, т. е. инфантилизм, причину которого они видят в “женском” воспитании, в уменьшении роли отца в семье. Однако отсутствие отца в окружении ребенка является важным фактором, но не определяющим. Отсюда следует, что отсутствие отца является не столько причиной, сколько предпосылкой нарушений развития у ребенка.

Источники:

http://lektsii.org/3-4025.html
http://studbooks.net/2037065/pedagogika/osobennosti_vospitaniya_malchikov_devochek_nepolnoy_seme
http://www.b17.ru/article/106067/

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: