Возрастные кризисы у детей, кризисы возрастного развития детей. Кризисы детского развития: как пережить и что делать

Возрастные кризисы у детей

А результат таков, долгие годы не понятно казалось по какой причине, у меня были претензии к маме. Жила с раздражением и желанием противоречить ей по разным вопросам.

В возрасте 3-х лет проявляется негативизм, упрямство, обесценивание, строптивость, своеволие, протест-бунт, деспотизм. Я сейчас понимаю, что это мне в детстве не получилось реализовать, вот я взрослая это и стала маме демонстрировать. Хотя эти проявления были и раньше. Негатив, который я долгие годы сдерживала, влиял на мое настроение и на отношение в первую очередь с мамой и близкими. Благо, я стала психологом, разобралась с этим вопросом, коллеги помогли мне в этом. Сейчас сама помогаю справиться другим людям.

Сегодня тема нашего разговора – возрастные кризисы. Что же такое «кризис». Википедия отвечает – возрастные кризисы [греч. krisis — решение, поворотный пункт] — Резкий, крутой перелом в чём-н.

И так, появился человек, и его жизнь начинается с кризиса.

Самый первый кризис – это кризис новорождённого.

Жили мы себе жили у мамы в животике, а тут – раз и комфортные условия меняются на новые и что нас ждёт еще неизвестно.

Вот вам и кризис! Приходиться адаптироваться к новому и неизвестному. Счастье, если мама часто берёт ребёнка на ручки. А если нет?!

Предлагаю понятия «кризис» не бояться, так как сейчас знаем, что это резкий, крутой перелом в чём-нибудь. И значит не обязательно плохо и страшно, просто резко.

Вот мы подросли, встали на ноги, много чего умеем, знаем и нас ждёт кризис первого года.

Пора отделить младенчество от раннего детства. Ребёнок осознаёт, что он уже большой, даже начинает понимать, что он личность и узнавать себя в зеркале. Начинает проявлять упрямство, настырность, непослушание, требовать повышенное внимание, хочется самостоятельных действий. Появляется повышенная чувствительность к замечаниям – в ответ следуют обида, недовольство, агрессия.


Противоречивое поведение: малыш может попросить о помощи и тут же отказаться от неё. А всё дело в том, что родители не успели перестроиться за развитием ребёнка.

Взрослые стараются пресечь всякие безобразные проявления детей. Пресекая их самостоятельность, родители не дают им развиваться.

Это первые этапы взросления малыша. Позволяйте ребёнку изучать мир и проявлять самостоятельность. Тем более что его желания всё потрогать и достать имеет научное обоснование: оказывается, таким образом, дитя не просто развлекается, а развивает сенсомоторную активность и поисковую деятельность.

Вот и доросли до кризиса трех лет. Изменения личности ребёнка уже таковы, что с взрослыми он общается совсем иначе – чувствует себя сам взрослым. Да и как тут не чувствовать – ходить умеет уже давно, говорить умеет, сам ест, с друзьями общается. Пора отделяться от других людей, так как ребёнок уже понимает, что многое может, сравнивает себя с другими людьми и за ними стремится всё повторять.

Уважаемые родители, будьте осторожны – дети за вами все повторяют и сейчас вам нужно стать хорошим примером для них.

В этом возрасте появляются следующие черты: негативизм, упрямство, обесценивание, строптивость, своеволие, протест-бунт, деспотизм. Эти характеристики описал Л.С. Выготский. Он считал, что возникновению подобных реакций способствует зарождение потребности в уважении и признании.

Если вы вдруг осознаете, что кризис 3-х лет, это про вас. То рекомендую простое упражнение – слушайте себя и свои желания. Чаще спрашивайте: «Что я хочу?» и делайте это для себя.

Незаметно дети выросли и опять кризис.

«Да, сколько же их может быть! От кризиса трех лет еще не отошли, а тут и кризис семи лет подоспел!».

Здесь уже со всем всё по – взрослому. В этом возрасте человек осуществляет переход к новой социальной ситуации, и отношения здесь строятся совсем по – новому. Ребёнку необходимо вступить в отношения с людьми, осуществляющими новую для него, обязательную, общественно необходимую и общественно полезную деятельность.

Детский сад позади, ребенок стремится в школу, но не все готовы к учёбе.

