Когда ребенок боится чужих людей. Что делать, чтобы малыш перестал бояться сверстников. Заменить отрицательный опыт на положительный

Содержание

Как помочь ребенку преодолеть страх быть высмеянным сверстниками

Часто родители полагают, что самый эффективный способ помочь ребенку, который боится насмешек со стороны сверстников – это сделать так, чтобы ребенок не общался больше с теми детьми, которые над ним издевались. Например, вам может показаться, что стоит перевести сына или дочку в другую школу, как все проблемы окажутся волшебным образом разрешены.

К сожалению, как показывает опыт, такое «волшебное средство» далеко не всегда оказывается действенным. Более того, очень часто в новом классе отношения ребенка начинают разворачиваться по уже слишком хорошо знакомому вам сценарию. И что же дальше? Снова менять школу? А ведь смена школы – это в любом случае стресс для ребенка, особенно тревожного, который обычно отличается высокой чувствительностью и плохо переносит перемены в жизни.

Если не помочь ребенку в чем-то изменить свое поведение и свое отношение к окружающим людям, переход в другой коллектив оказывается, как минимум, бесполезным. Дело в том, что здесь начинает действовать принцип так называемого «самореализующегося пророчества». Давайте разберемся в том, что это такое. Представьте себя на месте ребенка (да и взрослого человека тоже), который боится, что окружающие непременно будут плохо к нему относиться, дразнить и высмеивать. Понятно, что такой человек будет крайне болезненно реагировать на любые, абсолютно безобидные проявления окружающих. Самая невинная шутка вызывает реакцию «меня хотели обидеть», случайное столкновение в коридоре – «меня специально ударили», заинтересованные вопросы о прошлой школе – «они наверняка знают, что там у меня было, и спрашивают специально, чтобы задеть». Как нетрудно догадаться, подобные объяснения (как говорят психологи, интерпретации) поведения других провоцируют излишне резкие, эмоциональные реакции, что, в конечном итоге, действительно вызовет негативное отношение окружающих.

Поэтому, даже если вы считаете, что перевести ребенка в другую школу – единственный выход из сложившейся ситуации (а иногда это действительно бывает целесообразно), необходимо все-таки помочь ему справиться со своими страхами, чтобы ребенок перестал провоцировать других людей на насмешки своим поведением.

Абсолютно точно не нужно пытаться самим «разобраться» с обидчиками собственного чада (если, конечно, речь не идет о серьезной угрозе физической расправы над вашим ребенком). Это приведет только к тому, что его положение в группе ухудшится: дети очень не любят тех, кто постоянно прячется за «мамину юбку», ябедничает родителям или учителям. Ребенок должен научиться сам решать свои проблемы в межличностных отношениях, другое дело, что часто ему в этом необходимы поддержка взрослых.

Попробуйте рассказать ребенку о своем опыте. Практически у всех нас бывали в жизни периоды, когда мы, пусть хотя бы и недолго, побывали в серенькой шкурке эдакого «козлика отпущения». Поделитесь с ребенком своими воспоминаниями. Расскажите, что вас тоже это мучило, что вам было страшно, обидно и противно. Не забудьте рассказать и о том, как удалось выйти из этой ситуации, победить свой страх. Такого рода рассказ может очень сильно поддержать вашего ребенка. «Как, если мою маму, такую красивую и умную, тоже дразнили в классе «очкариком», а потом она стала капитаном сборной школы по баскетболу, то я тоже как-нибудь все это переживу».

Очень часто этот страх существует вместе с другими чувствами: гневом, обидой, раздражением и т.д.. Поэтому нам, взрослым, нужно попытаться помочь ребенку выразить эти чувства в безопасной форме, «выпустить пар». Это значительно облегчает ситуацию. И именно тогда ребенку становится легче следовать советам, которые часто дают в подобных ситуациях взрослые: «Они тебя дразнят, а ты не обращай внимания, тогда им станет неинтересно, и они от тебя отстанут». Это очень хороший совет. Действительно, дразнить интересно, только если «жертва» краснеет, сердится, плачет или еще как-то реагирует на «доставания» обидчиков. Проблема здесь только одна. Пробовали ли вы когда-нибудь «не обращать внимания» на то, что буквально выводит из себя, страшно задевает или обижает? В том-то и дело: эмоции очень плохо поддаются нашему сознательному управлению, невозможно просто приказать себе не обижаться и не злиться. То же самое происходит с нашими детьми: их обижают, а они обижаются, даже если прекрасно понимают, что этим только раззадоривают обидчиков.

Можно предложить ребенку нарисовать портреты обидчиков, а потом разорвать на мелкие кусочки. Также бывает полезно потоптать кусочки рисунка, еще и ругаясь при этом на обидчиков. Можно сделать с ребенком упражнение «И-а», которое связано с традициями восточных единоборств, а не с именем известного героя сказки про Вини-Пуха. Положите на стол (желательно крепкий) побольше подушек. Пусть ребенок встанет перед столом. На слог «и» необходимо поднять руку и сделать глубокий вдох, а затем резко выдохнуть и с криком «а» ударить рукой по подушкам. Очень важно, чтобы ребенок кричал не на связках, звук должен рождаться ниже, в животе, идти из глубины тела.

Есть еще одна хорошая игра, помогающая безопасно разряжать агрессию. Она называется «Два медведя». Встаньте вместе с ребенком на четвереньки, лицом друг к другу. Упритесь друг в друга местами, где шея переходит в плечо. Начните толкать друг друга, сопровождая эти замечательные движения утробным рычанием. Естественно, ребенок должен затолкать, победить «большого медведя», который в знак поражения поворачивается на спину, кверху «лапами». Только следите за тем, чтобы победа не далась вашему «медвежонку» слишком легко, тогда упражнение будет не таким полезным.

Очень хороший результаты можно получить, если помочь ребенку выйти из позиции жертвы. Например, вы можете сказать ему следующее: «Представь себе, что ты проводишь эксперимент над детьми в своем классе. Заведи особый блокнот и отмечай, кто и сколько раз обзовет тебя в течение дня, записывай также и свою реакцию на каждую насмешку. Потом можно будет посмотреть, от чего зависят их обзывания. Может быть, это связано с днями недели? В четверг они обзываются больше, чем в понедельник?». Наш опыт показывает, что такой прием дает очень неплохой эффект. Ребенок начинает чувствовать себя не беззащитной жертвой, а этаким экспериментатором, с карандашом и блокнотом в руках склонившимся над банкой с пауками. Естественно, что такое изменение внутренней позиции обязательно приведет и к изменениям в поведении ребенка, а это уже сделает приставания к нему далеко не такими интересными для окружающих.

Также можно предложить ребенку придумать как можно больше способов реагирования на ситуацию обзывания. Ребенок может называть абсолютно способы, даже самые фантастические (например, позвать на помощь инопланетян). Главное, чтобы способов было побольше. Это поможет вашему сыну или дочке справиться с ощущением беспомощности, очень часто проявляющимся вместе со страхом подвергнуться насмешкам.

Очень важно для ребенка, который боится насмешек со стороны сверстников, получить опыт позитивного общения с другими ребятами. Чаще всего этот опыт уже есть, просто ребенок может забывать о нем под влиянием сильных эмоциональных потрясений, связанных с насмешками в свой адрес. Напомните сыну или дочке о мальчике Васе, с которым он играет во дворе, или девочке Маше, с которой она ходит в музыкальную школу. Напомните, что Вася и Маша вовсе не смеются над вашим ребенком, а наоборот, хотят дружить, стремятся общаться. Если ребенок помнит об имеющихся друзьях (а эти воспоминания играют роль внутреннего ресурса, неприкосновенного запаса положительных эмоций) ему легче сносить неприятные моменты, случающиеся во взаимодействии со сверстниками.

Читать еще:  Фенечка из шерстяных ниток. Схемы для плетения фенечек. Идеи дополнительного декорирования

Еще одно направление помощи детям, переживающим страх быть высмеянными окружающими, – обучение их навыкам более эффективного общения. Иногда страх ребенка может быть вызван именно тем, что он просто недостаточно хорошо представляет себе, как строить отношения с другими людьми. В этом случае можно разбирать различные жизненные ситуации и обсуждать, как поступили их герои, почему они так сделали, к чему это привело, и как можно было бы сделать по-другому. Материалом для подобных обсуждений может быть все, что угодно – реальные ситуации из жизни знакомых, фильмы, книги и т.д.. Постепенно можно начать обсуждать и реальные ситуации из жизни ребенка. Здесь важно подвести ребенка к осознанию того, что то, как складываются его отношения с окружающими, – не только дело слепого случая или влияния качеств других людей, но и результат его собственных усилий. Очень важно, чтобы ваша дочка или сын научились принимать на себя ответственность за то, что происходит в их межличностных отношениях. Как показывают результаты исследований, высокая тревожность очень тесно связана с ощущением невозможности контролировать ситуацию, а когда ребенок видит, что от его действий хотя бы в какой-то степени зависит отношение окружающих, это значительно уменьшает тревогу и страхи.

Как мы уже выяснили с вами выше, страх быть высмеянным бывает связан и с самооценкой ребенка. Поэтому помогать освобождаться от этого страха значит повышать уверенность в себе. К сожалению, это далеко не такое простое дело, как иногда кажется взрослым. Если мы замечаем, что наш ребенок не уверен в себе, первое стремление, которое возникает, – почаще хвалить его или ее. Однако, как показывают наблюдения психологов, нередко похвалы действуют на неуверенного в себе ребенка парадоксальным образом: еще больше укрепляют эту заниженную самооценку. Услышав похвалу, неуверенный в себе ребенок думает: «Видимо, совсем плохи мои дела, если меня все время так хвалят». Что же делать? Все-таки хвалить, но только за какие-то конкретные достижения ребенка. То есть похвала «Ты у меня самая умная» окажет менее позитивное воздействие, чем «Ты очень здорово решила эту задачу по математике. Тебе потребовалось всего пять минут, чтобы найти ответ. И мне очень понравилось, как логично и последовательно ты рассуждала».

Для повышения самооценки ребенка можно использовать и ряд специальных упражнений и приемов, о которых мы уже говорили с вами при обсуждении других страхов.

Еще один важный вопрос, который стоит обсудить с ребенком, страдающим страхом быть высмеянным состоит в том, всегда ли стоит поступать так, чтобы тебя НЕ высмеяли, всегда ли стоит подчиняться большинству, делать как все. Это очень серьезный вопрос, имеющий отношение к очень серьезным проблемам. Как показывают результаты разнообразных исследований и опросов, очень многие младшие подростки начинают курить или пробуют алкоголь (а иногда и более серьезные психоактивные вещества) именно из-за такого «стадного» чувства, боязни, что в случае отказа тебя будут считать «слабаком», «маменькиным сынком» и т.д..

Для того, чтобы ребенку было легче справиться с подобными ситуациями в будущем, можно провести с ним специальную ролевую игру. Вы будете предлагать ему разные вещи, а он говорить «нет». Желательно отвечать «нет» весело, так называемым «легким тоном».

Можно обсудить и проиграть различные способы отказа. Например, такие:

  • «Заезженная пластинка». Ты повторяешь «нет» столько раз, сколько это потребуется («Пойдем, покурим» – «Нет, спасибо» – «Да, ладно, давай» – «Нет» – «Ты что, боишься?» – «Я уже сказал, что не буду курить» и т.д..).
  • Ответить «нет» и объяснить причину отказа («Пойдем попьем пива» – «Нет, мне не нравится его вкус»).
  • Ответить «нет» и предложить какую-то альтернативу («Давай покурим» – «У меня дома новый DVD с классным фильмом. Пойдем лучше его посмотрим).

Итак, чтобы помочь ребенку справиться со страхом быть высмеянным родителям не всегда следует:

  • переводить ребенка в другой класс или школу;
  • пытаться самим «разобраться» с обидчиками ребенка.

    Для того, чтобы ребенок смог преодолеть страх быть высмеянным:

  • расскажите ребенку о своем опыте переживания негативных отношений со сверстниками и о том, как вам удалось справиться с этими ситуациями;
  • помогите ребенку найти безопасные способы выражения гнева и злости на обидчиков;
  • обучайте ребенка общаться с другими людьми;
  • помогите ребенку выйти из позиции беспомощной «жертвы» чужих издевательств;
  • повышайте уверенность в себе и самооценку ребенка
    • обсудите с ребенком, в каких ситуациях лучше оказаться высмеянным, чем пойти на поводу у мнения большинства.

    Почему ребёнок боится чужих людей: советы родителям

    Страх — естественная эмоция, которая проявляется в зависимости от ситуации, в которую попал человек. Американские психологи выдвигают теорию, что новорождённый кроха не знает, как это бояться чего-либо. Только с возрастом, когда он начинает познавать окружающий мир, знакомиться с новыми предметами и явлениями, людьми, животными появляется ощущение опасности и страха. Одним из самых распространённых является проявление недоверия и боязни к чужим людям, чаще взрослым, чем детям. Иногда ситуация становится настолько серьёзной, что малыш начинает плакать при виде родных, например, папы или бабушки, дедушки. Специалисты уверяют родителей, что это возрастная особенность и со временем кроха её перерастёт. Но рекомендуют взрослым прислушаться к некоторым советам, чтобы легче и быстрее справиться с ситуацией.

    Проявление боязни чужих людей

    Каждый ребёнок — индивидуальная личность, поэтому и этапы развития малыши проходят по-разному. Ближе к году, месяцев с 7–8 у детей происходит большой скачок в психоэмоциональном плане. Именно в этом возрасте у ребёнка появляется настороженность к другим людям, помимо мамы и тех, кого он видит регулярно. Психологи объясняют, что ребёнок очень зависим от родителей, особенно от мамы. Он знает её голос, как она выглядит, умеет различить по запаху. Далее в списке родных людей стоит папа.

    Некоторые пары жалуются, что дети не воспринимают отца и не хотят идти на руки. Это связано с тем, что кроха не часто видит второго родителя. Например, мужчина много работает и не может уделить достаточно внимания ребёнку. А малыши очень быстро забывают не только события, но и лица. Именно поэтому младенец может настороженно относиться к папе. Стоит некоторое время чаще проводить с крохой: купать его, гулять, менять подгузник, переодевать и малыш привыкнет и перестанет бояться.

    Бабушек и дедушек, друзей семьи, крестных и других людей, которых ребёнок видит довольно часто, он не воспринимает как угрозу и спокойно относится к их присутствию. Но стоит сделать перерыв — он забудет их и в следующую встречу может отказаться идти на контакт.

    Малышу больше всего необходимо присутствие рядом мамы

    Медики объясняют родителям, что страх к чужим людям — самый первый, который испытывают младенцы. У каждого ребёнка он может проявляться в разном возрасте, но начинать опасаться других взрослых дети начинают с семи — одиннадцати месяцев. Такая ситуация может продолжаться до двухлетнего возраста.

    Таблица: причины появления страха в разном возрасте

    По мнению специалистов, дети чаще боятся мужчин, ведь женщины напоминают им маму. Особенно пугают крох мужчины с бородой и усами, они выглядят более устрашающе. Некоторые малыши некомфортно себя чувствуют в местах большого скопления людей: у них начинается паника и истерика. Это связано с тем, что дети инстинктивно чувствуют опасность, например, что люди заберут их от мамы.

    Отдельным пунктом психологи выделяют боязнь врачей. Этот страх нередко остаётся и у взрослых людей, например, паника во время визитов к стоматологу. Такие чувства у ребёнка возникают из-за того, что он опасается возможной боли, которую может почувствовать во время проведения процедуры.

    Чтобы избежать истерик в кабинете врача, родители должны подготовить кроху к приёму: терпеливо объяснять процесс проведения процедуры или осмотра и не кричать на ребёнка

    Что делать, чтобы ребёнок перестал бояться: советы психологов

    1. Быть спокойными. От родителей зависит многое. Например, они могут своим поведением ещё больше усугубить ситуацию, а могут сделать так, что кроха успокоится и начнёт воспринимать незнакомых взрослых нормально. Специалисты настаивают, что не нужно нервничать и переживать в присутствии малыша. С рождения у младенца и матери сильная эмоциональная связь, поэтому если женщина будет спокойна, те же эмоции будет испытывать и ребёнок. В любой ситуации стоит держать себя в руках и не паниковать, чтобы не давать повода крохе расплакаться ещё больше.
    2. Знакомить малыша с чужими взрослыми постепенно. Конечно, маме тоже нужно свободное время, у неё могут быть дела. И не всегда получается оставить кроху с папой или бабушкой. Например, сегодня очень популярны няни. Но главная ошибка родителей — в первый же день знакомства оставить кроху с незнакомым человеком и уйти. Это слишком большой стресс для младенца, поэтому необходимо в течение нескольких дней настраивать ребёнка и знакомить его с новыми людьми.
    Читать еще:  Идеи на Бэби Шауэр (Baby Shower). Бэби шауэр по-нашему – что это, идеи декора, фото

    Когда мама подходит к незнакомцу и общается с ним, малыш замечает, что самый родной человек никуда не уходит, спокоен и вежлив. Постепенно он начинает присматриваться к взрослому, проявлять доверие, а затем и спокойно общается с ним. Главное в этом вопросе — не спешить.

  • Не заставлять ребёнка. Даже самые маленькие дети по-разному относятся к людям. С одними они идут на контакт практически сразу, а к другим относятся настороженно или начинают плакать и бояться. Задача родителей не форсировать события. Не стоит заставлять кроху подходить к незнакомому человеку и общаться с ним. Особенно если ребёнок плачет, нельзя отдавать его в руки другому взрослому. Так можно ещё больше усугубить ситуацию и кроха станет паниковать при виде других людей.
  • Показывать, что общение не страшно на своём примере. Отличный вариант, держать кроху на руках у мамы, при этом общаясь с незнакомым малышу взрослым. Ребёнок чувствует себя в безопасности рядом с родителем и видит, что мама улыбается, смеётся и спокойно себя ведёт с чужим человеком. Такое поведение самого родного человека своеобразный сигнал, что бояться нечего и можно расслабиться и присмотреться к новому другу.
  • Пересмотреть своё поведение. Нередко причиной появления боязни становится гиперопека: мама не доверяет своего кроху никому, даже папе, бабушке или дедушке. Она находится с ребёнком двадцать четыре часа в сутки, не разрешает другим детям или взрослым взять малыша на руки и поиграть с ним. Из-за этого у младенца формируется искажённая модель восприятия окружающих: он думает, что они враги, которые могут забрать его у мамы. Психологи утверждают, что крохе необходима социализация, поэтому общение с людьми крайне важно.
  • Придерживайтесь режима. Дети чувствуют себя спокойно, когда всё идёт по плану, так, как они привыкли. Поэтому в период знакомства с другими взрослыми не стоит кардинально менять установленный распорядок дня, питания и прогулок. Любая перемена — стресс для крохи, который может негативно отразиться в момент нового общения.
  • Не ругать и не стыдить ребёнка. Это одно из главных правил, ведь для малыша важна поддержка и понимание родителей. Стоит быть терпеливыми и не обзывать кроху, не называть его трусом и плаксой. Наоборот, нужно поддержать его, попытаться объяснить, что бояться нечего и мама всегда рядом, готова помощь и не дать в обиду своего сына или дочь.
  • Проиграть ситуацию на примере. Можно рассказывать ребёнку истории из своей жизни о том, как мама или папа боялись, а потом перебороли страх и все прошло хорошо. Если такого не было на самом деле, можно и придумать рассказ. Главное — донести смысл до малыша. А также психологи рекомендуют ролевые игры в качестве средства в борьбе со страхом. На куклах или других игрушках можно показать, как герои начинают общаться с новыми знакомыми и не боятся их.
  • Психологи категорически запрещают ругать детей: это не приведёт к положительным результатам, а только ухудшит ситуацию

    Родителям на заметку: чего не нужно делать, чтобы не вызвать у ребёнка ещё больший страх

    Иногда мама или папа сами виноваты с том, что малыш никак не может справиться с боязнью и не хочет идти на контакт с незнакомыми людьми. Поэтому специалисты обращают внимание на некоторые моменты, которых необходимо избегать:

    • как только кроха начинает плакать, мама сразу уходит подальше от незнакомого для малыша человека и больше не подходит к нему. Это неправильный подход, так ребёнок не привыкнет к тому, что нужно общаться с другими взрослыми, а будет думать, что стоит ему заплакать и внимание матери снова полностью сконцентрировано на нём;
    • родители начинают сами нервничать: такое часто бывает, когда к малышу подходит другой человек. Тон мамы меняется, она заметно нервничает и эти эмоции ощущает ребёнок. На подсознательном уровне кроха улавливает связь: чужой человек — опасность, а потом проявляется страх перед всеми незнакомыми людьми;
    • мама и папа заставляют малыша общаться с чужими несмотря на слезы и нежелание с его стороны. Такие кардинальные методы не принесут желаемого результата, а только станут причиной психологической травмы у малыша;
    • наказывают ребёнка за нежелание общаться со взрослыми. Этого категорически нельзя делать, чтобы не усугубить ситуацию и не дать перерасти небольшому страху в фобию.

    Ещё одной ошибкой родителей становится полное отрицание проблемы. Многие мамы и папы уверены, что в постоянных истериках нет ничего страшного, однако это неверное утверждение. Да, проявления страха — это нормально, но и оно бывает разным. Например, когда кроха на улице бежит к родителям при виде незнакомца — это норма, а вот ужас, паника, сильнейшие истерики при выходе на улицу, где ходят другие люди — это повод обратиться за помощью к психологу.

    Специалисты обращают внимание на то, что полное отсутствие страха у ребёнка до двух лет также не считается нормой. Например, если малыш в возрасте 1–2 лет спокойно идёт к незнакомцу, начинает общаться с ним и может даже уйти за чужим мужчиной или женщиной, не обращая внимания на родителей и не проявляя настороженности и опасения, стоит проконсультироваться с неврологом и психологом.

    Видео: как бороться с детскими страхами

    Отзывы: мнение и опыт родителей

    У нас ещё хуже было. Юля могла целый день просидеть одна у себя в комнате, когда у нас гости, ни с кем не общаясь. А если с ней пытались заговорить — игнорировала. После 3.5 прошло.

    сигизмундовна

    https://deti.mail.ru/forum/nashi_deti/ot_dvuh_do_chetyrjoh/rebenok_boitsja_chuzhih_ljudej/

    Я бы сказала, это очень здоровая реакция. Ребёнок, который позволяет другим людям трогать себя, как и когда им это вздумается, в психологическом плане не совсем зрелый. Девочка все равно ещё не до конца понимает, для чего нужен врач и почему он дотрагивается до её тела. Ребёнок и не должен допускать каждого встречного в зону личного пространства. Это вы знаете, с какой целью врач все это делает, а она нет.

    Муми-Мама

    https://deti.mail.ru/forum/nashi_deti/ot_dvuh_do_chetyrjoh/rebenok_boitsja_chuzhih_ljudej/

    Мы столкнулись с данной проблемой в 1 год, Ксюша даже с детьми не хотела общаться, боялась врачей очень сильно, закатывала истерики. Записали в школу раннего развития, стало лучше, затем пошли в садик, стало ещё лучше.Сейчас , после просмотра мультфильма про Айболита мы практически перестали бояться врачей, каждый раз говорим что идём к Айболиту. Сейчас дочке 2 года 9 месяцев.

    Любимка

    https://deti.mail.ru/forum/nashi_deti/ot_dvuh_do_chetyrjoh/rebenok_boitsja_chuzhih_ljudej/

    Здравствуйте! Нашей Ксюше уже 4,5 года. Ходит в садик. «Дикость» прошла только к 2,5 годам. Я поняла только одно: ребёнок страдает от этого больше чем Вы. Поддерживайте его, иначе он думает что его не любят! На народ вокруг наплевать, пусть реагируют как хотят. Не заостряйте на ребёнке внимания, и других предупредите пусть ведут себя так, как будто ребёнка нет с вами. Это Ксюшу успокаивало. Не давите на него. Понаблюдайте к чему ребёнок проявляет интерес и присоединяйтесь сами к игре. Ксюша наша растёт ОЧЕНЬ общительной. Разговаривать начала в 2,5 предложениями. Теперь просим помолчать

    Anna Koos (Антонова)

    https://deti.mail.ru/forum/nashi_deti/ot_dvuh_do_chetyrjoh/rebenok_boitsja_chuzhih_ljudej/?page=2

    На протяжении первого года таких «кризисов» может быть несколько. Начинается всё приблизительно с 3–4 месяцев, когда малыш начинает различать своих и чужих. Потом в 7–8 месяцев начинает понимать, что такое расстояние, и боится, что мама может уйти и оставить его. А ближе к году понимает, что мама и он — разделимы, что тоже может сопровождаться капризным, тревожным поведением. Для всех этих периодов рецепт один — будьте рядом с малышом. это не капризы, а действительно важная стадия развития. Носите на ручках, будьте в поле зрения, отвечайте на его страх — ласковым словом, жестом, поцелуем. Наградой вам будет доверие и улыбка со стороны вашего малыша — что может быть лучше для мамы.

    Wispa

    http://www.komarovskiy.net/forum/viewtopic.php?t=6114&start=60

    Проявление страха перед чужими людьми — нормальное явление. В возрасте с семи месяцев это один из главных показателей нормального психоэмоционального развития ребёнка, которое означает, что малыш начал различать своих родных людей и незнакомых. Боязнь обусловлена чувством опасности, что мама может уйти и оставить его с незнакомцем. Родители в состоянии помочь малышу преодолеть боязнь и научить контактировать со взрослыми людьми. Нужно придерживаться советов специалистов и запастись терпением, чтобы ребёнок не чувствовал осуждения и недовольства мамы и папы. Для детей очень важна поддержка и понимание.

    Читать еще:  Типы проявления любви. Противоречивый характер любви и формы его проявления

    Что делать если ребёнок боится сверстников

    Иногда ребёнок избегает контактов с другими детьми, в психологии это называется «боязнь чужих». Такое может случиться в любом возрасте, начиная с 8–9 месяцев, и причин тому множество. Как избавить малыша от проблемы и нормализовать его общение со сверстниками, чтобы он перестал их бояться?

    Почему ребёнок в возрасте года и старше может испугаться других детей

    Причин, по которым ребёнок может бояться сверстников немало:

    • обидели на площадке;
    • ударили;
    • страх перед неконтролируемыми действиями к себе от других;
    • неумение взаимодействовать с детьми и находить выход из конфликтных ситуаций;
    • чрезмерная опека взрослых.

    Необходимо определить, действительно ли ребёнок боится сверстников или избегает контактов по причине застенчивости

    Но говоря о страхе перед другими детьми, нужно обращать внимание на темперамент и характер ребёнка. Возможно, ваш малыш очень застенчив, поэтому и избегает контактов со сверстниками. В этом случае он скорее предпочтёт общение с кем-то одним хорошо ему знакомым, а не с большой шумной компанией. Но если кроха начинает плакать, переходит на крик или говорит, что боится, стоит задуматься. Понаблюдайте за его поведением, чтобы выявить причину проблемы.

    Определить боящегося ребёнка обычно не составляет труда, если учесть напряжённость и беспокойство в поведении, избегание источника угрозы и положительный ответ на вопрос о наличии страха.

    Энциклопедия практической психологии «Психологос»

    http://lib.komarovskiy.net/rabota-so-straxami-u-detej.html

    Что делать, чтобы малыш перестал бояться сверстников

    Страх перед сверстниками очень сильно влияет на ребёнка. Побороть его можно разными способами. Но прежде всего необходимо определить ситуацию, выявить негативный опыт в детском садике, школе или любом другом коллективе, который повлиял на формирование поведения малыша.

    Как играть на площадке где много детей, чтобы побороть страх

    В более младшем возрасте (приблизительно с двух лет) родителям нужно помогать своему ребёнку бороться со страхом начиная с малого:

    • придя на площадку, попросите кроху поздороваться с детьми, обратите его внимание на тех, кого он видел ранее;
    • в процессе игры распределяйте роли: один копает, а другой отвозит машинку с песком;
    • не позволяйте другим обижать своего карапуза, от игр у него должны остаться только положительные эмоции, и ему нужно быть уверенным, что в случае чего мама с папой всегда его защитят;
    • для того чтобы малыш получал удовольствие от игры на площадке, в игровых центрах и детском саде, научите его делится, ждать своей очереди и обмениваться игрушками, покажите ему это своим примером.

    У двухлетних детей появляется потребность в общении, которая поможет справиться с проблемой. Возрастающий интерес к сверстнику, в конце концов, победит страх.

    Сейчас существует очень много детских центров для развития детей, где они учатся играть и делать что-то вместе. Попробуйте записать ребёнка в группу, где не больше десяти человек его возраста, опытные педагоги также подскажут и помогут вам решить эту проблему.

    Коллективные занятия помогут перебороть страх, запишитесь в группы раннего развития

    Пример взрослых для трёхлетних малышей

    Есть определённые обстоятельства, способствующие появлению страхов. К ним относятся особенности семейного воспитания, когда родители слишком опекают или, наоборот, практически не обращают внимания на ребёнка по причине постоянной занятости или нежелании его приласкать.

    Если кроха постоянно находится в окружении мамы или бабушки, он чувствует, что ему больше никто не нужен. Чрезмерная забота может навредить, ведь птенца необходимо понемногу отпускать из гнезда и из-под тёплого крыла, где он не останется на всю жизнь. Дайте вашему чаду больше свободы — пусть самостоятельно выберет, какие игрушки брать в песочницу и на какую площадку пойти. Вселяйте в малыша чувство уверенности в себе, чтобы он вырос полноценной личностью.

    Одарите ребёнка теплом, заботой и любовью, ведь для малыша главное чувствовать вашу поддержку

    На страхи ребёнка зачастую влияют слова и поступки взрослых. Например, когда мама или бабушка говорит о том, что опасается собак, болезней, катастроф, то будет не удивительно, если малыш через какое-то время тоже начнёт разговаривать на эти темы и точно так же бояться. Следите за своими словами и поступками, ведь они сильно отражаются на восприятии мира вашим чадом.

    В возрасте до 3 лет, малыши чаще общаются со взрослыми, наблюдают за ними, учатся правилам поведения и следят за действиями с различными предметами. Всё, что происходит вокруг ребёнка он моментально «впитывает» это в себя как губка.

    Если проблема уже появилася, поговорите с ребёнком. Поддержите малыша, рассказывайте ему о том, чего вы сами когда-то боялись. В более затруднённых случая обратитесь за помощью к психологу, он поможет избавиться от страха перед детьми.

    Положительное влияние сказок

    Помочь в борьбе со страхами помогут сказки. Читая их, анализируйте с малышом описанные ситуации и поступки героев. Подробно разбирайте, чего боятся персонажи историй и как они преодолевают трудности. Это поможет малышу поверить в свои силы.

    Чтение и анализ сказок помогут ребёнку справиться со страхами

    Правильная модель поведения

    Заложите в ребёнке правильную модель поведения. Для этого необходимо развить общительность. Ходите на развивающие занятия, площадки, в гости, а также приглашайте друзей с детьми в свой дом. Важно научить кроху быть радушным и уважать порядок в чужой семье. Знакомьте его со сверстниками и показывайте, что это отличные ребята и не стоит их бояться. Убедите малыша, что с ним играть интересно и увлекательно, учите его стойкости в тех или иных ситуациях.

    Если человек с самого детства будет спокойным, уверенным и общительным, он легко войдёт в любой коллектив.

    Помогите вашему ребёнку сделать первый шаг навстречу крепкой дружбе

    Что не стоит делать, если есть страхи у ребёнка

    1. Не делайте акцент на существующей проблеме.
    2. Не произносите «диагноз» малыша вслух.
    3. Не обсуждайте сложившуюся ситуацию с другими, чтобы не травмировать ребёнка.
    4. Не заставляйте насильно с кем-то дружить, не навязывайте общение.
    5. Защитите дитя от обидных прозвищ и каких-либо ярлыков, ведь от них избавится довольно трудно.
    6. Отзывайтесь о других детях как добрых и милых.

    Что делать, когда ребёнок боится других детей: советы психолога — видео

    Советы психологов и мнение Комаровского

    Специалисты обращают внимание, что у мам и пап разный подход к детским страхам. Женщины реагируют более серьёзно на эту проблему, а мужчины проще: в одном случае они считают нужным поддержать малыша, а в другом — пристыдить. Именно поэтому психологам часто приходится работать именно с родителями (обычно матерями и бабушками), указывая на их ошибки в воспитании и поведении.

    Не приходится работать со страхами тем родителям, которые не имеют привычку учить детей боятся, и которые не подкрепляют трусливое поведение детей.

    Энциклопедия практической психологии «Психологос»

    http://lib.komarovskiy.net/rabota-so-straxami-u-detej.html

    Самый простой способ преодолеть боязнь — отвлечь ребёнка, переключить его внимание на второстепенную проблему. Попробуйте попросить малыша нарисовать свои страхи, проиграть ситуацию с родителями. Дети могут сами справиться с проблемой, важно подсказать им, как это сделать.

    Основной приём в работе со страхами у детей — это снятие у ребёнка страха перед страхом. … Формулировки: «Страх — это не страшно», «Бояться — нормально, боятся все, бояться не стыдно», «Страх нам помогает, страх заботится о нас», «Свой страх нужно принять» — все эти внешне разнообразные внушения имеют одну внутреннюю задачу: спокойное без страха отношение ребёнка к тем психофизиологическим процессам, которые принято называть страхом.

    Энциклопедия практической психологии «Психологос»

    http://lib.komarovskiy.net/rabota-so-straxami-u-detej.html

    Детские страхи — нормальное явление, но роль родителей очень важна в решении этой проблемы. Помогите ребёнку справиться, поддержите его, поговорите с ним и постарайтесь постепенно избавить от боязни. Окружите маленького человека теплом, заботой и любовью. Поработайте над собой, посмотрите на себя со стороны, ведь дети полностью копируют взрослых. Расскажите, как сами справляетесь со страхами. Если самостоятельно решить проблему не получается, обратитесь к детскому психологу.

    Источники:

    http://www.b17.ru/article/61104/
    http://moy-kroha.info/rebenok-boitsya-chuzhih-lyudey
    http://pediatriya.info/rebenok-boitsya-detey/

    Ссылка на основную публикацию
    Статьи на тему: