4 ребенок в семье за и против. Сомнения и предрассудки. Гомеопатия, домашний кварц и закаливание

Закаливание детей в семье (стр. 1 из 5)

НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Кафедра физического воспитания

РЕФЕРАТ
Тема: «Закаливание детей в семье»

Выполнила : студентка 3-го курса
математического факультета
39 группы ММЭ
Аристова Надежда.

Проверила : Кузьмина Лариса Алексеевна

г. Новосибирск, 2009 год

2) Сущность закаливания 2

3) Закаливание воздухом 4

4) Закаливание водой 5

5) Закаливание солнцем 10

6) Условия, созданные для закаливания детей. 13

7) Правила проведения закаливающих мероприятий 14

8) Заключение 18

9) Список литературы 20

Всестороннее воспитание ребенка, подготовка его к жизни в обществе – главная социальная задача, решаемая обществом и семьей.

Семья – это коллектив, члены которого взаимосвязаны определенными обязанностями. Будучи членом семейного коллектива, ребенок также вступает в систему существующих отношений, благодаря которым он постигает нормы общественного поведения.

Семью укрепляют общие дела и заботы, будни, наполненные полезным содержанием, совместный досуг и отдых, поэтому организация совместного досуга — не только важное средство воспитания ребенка, но и средство укрепления здоровья семьи. Физическое воспитание имеет большое значение для семьи.

Семья во многом определяет отношение детей к физическим упражнениям, их интерес к спорту, активность и инициативу. Этому способствуют близкое эмоциональное общение детей и взрослых в разных ситуациях, естественно возникающая их совместная деятельность.

Дети особенно восприимчивы к убеждениям, положительному поведению отца, матери, укладу жизни семьи.

Личный пример родителей, совместные физкультурные занятия, здоровый образ жизни – главные составляющие успеха физического воспитания в семье.

Здоровый образ жизни – это способ жизнедеятельности сохранения и укрепления здоровья людей.

Воспитать ребенка здоровым – это значит с самого раннего детства научить его вести здоровый образ жизни. Его основные компоненты: рациональный режим; систематические физкультурные занятия; использование эффективной системы закаливания; правильное питание; благоприятная психологическая обстановка в семье.

Как средство повышения защитных сил организма закаливание возникло в глубокой древности. В Спарте, например, закаливание мальчиков начиналось в грудном возрасте, а с 7 лет они воспитывались в суровых, «спартанских», условиях: ходили круглый год босиком и в облегченной одежде, купались в холодной воде и т.п. Условия жизни девочек были почти такими же.

В России закаливание издавна было массовым. Примером этого могут быть деревенские бани с парными и «снежными» ваннами.

Закаливание – это комплексная система оздоровительных воздействий, направленных на достижение устойчивости, невосприимчивости организма к вредным для здоровья метеорологическим и другим факторам. Такая устойчивость может быть достигнута только в результате систематической тренировки и постоянного совершенствования механизмов адаптации.

Человеческий организм постоянно подвергается разнообразным воздействиям внешней среды. К факторам внешней среды относятся воздух, солнце и вода. Каждый знает, что условия внешней среды не остаются постоянными. Температура воздуха то резко повышается, то понижается.

Некоторые очень легко переносят любую перемену погоды, резкую смену холода и тепла. Таких людей обычно называют закаленными. Под закаливанием принято понимать способность организма быстро приспосабливаться к постоянно меняющимся условиям внешней среды. Но есть люди, которые при малейших изменениях погоды чувствуют недомогание – начинается насморк, кашель, чихание, повышается температура. Обычно говорят – человек простудился. А что такое простуда?

Простуда – это временное снижение сопротивляемости организма инфекциям под влиянием переохлаждения. Микробы – возбудители болезней – всегда живут в организме человека, особенно их много в слизистых оболочках носоглотки. Стоит человеку переохладиться, как микробы быстро начинают размножаться и вызывают различные заболевания. Ученые давно заметили, что если постепенно, систематически и последовательно в течение длительного времени тренировать организм, изменяя температуру, то человек к этому привыкает и при охлаждении не простужается – он «закалился».

Закаливание основано на способности организма отвечать определенными реакциями на всевозможные раздражения внешнего мира: температурные, световые, механические . Эти раздражители через кожу воздействуют на нервную систему, «тренируют» ее, делают устойчивой к неблагоприятным воздействиям внешней среды.

Если раздражители многократно повторяются одновременно, постоянно изменяясь в силе, организм привыкает, т.е. приспосабливается к меняющимся условиям внешней среды.

Систематическое закаливание укрепляет обмен веществ, словом работу всех органов и систем.

Для того чтобы закаливающие процедуры дали положительные результаты, необходимо соблюдать некоторые правила .

Закаливание должно проводиться систематически, ежедневно . Переходить к более сильным раздражителям, например, снижать температуру воды при водных процедурах, нужно постепенно и очень осторожно.

Если ребенка с целью закаливания подвергнуть непривычному для него охлаждению, то он может заболеть. Необходимо соблюдать индивидуальный подход к ребенку. Учитывать особенности его организма и помнить – что полезно одному ребенку, может принести вред другому. Перед тем как начать закаливание, желательно посоветоваться с врачом. Если у ребенка в генеалогии есть диабет, ревматизм, сердечно-сосудистые заболевания, ему противопоказаны интенсивные меры по закаливанию организма (необходим генеалогический анамнез).

Основные средства закаливания – это воздух, вода, солнце .

Как организовать закаливание воздухом?

Прежде всего, необходимо 3 – 4 раза в день тщательно проветривать помещение, в котором находится ребенок. В осеннее – зимнее время постоянно приучать спать с открытой форточкой и обязательно гулять. Каждый день он должен находиться на воздухе не менее 3 – 4 часов. Зимой только в сильные морозы с ветром можно отменить прогулку. Летом же в любую погоду весь день ребенок проводит на воздухе.

Закаливание воздухом, как и любое другое, начинают с использования слабых, мягко действующих процедур. Для этого первые воздушные ванны проводят в хорошо проветриваемом помещении, и тем самым раздражающее действие воздуха обеспечивается, главным образом, влиянием его температуры. Начальная температура воздуха должна быть индифферентной, т. е. не вызывающей напряжения механизмов терморегуляции, когда ребенок не ощущает ни избыточного тепла, ни охлаждения (находится в состоянии теплового комфорта).

В теплое время года все бодрствования, как и дневной сон детей, проводится главным образом на открытом воздухе. Детям дают игрушки, заинтересовывают играми, способствующими развитию органов чувств (зрению, слуха, осязания), двигательных и статических функций (умение сидеть, стоять, поворачиваться, ползать, хватать, вставать, ходить).

Важно, чтобы во время прогулки ребенок не был пассивным. Положительная эмоциональная настроенность, двигательная активность, звуковые и речевые реакции – все это повышает общий тонус нервной системы ребенка, а вместе с тем и весь уровень жизненных процессов, обмена веществ. В то же время, создавая условия для активной прогулки, нельзя забывать и о том, что избыточное, чрезмерное возбуждение ребенка вызывает преждевременно наступающее утомление, потерю аппетита, расстройство сна. Все это отрицательно влияет на функцию центральной нервной системы и ведет к снижению способности сосредотачивать внимание, усваивать приобретаемые навыки, т.е. ухудшает именно те качества, которые необходимы для успешного воспитания и обучения ребенка.

Использование свежего воздуха в целях закаливания детей осуществляется постоянно. Благодаря малой теплопроводности и теплоемкости воздуха воздушные процедуры (общие и местные ванны) действуют на организм наименее резко и потому должны предшествовать другим видам закаливания. Закаливание воздухом осуществляется следующими мерами, применяемыми постоянно и систематически:

1. Соблюдение правильного режима проветривания помещения. В холодное время года непродолжительное проветривание повторяется 5 – 6 раз в сутки: обязательно перед сном и за 20 – 30 минут до подъема после сна, до и после занятий в дневное и вечернее время бодрствования. В теплое время года окна открыты почти круглые сутки.

2. Влажная протирка пола в групповых комнатах дважды в день

– после дневного и вечернего бодрствования.

3. Поддержание нормальной температуры воздуха в помещении.

4. Правильный подбор одежды, обеспечивающий состояние теплового комфорта каждому ребенку. Своевременная смена одежды, предупреждающая избыточное охлаждение и перегревание.

5. Воздушные ванны (полное или частичное обнажение кожных покровов): короткие – от 3 – 4 до 8 – 10 минут – при каждом пеленании или смене одежды и более продолжительные – при проведении массажа и гимнастики с детьми первых трех лет жизни, утренней гигиенической зарядки с более старшими детьми, а также при проведении музыкальных занятий, подвижных игр и занятий по развитию движений.

6. Правильная организация прогулки детей во все времена года (чередование спокойной и подвижной деятельности). Создание условий для разнообразных игр, поощрение выполнения всех видов движений, соответствующих возрасту и способствующих всестороннему физическому развитию детей.

Читать еще:  Как зацепить бабника на первом свидании. Истинная любовь. Не позволяй ему нарушать границы

7. Проведение дневного сна на открытом воздухе во все времена года и независимо от погоды.

Как мы справляемся с 4 детьми: режим, помощница по хозяйству и гомеопатия

Советы многодетной мамы: как организовать жизнь большой семьи

С появлением детей, наша жизнь становится. не совсем нашей. Мы начинаем жить более осмысленно и правильно, становимся серьезными и заботливыми. Кто-то полностью отдается домашним заботам, забывая при этом о себе, муже и остальном мире. Кто-то настолько вживается в роль мамы, что, и вырастив ребенка, продолжает его бесконечно опекать.

Мне хочется сделать две вещи. Первое — развеять миф о том, что ребенок рождается только для того, чтобы его опекали, кормили, лечили и учили. Нужно позволить ему быть самим собой, лишь немного направляя и помогая до определенного времени. А наши нереализованные мечты (я не стала фигуристкой — пусть дочь станет) нужно оставить в покое.

И второе: показать, что быть многодетной мамой — это не «ужас, я с одним то не справляюсь», а огромное счастье! Конечно, нужно потрудиться, самоорганизоваться и быть всегда в тонусе. Но оно — счастье — того стоит. В этом я уверена.

Хочу и вам помочь обрести уверенность в себе, быть энергичной, стройной, спортивной мамой. Стать примером для ваших детей во всем, научиться быть их самым близким другом и в то же время соблюдать ту грань, которая должна присутствовать между детьми и родителями. То есть уважение никто не отменял! И вообще я сторонник режима и дисциплины, но в сочетании с маминой любовью и лаской. Как-то так.

Четверо детей: почему и как мы справляемся

По образованию я финансист. Несколько лет назад я вприпрыжку бежала вверх по карьерной лестнице одного из банков, не представляя такого неожиданного поворота судьбы и совершенно не планируя рожать четверых. Но! Детей я хотела иметь всегда, даже задолго до замужества. И точно не одного. К тому же я ярая противница абортов, поэтому и сейчас, на будущее не зарекаюсь.

С чего начать. Начну с конца, то есть с настоящего времени. Сейчас у нас два сына 9 и 6 лет и две полуторагодовалых дочки-близняшки. Скажете, много? Нет. Как это ни парадоксально, с появлением девочек мы с мужем отчетливо поняли: много детей не бывает!

Сразу отвечу на возможные вопросы.

Да, мы верующие, но в меру (то есть совершенно обычные люди, старающиеся жить так, чтобы не было стыдно), не до такой степени, когда вера перекрывает все вокруг, в том числе бытовые и финансовые условия, и семьи живут вдесятером на 50 кв. м.

Нет, мы не собираемся рожать до бесконечности и «плодить нищету», но в силу своих возможностей хотим вырастить и достойно воспитать детей.

Интересный факт. Большинство людей, повстречавшись с нашей семьей или попав к нам в гости, первым делом задают вопрос о том, как я справляюсь. Видимо, наличие четырех детей наводит на мысль о чем-то невероятном. Но уже через некоторое время они говорят: в процессе общения им кажется, что справляться с детьми так просто, что и они бы были не против иметь четверых! Почему? Ответы вы найдете прямо сейчас.

Для того чтобы наладить более менее приличное существование нашей «скромной» семейки (финансовую сторону вопроса в расчет не берем, исходим из бюджета среднестатистической семьи), нужны, по моему опыту, следующие условия.

Режим или распорядок дня

Этот пункт первый и, пожалуй, самый важный. И не важно, сколько на данный момент вы имеете детей. Если вы привыкнете к режиму с одним ребенком, то с появлением новых детей вам будет значительно легче самоорганизоваться.

К примеру, у нас режим во время каникул такой:

7:00-7:15 подъем, затем утренние процедуры, приготовление завтрака.

Затем тренировки по футболу у старших детей, а у малышей — свободное время.

10:00-12:00 сон на улице у малышей, мальчики в это время возвращаются с тренировок и. снова кушают

Далее у них душ и свободное время (игры, чтение).

Мелкие возвращаются с улицы и тоже кушают.

После обеда могут все вместе поиграть.

Часов в 15 мальчики садятся за уроки (да, именно за уроки во время каникул), а малышня играет сама по себе в манеже или со взрослыми.

После 16 часов мы снова укладываем дочек спать, но если жарко, то не на улице, а дома, а у парней в это время бассейн. Перед бассейном и сном все снова могут перекусить.

Возвращаемся домой после плавания примерно в 17:30, отдыхаем, снова кушаем, берем девочек и выходим на прогулку все вместе часов в 19. Гуляем до 20:30, а потом водные процедуры и отбой в 21:00.

Во время учебы режим у школьников, конечно, видоизменяется. У малышей он меняется по мере их роста: например, происходит переход на один дневной сон. Но независимо от времени года, мы его всегда придерживаемся, благодаря чему нам не сложно, например, делать уроки во время каникул или укладываться спать в одно и то же время.

Плюс ко всему, я запрещаю мальчикам такие вещи, как лазание по холодильнику в поисках еды, поедание сладостей, когда им вздумается. И это работает, хотя мне порой приходится повторять что-либо не один (десяток) раз.

Кстати, у нас дома с недавних пор отсутствует телевизор, а телефонов (планшетов, игровых приставок) у детей просто нет. Зато у них есть внимание родителей, масса книг и настольных игр, всевозможный транспорт (самокаты, велосипеды, коляски и др.) и полная свобода на прогулках.

Помощница по хозяйству

Это может быть и няня, и приходящая домработница, и бабушка. Эта составляющая предполагает, как правило, дополнительные затраты (в случае бабушки больше моральные, чем материальные), но оно того стоит. Не думайте, что я совершенно беспомощная и не могу самостоятельно постирать-убрать-приготовить. Дело не в этом. Могу и, честно признаться, делаю это довольно часто, точнее постоянно. Но! Если вы сэкономите на этом пункте, то следующего пункта вам не видать как своих ушей!

Наши силы рано или поздно заканчиваются, и здоровье после родов, бессонных ночей и детских болезней — тоже. Если кто-то реально может вам помочь, просто примите эту помощь. Поверьте, вы обязательно найдете, куда применить свои силы и энергию, если в данный момент пол помоет кто-то вместо вас. Старшим детям также требуется внимание и забота, не говоря уже о муже.

Время для себя, то есть личная свобода

Как это ни странно, многодетная мама (как и любая мама) — тоже человек, и ей хочется периодически иметь свое личное время. Этот пункт не менее серьезный, чем предыдущие, и невыполнение его ведет к серьезным психологическим трудностям или проблемам со здоровьем.

Представьте, что любой самый обычный человек работает с выходными, а вы — нет. И тогда отсутствие даже пары часов личного времени ежедневно может довести вас до предела. Свое личное время нужно тратить с пользой. Мне, например, хочется заниматься танцами или спортом 2-3 раза в неделю. Как раз в это время у мальчиков начинаются вечерние тренировки по футболу в зале, на которые я их отвожу, а девочки играют дома и готовятся ко сну с няней. Так я получаю сразу и удовольствие, и дополнительный заряд энергии, и, как мне кажется, мой организм этому рад. В другие дни я могу бегать в парке рано утром, после того как отвезу детей в школу. Свое личное время на походы по ресторанам и шопинг я не трачу. Мне это неинтересно. Если есть возможность и дети по кроваткам, я предпочитаю книгу, кино или еще что-либо познавательное или для души. Муж тоже.

Мультиварка, сушильная машина для белья и другие помощники

Этот пункт нет смысла подробно описывать. Достаточно сказать, что наличие таких вещей в доме существенно сэкономят ваше время и облегчат быт.

Гомеопатия, домашний кварц и закаливание

Я терпеть не могу болеть, лечить, лечиться, а когда болеют дети — это вообще катастрофа для большой семьи. Да что говорить, и для маленькой тоже, в других масштабах, правда. Поэтому я приняла позицию «профилактика лучше, чем лечение», и стараюсь ей следовать.

Немного об использовании кварца в домашних условиях. У меня самый обычный ОУФБ-04 (облучатель ультрафиолетовый бактерицидный) «Солнышко», российского производства. Оптимальное соотношение цены и качества. Обычно используем дома в периоды сезонного обострения ОРВИ. Просто включайте на несколько минут лампу 1-2 раза в течение дня, 15-30 минут на 15-30 кв. м согласно инструкции. Особенно хорош кварц, если кто-то уже «принес» домой вирус — можно тут же его уничтожить. Также используем его всей семьей при лечении ЛОР-органов с помощью специальных насадок.

Читать еще:  Замужем но встречаюсь с другим. Я замужем, но постоянно влюбляюсь в других мужчин. Что делать? Почему так случилось, почему я влюбилась

Гомеопатия . Одно время, когда дети были совсем маленькими, она была моим единственным спасением. Многие относятся к гомеопатии скептически, но для себя я поняла: она безопасна, и она действительно помогает! Особенно это касается грудничков, когда мамино сердце сжимается от того, что ребенку нужно давать аптечное лекарство, одновременно и лечащее, и калечащее. С помощью гомеопатии мы избавились от дисбактериоза, высыпаний, ОРВИ, проводили профилактику простудных заболеваний, использовали ее при неврологических симптомах и для уменьшения боли при прорезывании первых зубов, и даже вылечили мою аллергию во время беременности.

После неудачных попыток «лечения» диатеза у старшего сына традиционными методами я чудом нашла доктора-гомеопата и доверила ему своего ребенка. В детстве у меня самой была похожая проблема с диатезом. Поэтому я прекрасно помню свое состояние — постоянные лекарства, мази, больницы. Ничего не помогало — до тех пор, пока бабушка не забрала меня в деревню и не начала лечить травами, кормить натуральными домашними продуктами. Постепенно все прошло. Это воспоминание и навело меня на мысль о гомеопатии.

Самое главное — поверить в этот метод (естественно, предварительно изучив его суть), найти хорошего специалиста и запастись терпением, так как лечение может быть достаточно длительным. Длительность — это, пожалуй, единственный минус. Как правило, цены на услуги гомеопатов не выше цен на услуги докторов в платных клиниках. А сама продукция намного дешевле аптечных таблеток. И что важно — детям она нравится, так что вам не придется заставлять их принимать гранулы.

Что касается закаливания, то самое простое, с чего вы можете начать, это чередование теплой и прохладной воды при купании. У детей это вызывает восторг! Облейте их несколько раз и закончите обливание прохладной водой. Постепенно температуру теплой воды можно увеличивать, а температуру холодной — уменьшать. Мы и наши дети закаляемся все, старшие уже делают это самостоятельно. Кстати, мы не носим зимой шерстяных носков и вообще стараемся одеваться так, чтобы было комфортно, не отягощая себя бесполезной массой кофт и штанов.

Соблюдение этих нехитрых правил значительно облегчает жизнь мамы и снизят трудозатраты на содержание семейства. Удачи всем!

О ЗАКАЛИВАНИИ ДЕТЕЙ В СЕМЬЕ
консультация на тему

В статье говорится о закаливании детей.

Предварительный просмотр:

О ЗАКАЛИВАНИИ ДЕТЕЙ В СЕМЬЕ.

Закаливание детей необходимо для того, чтобы повысить их устойчивость к воздействию низких и высоких температур воздуха и за счет этого предотвратить частые заболевания.
Основные эффекты закаливающих процедур:

— укрепление нервной системы;
— развитие мышц и костей;
— улучшение работы внутренних органов;
— активизация обмена веществ;
— невосприимчивость к действию болезнетворных факторов.

Средства закаливания просты и доступны. Главное отбросить многие укоренившиеся предрассудки бабушек и родителей и не кутать малышей, не бояться свежего воздуха.

При закаливании детей следует придерживаться таких основных принципов:

• проводить закаливающие процедуры систематически;
• увеличивать время воздействия закаливающего фактора постепенно;
• учитывать настроение ребенка и проводить процедуры в форме игры;
• начинать закаливание в любом возрасте;
• никогда не выполнять процедуры, если малыш замерз, то есть не допускать переохлаждения ребенка;
• избегать сильных раздражителей: продолжительного воздействия холодной воды или очень низких температур воздуха, а также перегревания на солнце;
• правильно подбирать одежду и обувь: они должна соответствовать температуре окружающего воздуха и быть из натуральных тканей и материалов;
• закаливаться всей семьей;
• закаливающие процедуры сочетать с физическими упражнениями и массажем;
• в помещении, где находится ребенок, никогда не курить.

Основные факторы закаливания — природные и доступные “Солнце. Воздух и Вода”. Начинать закаливание новорождённого можно с 6-7-го дня жизни после осмотра малыша врачом-педиатром.

Закаливающие воздушные процедуры:

• Проветривание комнаты. Температура воздуха в комнате малыша должна быть от 20 до 22 градусов. Проветривание зимой можно проводить в присутствии ребенка. За счет открытых форточек и окон быстро достигается снижение температуры воздуха на 1 градус. Повторяют проветривание зимой 4-5 раз в день, а летом доступ свежего прохладного воздуха должен быть постоянным. Сквозное проветривание проводят при отсутствии малыша в комнате.
• Прогулки. Летом новорожденных можно выносить на улицу уже с первой недели жизни. Длительность первых прогулок – от 20 до 40 минут. В нашей климатической зоне детей первых недель жизни можно выносить на улицу при температуре воздуха не ниже –5 градусов на 15-30 минут. Постепенно увеличиваю продолжительность прогулок до 1-2 часов. Малыши старше 3-х месяцев хорошо переносят мороз до –10 градусов. А полугодовалые дети могут гулять и при морозе –15 градусов. До 2-3 месяцев ребенка зимой лучше держать на руках, а не в коляске, чтобы не допустить его переохлаждения.
• Воздушные ванны во время пеленания. Малыша оставляют голеньким на пеленальном столике, лучше в положении на животе в течение 2-3 минут.

Постепенно к 6 месячному возрасту длительность воздушных ванн следует довести до 15 минут, а к году – до 30 минут. Ослабленных детей приучают к прохладному воздуху постепенно: вначале раскрывают только ручки и ножки, а затем тельце до пояса, а через несколько недель – оставляют ребенка раздетого полностью на несколько минут (например, по 5 минут 3-4 раза в день). Летом воздушные ванны следует проводить на открытом воздухе в тени деревьев.

При первых признаках переохлаждения ребенка и появлении “гусиной кожи”, посинения губ, беспокойстве малыша следует немедленно одеть!

Закаливание водой может проводиться как местные или общие процедуры.
К местным процедурам относят умывание, обтирание, обливание, ванны. Закаливание только тогда эффективно, когда холодной водой обливают теплого ребенка.
Традиционные водные процедуры:
• Для детей с самого рождения: общие ванны с обливанием. Купают ребенка как обычно при температуре воды в ванне около 37 градусов. Готовят в другой посуде воду для первого обливания температурой на 10 градусов ниже, чем в ванне (около 26 градусов). Вынимают малыша из ванночки, держат его на ладони взрослого спинкой кверху и сначала обливают ему стопы прохладной подготовленной водой, а затем спинку вдоль позвоночника до затылка. Иногда малыши от неожиданности даже вскрикивают или “кряхтят”, но затем быстро привыкают к процедуре. После обливания ребенка промокают, закутывают в простую и байковую пеленки. Через 15-20 минут его переодевают. Рекомендуется каждые 3-5 дней снижать температуру воды для обливаний на один градус, доходя до температуры воды18-20 градусов. Дети более старшего возраста, которые адаптированы к процедуре, сами требуют обливания более холодной водой после теплой ванны или душа.
• Подмывание, умывание. Длятся 1-2 минуты. Вначале их проводят теплой водой (28 градусов), а затем каждые 2-3 дня снижают температуру воды на 1 градус – до 22 градусов. Следить, чтобы ножки малыша перед подмыванием были теплыми! После процедуры заворачивают ребенка в пеленки на 15-20 минут. А затем переодевают.
• Для детей с 2-х месяцев: общие влажные обтирания. Вначале готовят кожу ребенка к предстоящей процедуре. Для этого сухой фланелевой пеленкой или кусочком шерстяной ткани ежедневно утром растирают тело, руки и ноги ребенка до розового цвета. Спустя 7-10 дней можно приступать к обтиранию водой. Варежку из махровой ткани или полотенце смачивают в воде (35-36 градусов зимой и 33-34 градуса летом), слегка отжимают и обтирают руки – от пальцев к плечу, ножки – от стоп к бедру, грудь, живот, спину. Таким образом достигается сочетание действия массажа и воды. Сразу же после обтирания вытирают смоченную часть тела полотенцем до легкого покраснения кожи. Один раз в 5 дней температуру воды для обтираний снижают на 1 градус, доводя ее до 28 градусов. Продолжительность процедуры – 3-4 минуты. Лучше проводить ее перед дневным сном. Для усиления рефлекторного влияния воды на коже можно использовать раствор соли (1 чайная ложка на стакан воды).

Интенсивные методы закаливания

К интенсивным методам закаливания относят те методы, при которых происходит хотя бы кратковременный контакт тела со снегом, ледяной водой или морозным воздухом. Промежуточное место между традиционным и интенсивным закаливанием занимают контрастные процедуры. При хронических заболеваниях верхних дыхательных путей у детей, тонзиллите, аденоидах предпочтительнее применять контрастные процедуры.
Основные виды контрастных закаливающих процедур:
• контрастные ножные ванны;
• контрастное обтирание;
• контрастный душ;
• сауна;
• русская баня.

Читать еще:  Цитаты про ненависть к миру. Ненависть что такое? Чувство ненависти

Контрастное обливание ножек: ставят два таза с таким количеством воды, чтобы уровень ее доходил до середины голени. В одном тазу вода должна быть горячей 38-40 градусов, а в другом при первой процедуре – на 3-4 градуса ниже. Малыш сначала погружает ножки в горячую воду на 1-2 минуты и барахтает ими в воде, а затем “перескакивает” в таз с прохладной водой на 5-20 секунд. Так можно менять горячие и прохладные ножные ванны 3-6 раз. Каждые 5 дней температуру воды во втором тазу снижают на 1 градус, доводя до 17-12 градусов. У ослабленных детей процедуру нужно заканчивать тазом с горячей водой, а у крепких и здоровых – с прохладной. Придумайте малышам свою сказку или забавную историю, чтобы проводить контрастные процедуры в виде игры или спектакля.

Контрастный душ можно использовать для детей старше 2-х летнего возраста. При этом малыш стоит под “горячим дождиком” 1-2 минуты, а затем под “холодным” — 10-20 секунд. Чередовать 5-10 раз.

Многие дети хорошо переносят хождение по снегу босиком после адаптации к обливанию стоп прохладной водой. Важно, чтобы под снегом была земля, а не бетон или асфальт. Выходите с малышом, когда выпадет чистый снег, в удобной обуви (валеночки), которую легко снимать и одевать. Побегайте с ребенком. Если у него будут красные щечки, значит и ножки малыша теплые. Снимаете обувь и ставите на несколько секунд ножку на снег. Промокаете ее чистым полотенцем, одеваете обувь и повторяете то же самое с другой ножкой. После процедуры нужно еще немного побегать или поприседать. Делайте эти закаливающие процедуры вместе всей семьёй!

О ЗАКАЛИВАНИИ ДЕТЕЙ В СЕМЬЕ 2

Скоро Ваш малыш пойдёт в школу. Готов ли он к этому? Ведь школа предъявляет высокие и серьезные требования к здоровью детей. У Вас есть время укрепить здоровье малыша, подготовить его физически к предстоящей напряжённой умственной деятельности.

Известно, что чаще всего дети пропускают уроки из-за простудных заболеваний, а самое действенное средство борьбы с ними — закаливание.

Одно из удивительных свойств организма — способность отвечать защитными реакциями на изменяющиеся условия окружающей среды и, в частности, на колебания температуры, формируется постепенно и в дошкольном возрасте оно еще очень не совершенно и нуждается в постоянной тренировке.

Под закаливанием следует понимать использование естественных сил природы (воздуха, воды, солнца) для повышения устойчивости организма к простудным заболеваниям. Весь повседневный быт ребенка надо строить так, чтобы он не изнеживался, а закалялся. Первым требованием является обеспечение чистого, свежего воздуха в помещении и правильное сочетание температуры воздуха и одежды ребенка.

Однако пользу закаливающие процедуры принесут при соблюдении следующих правил:

— предварительно посоветуйтесь с участковым педиатром, который знает Вашего ребенка и может дать рекомендации при выборе методов закаливания с учетом состояния его здоровья;
— постепенно увеличивайте силу закаливающего фактора (воздуха, воды, солнца);
— закаливание проводите систематически, поскольку даже при небольших перерывах (10 дней) полностью исчезает достигнутый эффект;
— добивайтесь положительного эмоционального отношения ребенка к закаливающим процедурам.

Закаливание воздухом — это не только специальные процедуры, но и ежедневная влажная уборка, и многократное проветривание помещения, поддерживание в нем оптимальной температуры воздуха + 20 °С; во время гимнастики и подвижных игр она может быть ниже +16 °С.
Ребенок должен ежедневно гулять. Даже в ненастную погоду и зимой быть на воздухе не менее 3,5-4 часов.

К специальным закаливающим процедурам относятся общие воздушные ванны, их начинают при температуре воздуха 22 °С продолжительностью 3-5 минут с последующим снижением температуры до 18 °С и увеличением продолжительности до 10-15 мин. При этом постепенно облегчается одежда ребенка: вначале обнажают руки (заменяют рубашку с рукавами майкой, затем снимают майку, оставляя малыша в одних трусиках).

Закаливание свежим воздухом полезно всем детям, но особенно важно, если ребенок ослаблен. В то же время известно, что многие родители ошибочно считают необходимым всячески оберегать от «дуновения воздуха» слабого, часто болеющего ребенка. Нередко забота о нем сводится к тому, что его как можно теплее одевают, кутают. В такой одежде ребенку жарко, она затрудняет его движения, в результате — очередная простуда.

Свежий воздух — замечательное средство закаливания детского организма!
Закаливание водой оказывает более сильное воздействие. Поэтому начинать его желательно после короткого курса закаливания воздухом. Водные процедуры делятся на местные и общие. Наиболее доступная местная водная процедура — обливание ног. Из ковша или лейки быстро обливают нижнюю половину голеней и стопы. Первоначальная температура воды — 30 °С. Постепенно снижая ее через 1-2 дня на 2 °С, доводят до 16-14 °С, сразу же после процедуры ноги ребенка насухо вытирают жёстким полотенцем.

Закаливающий эффект усиливается, если применять контрастное обливание стоп. Одно из важнейших правил закаливания — постепенность, переход от процедур, оказывающих менее сильное воздействие к более сильным, от местных к общим. Поэтому, прежде чем начать такие процедуры, как обтирание тела, обливание, необходимо приучить ребенка ходить дома не в колготках, а в носках, после этого — босиком.

Общие закаливающие водные процедуры проводятся при температуре воздуха не ниже 23 °С. Начинать надо с обтирания тела мягкой варежкой, смоченной водой. Вначале, слегка массируя, обтирают руки и ноги от пальцев вверх (по ходу движения лимфы и крови), затем грудь, живот, спину — обязательно в такой последовательности. Начальная температура воды 34-35 °С через 3-4 дня снижается на 2 °С и доводится до 22 °С. Для ослабленных детей начальная и конечная температура должна быть на 2-4 °С выше, а темп ее снижения более медленный. Обтирание делают в течение 2 месяцев (для получения эффекта тренировки), а затем переходят к более сильной процедуре — к обливанию.

Если Ваш ребенок заболел, обязательно обратитесь к врачу и, если он сочтет возможным, не отменяйте закаливающие процедуры, лишь несколько повысьте температуру воды (на 2-3 °С по сравнению с той, которая была до заболевания).
Научите ребенка систематически полоскать рот и горло водой комнатной температуры. Это способствует закаливанию носоглотки, предупреждает разрастание миндалин и аденоидов. Кроме того, полоскание оказывает массирующее действие на слизистую оболочку полости рта, миндалин и задней стенки глотки. На каждое полоскание необходимо примерно 1/3 стакана воды.

Закаливание солнечными лучами возможно только после «зимней» подготовки организма ребенка воздушными ваннами и водными процедурами, поскольку солнце действует гораздо сильнее, чем воздух и вода. В летние месяцы в средней полосе нашей страны лучшее время для пребывания детей под лучами солнца — с 10 до 12 часов. Начинать солнечную ванну можно не ранее, чем через 1,5 часа после еды и заканчивать не позднее, чем за 30 минут до еды. Это обосновано тем, что высокая температура угнетает выделение пищеварительных соков.
Закаливающее действие солнца можно постепенно увеличивать, меняя одежду ребенка: вначале на него надевают рубашку с короткими рукавами, снимают колготки, носки, затем через 2 дня оставляют в одних трусиках. Голова ребенка всегда должна быть защищена от солнца головным убором.

Ещё раз напоминаем: ослабленные дети особенно нуждаются в закаливании, от Вашего внимания к рекомендациям врача, настойчивого, терпеливого их выполнения зависит, каким Ваш ребенок придёт в школу, как будет справляться с новым для него режимом и нагрузками.

Советы адресованы, в первую, очередь родителям здоровых детей. Вам также необходимо внимательно наблюдать за состоянием ребенка, за его реакцией на закаливающие процедуры.

По каким признакам определить, эффективно ли закаливание?
Настроение — жизнерадостное, спокойное, ребенок нормально реагирует на окружающее.
Самочувствие — бодрое, ребенок всегда готов к действию, активно участвует во всех играх и занятиях.
Утомляемость — нормальная, наблюдается умеренная усталость.
Аппетит — хороший, активно ест все предлагаемые блюда, во время еды не отвлекается.
Сон — спокойный, глубокий, засыпает быстро (через 5-10 минут), во время сна отмечается расслабление мышц, ребенок не пробуждается от звука, света.
При изменении одного из перечисленных показателей — неустойчивость настроения, подавленность, раздражительность, плаксивость, повышенная утомляемость, ухудшение аппетита, сна — необходимо обратиться к врачу и по его рекомендации внести коррективы в закаливающие процедуры: сократить продолжительность, повысить температуру воды, заменить процедуру другой и. т.п.

Самое главное — не прекращайте закаливания!

Источники:

http://mirznanii.com/a/131782/zakalivanie-detey-v-seme
http://www.7ya.ru/article/Kak-my-spravlyaemsya-s-4-detmi-rezhim-pomownica-po-hozyajstvu-i-gomeopatiya/
http://nsportal.ru/detskiy-sad/zdorovyy-obraz-zhizni/2015/02/07/o-zakalivanii-detey-v-seme

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему:

Adblock
detector