Психологический запор у ребёнка: причины и эффективные приёмы лечения. Почему ребенок боится какать

Содержание

Ребенок боится какать (психологический запор)

Доброго времени суток! Сегодня мы продолжаем тему «Горшечный вопрос».

А сегодня поговорим об очень распространенной проблеме, встречающейся у дошкольников:

«Психологический запор у детей»

С этой проблемой в той или иной степени сталкиваются все родители. Ведь такое явление, как физиологический запор, бывает практически у всех хоть раз в жизни. А результатом запора «обыкновенного» может стать запор психологический, т.е. ребенок начинает бояться какать.

Почему появляется психологический запор у детей?

В результате проблем с пищеварением и запора ребенку становится больно ходить в туалет. В итоге появляется страх дефекации. Малыш боится, что в следующий раз тоже будет больно, от этого зажимается, терпит до последнего, может даже обкакаться. В итоге это провоцирует опять запор у ребенка, и опять боль. Замкнутый круг.

У некоторых детей такой страх не выражен и проходит сам собой постепенно, а для других детей становится настоящей проблемой на долгое время.

Особенно психологическому запору подвержены дети до лет 4-х. Ведь ребенку 2-х или 3-х лет гораздо сложнее объяснить, как происходит процесс пищеварения, и почему именно больно при запоре. Ребенок боится какать только потому, что не понимает, почему ему больно — это основная причина возникновения психологического запора у детей.

Что может сделать родитель, если ребенок боится какать?

1. Нормализовать питание ребенка. Малышу должно хватать жидкости, для профилактики покушать киви, свеклы, чернослива и пр. Главная задача – нормализовать физиологию, это первый шаг.

2. Очень часто родители из благих побуждений усугубляют проблему своей излишней озабоченностью. «Горшечный» вопрос становится для них актуальнее всего и вся. Как это выглядит со стороны: мама приходит домой с работы: «Привет, как дела? Ты покакал?» Фиксация на проблеме всегда ее усугубляет!

У ребенка, помимо страха покакать, появляется страх расстроить маму… Вывод: не спрашивайте ребенка, хочет ли он в туалет постоянно, а лучше не спрашивайте вообще. Даже если ребенок хочет какать, он все равно скажет «нет», ведь он боится это делать.

3. Есть хороший способ снять такой страх: проигрывайте в сюжетно-ролевой игре «горшечную тему». Пусть любимая игрушка ребенка будет бояться покакать, а вы вместе с малышом ей поможете. В игре дети все гораздо лучше усваивают. Вообще, скорее всего, ребенку очень понравится играть «в запор» у игрушек, ведь его эта тема очень волнует.

Он может по десять раз проигрывать один и тот же сюжет – это нормально. Ведь мы, взрослые, делаем точно так же, только у себя в голове. Мы прокручиваем беспокоящую нас ситуации раз за разом, пытаясь найти из нее выход. Ребенок просто не может делать это же без зрительного подкрепления.

4. Важно спокойно реагировать на промахи ребенка. Не ругать, не причитать, просто менять белье, и все. Это нужно, чтобы у ребенка, помимо страха боли не появился страх быть наказанным, расстроить родителей.

5. Объясняйте ребенку физиологию пищеварения на понятным ему языке. Это может быть книжка про строение тела для детей, может быть сказка или игра.

6. Можно придумать и рассказать сказку на данную тему. В дальнейшем напоминать ребенку: «А помнишь, как в сказке». Т.е. не читать ему нотации, не зудеть над ухом, а приводить пример удачного решения проблемы. Пример сказки вы можете найти здесь

Читать еще:  Как плести фенечки из мулине. Как сделать фенечку из нитки? Советы для начинающих

Помните, что в этой проблеме нет ничего страшного и постыдного!

Как практикующий детский психолог могу сказать, что ко мне с подобной проблемой обращаются очень часто. И решается она очень быстро.

Психосоматика запора у ребенка: причины и методы лечения

Психологический запор у ребенка отличается от физиологической проблемы наличием внутренних переживаний и страхов. При такой причине продолжительного отсутствия дефекации обычные способы избавления от запора неэффективны.

Связь психосоматики и запора у детей

Психосоматика – наука, изучающая воздействие факторов психологического характера на состояние здоровья человека, возникновение заболеваний и их течение.

Психосоматическую основу заболевания у ребенка патология имеет в случае, когда маленькому человеку приходится сдерживать эмоции или потребности, бороться со страхами и опасениями самостоятельно. Накопленные негативные эмоции со временем выливаются в физическую проблему со здоровьем.

Неразрешенный внутренний конфликт оказывает негативное влияние на функционирование органов и систем взрослого человека. Ребенок отличается податливой, нестабильной психикой, которая формируется на том, что он видит, слышит, чувствует. Если малыш столкнулся с неприятными физическими ощущениями или социальными проблемами во время испражнения, в дальнейшем он будет стараться всячески избегать повтора ситуации. Вследствие этого ребенок подавляет позывы к опорожнению кишечника, удержанный кал твердеет в прямой кишке, формируясь в прочную пробку из каловых масс.

Запор, возникший на фоне психологического воздействия на детский организм, становится очередным звеном в цепочке проблем, превращая их в замкнутый круг: полученный стресс — страх пережить его снова — сдерживание позывов к опорожнению — запор — стресс от новой проблемы.

Причины и симптомы психологического запора

Психосоматика запоров не наблюдается у детей грудного возраста. Младенцы, если страдают запорами, то проблема имеет физиологическую природу. Психологическая причина задержки дефекации характерна для малышей старше 2 лет. Причиной отсутствия стула могут быть:

  • пережитый стресс;
  • эмоциональная травма;
  • чувство стыда;
  • знак протеста;
  • физическая боль.

Вызвать нежелание у крохи опорожниться могут:

  • насильственные действия родителей при приучении к горшку;
  • наказание за произведение дефекации в штаны;
  • болевые ощущения во время стула по причине запора физиологического характера;
  • чувства стыда за чрезмерную и излишнюю опеку со стороны родителей;
  • протест против различных обстановок в семье;
  • насмешки со стороны ровесников в дошкольном или школьном учреждении;
  • неприятные воспоминания, связанные с походом в туалет;
  • стеснение и чувство дискомфорта, которые нередко связаны с необходимостью посещать общественные туалеты в детском саду или школе.

Психологией болезни может являться нежелание ребенка делиться, отдавать, а родители настоятельно учат малыша быть щедрым.

Симптомы констипации, имеющей соматическую основу, мало чем отличаются от запоров физиологического характера. Часто родители долго не могут понять причину задержки стула и повторяют свои ошибки, которые спровоцировали и усугубляют проблему.

Обратить внимание стоит на особенности поведения малыша, сочетающиеся с характерными признаками запора:

  • ребенок упорно отказывается садиться на горшок;
  • чувствует стеснение ходить в туалет под наблюдением родителей;
  • выражает страх перед горшком или унитазом;
  • капризничает, плачет, кричит при проявлении настойчивости взрослыми усадить дитя на горшок для справления нужды по большому, но при этом без проблем может произвести мочеиспускание;
  • упрямо не соглашается опорожниться в детском саду;
  • наблюдается вялость;
  • нарушается сон;
  • снижается аппетит;
  • живот становится вздутым и твердым;
  • появляется отрыжка, боль в животе, частое испускание газов;
  • при длительной задержке кала в кишечнике может подняться температура, появиться тошнота, головная боль, жалобы на дискомфорт в области сердца.

Методы лечения запоров у детей разных возрастных групп

Чтобы справиться с проблемой, важно разобраться в причине, вызвавшей такую реакцию и найти отправную точку, с которой начался замкнутый круг.

Родителям важно проявить внимание и терпение. Бороться с отсутствием стула только медикаментозным методом или налаживанием питания в этом случае не всегда эффективно. Необходимо помочь маленькому человеку избавиться от стеснения, перестать бояться:

  1. Детям любого возраста не стоит показывать свое расстройство и озабоченность имеющейся проблемой. Дети старше 3-х лет отлично чувствуют обстановку и ловят эмоции родителей, огорченное лицо мамы только добавит малышу дополнительное беспокойство. Взрослым важно сохранять спокойствие и формировать позитив вокруг ребенка, чтобы он мог чувствовать себя в безопасности и расслабиться.
  2. Если чадо боится горшка, можно купить новый, который не будет похож на прежний. Вместе выбрать его, а старый позволить ребенку самостоятельно выбросить. Убедить малыша, что новый горшок «добрый и больше не будет его обижать».
  3. Если ребенок посещает садик и наотрез отказывается ходить в туалет в детском учреждении, нужно предупредить воспитателя о наличии проблемы. Педагог, взяв во внимание стеснение малыша, поспособствует уединению чада, когда тот захочет посетить уборную.
  4. Что касается детей постарше (6-8 лет), то такому ребенку можно рассказать о строении человеческого тела, физиологии, функции выделительной системы. Не стоит нагнетать обстановку и пугать дитя страшными последствиями. Аккуратно объясните, что если сдерживать в себе отходы и вовремя не избавиться от них, то они начнут выпускать в организм ядовитые вещества и выводить из строя другие внутренние органы.
  5. С детьми младшего школьного возраста, особенно если причиной запора стало стеснение, важно соблюдать тактичность. Не нужно часто спрашивать, хочет ли сын или дочь в туалет.
Читать еще:  Семьи заключения брака а также. Выбор фамилии при заключении брака. Личные права и обязанности супругов

Лечение психологического запора у детей

Иногда родителям не удается справиться с задержками дефекации у малыша самостоятельно. Тогда необходимо обратиться за помощью к специалисту. Педиатр даст совет, касающийся правильного питания для маленького пациента, при необходимости назначит слабительное.

В рацион детского питания нужно включить продукты, способствующие быстрому опорожнению:

  • чернослив;
  • курага;
  • сухофрукты;
  • спелые бананы;
  • абрикосы;
  • сливы;
  • отварную свеклу.

Отличным помощником в борьбе с запором является киви. Употреблять плоды нужно ежедневно по 1-2 шт.

В качестве медикаментозного метода лечения используют препараты Форлакс, Микролакс, Прелакс, ректальные глицериновые свечи, Дюфалак, Рекицен-РД.

Можно произвести очистительную клизму, но процедурой не стоит увлекаться. Частые клизмы способны нарушить микрофлору малыша.

Советы психолога:

  1. С малышами в 2-3 года рекомендуется играть в ролевые игры с любимыми игрушками, прорабатывая основную причину, спроецировав ситуацию на кукол, мишек или роботов.
  2. Смогут помочь в лечении психологического запора тематические истории или сказки. Мама с папой могут придумывать их сами, используя в историях любимых героев ребенка или мальчика/девочку такого же возраста. Обязателен счастливый конец похожего случая. Это поможет малышу поверить в себя, понять, что подобная ситуация может произойти не только с ним, и проблема решаема.
  3. Желаемого результата можно добиться лепкой из пластилина. Это занятие понравится малышам в 2 года, 3, в 5 лет. С ребенком нужно налепить коричневых колбасок и поиграть в сказку про Каку-Буку, которая стучит в дверцу, и ее нужно выпустить в горшок. Сквозь неплотно сжатый кулак нужно пропустить пластилиновую колбаску и оставить в горшке. Затем спросить ребенка: не стучит ли Кака-Бука в дверцу? Нужно ее выпустить наружу.

Справляться с отсутствием дефекации можно с помощью утренней гимнастики. Комплекс упражнений включает:

  1. Бег на месте.
  2. Повороты туловища.
  3. Наклоны.
  4. Приседания.
  5. Ходьбу на четвереньках.
  6. Поочередные махи ногами, стоя на четвереньках.
  7. Прыжки с поочередной сменой ног.

Возможные осложнения и профилактика

Длительная констипация чревата развитием заболеваний толстой кишки, органов ЖКТ, появлением трещин в заднем проходе, интоксикацией организма с повышением температуры.

Чтобы избежать осложнений, рекомендуется лечить сложности со стулом согласно рекомендациям специалиста, соблюдать предложенную диету, включить в рацион продукты, содержащие пектин и клетчатку, предоставить ребенку эмоциональную поддержку.

Профилактикой послужат подвижные игры, гимнастика, употребление достаточного количества жидкости.

Побороть стеснение и страх помогут детские психологи. Такие специалисты есть в каждом дошкольном учреждении и учебном заведении.

Ребенок боится какать или психологический запор у ребенка

Некоторые родители уже не младенцев, но все-таки маленьких деток сталкиваются с весьма нестандартной и деликатной проблемой – ребенок боится какать на горшок, в унитаз, даже просто в собственные штанишки. Об этой проблеме родители стараются не говорить и напрасно – очень важно знать, как помочь ребенку преодолеть психологический запор (именно так называют данную проблему врачи). Но, для начала, нужно разобраться с причинами, которые заставляют ребенка панически бояться какать и терпеть, сдерживая позывы, порой по несколько дней.

Почему ребенок боится какать?

Наиболее часто причиной возникновения психологического запора у ребенка становится обычный запор. Из-за неправильного питания детки часто страдают запором, их кал становится очень твердым и процесс дефекации нередко проходит болезненно. В это время ребенок может испытывать сильную боль и, как следствие, боязнь какать откладывается в его сознании. После сильных болей, которые малыш почувствовал при попытке покакать, он может подумать, что теперь так будет всегда, а значит, будет действительно бояться какать, терпеть по несколько дней, несмотря на боли в животе и неприятные чувства.

Читать еще:  Модное платье для Барби с юбкой плиссе — мастер-класс. Вязание одежды крючком для барби. Вязанная одежда для барби

Психологический запор у ребенка может случиться в различном возрасте, но чаще всего данное явление педиатры встречают у деток от 2 до 4 лет.

Иногда проблема с боязнью похода в туалет возникает на почве неправильных методов воспитания – мама или папа могут сильно поругать малыша, который не добежал до горшка и «сделал дело» в штанишки. Как следствие, ребенок может сделать неправильный вывод, связав гнев родителей не с обгаженными штанами, а с самим процессом похода в туалет. Естественно, теперь он, чтобы не огорчать родителей, будет терпеть до последнего.

Что делать, если ребенок боится какать?

Для начала, необходимо исключить из ряда возможных причин страха перед опорожнением дисбактериоз. Для этого нужно сдать анализы в поликлинике. Когда данное заболевание исключено, и становится ясно, что это ни что иное, как психологический запор у ребенка, важно нормализовать питание, дабы стул пришел в норму и стал мягче – это поможет избежать повторных болей при дефекации.

Если ребенок боится какать, стоит включить в его ежедневный рацион больше овощей и фруктов, в особенности тех, которые способствуют профилактике запоров. Кроме того, рекомендуется ежедневно давать ребенку компот из сухофруктов: изюма, кураги, чернослива; а также варенный буряк. Эта еда позволит размягчить стул. Обязательно следите за количеством потребляемой жидкости – ребенок должен много пить.

Кроме того, нужно временно исключить из рациона все трудноусваиваемые продукты, мучные и сладкие блюда.

Если ребенок все еще боится какать, нужно предпринять все меры, чтобы он не мог долго сдерживать позывы сходить в туалет. Для этого нужно сильно размягчить кал, сделав его более жидкой консистенции. Помочь в этом может сироп лактулозы.

Как принимать сироп лактулозы при запоре и для лечения психологического запора у ребенка

Начинать лечение сиропом лактулозы необходимо постепенно – с двух миллилитров в день, после чего постепенно увеличивая дозировку. Каждые два дня дозу лактулозы увеличивают на 1 миллилитр. Когда доза сиропа дойдет до 10 миллилитров в день, стоит остановиться и принимать лекарство в таком количестве 1-3 недели.

Важно понимать, что лактулоза – это не химический препарат, а особенный углевод, который не задерживается в организме, поэтому особо вреда и побоных эффектов не имеет.

В особых случаях, когда ребенок терпит и боится какать по 4-6 дней, необходимо использовать специальные слабительные глицериновые свечи, применяемые ректально. Когда вы заметите, что малыш сдерживает позывы сходить в туалет, под каким-либо предлогом вставьте четверть свечи в анальное отверстие и придержите попу, дабы лекарство не выскочило. Эффект не заставит себя долго ждать, поэтому держите горшок наготове! Не забудьте похвалить малыша после того, как тот сходит в туалет – можете угостить его конфетой или дать интересную игрушку. Он должен обязательно понять, что какать не больно и, ни в коем случае, не страшно.

Важно! Использовать слабительные глицериновые свечи лучше после рекомендации с врачом и не затягивать курс лечения, дабы не дать кишечнику ребенка привыкнуть к искусственной стимуляции!

Психологический запор у ребенка и поведение родителей

Детские педиатры и психологи рекомендуют родителям, столкнувшимся с подобной проблемой у детей меньше акцентировать внимание на горшке и непосредственно на процессе дефекации. Лучше всего превратить лечение в увлекательную игру, походы на горшок поощрять обильной похвалой или конфеткой

Главное в боязни какать – разрушить старые воспоминания и ассоциации, не дать ребенку уверить себя, что какать больно и неприятно. Не стоит также в период существования проблемы заставлять ребенка сидеть на горшке насильно, ни в коем случае не ругайте, если он покакает в штанишки!

Источники:

http://detologiya.ru/boitsya-kakat/
http://toxikos.ru/zapor/psihologicheskij-u-rebenka
http://babyzzz.ru/3-6/health3/747.html

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему:

Adblock
detector
×
×