Здесь нужна и усидчивость и внимание, дисциплина. Ребёнок даже не знает, сколько его всего ждёт. Хорошо, если дома его поддерживают и все члены семьи привыкли читать, развиваться, а если нет? Тогда ребёнок может себя почувствовать изгоем. Ведь дома только он учится, а все остальные в свободное время смотрят телевизор. Родители на него покрикивают и требуют выполнение домашнего задания, требуют хороших оценок. Вот вам и конфликт, вот вам и кризис. Наша задача взрослых поддержать детей в этот период.

В этом возрасте появляется самосознание ребёнка, происходит личностное развитие. Это, как ни странно является причинами кризиса семи лет.

Сейчас человек уже начнёт переживать в момент своих желаний, задумываться: «Делать или нет, какие последствия это повлечет за собой?»

В этом возрасте появляются тайны от взрослых. Помните, как мы скрывали плохие поступки и оценки от родителей? И еще мы считали себя взрослыми и часто умничали. И ещё, стыдно показать, что тебе больно, и это дети сейчас скрывают. Труднее общаться с взрослыми и многие дети замыкаются и становятся неуправляемыми.

Самое сложное для родителей определять необходимую меру самостоятельности для детей во время этих возрастных кризисов.

Если взрослые начнут в этот период жестко ограничивать попытки ребёнка познать мир, грубо нарушать его личные границы, то есть опасность, что вырастет нерешительный, неинициативный и застенчивый человек, который будет избегать ответственности за свои поступки. Учитесь с детьми говорить, общаться, находить компромиссы. Сейчас я вижу плюсы и минусы в воспитании своих детей, и это помогает мне во время консультаций детско-родительских отношений.

Читать еще:  Ребенок 4 лет заикается что делать. Что делать, если ребенок начал заикаться

Вот и доросли до самого сложного в жизни человека, хотя все остальные тоже не простые.

Подростковый кризис приходится на возраст 12–14 лет. По продолжительности он больше, чем все другие кризисные периоды. Л.И. Божович считает, что это связано с более быстрым темпом физического и умственного развития подростов, приводящим к образованию потребностей, которые не могут быть удовлетворены в силу недостаточной социальной зрелости школьников. Эрик Эриксон, автор эго-теории личности, называет возраст 12-18 лет наиболее уязвимым для стрессовых ситуаций и для возникновения кризисных состояний. Перед юношами и девушками становится выбор – профессии, идентификации себя в какой-то социальной группе. Из-за гормональных «качелей» и других физиологических изменений в организме молодые люди постоянно испытывают зашкаливающие эмоции, когда настроение изменяется по сто раз в день.

В этом возрасте родители особенно начинают контролировать детей. Ссоры, конфликты возникают все чаще. И это мешает человеку узнать себя и свои потребности лучше. В эти годы подростки все чаще задумываются о будущем, которое не понятно видится и в придачу навязывается взрослыми.

Я помню себя в эти годы. Первое мое образование – железнодорожный техникум. Решила там учиться, так как отправились подруги, которые тоже не знали кем они хотят быть. Мама предлагала идти в пединститут, но я это даже не стала рассматривать, лишь бы с ней не соглашаться. Все тот же не прожитый мной кризис трёх лет и «помог». Но позже жизнь повернулась так, что я работала в учреждении дополнительного образования педагогом.

В эти годы дети остро волнуются о своей внешности, часто сравнивают себя с моделями на глянцевых журналах.

Дорогие родители, вы помните, как мы с вами в этом возрасте нуждались в поддержке родителей? Но не все мы, к сожалению ее получали. Так давайте сейчас дадим ее своим детям, которые так нуждаются в этом. Не будем осуждать их, требовать, чтобы они стали лучше. Послушаем, что они нам хотят сказать, а может они просто хотят помолчать. Помогите им пережить этот сложный период. Примите их чувства, страхи, переживания, при этом, не требуя ответа на вопросы: «Что с тобой? Расскажи мне. Я же вижу, что с тобой не все в порядке». Постарайтесь быть с ними рядом и если нужно выслушать, защитить их. Следует строить отношения с подростком на основе доверия, уважения, по-дружески.

Предлагаю вам сейчас осознать какой из кризисов вы сами лично не прожили, и чем вы можете помочь своим детям. Буду признательна вам за ваши комментарии и размышления, нам вместе во всем разобраться будет легче.

Делитесь своим мнением!

Что вы думаете по этому поводу?

Хотите научиться управлять своими отношениями самостоятельно?

Как пережить кризисы у детей полутора, 3 лет и старше?

У каждого ребенка случаются кризисы, в период которых он отстраняется от родителей, замыкается в себе и становится слишком эмоциональным.

Кризисы у детей по годам можно преодолеть, если прислушаться к советам психологов.

Зная определенные правила, родитель сможет найти общий язык с ребенком и предотвратит конфликты.

Что делать, если ребенок не слушается? Советы психологов подскажут вам!

Психология и понятие

Кризисный возраст — что это такое?

Кризисом детского возраста называют переходный период между возрастными этапами.

Происходит это при завершении определенных стадий развития. Возникает это явление из-за физиологических и психологических перестроек.

Как проявиться кризис, зависит от темперамента, характера, социальных отношений ребенка. Если в одном случае его проявление сильное, малыш стал нервным, то в другом его можно практически не заметить.

Психологи говорят о том, что в такие периоды даже самые спокойные дети становятся очень нервными, раздражительными и даже агрессивными. На привычные слова и фразы они реагируют эмоционально, пытаются доказать свою правоту.

Дети младшего возраста при этом плачут, топают ножками, бросают игрушки и ложатся на пол в истерике. Чадо старшего возраста обычно спорит с родителями, провоцирует конфликт, не пытается найти компромисс.

По мнению специалистов, таких явлений не избежать. Они важны для развития ребенка, формирования его психики и социальных отношений.

Длительность кризисов обычно не превышает нескольких месяцев, но под воздействием негативных факторов, определенных обстоятельств продолжительность увеличивается.

Признаки детского кризиса и как его пережить

Для каждого возраста характерны определенные признаки кризиса. Чтобы справиться с этим непростым периодом, необходимо прислушаться к психологам.

Первого года жизни

Кризис 1 года характеризуется несколькими признаками, которые родитель должен знать. Рассмотрим таблицу:

Дети в этом возрасте становятся очень обидчивыми, сильно расстраиваются, если на них кричит мама и за что-то ругает. Нужно быть ласковее, обнимать малыша во время истерик, ведь физический контакт для него важен: он чувствует тепло матери и успокаивается.

Если ребенок стал проявлять самостоятельность, не нужно ее запрещать.

Например: он хочет сам есть ложкой, берет ее в руку, надо разрешить ему попробовать кушать самостоятельно. Это благотворно скажется на его развитии.

Кроме того, надо стать для него другом: вместе играть, смотреть мультфильмы. Совместное времяпрепровождение и внимание родителей подарит чаду чувство защищенности. Он поймет, что его любят и ценят, тогда кризис получится преодолеть легче и быстрее.

Полутора лет

Распознать этот период в данном возрасте несложно. Появляются следующие признаки:

    Необъяснимое поведение. Дети могут сначала обнять близкого человека, а затем ударить его, либо внезапно выбросить на пол любимую игрушку.

Такие действия объясняются перестройкой работы нервной системы, взрослением.

  • Всегда рядом с мамой. Дети повсюду следуют за матерью, куда бы она не пошла и плачут, если вдруг мама отправилась по своим делам.
  • Упрямство. Ребенок начинает проявлять упрямство и нежелание следовать мнению родителей. Например: чадо может снять надетую на него рубашку и взять в руки другую, показывая, что ему нравится другая одежда. Бывают случаи отказа кушать определенную пищу: он выплевывает еду, плачет.

  • Познание мира. Малыш пытается изучить этот мир, не прибегая к помощи родителей: пытается выбраться из кроватки, убегает от мамы, делает все то, что ему запрещено. Если мама сказала не трогать определенные вещи, то он обязательно захочет к ним подойти и плачет, если эту вещь у него отобрали.
  • Читать еще:  Оригами деда мороза пошаговая инструкция. Конспект непосредственно образовательной деятельности по конструированию «Дед Мороз» (техника оригами). Ход непосредственно образовательной деятельности

    Причиной таких действий является интеллектуальное развитие ребенка. У него проявляется сильное желание познать мир, потрогать окружающие его вещи, но при этом проявляется детская капризность и стремление привлечь внимание родителей к себе, словно показывая, чему он научился, что он нашел.

    В этот период нельзя проявлять негативные эмоции и кричать на детей. Стоит позволить им быть более самостоятельными.

    Мама должна наблюдать со стороны за действиями малыша, но не контролировать каждый шаг. Он будет рад, если его станут воспринимать, как равного, будут с ним играть.

    В два года

    В два года чадо еще сильнее проявляет свою самостоятельность.

    Появляются короткие слова и фразы, которые малыш использует для того, чтобы проявить независимость.

    Большинство детей в этом возрасте говорят: “не хочу”, “не буду”, “нет”, “я сам”. Они пытаются сделать все самостоятельно, помочь родителям и считают, что знают все лучше взрослых.

    Капризы появляются тогда, когда им что-то запрещают сделать. Тогда появляется плач, чадо стучит ножками о пол, чтобы ему позволили выполнить задуманное.

    Особенно нравится ему на все вопросы старших отвечать “нет”. Это становится новой игрушкой, поэтому к таким ответам нельзя относится серьезно.

    Нужно только набраться терпения и не ругать ребенка, пытаясь объяснить, что это не всегда уместный ответ.

    Причинами такого поведения становятся первые проявления черт индивидуальности. Чадо постепенно начинает осознавать самого себя, формируются определенные предпочтения, закладывается модель поведения.

    Психологи рекомендуют находить общий язык с детьми, пытаться вести себя по-дружески. Запреты должны разъяснятся, произносится спокойно, поскольку строгость воспримется, как приказ.

    В три года ребенок становится еще самостоятельнее: пытается доказать взрослым, что является равным им, многое умеет делать сам.

    Основными признаками кризиса трех лет являются:

    1. Негативизм. Дети перестают слушаться родителей, отказывают на каждую просьбу: не хотят идти домой, хотя на прогулке уже устали, отказываются от еды, хотя давно проголодались. Им просто не хочется соглашаться в чем-либо с родными.
    2. Строптивость. Он перестает слушать кого-либо, делает вид, что обращаются не к нему, может убежать на прогулке, внезапно устроить беспорядок в комнате, разбросав игрушки.
    3. Деспотизм. Малыш идет на все, чтобы все в семье слушались только его: может забрать игрушки сестры, стукнуть кого-то из родителей, если они не дают осуществить желаемое. Ему кажется, что он главный и все должны ему подчиняться.
    4. Своеволие. Трехлетние дети делают все, чтобы походить на взрослых: пытаются включить электрические приборы сами, переходят дорогу, не держа маму за руку. В самый неожиданный момент они могут убежать, а на прогулке стараются не замечать присутствия взрослых.

    В этот период важно объяснить, что нельзя делать, какие действия категорически запрещены. Говорить надо строго и предупреждать о наказаниях.

    Кризис этого возраста кардинально отличается от того, что было в прошлом.

    Чадо уже не закатывает истерики, не станет плакать в общественном месте и стучать ножками.

    Перестройка организма проявляется по-другому:

    1. Резкое изменение поведения. Оно кардинально меняется: вместо рассказов всех секретов появляется скрытность, вместо послушания возникает грубость.
    2. Формирование страхов. Именно в этом возрасте начинают появляться страхи. Кто-то признается, что боится насекомых, а кто-то темноты.
    3. Нет интереса к игре. То, что нравилось раньше, теперь не вызывает интереса. Любимая кукла или машина могут лежать на полках шкафа, чадо к ним так и не подойдет.

    Дети начинают грубить взрослым, становятся невыносимыми в общении.

    Но даже в этом случае грубить и кричать не надо, следует наказывать их, говорить максимально серьезно и строго, чтобы они понимали, что за проступки нужно отвечать.

    Появляется, когда ребенок понимает, что скоро отправится в школу и у него появятся новые обязанности, друзья, нужно будет принимать многие решения самостоятельно.

    Он понимает, что взрослеет, но к новым обязанностям еще не привык.

    Взрослость граничит с ребячеством, что сказывается на поведении негативно: ребенок может капризничать, становится неусидчивым, передразнивает взрослых.

    Возможны вспышки гнева, раздражительность, рассеянность, что сказывается на успеваемости в школе плохо: ребенок получается низкие отметки, боится сказать о них родителям, становится скрытным.

    В этот период ребенок теряет наивность и доверчивость. Он становится взрослее, появляются действия и фразы, которые свойственны для взрослого человека.

    Ему кажется, что он может ошибиться в важных делах, теряется самовлюбленность и самоуверенность, может появиться недовольство собственным обликом. Малыш может отказаться надевать ту или иную одежду, дольше собирается в школу, подолгу выбирает, что надеть.

    Может появиться критика к себе, окружающим и даже учителям.

    Это выражается недовольством общения, частыми конфликтами.

    Неадекватное поведение со вспышками гнева и склонностью к дракам нарастает.

    Очень важно близким сразу решать такие проблемы, больше говорить с чадом и объяснять ему, что он будет наказан. Хорошее поведение, наоборот, должно поощряться.

    Мнение доктора Комаровского

    Доктор Комаровский говорит о том, что ребенку нужно давать возможность быть самостоятельным, нельзя ущемлять его права, свободу и контролировать каждый шаг.

    Важно быть рядом, но как наставник или друг, а не враг или деспот. За проступки его не ругают, а строго с ним разговаривают, давая понять, что именно сделано неправильно, как себя вести правильно.

    Нельзя навязывать свое мнение, особенно если идет вопрос выбора одежды, игрушки.

    Следует с ним максимально часто советоваться, чтобы он смог выразить свое мнение.

    Необходимо установить контакт с чадом, стать друзьями, чтобы он мог доверять близким людям.

    У детей случаются кризисы, которые проявляются в каждом возрасте по-разному. Изучив их признаки, прислушавшись к советам психологов, преодолеть эти периоды станет значительно легче.

    Кризисы детского возраста. Советы психолога:

    Как пережить кризисы детского возраста?

    В жизни каждой семьи возникают периоды, когда ребёнок вдруг резко меняется, буквально «отбивается от рук», доставляя родителям немало хлопот и проблем. Однако очень часто родители даже не подозревают о том, что подобное поведение их чада нормально и обусловлено возрастным кризисом. Редакция ДЕТСКИЙВОПРОС.РФ собрала для вас информацию об основных возрастных кризисах ребенка.

    Читать еще:  Истинная красота цитаты. Цитаты и высказывания о молодости и красоте

    Психологи утверждают, что возрастной кризис ― это переломные точки на кривой развития человека, отделяющие один возраст от другого. На самом деле, любой человек постоянно переживает кризисы. И это абсолютно нормально. Первый кризис происходит в 1 год, второй — в 3 года, третий — в 7 лет. Следующий кризис, весьма сложный, растянут по времени от 10 до 18 лет. За ним следует кризис 21 года, кризис 32 лет, кризис «среднего возраста» — с 38 до 42 лет, и кризис, наступающий после 50.

    Необходимо сразу отметить: время наступления возрастных кризисов условно, их нельзя чётко градуировать. Кризисы могут наступить раньше или позже: они связаны с физиологией человека, с его гормональной перестройкой. И происходят кризисы в прямой связи с развитием человека, пугаться их не стоит. Давайте разберёмся в особенностях некоторых кризисов и рассмотрим кризисы детского развития.

    Кризис первого года жизни

    Первый кризис — это кризис первого года жизни ребёнка. С точки зрения родителей, самый приятный «переломный момент» в жизни ребёнка. Ребёнок начинает ходить, понимает некоторые слова и начинает говорить сам. Ребёнка очень интересует окружающий мир, его больше не нужно постоянно держать на руках, подносить к нему те или иные предметы, сейчас он сам готов знакомиться со всем окружающим.

    Рекомендации психолога: в это время ребёнку очень важна родительская реакция — как одобрительная, так и наоборот. Худшее, что могут позволить себе родители, — это равнодушие. Или же когда родители реагируют только на плохие поступки своего ребёнка. У их чада сразу вырабатывается стереотип: «На меня обращают внимание только тогда, когда я веду себя плохо, значит, чем хуже я себя веду, тем больше на меня будут обращать внимание».

    Кризис трёх лет

    Из милого ангелочка, которым только что был ваш ребёнок, он вдруг превращается в настоящего непоседу. Ребёнок учится манипулировать, всё время кричит, что то или иное действие будет выполнять «он сам». Второй способ манипулирования — капризы: ребёнок кусается, плачет, бросается на пол.

    Рекомендации психолога: для того чтобы этот кризис благополучно миновал, очень важно, чтобы к 3 годам ваш ребёнок уже начал хорошо говорить. Речь в данном случае для ребенка — это не только средство коммуникации, но и некая регуляторная функция поведения — «это можно, а это нет». Если ребёнок сможет понять, что именно значит слово «нет» и почему «этого делать нельзя», — кризис пройдёт быстрее. После «кризиса 3-х лет» у ребёнка наступает пора игр: через них он познаёт мир, взрослую жизнь. Важно, чтобы ребёнок умел играть, и научить его этому должны вы. И это не должны быть игры на компьютере!

    Кризис семи лет

    Ребёнок идёт в школу, а значит, получает больше свободы. За ним уже не следят круглые сутки взрослые, он приучается к самостоятельности, к ответственности, к самостоятельному решению своих проблем. Ребёнок всё больше времени проводит со своими сверстниками — и многое от них перенимает. А потому может начать хулиганить, но не со злости. Дети в этом возрасте не могут отвечать за свои поступки, не понимают их последствий, не понимают опасностей.

    Рекомендации психолога: очень важно, чтобы вы уделяли ребёнку как можно больше своего свободного от работы времени: вместе гуляли, проверяли домашние задания, общались с ребёнком, интересовались его успехами в школе.

    Подростковый период

    Самый сложный период в развитии человека — это подростковый возраст: ребёнок отдаляется от родителей, подвергает сомнению их авторитет. У него появляются новые объекты для подражания — сверстники, «звёзды» телевидения. Ребёнок-подросток по-новому видит свою жизнь, свои подростковые проблемы и пытается их решить так, как умеет. Это сложный возраст: с одной стороны, подростку нужны новые степени свободы, с другой — нельзя оставлять его наедине с собой.

    Рекомендации психолога: ребёнок должен сам внутренне пройти через свои ошибки, осознать их, ведь это непременное условие на пути к взрослой жизни. Ребёнок проходит через этот кризис, как бы перешагивая со ступеньки на ступеньку. В конце концов, этот растянутый по времени кризис даёт подростку понимание того, кем он хочет быть в этой жизни. И речь тут идёт не о будущей специальности, а о личности в глобальном плане и её месте в жизни человечества. И именно вы, родители, должны показать ему, насколько богат этот мир. Помните, ведь вы сами когда-то были такими. И все возникающие перед ребёнком проблемы стоит решать вместе с ребёнком, тем не менее предоставляя ему свободу выбора.

    Общие рекомендации психолога родителям для преодоления кризисов детского возраста:

    – Понять ребёнка и осознать его неповторимость и уникальность.

    – Не превращать всю жизнь ребёнка в способ удовлетворения своих высоких родительских амбиций.

    – Создать условия для «поощрения» умственных и поведенческих проявлений ребёнка.

    – Не проецировать на ребёнка собственные увлечения и интересы.

    – Не перегружать ребёнка.

    – Учить ребёнка терпению и поощрять за все старания.

    – Тактично, деликатно помогать ребёнку во всем.

    – Учить ребёнка не воспринимать любую неудачу как трагедию.

    – Стараться всеми способами уменьшить чрезмерную эмоциональную ранимость ребёнка.

    – Спокойно относиться к эмоциональным перепадам в настроении ребёнка.

    – Учить ребёнка владеть собственными эмоциями.

    – Не возвышать ребёнка над остальными членами семьи.

    – Учить ребёнка быть дружелюбным в коллективе.

    – Как можно больше уделять внимания физической активности ребёнка.

    – Следить за уровнем развития моторики и помогать осваивать различные физические навыки.

    – Понять, в чем суть проблемы вашего ребенка. С чем, например, могут быть связаны агрессия и неприятие себя. Что беспокоит ребёнка все время.

    – Суметь создать доброжелательную атмосферу по отношению к ребёнку, привлекая не только близких, но и воспитателей / педагогов ребёнка.

    – Считать себя самым счастливым из всех родителей в мире!

    Уважаемые родители, искренне желаем вам успехов в воспитании детей!

    Источники:

    http://www.b17.ru/article/122399/
    http://psyholic.ru/deti/krizis-3-let.html
    http://xn--b1addmfe5aaikeid.xn--p1ai/article/208-kak_perejit_krizisyi_detskogo_vozrasta

    Ссылка на основную публикацию
    Статьи на тему: