Проект на тему проблемы подростков. Подросток связался с «плохой компанией». Проблемы современных детей

Проблемы современных подростков


Многие родители хватаются за голову, когда их детям исполняется 12-13 лет. Послушные и примерные мальчики и девочки становятся грубыми, дерзкими, зачастую отрицают все, что прививали им дома. Есть, конечно, дети, которые и в переходном возрасте только радуют родителей, но их меньшинство. О наиболее типичных проблемах современных подростков и причинах их конфликтов с родителями, в преддверии учебного года , мы бы хотели рассказать.

В жизни каждого ребенка наступает период, когда он впервые задается вопросом: «Кто я? Чего я хочу от жизни? Кем я хочу стать?». Вопросы растут в геометрической прогрессии, и в жизни наступает время поиска ответов. За короткий отрезок времени – с 11-ти до 16-ти лет ребенок делает огромный шаг в развитии и становится подростком. В это время кардинально меняется не только психика подростка, но и его гормональное и физическое состояние. Подросток становится уязвимым и без должной поддержки не в состоянии справиться со становлением своей личности самостоятельно. Начинается период внутренних конфликтов с самим собой, спутниками которых является частая смена настроения, поиск новых друзей и увлечений, а также появление агрессии. В этот период начинаются проблемы подростков с родителями. Причиной этого являются такие внутренние противоречия ребенка:

· подросток считает себя взрослым, хотя по своим реальным силам еще остается ребенком. Главное противоречие здесь кроется в формуле: «я взрослый, поэтому другим взрослым я не доверяю»;

· ребенок отстаивает свое право на роль уникальной и неповторимой личности, и тут же стремится «быть как все»;

· подросток стремится принадлежать к той или иной социальной группе и быть её полноправным членом. Однако подростковые группы – самые закрытые и новичкам туда почти не попасть. Отсюда начинает свое развитие одиночество подростка и трудности в общении со сверстниками и социальным окружением.

Из этих противоречий произрастают все основные проблемы подростков: семейные, половые, и проблемы в поведении.
Чтобы понять, как помочь ребенку с ними справиться рассмотрим наиболее распространенные проблемы.

1. Ребенок перестал разговаривать с родителями и стал скрывать свои проблемы.

Подросток очень хочет отделиться от взрослых, быть самостоятельным и независимым. Этот бунт заложен в его природе. Семья не престает играть огромную роль в жизни ребенка, подростку важно мнение родителей и других взрослых, но в то же время он хочет самостоятельности. Часто подросток не знает, как попросить совета у взрослых, думая, что тем самым он опустится в глазах родителей и снова встанет на ступень детства. Не мешайте ребенку, прощупывать границы возможного. Проявите внимание к ребенку, объясните, что не собираетесь его осуждать, ругать, обвинять в чем-либо, но и не приставайте с расспросами, просто покажите, что у него есть свое внутреннее неприкасаемое пространство, но вы всегда рядом.

2. У подростка снизилась успеваемость.

Так как основным видом деятельности подростка является общение, то именно от этого зависит успеваемость ребенка в школе. Так, например, при ухудшении отношений со сверстниками успеваемость подростка стремительно падает и, наоборот, чем лучше отношения с ровесниками, тем выше уровень успеваемости.

Кроме того, в начале подросткового возраста появляются первые сексуальные влечения и интересы, и происходит отмирание предыдущих, детских интересов, с этим также связано падение успеваемости и снижение общей работоспособности. Но благодаря этому подросток формирует новую систему интересов, в которую входит повышенный интерес к психологическим переживаниям других людей, а также самого себя. Ребенок начинает задумываться о своем будущем и создает свою некую воображаемую действительность, мечту.

3. Подросток связался с «плохой компанией».

Огромное значение подростки уделяют выделению себя как отдельного, уникального члена общества. Попытки выделиться из «серой массы» могут привести ребенка к совершению асоциальных действий.

Подростки стремятся в кратчайшие сроки расширить границы собственного личного опыта, они ищут приключения, и, зачастую, не признают свое поведение отклоняющимся от нормы. Они считают это абсолютно нормальным, так как очень увлечены собой и не умеют пока еще адекватно оценивать ситуации и собственные возможности.

Причиной отклонений в поведении подростков может также стать непонимание со стороны родителей и сверстников, безнадзорность, дефицит общения внутри семьи, попустительство со стороны близких и даже отрицательная оценка ребенка родителями его друзей.

Если подростку кажется, что он всеми отвергаем, а потребность к самоутверждению неудовлетворена, то ребенок ищет себе компанию за территорией школы. Часто такие компании называют «уличными», про них говорят, что «ребенок попал в плохую компанию». Подростку необходимо доказать себе и окружающим, что он взрослый, и, как у каждого взрослого, у него есть друзья. В этой компании ребенок может компенсировать свои личностные неудачи в школе.

4. Подросток перестал выходить на улицу.

Переходный возраст – очень сложный период для самого ребенка. Изнутри его разрывает буря эмоций, с которой он не всегда в состоянии справиться. Некоторые дети уходят в себя, начинают увлекаться чтением, фильмами, много времени проводят в Интернете и в социальных сетях – это нормально. Не все подростки проводят все время, гуляя на улице. Некоторым необходим покой для того, что найти свое «я».

5. Почему подросток недоволен своим внешним видом?

Подростки очень увлечены своим внешним видом и очень болезненно реагируют на любое несовпадение с их субъективной нормой внешности, поэтому преувеличивают и выдумывают телесные недостатки. «У меня некрасивые пятки», – это нормальная фраза обычного подростка. Будьте терпеливы к таким недовольствам, к попыткам изменить свою внешность – все это необходимо для того, чтобы подросток осознал собственную уникальность и стал адекватно оценивать себя.

6. Подросток постоянно думает о противоположном поле.

Огромную роль в жизни подростка играют сексуальные интересы.

Биологической особенностью подросткового возраста является гормональная перестройка организма. С этим связана половая идентификация подростков. Именно в этом возрасте закрепляются особенности поведения относительно своей полоролевой принадлежности.

Одной из причин появления конфликтов в этом возрасте является именно половое созревание. Прилив сексуальной энергии расшатывает внутреннее равновесие, а это вызывает дисбаланс в психическом состоянии подростка.

Итак, если у вашего ребенка начался переходный возраст, наберитесь терпения и старайтесь спокойно воспринимать все изменения в поведении и характере подростка. Все, что будет происходить с ним в ближайшие годы, имеет физиологическое и психологическое объяснение, и ваш ребенок не виноват в том, что внутри него разгорается буря. Просто будьте рядом, пытайтесь скруглять углы и не идти на конфликты, примите его желание казаться взрослым, и разговаривайте, как можно больше разговаривайте с ребенком, даже если вам кажется, что он вас не слушает. Поверьте, слушает и прислушивается, просто не подает виду.

Как помочь подростку справиться с кризисом взросления

1. Создайте и поддерживайте с подростком теплые, доверительные отношения. Принимайте Вашего подростка таким, какой он есть. Важно, чтобы подросток каждый день получал знаки вашей любви и принятия в виде ласковых поощрительных слов, объятий. Избегайте в общении с подростком иронии, бестактных замечаний. Известный семейный терапевт В. Сатир рекомендовала обнимать ребенка несколько раз в день, говоря, что четыре объятия совершенно необходимы каждому просто для выживания, а для хорошего самочувствия нужно не менее восьми объятий в день.

Читать еще:  Гордон александр с дочкой. Молодая супруга александра гордона показала редкий семейный кадр.

2. Будьте терпеливы и терпимы общаясь с подростком. Измените стиль общения, перейдите на спокойный, вежливый тон и откажитесь от категорических оценок и суждений, чаще договаривайтесь, аргументируйте свое мнение, идите на компромисс.

3. Интересуйтесь мнением подростка, постарайтесь взглянуть на мир его глазами, попытайтесь найти с подростком общий язык.

4. Дайте возможность подростку почувствовать себя полноправным членом семьи с мнением, которого считаются.

5. Формируйте привычку и потребность разговаривать с родителями «по душам», доверять секреты. Никогда не используйте откровенность подростка против него, не спешите с оценками и советами, умейте терпеливо и безоценочно выслушать и посочувствовать.

6. Будьте готовы пересмотреть и обсудить с подростком ограничения и запреты, которых вы придерживались раньше, предоставьте ему больше самостоятельности.

5. Проявите интерес, заинтересуйтесь увлечениями вашего подростка, постарайтесь найти в них что-то интересное для себя. Не критикуйте, не игнорируйте и не высмеивайте не понятные вам увлечения подростка.

6. Используйте стремление подростка к самоутверждению, предоставьте ему позитивные возможности для самореализации.

6. Планируйте и проводите совместный досуг.

7. С уважением и интересом отзывайтесь о друзьях подростка, не критикуйте их, предоставьте возможность подростку приглашать своих друзей в гости, это даст вам возможность узнать больше о круге общения вашего ребенка. Чаще разговаривайте с подростком о его друзьях.

8. Искренне интересуйтесь переживаниями и проблемами подростков, демонстрируйте ваше уважение и признание их личности, индивидуальности.

9. Научите подростка самостоятельно решать возникающие проблемы, а не игнорировать их.

10. Формируйте привычку ставить цели, планировать свои действия для достижения поставленных целей.

11. Предоставьте возможность подростку самостоятельно оформить собственное пространство (комнату), выбрать стиль одежды. При необходимости помогите подростку в поисках собственного стиля в одежде, прическе и т.д.

12. Уважайте личное пространство подростка, стучите, входя в его комнату, не заглядывайте в его дневники, предоставьте возможность подростку самому контролировать порядок в своей комнате, так как ему удобно.

13. Делитесь своими переживаниями с подростком, обращайтесь к нему за помощью и советом, говорите о том, как важна для вас его поддержка.

14. Будьте для подростка примером достойным подражания, найдите способы поддержания и укрепления своего авторитета ненасильственным способом. Будьте другом для своего взрослеющего ребенка.

15. Общаясь с подростком, чаще вспоминайте себя в этом возрасте, возможно, вам станут понятнее его переживания и поступки.

Подростковый возраст не только тяжелое испытание, но и период больших перемен, которые могут компенсировать ранние детские проблемы: возможность преодолеть застенчивость, понять внутреннюю ценность себя, научиться общаться и выстраивать отношения со сверстниками.

Проблемы в жизни подростка – явление неизбежное. И только в ваших силах, уважаемые родители, облегчить ребенку поиски самого себя и помочь преодолеть эти проблемы. Как бы ни вел себя подросток, прежде чем наказывать его, встаньте на его место и постарайтесь понять как ему сложно в этот период. Пусть не сразу, но ребенок оценит вашу поддержку и будет вам благодарен всю оставшуюся жизнь.

Безопасность детей – Защитница Багира

Вход на сайт

Проблемы воспитания подростков волнуют родителей и преподавателей, которые часто не могут не только найти взаимопонимание с подрастающим поколением, но не могут понять стремления молодежи живущей в социальных сетях, повсеместно использующей незнакомые термины и не признающей былых ценностей. Постараемся всесторонне рассмотреть проблему и осветить причины сложного поведения современных юношей и девушек, а также природу конфликтов и трудностей воспитательного процесса.

Проблемы воспитания подростков – источники конфликтов со взрослыми

Резкое изменение поведения еще вчерашнего «золотого» ребенка обусловлено в первую очередь резкоизменяющимся гормональным фоном организма. В организме активизируются работа половых желез, начинает функционировать репродуктивная система, начинается активный рост. Подросток начинает чувствовать резкие изменения в теле, появляется некая неуклюжесть, связанная со сложностями адаптации к уже почти взрослому телу, настроение может стать нестабильным. Возможно проявления разного рода комплексов по поводу своей внешности, своих возможностей и жизненного опыта. Появляется желание как можно быстрее достичь взрослости и попробовать все «прелести жизни». Всё это происходит на фоне общения в среде подростков, где существуют совершенно свои ценности, свои идеалы, приоритеты и иерархия. Обычно даже среди вполне благополучных ребят модным становиться курить, начинать употреблять алкоголь и пытаться начать сексуальную жизнь. Причем всё это, проходя через призму еще незрелого мировосприятия, приобретает искаженные черты, когда неподчинение взрослым, своенравие, агрессивность, алкоголь, никотин, наркотики и ранние половые связи являют всего лишь методом почувствовать себя как можно быстрее взрослым, реализовать свою независимость, доказать родителям, что они жизнь не понимают и давно устарели.

Психологически сложности в подростковый период также в итоге выливаются в проблемы с воспитанием. В психиатрии популярно разделение характеров подростков на 11 вариантов: астено-невротический тип, гипертимный тип, истероидный тип, конформный тип, лабильный тип, неустойчивый тип, психастенический тип, сенситивный тип, шизоидный тип, циклоидный тип, эпилептоидный тип. Эту модель предложил советский психиатр Андрей Личко, чтобы ознакомиться с ними, выберите в конце статьи все статьи на тему «характер подростка». Вкратце можно сказать, что каждый подросток имеет свою модель поведения, характеризующуюся особенностями психики, и из этого проистекают основные мотивы его поступков, как соответствующие общепризнанным нормам в обществе, так и идущие в разрез с ними.

Причины проблем воспитания подростков можно разделить таким образом:

  • Конфликт поколений, когда старшее поколение теряет авторитет в глазах подростка, поскольку он не разделяет их ценности и стремления и не находит со взрослыми общий язык. А тем, в свою очередь, кажутся дикими увлечения молодежи, их жизненные ориентиры и манеры. Причем эта проблема переходит из поколения в поколение, только меняются её атрибуты. Если в середине XX века недостойным мог считаться обычный маникюр, то современные родители могут сталкивать с различными молодежными субкультурами, когда подростки делают пирсинг языка, губ или носа, окрашивают волосы в малиновый цвет или красят губы черной помадой. Но как бы дико это не выглядело с точки зрения зрелых людей суть этого явления одна – самоидентификация и способ самовыражения подрастающего поколения.
  • Системное непонимание детей и родителей, которое имело место еще в более раннем возрасте, но в то время ребенок еще не имел возможности проявить свой протест. И вот почувствовав зарождающееся созревание подросток начинает конфликтовать, в том числе и отыгрываясь за прошлые невысказанные обиды. Поэтому родителям может казаться, что подросток идет на конфликт по поводу и без повода, а на самом деле они сами на протяжении многих лет строили между собой и ребенком баррикаду и теперь он мечет с другой стороны в них пушечные ядра.
  • Проблемы быстрого роста и изменений в организме. Из-за резкого превращения вчерашнего ребенка в уже почти взрослого человека подросток может стать в зависимости от типа характера агрессивным и непримиримым либо ранимым и плаксивым, может иметь резкие смены настроения и легко поддаваться чужому пагубному влиянию. В это время подростки находятся в группе риска, они могут за компанию начать употреблять наркотики, алкоголь, никотин, участвовать в криминальных деяниях и иметь беспорядочные сексуальные связи. Причем не столь важно насколько благополучная и обеспеченная его семья намного важнее, кто находится в окружении несовершеннолетнего человека, кому он доверяет и кого считает своим кумиром. Ведь родители в пубертатный период часто отступают на второй план, а следовать ребенок хочет каким-то своим идеалам.
  • Стремление выйти из-под контроля взрослых. Некоторые подростки очень спешат стать самостоятельными и ради этого готовы не подчиняться взрослым, убегать из дома, прогуливать уроки и так далее. Даже достаточно благополучные и рассудительные дети в этом возрасте могут себе позволять некие неадекватные поступки.
  • Нездоровые увлечения и зависимости. Ложная система ценностей. Подросток может выстроить себе свое понимание жизни, увлечься какими-то своими интересами и полностью уйти в них, причем в ущерб учебе, спортивным секциям, уборке в квартире и т.д. Например, в последнее время такими увлечениями стали социальные сети и онлайн игры, в которых участвуют огромное количество людей и которые способны серьезно затянуть в свой виртуальный мир.
  • Сексуальная активность. Всё нарастающая концентрация половых гормонов начинает будоражит молодой организм требующий разрядки. Современная молодежь очень лояльно относится к ранним половым связям, что всесторонне подогревается и поддерживается интернет-сообществом, где девственность уже возводится в ранг чего-то неполноценного. Неудивительно, что подростки стремятся как можно скорее расстаться с невинностью. По статистике международной исследовательской компании HBSC на территории постсоветских государств порядка 19-25% юношей в возрасте 15 лет уже имели сексуальные контакты, среди девушек их количество немного меньше, от 9% до 24% в зависимости от страны. Это в большинстве случаев не устраивает их родителей, пытающихся взять ситуацию под контроль (особенно в случае с девушками-подростками), и, конечно же, конфликты на этом фоне почти неминуемы.
Читать еще:  Стишок хорошему человеку. Красивые слова и цитаты, которые сделают жизнь лучше

Кроме того на частоту и характер конфликтов в семьях могут влиять дополнительные факторы:

  • Успеваемость в учебе и степень участия в домашнем хозяйстве. Последний фактор особенно актуален для девушек, на которых традиционно взваливается часть домашней работы. Чем хуже учится подросток и чем меньше он участвует в домашних делах, тем больше конфликтов возникает с ним.
  • Социально экономический статус семьи. Конфликты наиболее часто происходят в семьях с низким достатком, в которых родители требуют от детей максимального послушания, боясь, что те свяжутся с плохой компанией и, что будут проблемы в школе. Семьи со средним достатком статистически больше уделяют вниманию развитию подростка, его посещению различных спортивных секций, музыкальной школы и т.д. И, соответственно, переживания и конфликты смещаются в сторону успехов и личных достижений.
  • Численность членов семье. В многодетных семьях уровень конфликтов выше, чем в семьях с одним двумя детьми.
  • Социальная среда проживания. Проживание в криминогенных районах влияет на сложность воспитания и уровень конфликтов.
  • Взаимоотношения между родителями. Если родители конфликтуют между собой, то это влияет на степень конфликтов и с детьми.
  • Стиль управления в семье. В семьях с более свободным стилем воспитания конфликтов меньше, чем в семьях с авторитарным воспитанием. Также на уровень воспитания влияет степень участия взрослых в делах подростков. Те родители, которые более равнодушны к делам детей, вызывают меньше сопротивления последних.

Пути решения проблем воспитания подростков

Для того, чтобы подростковый период протек как можно более мягче, без глобальных непониманий и конфликтов, родителям следует придерживаться определенной модели поведения. Опишем её основные пункты:

  • Родителям важно быть для подростка авторитетом. Причем авторитет не завоевывается в течение одного дня, он формируется годами, начиная с дошкольного возраста, но разрушить взрослый его может очень быстро. Когда ребенок вступает в подростковый период социальная функция «я родитель – я прав, ты должен подчиниться» начинает на только давать сбой, но и являться причиной многих конфликтов. Задача родителей не допустить отчуждения подростка, остаться для него и старшим товарищем, и тем, кто всегда выслушает, поймет и не осудит и даст совет. В противном случае ребенок замкнется и будет искать другой авторитет.
  • Ваш ребенок – это индивидуальность. Родителям стоит понять, что подростковый возраст – это сложный период, но он ведет ко взрослению. Родителям надо признать этот факт и считаться с ним, прислушиваясь к мнению подростка, при необходимости аргументировано корректируя его, но, не ведя себя с ним как с младенцем – «не тронь, кака!» с подростком уже не сработает.
  • Четкие правила игры в семье. Подросток должен знать свои права и обязанности, а также права и обязанности родителей. Он должен участвовать в делах семьи и понимать их. Нельзя допускать, чтобы подросток впадал в истерику, как двухлетний малыш, требуя новый смартфон только потому, что его другу купили такой же. Если подросток претендует на взрослость, он должен понимать и суть финансов и возможности и планы взрослых.
  • Четкие взаимоотношения с родителями. Взрослым нельзя попускать пренебрежительное, неуважительное или презрительное отношение к себе. Есть определенная грань, которую ваш ребенок должен всегда соблюдать в отношениях с вами, не опускаясь до уровня дикого варвара. Вы же со своей стороны так же должны вести себя корректно и задавать такую общую атмосферу уважения, где все вопросы должны решаться путем общения и аргументов, а не эмоционального или физического давления.
  • Уважение желаний подростка. Родителям часто не понять, что хочет их ребенок, и они пытаются строить его воспитание на своей модели. То есть как бы воспитывая самих себя в детстве, делая акцент на том о чем они мечтали, что хотели, куда стремились. Но ваш сын или дочь это не вы. У подростка свое будущее и свои стремления, поэтому задача взрослых не довлеть над ребенком навязывая ему свою волю, а лишь подсказывать и направлять его, чтобы он смог избрать свой путь. Тот путь, который принесет счастье ему, его будущей семье и который принесет ощутимую пользу социуму.
  • Осознание современных ценностей нового поколения. Конечно, современным родителям часто чужды стремления молодежи, чужды новые течения готов, эмо и так далее. Но ведь и движение хиппи, которому более полувека, когда-то казалось диким тем мама и папам, но вот прошли годы и из поколения хиппи выросли новые семьи и всё пошло своим чередом. Попытка понять своего ребенка – это путь к мягкому контролю и корректировке его поведения, в отличие от огульного антагонизма, который может только вызывать сплошные конфликты.

Чтобы не потерять статью и поделиться с друзьям в соцсетях сохраните её адрес, нажав одну из иконок:

Или же узнать о всех новых материалах в Твиттере или RSS-ленте:

Проблемы воспитания подростков
статья ( класс) по теме

Статья для родителей

Предварительный просмотр:

Проблемы воспитания подростков волнуют родителей и преподавателей, которые часто не могут не только найти взаимопонимание с подрастающим поколением, но не могут понять стремления молодежи живущей в социальных сетях, повсеместно использующей незнакомые термины и не признающей былых ценностей. Постараемся всесторонне рассмотреть проблему и осветить причины сложного поведения современных юношей и девушек, а также природу конфликтов и трудностей воспитательного процесса.

Читать еще:  Сделать деда мороза из подручных материалов. Инструкция для мастер-класса Деда Мороза из капроновых колготок своими руками. Большой Дед Мороз своими руками

Проблемы воспитания подростков – источники конфликтов с взрослыми. Резкое изменение поведения еще вчерашнего «золотого» ребенка обусловлено в первую очередь резкоизменяющимся гормональным фоном организма. В организме активизируются работа половых желез, начинает функционировать репродуктивная система, начинается активный рост. Подросток начинает чувствовать резкие изменения в теле, появляется некая неуклюжесть, связанная со сложностями адаптации к уже почти взрослому телу, настроение может стать нестабильным. Возможно проявления разного рода комплексов по поводу своей внешности, своих возможностей и жизненного опыта. Появляется желание как можно быстрее достичь взрослости и попробовать все «прелести жизни». Всё это происходит на фоне общения в среде подростков, где существуют совершенно свои ценности, свои идеалы, приоритеты и иерархия. Обычно даже среди вполне благополучных ребят модным становиться курить, начинать употреблять алкоголь и пытаться начать сексуальную жизнь. Причем всё это, проходя через призму еще незрелого мировосприятия, приобретает искаженные черты, когда неподчинение взрослым, своенравие, агрессивность, алкоголь, никотин, наркотики и ранние половые связи являют всего лишь методом почувствовать себя как можно быстрее взрослым, реализовать свою независимость, доказать родителям, что они жизнь не понимают и давно устарели.

Психологически сложности в подростковый период также в итоге выливаются в проблемы с воспитанием. В психиатрии, популярно разделение характеров подростков на 11 вариантов. Астено-невротический тип, гипертимный тип, истероидный тип, конформный тип, лабильный тип, неустойчивый тип, психастенический тип, сенситивный тип, шизоидный тип, циклоидный тип, эпилептоидный тип. Эту модель предложил советский психиатр Андрей Личко, чтобы ознакомиться с ними, выберите в конце статьи все статьи на тему «характер подростка». Вкратце можно сказать, что каждый подросток имеет свою модель поведения, характеризующуюся особенностями психики, и из этого проистекают основные мотивы его поступков, как соответствующие общепризнанным нормам в обществе, так и идущие в разрез с ними.

Причины проблем воспитания подростков можно разделить таким образом:

Конфликт поколений, когда старшее поколение теряет авторитет в глазах подростка, поскольку он не разделяет их ценности и стремления и не находит со взрослыми общий язык. А тем, в свою очередь, кажутся дикими увлечения молодежи, их жизненные ориентиры и манеры. Причем эта проблема переходит из поколения в поколение, только меняются её атрибуты. Если в середине XX века недостойным мог считаться обычный маникюр, то современные родители могут сталкивать с различными молодежными субкультурами, когда подростки делают пирсинг языка, губ или носа, окрашивают волосы в малиновый цвет или красят губы черной помадой. Но как бы дико это не выглядело с точки зрения зрелых людей суть этого явления одна – самоидентификация и способ самовыражения подрастающего поколения.

Системное непонимание детей и родителей, которое имело место еще в более раннем возрасте, но в то время ребенок еще не имел возможности проявить свой протест. И вот почувствовав зарождающееся созревание, подросток начинает конфликтовать, в том числе и отыгрываясь за прошлые невысказанные обиды. Поэтому родителям может казаться, что подросток идет на конфликт по поводу и без повода, а на самом деле они сами на протяжении многих лет строили между собой и ребенком баррикаду и теперь он мечет с другой стороны в них пушечные ядра.

Проблемы быстрого роста и изменений в организме. Из-за резкого превращения вчерашнего ребенка в уже почти взрослого человека подросток может стать в зависимости от типа характера агрессивным и непримиримым либо ранимым и плаксивым, может иметь резкие смены настроения и легко поддаваться чужому пагубному влиянию. В это время подростки находятся в группе риска, они могут за компанию начать употреблять наркотики, алкоголь, никотин, участвовать в криминальных деяниях и иметь беспорядочные сексуальные связи. Причем не столь важно насколько благополучная и обеспеченная его семья намного важнее, кто находится в окружении несовершеннолетнего человека, кому он доверяет и кого считает своим кумиром. Ведь родители в пубертатный период часто отступают на второй план, а следовать ребенок хочет каким-то своим идеалам.

Стремление выйти из-под контроля взрослых. Некоторые подростки очень спешат стать самостоятельными и ради этого готовы не подчиняться взрослым, убегать из дома, прогуливать уроки и так далее. Даже достаточно благополучные и рассудительные дети в этом возрасте могут себе позволять некие неадекватные поступки.

Нездоровые увлечения и зависимости. Ложная система ценностей. Подросток может выстроить себе свое понимание жизни, увлечься какими-то своими интересами и полностью уйти в них, причем в ущерб учебе, спортивным секциям, уборке в квартире и т.д. Например, в последнее время такими увлечениями стали социальные сети и онлайн игры, в которых участвуют огромное количество людей и которые способны серьезно затянуть в свой виртуальный мир.

Сексуальная активность. Всё нарастающая концентрация половых гормонов начинает будоражит молодой организм требующий разрядки. Современная молодежь очень лояльно относится к ранним половым связям, что всесторонне подогревается и поддерживается интернет-сообществом, где девственность уже возводится в ранг чего-то неполноценного. Неудивительно, что подростки стремятся как можно скорее расстаться с невинностью. По статистике международной исследовательской компании HBSC на территории постсоветских государств порядка 19-25% юношей в возрасте 15 лет уже имели сексуальные контакты, среди девушек их количество немного меньше, от 9% до 24% в зависимости от страны. Это в большинстве случаев не устраивает их родителей, пытающихся взять ситуацию под контроль (особенно в случае с девушками-подростками), и, конечно же, конфликты на этом фоне почти неминуемы.

Кроме того на частоту и характер конфликтов в семьях могут влиять дополнительные факторы:

Успеваемость в учебе и степень участия в домашнем хозяйстве. Последний фактор особенно актуален для девушек, на которых традиционно взваливается часть домашней работы. Чем хуже учится подросток и чем меньше он участвует в домашних делах, тем больше конфликтов возникает с ним.

Социально экономический статус семьи. Конфликты наиболее часто происходят в семьях с низким достатком, в которых родители требуют от детей максимального послушания, боясь, что те свяжутся с плохой компанией и, что будут проблемы в школе. Семьи со средним достатком статистически больше уделяют вниманию развитию подростка, его посещению различных спортивных секций, музыкальной школы и т.д. И, соответственно, переживания и конфликты смещаются в сторону успехов и личных достижений.

Численность членов семье. В многодетных семьях уровень конфликтов выше, чем в семьях с одним двумя детьми.

Социальная среда проживания. Проживание в криминогенных районах влияет на сложность воспитания и уровень конфликтов.

Взаимоотношения между родителями. Если родители конфликтуют между собой, то это влияет на степень конфликтов и с детьми.

Стиль управления в семье. В семьях с более свободным стилем воспитания конфликтов меньше, чем в семьях с авторитарным воспитанием. Также на уровень воспитания влияет степень участия взрослых в делах подростков. Те родители, которые более равнодушны к делам детей, вызывают меньше сопротивления последних.

Источники:

http://gburkfcsssdm.netdo.ru/article/15210
http://bezopasnost-detej.ru/problemy-podrostkov/235-problemy-vospitaniya-podrostkov
http://nsportal.ru/shkola/rabota-s-roditelyami/library/2016/03/17/problemy-vospitaniya-podrostkov-0

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: