Почему дети из одной семьи не похожи друг на друга? Почему у детей от одних родителей разные характеры

Почему у детей от одних родителей разные характеры?

Психолог, семейный психолог — г. Запорожье (Украина)

№0 | 20.11.2014-14:27 Автор темы

Психолог, КЛИНИЧЕСКИЙ практик-результат — г. Москва

Психолог, Детский психолог Гештальт-терапевт — г. Тольятти

Очень интересное обсуждение! Одна из моих любимых тем: сиблинговые отношения!
Конечно, разности детей в одной семье может служить целый спектр причин:
-порядок рождения
-тип темперамента
-условия, в которых провел периоды новорожденности, младенчества и раннего возраста
-отношение родственников, окружающих взрослых и детей
-ожидания родителей (осознанные, либо неосознанные)
-личная индивидуальность каждого
-перенесенные заболевания
-.
Список можно продолжать, но пока на ум приходит только это.

Когда-то мне очень помогла сформировать свой взгляд на эти проблемы книга Марселя Руфо (французский психоаналитик) “Братья и сестры, болезнь любви” (наверно, Вы знаете эту работу)

Психолог, Системный семейный терапевт — г. Москва

Психолог, Врач-псиxотерапевт — г. Краснодар

Психолог, Семейный системный психолог — г. Новороссийск

Психолог, семейный психолог — г. Запорожье (Украина)

№8 | 20.11.2014-17:33 Автор темы

Психолог, семейный психолог — г. Запорожье (Украина)

№9 | 20.11.2014-17:50 Автор темы

Психолог, Системный семейный терапевт — г. Москва

Психолог, Семейный системный психолог — г. Новороссийск

Психолог, Детский психолог Гештальт-терапевт — г. Тольятти

Психолог, Детский психолог Гештальт-терапевт — г. Тольятти

Психолог — г. Севастополь

В последние 5-10 лет психогенетики обнаружили три весьма неожиданных явления:
(а) у детей, растущих в одной семье, среда формирует скорее различия, чем сходства;
(б) многие психологические инструменты (опросники, данные, полученные методом наблюдения, и пр.), используемые для измерения характеристик среды, показывают неожиданно высокий уровень генетического контроля,
и (в) при разложении фенотипической дисперсии подавляющего большинства психологических признаков, изучаемых психогенетикой, роль общесемейной среды оказывается незначительной. Все это дает возможность сформулировать гипотезу о том, что люди создают или находят определенные средовые условия, соответствующие их генотипам, а не являются пассивными «жертвами» своих генов или «доставшейся» им среды. Иными словами, индивидуальный генотип оказывается «конструктором» индивидуальной среды.
Эти данные позволили американской исследовательнице С. Скарр сформулировать концепцию, получившую образное обозначение «генотип —> среда», т.е. путь от генотипа к среде, обратный привычному «влиянию среды на индивидуальность» [396]. “

Семейная психология

Люди часто задаются вопросом, почему, казалось бы, у детей из одной семьи и от одних родителей разные характеры, порой диаметрально противоположные. Родители в таких случаях только разводят руками и заверяют, что воспитывали и любили всех одинаково. Психологи нашли разгадку этой тайны: дело, оказывается, в очередности появления детей на свет.

Читать еще:  Розовый топаз камень свойства. Волшебный камень топаз. Описание и свойства

По мнению психологов, большой отпечаток на характер детей накладывает очередность появления на свет. Конечно, в первую очередь это связано с особенностями их воспитания и отношений между членами семьи. Понаблюдайте за семьями своих знакомых и проверьте, так ли это на самом деле.

Так, старший ребенок обычно является по натуре лидером, так как ему приходится рано становиться самостоятельным (родители вынуждены отвлекаться от него, чтобы заняться воспитанием других детей) и во многих случаях брать на себя ответственность за младших. Однако первенец может провоцировать и конфликтные ситуации. Если он уже привык быть единственным, а в семье появляется второй малыш, старший может ревновать, обижаться на родителей за невнимание к своей персоне, отказываться участвовать в уходе за младшим. Если же старший принимает младшего, то это нередко помогает ему стать более организованным и дисциплинированным, а также развивать свои способности и интеллект. Именно старшие дети в семье нередко достигают профессиональных успехов и карьерных высот.

Средние дети, как правило, вырастают “дипломатами”. Ведь им родители уделяют меньше всего времени; кроме того, им приходится учиться ладить со старшими и младшими братьями или сестрами. Для “средненьких” характерны гибкость и умение идти на компромиссы. Они легко адаптируются в любом коллективе. В зрелом возрасте они могут и не сделать большой карьеры, но их будут ценить за неконфликтный характер и умение строить отношения с окружающими. Таким индивидам больше подходит работа с людьми. Единственная “ложка дегтя” заключается в том, что “середнячки” могут ощущать себя обделенными родительской любовью и страдать от этого, иногда всю жизнь.

Младшие дети обычно получают куда больше любви, заботы и внимания, чем старшие и средние. Поэтому они нередко вырастают избалованными и несамостоятельными, привыкают рассчитывать на помощь других людей. Они не любят брать на себя ответственность и не умеют самостоятельно принимать решения. В то же время, у “младшеньких” часто вырабатывается нестандартное мышление, они бывают наделены способностями к творчеству (это результат того, что в детстве уделялось много внимания их внутреннему развитию). Но им претит регулярный труд и рутина. Типичная ситуация, когда старший в семье — карьерист или бизнесмен, а младший становится человеком свободной профессии — музыкантом или художником. Причем его деятельность часто не приносит прибыли. В результате он вынужден опять-таки обращаться за помощью к родным.

Единственные дети редко вырастают заурядными личностями. Ведь родители уделяют им максимум внимания. Поэтому, с одной стороны, у них возникают лидерские задатки, с другой — они получают возможность развиваться в соответствии со своими природными склонностями (разумеется, если родители на них не слишком давят). Опасность заключается лишь в том, что единственного ребенка легко избаловать, поэтому он может вырасти несамостоятельным, неспособным ступить шагу без родителей. При неправильном воспитании такой человек начинает считать себя центром Вселенной и полагает, что все ему что-то должны. Иногда же он вырастает, наоборот, чересчур самостоятельным, индивидуалистом: из-за своей нестандартности с трудом выстраивает отношения с окружающими.

Читать еще:  Стильные юбки из атласа - фото и мода. Атласная юбка – особенности материала, с чем носить и кому подойдет

Впрочем, вся эта классификация достаточно условна, так как здесь рассмотрены только типичные ситуации. А могут быть и нетипичные: скажем, в одной семье растут дети от разных браков, приемные дети, больные дети или дети-инвалиды. Ситуация может поменяться в связи со смертью одного из детей, уходом кого-то из детей из семьи, а также появлением новых детей.

Также следует учитывать разницу в возрасте. Так, если разница между детьми составляет больше пятнадцати лет, то личность старшего ребенка, скорее всего, уже сформировалась как личность единственного, и вряд ли следует ожидать каких-то серьезных изменений.

Нельзя также сбрасывать со счетов и того, что у родителей могут быть среди детей свои любимчики. Случается, что больше любят старшего или среднего, а не младшего. Или мать больше любит одного ребенка, а отец — другого. Естественно, это не может не сказываться на формировании личностей детей. В общем, в каждом отдельном случае необходим индивидуальный подход.

Почему дети из одной семьи не похожи друг на друга?

Каждый из нас может назвать немало примеров, когда дети из одной семьи абсолютно не похожи друг на друга. Они кардинально различаются по характеру. К примеру, старший сын прекрасный семьянин, отличный работник и пользуется уважением у окружающих. А младший отпрыск имеют тягу к алкоголю, ленивый, не может найти постоянную работу и всё время попадает в какие-то неприглядные ситуации.

Казалось бы, определяющими являются наследственные признаки. Половину из них ребёнок получает от матери, а другую половину от отца. Поэтому, по логике вещей, у детей от одних родителей наследственность должна быть одинаковой. Но это поверхностный подход, который опровергается практикой.

Рис. Почему дети из одной семьи не похожи друг на друга?

Здесь нужно также учитывать окружающую среду, личный опыт, специфику воспитания, отношение родителей друг к другу. На все эти сопутствующие факторы психологи отводят 50%, а вот вторые 50% приходятся как раз на наследственность. То есть получается, что дети лишь наполовину похожи друг на друга.

Но и в этой второй половине не всё идентично. Один ребёнок обладает лидерскими качествами в большей степени, а другой в меньшей. То же самое касается трудолюбия, тяги к знаниям, веры в свои силы. При этом различия у детей могут быть довольно существенными. Невозможно, чтобы два малыша обладали абсолютно одинаковыми талантами или недостатками. У одного их всё равно будет чуть-чуть больше, а у другого меньше.

А теперь поговорим об окружающей среде. Именно она формирует личностные качества на основе приобретаемого жизненного опыта. Тут следует знать, что опыт, приобретаемый вне семьи, в гораздо большей степени влияет на характер, чем те навыки и модели поведения, которые прививаются в отчем доме. Так уж сложилось, что внешний мир более эффективно воздействует на маленьких людей, чем семейный очаг.

Читать еще:  Ночь перед Рождеством. Традиции и каноны. Рождественский сочельник. Что делать в сочельник перед рождеством — обычаи и приметы

Однако необходимо понимать, что детский сад, школа и улица вступают во взаимодействие с определённой базой, заложенной в младенческие годы. А вот она у первого, второго и третьего ребёнка может различаться. Связано это с тем, что родители в разные периоды времени ведут себя вовсе не одинаково.

При рождении первенца отец и мать могут иметь одно финансовое положение, а при рождении второго ребёнка – уже другое. Не следует сбрасывать со счетов и возраст, и опыт, и семейные кризисы. Всё это сказывается на взрослых людях и отражается на их детях в полной мере.

Вначале в семье может быть всё хорошо, и родившийся малыш в полной мере испытает на себе ласку и заботу родителей. А затем начинаются скандалы и финансовые проблемы, которые приходятся как раз на рождение второго малыша. В этом случае он попадает в негативную обстановку. Она самым неприятным образом скажется в будущем на его личностных качествах. Зато третий ребёнок родится тогда, когда чёрная полоса закончится. Маленький человечек будет воспитываться в спокойной и доброжелательной атмосфере, а его характер при таком развитии событий кардинально будет отличаться от характера второго ребёнка.

Не нужно также забывать, что старшие и младшие дети живут в разных семейных нишах. Первый малыш претендует на роль лидера. Второй ребёнок как бы находится в тени старшего. При этом родители иногда относятся к нему с большей любовью. В некоторых случаях это подчёркивается так явно, что первенец начинает испытывать чувство ревности. Впрочем, бывает и наоборот. Второй ребёнок мог оказаться нежеланным для матери ещё при зачатии. Поэтому любовь к нему не такая пылкая и крепкая как к первенцу.

Существует огромное количество моделей поведения в семьях. Причём с течением лет они меняются. Отсюда и наблюдается непохожесть детей, воспитанных в одной семье одними родителями. В принципе, мать и отец с годами становятся совсем другими людьми. Вместе с ними претерпевает изменения и общая атмосфера в доме. Всё это отражается на характерах их любимых чад. Наследственность при этом может оставаться неизменной, ведь она заложена на генетическом уровне.

Но гены генами, а суровая проза жизни диктует свои законы. Однако в любом случае родители просто обязаны создавать в семье атмосферу, наполненную трепетной заботой и любовью по отношению к своим отпрыскам. Это необходимо для счастливого детства и правильного развития личности. В то же время родителям не следует относиться к детям одинаково. К каждому малышу должен быть индивидуальный подход в силу особенностей его характера.

В заключении следует заметить, что дети сродни лотерее. Но какой бы ребёнок не был послан Вам Богом, принимайте его именно таким, какой на самом деле он есть. Смотрите объективно на своё любимое чадо, и пусть сопутствует Вам удача в таком нелёгком деле как воспитание личности.

Источники:

http://www.b17.ru/forum/topic.php?id=20740
http://www.missus.ru/articles/family/psychology/20-08-2012/deti/7399
http://psi-technology.net/articles/populyarnaya-psihologiya/pochemu-deti-iz-odnoj-semi-ne-pohozhi-drug-na-druga.php

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: