Как научить ребёнка давать сдачи: Личный опыт. Как научить малыша постоять за себя и защититься в детском саду или школе: нужно ли «давать сдачи» — советы психолога

Ребенок не дает сдачи. В чем причина?

Ребенок не дает сдачи. В чем причина?

«Однажды Малыш вернулся из школы злой, с шишкой на лбу.

Мама хлопотала на кухне. Увидев шишку, она, как и следовало ожидать, огорчилась.

– Бедный Малыш, что это у тебя на лбу? – спросила мама и обняла его.

– Кристер швырнул в меня камнем, – хмуро ответил Малыш».

(Астрид Линдгрен «Малыш и Карлсон»)

Наверно, нет ни одного родителя, который бы не встретился с ситуацией, когда его ребенка обижают. Как защитить своего родного, любимого? Как научить его заступаться за себя?

Первое, чему мы учим ребенка – «давай сдачи!» Но бывает, что ребенок, совсем неожиданно для нас, не спешит следовать этому совету. К нашему величайшему огорчению, мы узнаем, что обижают его часто – товарищи во дворе, ребята в детском саду.

«Что делать? Наш ребенок не умеет постоять за себя. Как научить ребенка все-таки давать сдачи?» – такой вопрос достаточно часто звучит на встречах с психологом.

Одна из главных причин такого «бездействия» ребенка в том, что он затрудняется вступать в открытое противостояние с обидчиком. По сути дела, речь идет об умении, а точнее – неумении ребенка защищать свои границы, давать отпор.

Чтобы ребенок мог справляться с этой нелегкой задачей защиты своих границ не только в детском возрасте, но и в дальнейшем, в течение всей своей жизни, родителям очень важно научить ребенка, что

Защищать себя – хорошо! Отвечать, когда тебя обижают – правильно.

Как часто в песочнице мы слышим: «Дима, отдай машинку мальчику, пусть он поиграет! Не будь жадиной! Будь хорошим! Уступи!»

Нет сомнений, что постепенно Дима научится «быть хорошим». «Быть хорошим» для него – это значит нужно терпеть, молчать, «нельзя защищать свое», «нельзя защищать себя». Ах, как нам хочется, чтобы потом ребенок делал совсем наоборот!

«Зачем ты стукнул Мишу? Не смей драться! Не распускай руки!» – учат родители своего малыша при первых же попытках постоять за себя. Потому что взрослые точно знают – «драться – не хорошо».

При этом мы, взрослые, забываем, что ребенок живет «здесь и сейчас», его реакция – непосредственна и незамедлительна («забрал машинку – получи сдачу немедленно»). Под влиянием взрослых, со временем у ребенка формируется внутренний запрет на непосредственное проявление своих эмоций, особенно агрессивных, ведь они – «нехорошие». И ребенок становится не в состоянии ответить обидчику. Да и вообще, как можно защищаться, если нельзя даже разозлиться?

Ребенок в силах постоять за себя сам!

Конечно, первая реакция мамы, когда обижают ее любимое чадо – спасти его от агрессивных, невоспитанных детей. И мама «вступает в бой»: «Вася, если ты еще раз обидишь моего Петеньку, я тебя ……! Петенька, пойдем отсюда, это плохой мальчик! Погуляем в другом месте, с хорошими детьми».

Таким образом, именно мы, родители, не даем возможности своему ребенку самому научиться решать конфликты. Малыш привыкает к тому, что рядом есть защитник. В итоге ребенок просто не умеет бороться. Не научился. И зачем ему это, если мама (бабушка, няня) постоянно наготове? К сожалению, мы не сможем ему обеспечить свою защиту всегда и везде.

Если у ребенка не получилось защитить себя – родители не осудят его. Он всегда может рассчитывать на их помощь.

Когда ребенок раз за разом не может дать сдачи, выходит из конфликта побежденным, родители очень расстраиваются, и даже порой (от собственного бессилия) – злятся. «Трус! Слюнтяй! Что это за мужчина, который не может подраться?» – слышит ребенок, и особенно часто – сын от отца.

И малыш зажимается, он изо-всех сил старается, чтобы никто не узнал о его «позоре». Страх быть отверженным родителями все увеличивается и увеличивается. К кому пойти, кто поддержит? Ребенок остается один на один со своими переживаниями, со своей бедой. Без поддержки, в одиночку не каждый взрослый найдет в себе силы бороться. А малыш – тем более.

Итак, как же все-таки научить ребенка давать отпор?

Научите ребенка, что он имеет полное право защищать свое. «Ты можешь не давать свои игрушки, ведь они – твои». Вы можете предложить малышу поделиться игрушками с другими детьми, организовать для них совместную игру, объяснить, как это интересно – играть всем вместе. Но не требуйте от ребенка, чтобы он хотел отдать свое сам.

Обсудите с ребенком, как еще можно дать сдачи. Фантазируйте, разыгрывайте сценки, как можно ответить обидчику, и не только с помощью силы. Чем больше у ребенка будет вариантов поведения, тем более вероятно, что один из них он использует в следующий раз.

Дайте ребенку возможность самостоятельно общаться с другими детьми. При этом будьте всегда рядом, не уходите далеко. Малыши еще плохо умеют разбираться сами, поэтому при необходимости подскажите, как можно разрешить разногласие мирным путем.

Читать еще:  Ребенок очень нервный и раздражительный. Лечение нервного тика

Детям постарше можно попробовать вариант словесного отпора. Научите ребенка уверенно говорить «не трогай меня!». Уверенность в себе очень важна. К уверенному в себе человеку не так просто подойти, чтобы ударить или обидеть.

Обсуждайте с ребенком случившееся. Постарайтесь подробно разобрать с ним ситуацию, в которой его обижали. Многократное обсуждение, прояснение ситуации снижает эмоциональную окраску события. Кроме того в такие моменты укрепляется контакт с ребенком, формируются доверительные отношения с ним. Ваше принятие и понимание, Ваша поддержка придаст ему уверенности в себе.

Проанализируйте свою родительскую позицию по отношению к ребенку. Доминирующая позиция взрослых может привести к тому, что ребенок не будет чувствовать себя сильным, смелым, уверенным в себе, и в результате – не сможет ответить тому, кто его обижает.

Формируйте у ребенка самостоятельность и высокую самооценку. Чаще говорите, какой он у вас взрослый, какой сильный. Показывайте ребенку, что вы доверяете ему, видите в нем человека, способного решать свои проблемы самостоятельно, при этом вы всегда готовы помочь ему.

Занятия в любых спортивных секциях, в том числе и занятия боевыми искусствами, в первую очередь полезны для здоровья ребенка, для развития его силы и ловкости. Кроме того занятия в таких секциях способствуют повышению у ребенка самооценки и уверенности в себе.

Родительская поддержка очень важна для ребенка. Главное, чтобы он знал – вы всегда поймете и поможете ему.

Совет 1: Как научить ребёнка давать сдачи

  • Как научить ребёнка давать сдачи
  • Как научить ребенка постоять за себя
  • Как научить ребенка защищаться

И в заключение еще несколько советов:
– Не внушайте, что драка – однозначно плохое явление. Ребенку не хочется быть плохим, а значит в драке он всегда будет проигрывать;

– Не контролируйте его полностью. Если вы будете все конфликты решать за него, то он так и не научится постоять за себя;

– Дайте ребенку возможность общаться со многими детьми. Находясь в разных детских коллективах, он быстрее научится разрешать конфликты;

– Воспитывайте в ребенке уверенность в себе, чаще хвалите, относитесь к нему как к взрослому;

– Разыгрывайте с ним сценки, в которых участвуют разные конфликтующие стороны;

– Учите его защищать более слабых. Часто храбрость появляется именно в борьбе за кого-то, а не за себя;

– Помогите ему освоить некоторые методы самообороны, а помогут вам в этом детские спортивные секции.

Совет 2 : Как научить ребенка не бояться врачей?

Совет 3 : Как игра учит детей защищаться

  • Как научить ребенка защищаться

Совет 4 : Как реагировать на проблемы и неудачи ребенка в школе

Содержание статьи

В любом случае для ребенка мама и папа – это главный авторитет и конечная инстанция.

За все, что происходит с ребенком до совершеннолетия, ответственность несут родители. Поэтому очень важно, чтобы до попадания в детский коллектив он умел правильно общаться, владел языком общения и понимал, что можно допускать в своем поведении, а что – нельзя. Приведу пример: ученики младшей и средней школы часто затевают на переменах игры, которые могут быть опасны как для них, так и для окружающих. И если в ходе такой игры они на бегу сталкиваются с другим ребенком, то это может закончиться травмой. После чего последует вызов родителей в школу (хорошо, если не в суд). Учитель в такой ситуации может только сделать замечание. А все ли дети приучены на замечания реагировать? При этом ребенок может искренне не понимать, что виноват. И во тут-то очень важно, чтобы родители представили себе ситуацию целиком, а не бросались сразу защищать чадо во что бы то ни стало.

Совет 1: при возникновении конфликтной ситуации не идите на конфликт сами. Сначала выслушайте своего ребенка, затем учителя. Постарайтесь понять, в чем вина вашего чада, а в чем – другой стороны. Если вопрос сложный, не пренебрегайте консультацией юриста и других специалистов. И ни в коем случае не устраивайте показательные воспитательные действия для своего ребенка в присутствии посторонних. Даже, если вы убедились, что ребенок виноват, единственное, что уместно – это сказать:”Все понятно. Мы поговорим дома.” И дома именно поговорить и ничего больше.

Если ребенок испытывает трудности в обучении

Очень смешно выглядит, когда родители, которые в школе учились средне, требуют, чтобы дети приносили в дневнике высокие оценки. Но даже если вы сами закончили школу с золотой медалью, это не значит, что ваши способности передались вашему чаду. Генетика – дама не очень предсказуемая. Чтобы избежать напряжения в семье из-за плохих результатов детей в школе, нужно совсем немного. Позвольте детям больше заниматься любимыми предметами, даже если это физкультура или технология. По этим предметам тоже проводятся олимпиады и можно достичь высоких результатов. А по нелюбимым предметам надо договориться, что оценки будут не ниже, чем 3.

Основной принцип в отношении плохих оценок: получил 2 – сразу же закрой более высокой оценкой. Хорошо, когда родители помнят школьную программу и могут сами помочь ребенку разобраться с домашним заданием. Неплохо, если в семье есть лишние деньги, чтобы обратиться за консультацией к специалисту (постоянный репетитор не всем требуется). Но если нет ни того, ни другого? Тогда нужно придерживаться простого правила при проверке домашнего задания: сначала ребенок должен выучить и рассказать правила (они есть практически во всех учебниках), потом с помощью правил выполняется письменное задание. При выполнении домашнего задания по устным предметам важно готовить пересказ поэтапно: сначала выучить главное (даты, этапы, определения), затем примеры (действия, опыты, характеристики).

Совет 2: чтобы правильно помогать ребенку при выполнении домашних заданий, попросите учителя дать свои рекомендации по этапам подготовки. Таким образом, вы узнаете каковы предъявляемые требования.

Читать еще:  После выкидыша нет. Восстановление после выкидыша: пошаговая инструкция. Что делать после выкидыша

Если у ребенка трудности в общении с другими детьми

Детское сообщество, если оно не контролируется взрослыми, – это очень жесткая среда, в которой регулярно происходят конфликтные ситуации. Особенно это касается мальчиков. Поэтому при поступлении в школу и дальше регулярно с ребенком нужно разговаривать обо всех возникающих проблемах, чтобы держать руку на пульсе. К сожалению, очень часто приходится сталкиваться с ситуацией, когда дети даже в старшем подростковом возрасте не знают о юридических последствиях своих действий. Например, не все понимают, что нецензурная брань в школе – это административное правонарушение, за которым может последовать штраф, а рукоприкладство в ответ на оскорбление – это еще более тяжкое правонарушение. В конечном итоге за все опять приходится отвечать родителям.

Совет 3:если вашего ребенка обидели в школе, не пытайтесь сами выяснять отношения с обидчиком. Обязательно свяжитесь с учителем и потребуйте приглашения на трехстороннюю беседу его родителей. Если это не дало результата, вы имеете полное право обратиться в правоохранительные органы.

Как научить ребенка защищать себя

Родители, которым неоднократно приходилось видеть синяки и ссадины на теле своего ребенка, задумываются, как научить его постоять за себя. Психологи рекомендуют предоставить малышу относительную свободу действий. Собственная практика и личный опыт общения со сверстниками помогут выработать и освоить эффективные навыки самозащиты.

Причины конфликтов и способы их разрешения

Миролюбивые, спокойные дети чаще других становятся жертвами агрессивного поведения сверстников, что заставляет родителей задуматься, как научить ребенка давать сдачи. Обычно конфликты происходят на почве несовпадения личных интересов. Причиной детской ссоры или драки могут стать обидные слова, игрушки или место на спортивных и развлекательных сооружениях, установленных на детской площадке.

Развитие коммуникативной компетентности детей предполагает возможность самостоятельно делать выбор – уступить обидчикам или активно противостоять им. Однако участие родителей в конфликте не ограничивается ролью наблюдателей. Чтобы научить защищать себя, нужно психологически подготовить ребенка к подобным ситуациям и объяснить, как вести себя в зависимости от обстоятельств.

Можно приучить малыша сразу бежать жаловаться старшим или сходу наносить оскорбителю удары. Если вы хотите вырастить драчуна или ябеду, этими наставлениями можно ограничиться, не пытаясь разобраться в причинах создавшегося положения, не стремясь углубляться во внутренний мир малыша, испытывающего трудности. Однако, оценив перспективы и заботясь о будущем незрелой личности, стоит научить ребенка стоять за себя, как того требуют его права.

Первое, на что стоит обратить его внимание – ни один человек не вправе обижать другого. Психологи рекомендуют родителям, которые хотят научить сына или дочь постоять за себя, акцентировать внимание малышей на таких способах решения конфликтов, как коммуникация и договор. Профессионалы считают, что договориться с противной стороной возможно всегда. Причем в данной ситуации дети с малых лет учатся искусству дипломатии и «бескровному» урегулированию споров.

Чтобы научить мальчика или девочку постоять за себя, важно подробно разобрать с ними все вероятные спорные моменты и объяснить, как лучше реагировать в каждой конкретной ситуации. Сила правильно примененного слова или быстрые ноги, если придется убегать – достойная альтернатива открытой физической расправе. Навыки переговорщика прививаются при помощи рассказов о похожих реальных ситуациях из прошлого родителей, родственников, знакомых.

Прежде чем выбирать тактику действий, стоит подумать, нужно ли научить ребенка не бояться драться, если любое физическое столкновение чревато такими последствиями, как телесные и психические травмы. Постоять за себя можно другими способами, к примеру, научить девочку или мальчика, как реагировать на обидные слова, провокации, другие проявления нетерпимости и агрессии со стороны окружающих.

Почему дети не могут защищаться

Родители, которые ищут ответы на вопрос, как научить ребенка защищать себя в садике или школе, не задумываются о причинах его неудач в разрешении спорных ситуаций. Часто именно близкие родственники малыша провоцируют его неспособность постоять за себя в детском саду или школе, развивая у него такие свойства характера, как страх перед наказанием, неуверенность в себе, нерешительность. Основные причины неспособности противостоять обидчикам:

  • Отношение в семье. Обычно причиной нерешительности и неуверенности в своих силах является строгое воспитание. Когда малыша наказывают часто и без веских оснований, он становится робким, замкнутым и молчаливым.
  • Гиперопека со стороны родителей. Некоторые мамы сразу бегут к малышу, если он оступился и упал на асфальте, отвоевывают ему место в общественном транспорте, носят вместо него школьный портфель и стараются всячески оградить его от физических нагрузок. В этом случае у него формируется представление о себе, как о слабом и беззащитном человеке, неспособном справиться с нападками одноклассников. Он даже не пытается противостоять обидчикам, потому что заранее уверен, что проиграет.
  • Комплексы и навязанные родителями необъективные оценки его личности. Если ребенок с радостью делится игрушками с другими воспитанниками детского сада, это не значит, что он мягкотелый и не может за себя постоять. Ошибочное поведение родителей сводится к акцентированию внимания на несуществующей проблеме. Зачем навязывать малышу комплекс неполноценности, утверждая, что его друзья из детского сада пользуются его добротой и унижают его. Привлечение внимания к конфликтной ситуации в этом случае лишь спровоцирует острую, болезненную реакцию малыша.

Важно понимать, что в детском коллективе обычное дело толкать друг друга, не принимать в игру или забирать понравившиеся игрушки. Если малыш будет проще относиться к подобным мелочам, ему не придется испытывать неприятные чувства собственной ущербности и дефективности. Мелкие обиды в этом возрасте забываются особенно быстро. Адекватная реакция на эгоистичное поведение сверстников позволит избежать психологической травмы и ее последствий.

Способы самозащиты

Если ребенок боится дать сдачи, это не самая плохая характеристика его личности. Возможно, он мягкий и добрый по природе и ему претит сама мысль о физическом насилии. Родителям стоит задуматься, нужно ли настойчиво «делать» из тихони монстра, который впоследствии может вести себя неадекватно и непредсказуемо.

Читать еще:  Чем выражается страсть. Нашим Страстям присущи такая несправедливость и такое корыстолюбие, что доверять им опасно и следует их остерегаться даже тогда, когда они кажутся вполне разумными. Вы точно поймете, что это любовь, если

Избегать конфликтов – не значит быть слабым. Скорее умение выпутываться из сложных ситуаций при помощи риторических навыков, а не кулаков, присуще мудрым людям. Умение налаживать коммуникативные контакты в сложных условиях неоднократно пригодится в будущем. Чему нужно научить малыша:

  1. Признавать ошибки, отвечать за свои поступки. Даже взрослые не всегда готовы признавать совершенные ошибки. Ложь и попытки переложить вину за содеянное на другого часто являются результатом неправильного воспитания. Если ребенка наказывают за малейшую провинность, он боится ответственности и старается избежать ее любыми способами. Психологи советуют не наказывать детей слишком строго. Малышу нужно объяснять последствия его действий, чтобы он сам не захотел в дальнейшем совершать проступки. Если ребенок научится брать на себя ответственность, он будет уверенней чувствовать себя в конфликтной ситуации.
  2. Не реагировать на обидные замечания в свой адрес. Детям свойственно давать друг другу прозвища. Большинство из них звучат обидно и насмешливо. Объясните ребенку, что вас и ваших знакомых тоже дразнили в детстве, что никак не отразилось на ваших дальнейших успехах в жизни. Расскажите малышу, что обидчики специально норовят задеть его, чтобы вызвать соответствующую реакцию. Если не реагировать на обидные замечания, преследователям скоро надоест бессмысленное, нерезультативное надоедание, и они отстанут, переключив внимание на новую жертву. Если словесные оскорбления унижают достоинство ребенка, в конфликт придется вмешаться родителям.
  3. Уметь твердо отказывать. Добрые и отзывчивые дети часто идут навстречу пожеланиям окружающих, и многие пользуются подобным простодушием в корыстных целях. Ребенок позволяет манипулировать собой, когда боится, что в случае отказа с ним не будут играть и дружить другие. Важно объяснить малышу, что настоящая дружба строится на других принципах. Если другие дети общаются с ребенком исключительно на условиях, что он исполняет все их желания, они не являются его друзьями. Поговорите с малышом, выясните, какие дети пытались наладить с ним контакт, не предъявляя никаких требований, и посоветуйте присмотреться к ним, как к возможным новым друзьям. Тем, кто пытается шантажировать и использовать, нужно давать твердый отпор.

Первым делом нужно научить ребенка не тому, как не бояться дать сдачи, а тому, как не допускать возникновения ситуаций, когда приходится драться. Человек, который привык все вопросы решать ударом кулака по носу, не будет пользоваться любовью и авторитетом среди сверстников. Его будут бояться, и не будут обижать, но дружить и играть с ним захочет далеко не каждый.

Воспитатели наказывают забияк чаще других, что может негативно отразиться на характере ребенка – он может озлобиться и ожесточиться. Физическое насилие допустимо, когда нет другого выбора, даже возможности убежать. Ребенку нужно прививать умение оценивать ситуацию и делать выводы – когда нужно ударить, а когда лучше попытаться объяснить свое мнение и позицию.

Иногда, чтобы прекратить физические толчки и словесные выпады в свой адрес, достаточно сказать: «Мне не нравится, когда ты так поступаешь, пожалуйста, не делай так больше». Что нужно сделать, чтобы укрепить положение ребенка в любом коллективе (детский сад, школа, двор):

  1. Защищать малыша. Маленьким детям сложно защищаться самостоятельно, особенно в случаях, когда им приходится противостоять старшим и сильным противникам. Если вы заметили, что ребенка обижают на детской площадке, стоит вмешаться. Это не значит, что нужно бросаться на обидчика с кулаками, подавая негативный пример детской аудитории и провоцируя серьезные разбирательства с его родителями. Убеждение словом гораздо эффективнее в случаях, когда права вашего ребенка нарушены.
  2. Выявить роль ребенка в конфликтных ситуациях. Если он постоянно жалуется на преследование со стороны сверстников, возможно, он сам является провокатором ссор. Спокойно разговаривая с малышом, нужно выяснить, что привело к развитию конфликта. Если ребенок задирает других, выказывает по отношению к ним агрессию или пренебрежение, это может провоцировать ответные действия со стороны окружающих. В этом случае нужно объяснить, что виновником столкновения является он сам и, чтобы избежать подобных стычек в дальнейшем, нужно изменить поведение.
  3. Помочь найти друзей. Чтобы добиться положительного результата в этом деле, можно применять разные способы. Устройте детскую вечеринку (праздник) с вкусным угощеньем, веселыми развлечениями, забавными конкурсами и призами. Устроение подобных мероприятий поднимет авторитет вашего малыша в детском коллективе, многие дети захотят дружить с ним и ему останется только выбирать друзей по душе. В качестве альтернативы ребенка можно записать в спортивную секцию, театральный кружок, любой детский клуб, члены которого связаны общими интересами. Дружба чаще возникает именно на почве общих увлечений, поэтому у вашего ребенка появится возможность расширить круг приятного общения.
  4. Любить и заботиться о нем. Если ребенок чувствует родительскую любовь и внимание к своим проблемам, он с готовностью делится мыслями, чувствами и переживаниями. Он не станет скрывать сложности, возникающие в коллективе, и с вашей помощью легко найдет выход из сложной ситуации.
  5. Извлечь из агрессивной среды. В случае, когда все методы защиты оказались неэффективными, стоит рассмотреть возможность перевода ребенка в другую группу или класс.

У посещения спортивной секции есть другие преимущества кроме увеличения числа потенциальных друзей. Регулярные физические нагрузки укрепят тело и дух малыша. Ребенок станет физически сильным, обретет уверенность в себе, научится давать отпор обидчикам, как во дворе, так и в школе.

Научить ребенка постоять за себя – одна из главных задач любящих родителей. В этом вопросе важно выбирать методы и средства, которые помогут малышу стать достойной личностью, порядочным человеком и добиваться успехов в жизни в будущем.

Источники:

http://www.b17.ru/article/rebjenok_ne_dajet_sdachi/
http://www.kakprosto.ru/kak-33406-kak-nauchit-rebyonka-davat-sdachi
http://dom-isemya.ru/deti/vospitanie-i-obuchenie/kak-nauchit-rebenka-zashhishhat-sebja/

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: